Должностная инструкция

Дата: 21.05.2016

		

Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный университет

Институт государства и права

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Д О К Л А Д

Должностная инструкция

Выполнил студент IV курса
дневного отделения гр. 1597

Лесовой Сергей Юрьевич

2002г.
Должностная инструкция – это правовой акт, издаваемый в целях
регламентации организационно-правового положения работника, его
обязанностей, прав и ответственности и обеспечивающий условия для его
эффективной работы.
Правовое положение работника организации регламентируется должностной
инструкцией, устанавливающей функции, права, обязанности и ответственность
должностных лиц. Унифицированная структура текста данного документа,
согласно ГСДОУ, включает следующие разделы:
1. Общие положения
Устанавливается сфера деятельности данного специалиста, порядок его
назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности
во время отсутствия, определяются квалификационные требования,
подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит. В
разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми
должен руководствоваться специалист в своей деятельности.
2. Функции
Определяются направления деятельности специалиста.
3. Должностные обязанности
Перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста;
указывается форма его участия в управленческом процессе — руководит,
утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет,
контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.
4. Права
Определяются права, предоставляемые специалисту для выполнения
возложенных на него функций и обязанностей.
5. Ответственность
Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и
некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и
неиспользование предоставленных ему прав.
В ГСДОУ рекомендовано включать в должностную инструкцию раздел «Оценка
работы», в котором должны быть перечислены критерии оценки качества работы
сотрудника.
При разработке должностных инструкций сотрудникам кадровых служб
следует учитывать наименования должностей, предусмотренных для этих служб
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов: директор по кадрам и быту, начальник отдела (управления
кадрами и трудовыми отношениями), специалист по кадрам, менеджер (в
подразделениях (службах) управления кадрами и трудовыми отношениями),
заведующий отделом по управлению кадрами и трудовыми отношениями, инженер
по подготовке кадров, инспектор по кадрам, табельщик.
Нормативной базой для разработки должностных инструкций является
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других
служащих, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37. Справочник
содержит квалификационные характеристики должностей служащих, являющиеся
нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций
работников.
В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей
служащих предназначены для применения в организациях и на предприятиях всех
форм собственности независимо от их ведомственной подчиненности. На основе
квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для
конкретных работников.
Каждая квалификационная характеристика, представленная в справочнике,
содержит три раздела: должностные обязанности работника, что он должен
знать, требования к квалификации работника. В Квалификационном справочнике
охарактеризованы следующие должности работников кадровых служб: заместитель
директора по управлению персоналом, менеджер по персоналу, начальник отдела
кадров, инженер по подготовке кадров, инспектор по кадрам, специалист по
кадрам, табельщик.
Должностные инструкции разрабатываются руководителями структурных
подразделений и ими подписываются. При отсутствии структурных подразделений
инструкция составляется специалистом, занимающим данную должность и им
подписывается. Должностные инструкции обязательно утверждаются, как
правило, первым руководителем организации.
Вопросы согласования текстов должностных инструкций и привлечения к
этому определенных должностных лиц решаются индивидуально в каждой
организации в зависимости от ее структуры, штатного состава и сложившихся
традиций. Например, во многих организациях тексты должностных инструкций
согласовывают с юрисконсультами.
Должностные инструкции доводятся до работников под расписку.
Для внесения в должностные инструкции изменений и дополнений издается
соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до
работников под расписку.
Приказ о внесении изменений издается при необходимости
перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях,
сокращении штатов и т.д.
Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново
утверждены в следующих случаях:
. при изменении наименования организации или структурного
подразделения;
. при изменении наименования должности;
. при изменении фамилии работника, замещающего данную должность
(например, при увольнении прежнего работника и замене его другим), если
инструкция, в виде исключения, была именной и содержала в заголовке к
тексту фамилию и инициалы работника.
Распределение должностных обязанностей между руководящими работниками
организации устанавливается распорядительным документом — приказом
директора.

Список литературы:

1. Должностные инструкции – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 128 с.
2. Павлюк Л.В., Киселева Т.И., Воробьев Н.И. Справочник по
делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере (7-е изд.).
– СПб.: «Издательский дом Герда», 2002, 288 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий