Основное звено системы общих судов

Дата: 21.05.2016

		

Тема: Основное звено системы
общих (гражданских) судов.

§1. Районный суд – основное звено общих (гражданских) судов.

В подсистеме общих (гражданских судов) районный суд является основным
звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по
осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им
выполняется.
Принципы организации райсуда определяются Конституцией РФ, законом о
судебной системе, законом о судоустройстве, законом о статусе судей и
другим законодательством.
Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющего
районного отделения, а кое-где (в Москве) – в недавно созданных
административных округах. В районе (городе) создается 1 суд, но возможно
создание одного суда на район и город или район и города, расположенные на
территории данного района.
Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других
факторов. Образование таких судов осуществляется местной администрацией по
представлению органа, выполняющего функцию организационного обеспечения
деятельности судов или по согласованию с ним.

§2. Этапы развития райсуда.

История нашего государства показала настоятельную необходимость в
судебных органах.
Еще в октябре-ноябре 1917 года народ сам стихийно начал создавать
судебные органы. Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц
и просто нескольких домов. Именно они явились прототипом основного звена
современной судебной системы – районных судов.

Декреты о суде.

Декрет №1, в статье 2 которой говорилось о создании местных судов.
Местные суды действовали в составе постоянного судьи и двух очередных
заседателей.
Декрет №1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным
делам ими могло быть назначено наказание не более 2-х лет лишения свободы,
а гражданские дела принимались к производству только по иску на сумму до 3
тыс.руб.
Декрет №2 изменил наименование судов местных. Они стали называться
местными народными судами.
Декрет №3 возлагал на местный суд рассмотрение всех уголовных дел за
исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасилованиях,
разбоях, бандитизме.
Положением о народном суде, принятым в ноябре 1918 г. учреждался
народный суд, действовавший на территории района
Такому суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела,
за исключением дел подсудных революционным трибуналам.
Положения о народном суде от 21 октября 1920 года внесли лишь
некоторые уточнения в организацию и деятельность народных судов.
Положение о судоустройстве РСФСР 1922 года окончательно установило
судебную систему РФ.
Активные попытки совершенствования районных судов начались в конце 80-
х гг.

§3. Полномочия районного суда.

Основные полномочия районного суда являются разбирательства
гражданских, уголовных и некоторых других дел по первой инстанции, то есть
принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в
соответствующих делах.
Но сравнительно недавно на него возложены некоторые функции по
проверке законности и обоснованности при определенных условиях своих
собственных решений по гражданским делам, а по закону о судебной системе он
должен начать осуществлять такую проверку приговоров и иных решений мировых
судей, которые станут реально функционировать после принятия закона о
мировых судьях.
Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к
примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягащающих вину лиц,
привлекаемых к ответственности, о похищениях людей и захвате заложниках,
участие в вооруженных формированиях.
Значительную часть всех дел и материалов составляют гражданские дела.

§4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей.

Судьи судов основного звена имеют право:
— требовать от отдельных должностных лиц и горожан исполнения распоряжений,
связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;
— вносить представление в государственную органы, общественные организации
и должностными лицами об устранении нарушителей закона или причин и
условий, способствовавших совершению правонарушений;
— затрагивать информацию от государственных и общественных органов научных
учреждений и информационных центров.

§5. Председатель (судья) народного суда.

В состав районного суда входят все судьи и народные заседатели данного
суда. В район с большим количеством населения и значительным объемом работы
в состав входят несколько судей и значительное число народных заседателей
(30-40:1). В малонаселенных районах с относительно небольшим объемом работы
суд может состоять из одного судьи и необходимого количества народных
заседателей (односоставные). Их насчитывается примерно 1/3 от общего
количества районных судов.

Председатель районного суда.
— руководит организацией работы в суде;
— председательствует в судебных заседаниях по рассмотрению дел по первой
инстанции и кассационной инстанции либо назначает для этого другого члена
суда;
— распространяет обязанности между своими замами;
— созывает заседания президиума, суда и председательствует на них при
рассмотрении дел в порядке надзора;
— вносит в президиум суда надзорные протесты;
— организует работы по обобщению и изучению судебной практики;
— утверждает планы работы суда;
— направляет местной администрации заявки на составление списков прис.
засед-й;
— организует работу с населением и рассматривает заявления и жалобы
граждан;
— контролирует финансовую отчетность суда;
— ведает кадровыми вопросами аппарата суда;
— организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда.

Ближайшими помощниками председателями суда общей юрисдикции среднего
звена являются его заместители, которые в свою очередь выполняют функции
председателей судебных коллегий, председательствуют на их заседаниях,
выполняют поручения председателя суда и иные функции.
В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя
суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя
председателя или одного из судей этого суда.
Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине
выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта
Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или
города.

§6. Организация работы в районном суде.

Правильная организация работы райсуда имеет большое значение для
обеспечения его успешной деятельности и возлагается на председателя суда.
Кроме него в этом участвуют все судии и иные работники суда.
Принципы распределения дел между судьями:
— функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья
рассматривает определенную категорию дел (гражданских дел, трудовые
споры, дела из семейных правоотношений и т.д.);
— территориальный принцип: каждый судья рассматривает все дела (все
категории дел), возникающие на закрепленной за ним территории;
— предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела
определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории;
— беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела,
заявление по которым поступили к нему во время осуществления им приема
населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение
председатель суда.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.
Планирование деятельности суда и отдельных судей предусматривает – ее
время выполнения работ с аппаратом суда, повышение правовых знаний народных
заседателей, изучение судебной практики и состояние занятости в районе,
время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения
судьями, время и место совещаний судей и т.п.
Прием населения, который ведется председателем, всеми судьями суда и
работниками аппарата в строго установленное время;
Обобщение судебной практики включающее ее сбор, изучение и
формулирование выводов;
Работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение
квалификации судей и работников аппарата.
Ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности
суда: рассмотрение различных категорий и дел, исполнительное производство и
т.п.
Ведение работ с законодательством включает ее отслежение изменений
законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых
актов и разъяснение судебной практики В/С РФ;
Делопроизводство, т.е. фиксирование движения дел, поступающих и
исходящих документов и т.п.

Непосредственное организационное технологическое обеспечение работы
суда осуществляет аппарат суда:
В состав аппарат суда входят:
— руководящие работники суда;
— администратор суда;
— консультанты;
— заведующий канцелярией;
— секретари суда;
— секретари судебных заседаний.

Правовые источники.

1. Закон о судебной системе.

Ст. 4. Суды в РФ.
1) Правосудие в РФ осуществляется судом и только судами, учрежденными в
соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным конституционным
законом. Создание чрезвычайных судов и судов не предусмотренных
настоящим федеральным конституционным законом, не допускается.
2) В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные суды и
мировые судьи субъектов РФ), составляющие судебную систему РФ.
3) К федеральным судам относятся: В/С РФ; В/С респ.; краев и обл/с, с/гор
федерального значения; с/автономных областей и автономных округов;
рай/с; военные и специализированные/с составляют систему федеральных
судов общей юрисдикции; ВАС РФ; фед. А.С. округов; АС субъектов РФ;
составляющие систему федер. А.С.
4) К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды
субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
субъектов РФ.

Ст. 21. Районный суд.
1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве
суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия,
предусмотренные федеральным конституционным законом.
2. Районный суд является непосредственно высшей по отношению к мировым
судьям, действительным на территории соответствующего судебного района.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда
устанавливаются федеральным конституционным законом

Ст. 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после
введения в действие настоящего федерального конституционного закона.
Районные (городские) суды, образованные до введения в действие
настоящего фед. конст. закона, считаются райсуды.

2. Закон о судоустройстве.

Ст. 25. Полномочия районного (городского) нарсуда.
1) Районный (городской) нарсуд рассматривает все гражданские и уголовные
дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.
2) В случаях, предусмотренных законодательными актами РСФСР, райнарсуд или
народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях.
3) Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, оказывает
правовую помощь товарищеским судам, а также осуществляет другие
полномочия представленные ему законодательством.

Ст. 26. Председатель районного (городского) нарсуда.
1) Председатель районного (городского) нарсуда:
— председательствует в судебных заседаниях: назначает народных судей в
качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие
обязанности между народными судьями;
— организует работу с нарзаседателями;
— ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и
рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
— руководит изучением и обобщением судебной практики ведением судебной
статистики; вносит представления в госорганы, общественные организации и
должностным лицам об устранении нарушении закона, причины условий,
способствующих совершению правонарушения;
— представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу;
— руководит работой аппарата суда;
— организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по
повышению правовых знаний народных заседателей;
— организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению
законодательства, оказание правовой помощи товарищеским судам;
— осуществляет другие полномочия, предоставляемые ему законодательством.

2. Если в районный (городской) нарсуд выбран 1 народный судья, он
осуществляет полномочия председателя рай (гор) нарсуда.

Ст. 28. Совет народных заседателей.
1) При районном (гор) суде образует совет народных заседателей.
2) Организация, задачи и порядок деятельности совета нарзаседателей
определяется положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета
РСФСР.

Закон о статусе судей.

Ст.2. Единство статуса судей.
1) Все судьи в РФ обладают единым статусом. Особенности правового положения
некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяется
федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными
законами, также законами субъектов РФ.
Особенности правового положения судей конституционного суда РФ
определяется федеральным конст. законом.
2) Судьям, в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности
судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются
квалифицированные классы. Присвоение судье квалифицированного класса не
означает изменения его статуса относительно других судей.

Ст. 10. Недопустимость вмешательства в деятельность судей.
1) Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия
преследуется по закону.
2) Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных
или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то
ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных
процессуальным законом.

Ст. 11. Срок полномочий судьи.
1) Полномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком кроме случаев,
предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
2) Мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на которых
распространяется их юрисдикция.
3) Судьи рай (гор) нарсудов, судьи военных судов гарнизонов (армии, флотов,
соединений) впервые назначаются сроком на 3 года, по истечении которого
они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Ст. 12. Несменность судьи.
Судья не сменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в
другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или
приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленному
настоящим законом.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий