Единственный
персонаж, в некоторой степени близкий Чацкому, это Софья Павловна Фамусова.
Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному
человеку…» В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь
от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье
довольно долго «не везло» в критике. Даже Пушкин считал этот образ
неудачей автора: «Софья начертана неясно…». И только Гончаров в
«Мильоне терзаний» в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству
этот персонаж и его роль в пьесе.
Cофья
лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она
так же как и ее антагонист Чацкий натура страстная, живущая сильным и
настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает
героиня, но знают зрители) это не делает ситуацию смешной, напротив,
углубляет ее драматизм. Софьей движет любовь. Это в ней самое главное, это формирует
линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда
нет избранника все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на
сцене, на самом же деле вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье
воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и
несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не
будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова
к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей
любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем
и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку Чацкому. Софья
настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от
отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее
возможности рассуждать: «Да что мне до кого? до них? до всей
вселенны?». Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво и
критически: «Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для
иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит… // Да эдакий ли ум
семейство осчастливит?« »Горе от ума«, »горе от любви»
Софьи заключается в том, что она выбрала и полюбила человека в ее представлении
замечательного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее
рассказах-характеристиках), не увидев при этом его истинного облика. Он подлец.
Это качество Молчалина Софья откроет в финале комедии. В финале же, когда она
становится невольной свидетельницей «ухаживания» Молчалина за Лизой,
когда «спала пелена», она поражена в самое сердце, она уничтожена
это один из самых драматических моментов всей пьесы.
Как
же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца,
бездушного карьериста Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о
безумии любящего ее человека? В «Горе от ума» есть исчерпывающее
определение женского образования той поры, данное Фамусовым:
Берем
же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб
наших дочерей всему учить, всему —
И
танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как
будто в жены их готовим скоморохам.
В
этой гневной реплике отчетливо сформулированы ответы на основные вопросы
воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее
современницы были необразованными: они знали не так уж мало. Дело в ином: вся
система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые
знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного
замужества. Софья свою жизнь строит по общепринятым образцам. С одной стороны,
ее воспитывают книги те самые французские романы, от которых «ей сна
нет». Она зачитывается сентиментальными историями неравной любви бедного и
безродного юноши и богатой, знатной девушки (или наоборот). Восхищается их
верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя чувства. Молчалин
в ее глазах похож на романтического героя:
Возьмет
он руку, к сердцу жмет,
Из
глубины души вздохнет,
Ни
слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука
с рукой, и глаз с меня не сводит.
Именно
так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. Вспомним, ведь и
пушкинская Татьяна Ларина «воображалась героиней своих возлюбленных
творцов» и на заре своей трагической любви к Онегину видела в избраннике
то Грандисона, то Ловласа! Но Софья не видит различия между романтическим
вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то
любит. Но ее избранник лишь «отбывает повинность»: «И вот
любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…». И не
подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, она так бы и осталась
уверенной в его добродетелях.
С
другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии c
общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что
мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой
старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье,
«у порога» светской карьеры. Вот Наталья Дмитриевна Горич молодая
дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные
ступени светской карьеры: помыкает супругом, руководит его мнениями и
«подстраивается» к суждениям света. А вот и те дамы, которые
формируют «мненье света»: княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна
Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы комическая
маска графини бабушки: «Когда-нибуть я с пала та в могилу». Это
несчастное существо, едва не рассыпающееся на ходу, непременный атрибут
бальной залы… Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который
стремится любая барышня и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских
гостиных, почтение окружающих и так до того момента, когда «с бала да в
могилу». И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин просто
идеал!
«Вы
помиритесь с ним, по размышленьи зрелом», презрительно бросает Софье
Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей скорее
всего окажется именно «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей».
Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная.
Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие вот почему
поистине драматичен образ главной героини «Горя от ума».
Лучший
анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье «Мильон
терзаний» он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и
слабость. И главное, оценил в ней все достоинства характера реалистического.
Одна характеристика заслуживает особого внимания: «Это смесь хороших
инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения,
путаница понятий, умственная и нравственная слепота все это не имеет в ней
характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. М. 1994