ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное
образовательное учреждение высшего профессионального образованияСеверо-Западный
Государственный Заочный Технический УниверситетИнститут
управления производственными и инновационными программамиКафедра
управления финансамиДисциплина:
Деньги, кредит, банкикурсовая
работана тему: «Особенности
современной антиинфляционной политики России»Санкт-Петербург
2009Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ1.1 Сущность инфляции, формы проявления и виды
1.2 Причины возникновения инфляции спроса и инфляции издержек
1.3 Социально-экономические последствия инфляции
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА2.1 Антиинфляционная стратегия государства и тактические
приемы антиинфляционной политики2.2 Классификация государственной антиинфляционной политики
3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
3.1 Анализ динамики показателей инфляции в1990 – 2009 гг
3.2 Особенности современной антиинфляционной стратегии РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире
существует не так много макроэкономических проблем, которые мы можем со всеми
основаниями назвать глобальными. Инфляция одна из них. Она существовала со
времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно
недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся
прогрессивная экономическая мысль человечества потратила немало усилий для
борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые
и более сложные ее формы.Исходя из выявленной
актуальности тематики, целью написания курсовой работы является сбор и анализ
теоретического материала по инфляции на протяжении с 1990г. по 2009г.Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность
инфляции; рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования;
обозначить особенности борьбы с инфляцией в России; определить перспективные
направления, развитие антиинфляционной политики для России.Объектом курсовой работы является
особенности антиинфляционной политики в России.Предметом курсовой работы
является инфляционное состояние России на протяжении с 1990 г. по 2009 г.Работа состоит из трёх
разделов. Первый раздел содержит основные направления и положения связанные с
инфляцией. Во втором разделе виды и стратегии антиинфляционной политики России.
Третий раздел состоит из анализа и динамики инфляционных процессов в России и
современных методов борьбы с ней.Информационной базой для
написания работы послужили: учебные пособия по дисциплине «Деньги Кредит
Банки»; законодательные акты; периодическая литература и электронные ресурсы.1. СУЩНОСТЬ,
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ1.1 СУЩНОСТЬ
ИНФЛЯЦИИ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ВИДЫСовременная инфляция
связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста
цен. Первопричина инфляции диспропорции между различными сферами хозяйства:
накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами
государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.В экономической
литературе нет однозначного подхода к определению понятия «инфляция». Много лет
продолжается дискуссия о том является ли она чисто монетарным (денежным) или не
только монетарным явлением. Предлагаемые подходы к определению инфляции трактуют
её как [5, с. 72 91]:— повышение среднего
уровня цен;— обесценение денег,
снижение их покупательской способности за счёт переполнения финансовых каналов
бумажными деньгами;— явление не только
денежное, но и связанное с реальной экономикой, когда обесценение денег,
падение их покупательской способности, вызывается не только ростом цен, но и
товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.Систематизация процессов
инфляции в международной практике производится путём выделения её видов ( таблица
1). Основными критериями позволяющими подразделять инфляцию на виды являются:— преобладание в
экономике денежных и неденежных факторов инфляции;— особенности,
происходящие во время инфляции, с измерениями цен.
1.2 ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ СПРОСА И ИНФЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК
Рассматривая инфляцию как
результат взаимодействия монетарных факторов (спроса) и неденежных факторов
(предложения) мы конкретизируем вызывающие её причины [4, с. 334-349 ].
Инфляцию спроса
вызывается следующими денежными факторами: дефицит государственного бюджета;
избыточное кредитование; внешнеэкономические причины; чрезмерные инвестиции в
тяжёлую промышленность (таблица 2).
Инфляция спроса
наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего
увеличения совокупного спроса.
Основные причины инфляции
издержек (предложения) неразрывно связаны с неденежными факторами: сокращение
производства и темпов роста производительности труда; удорожание сырья,
полуфабрикатов и высокие косвенные налоги; психологический фактор; увеличение
заработной платы и других доходов населения; монополистическое ценообразование;
внешнеэкономический фактор (таблица 3).
Как правило, инфляция
спроса или издержек в «чистом виде» не встречаются: имеют место отдельные
факторы как одного, так и другого её вида.
Инфляция приводит к ухудшению
условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми
доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет
госбюджета), ухудшению экономического положения в стране.
Таблица 2 —
Основные факторы инфляции спроса.
Инфляция спроса (основные монетарные факторы) | |
Дефицит государственного бюджета | Он может финансироваться косвенно, по средствам увеличения государственного долга или инфляционного налога. Дефицит усугубляется развитием непроизводительных расходов государства на милитаризацию экономики и поддержание деятельности государственного аппарата (осуществляется путём увеличения вложения денежных средств в военное производство, закупка из-за рубежа. Денежный эквивалент, неиспользуемой в гражданских отраслях военной техники, превращается в излишний для обращения фактор). Покрытие дефицита бюджета происходит путём кредитования правительства центральным банком в форме покупки государственных ценных бумаг на первичном рыке или предоставления ссуды правительству, что вызывает эмиссию денег сверх потребности товарооборота в деньгах и соответственно инфляцию спроса. |
Избыточное кредитование | Это увеличение денег в обращение сверх потребностей экономики за счёт кредитной экспансии банков, которая ведёт к созданию платёжеспособных средств в объёме превышающая потребность товарооборота тем самым, создавая дополнительные запросы на товары и услуги. |
Внешнеэкономические причины | Для регулирования курса национальной валюты и/ или объёма валютных резервов центральный банк покупает иностранную валюту, осуществляя дополнительную эмиссию национальной валюты, превышающую потребность товарооборота страны в деньгах. Это приводит к чрезмерному расширению денежного предложения и инфляции спроса. |
Чрезмерные инвестиции в тяжёлую промышленность | При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент |
Таблица 3-
Основные факторы инфляции издержек
Немонетарные факторы инфляции издержек | |
Сокращение производства и темпов роста производительности труда |
Обычно вызывается экономическим кризисом и ухудшением общих условий воспроизводства |
Удорожание сырья, полуфабрикатов и высокие косвенные налоги | Характерные для многих государств, которые включаются в цену товаров. Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен [1]. Индекс цен измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы |
Психологический фактор | Цены изменяются под влиянием инфляционных ожиданий. В отдельных источниках к весомой причине инфляции относят такие социально- политические факторы, как повышение уровня образованности и улучшения медицинского обслуживания, результаты выборов в органы власти и политические заявления государственных деятелей. |
Увеличение заработной платы и других доходов населения | Темпами опережающими при проведении рост производительности при индексации доходов для основной массы (за последние три года а России, например, при росте реальных доходов населения в 1,4 раза производство выросло всего на 6% , а в 2007 г. вообще сократилось [11]). |
Монополистическое ценообразование | Для основной массы продукции поддерживаются завышенные монопольные цены. |
Внешнеэкономический фактор | Повышение мировых цен на товары, приток иностранного капитала, снижение курса национальной валюты. |
1.3 СОЦИАЛЬНО
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
Влияние инфляции на
развитие общества явление многообразное. В мировой практике используются
различные методы компенсации потерь от снижения покупательской способности
денег, однако они не могут решить самой главной проблемы: цены в условиях
инфляции перестают давать верные сигналы для принятия решений о покупках
товаров и, что особо важно, для осуществления политики инвестиций. Кроме того,
формализация процесса инфляции ничего не говорит о её социально- экономических
последствиях. Основное разрушающее воздействие инфляции состоит не в самом
росте цен, а в неравномерности их повышения, превращающейся в мощный
дестабилизирующий фактор [ 5, с. 100-106].
В исследованиях,
посвящённых последствиям инфляции, выделяются экономическая и социальная сферы
её воздействия.
Экономические
последствия.
Экономические последствия
инфляции объясняются тем, что она воздействует на все сферы экономической жизни
страны (рисунок 1).
Социальные последствия
инфляции раскрываются через её воздействия на доходы. Наиболее ощутимо во время
инфляции снижается уровень жизни получателей фиксированных доходов (работники
бюджетной сферы, кредиторы, владельцы сбережений). Пенсионеры, государственные
служащие, врачи и пр., изменения в их доходах зависит не только от состоятельности
государства, но и по скорости проведения необходимых бюрократических процедур.
В государственном секторе каждое изменение доходов требует длительного
процесса, так как нуждается в обосновании, разрешении всех вышестоящих
организаций, поэтому доходы пересматриваются реже, чем в частном секторе, что
приводит к их отставанию от роста цен.
Кредиторы и владельцы
сбережений тоже теряют на вложениях средств, обесценившихся по сравнению с
прошлым периодом.
В сфере бизнеса оплата
более мобильна, изменяется быстрее, чем в бюджетных учреждениях, однако с
раскручиванием инфляции темпы повышения заработной платы в этой сфере так же
начинают отставать от роста цен. Пытаясь сохранить прежний уровень жизни,
работники перемещаются из сфер реального производства в более доходные сектора
экономики, с более быстрым процессом оборота капитала (услуги, торговля), а
происходящее сокращение сферы производства сопровождается новым витком цен.
Неодинаковый рост цен
приводит к социальному расслоению, усугубляется имущественное неравенство, что
негативно влияет на сбережение и текущее потребление.
Выигрывают от инфляции
солидные промышленные фирмы, землевладельцы, владельцы предприятий военной
промышленности, производители экспортных отраслей. Процесс обесценивания денег
способствует повышению нормы прибыли, а займы они погашают обесценёнными
бумажными деньгами.
В особом положение
находятся и владельцы предприятий военной промышленности, поскольку государство
покупает их продукцию по очень высоким ценам. Производители экспортных отраслей
выигрывают от инфляции за счёт высокой прибыли от валютного демпинга на внешних
рынках. Особенно доходными в условиях инфляции становятся монополисты
Высокой сферы оборота
капитала. Однако процветание всех в условиях инфляции во многом зависит от
оборачиваемости капитала и политики государства.
Влияние инфляции на
государственный сектор экономики.
С одной стороны,
государство несёт потери в результате обесценивающихся финансовых ресурсов и
отстаивания роста цен на товары государственных предприятий относительно
рыночных цен. С другой стороны, что многократно больше, государство выигрывает,
изымая часть средств в свою пользу через налоговую систему.
Государство
использует так называемый инфляционный налог от сеньоража (косвенный,
фискальный сверхналог) [5,с. 100-106].
Он
формируется следующим образом: с ростом инфляции, абсолютные размеры налоговых
поступлений постепенно перестают удовлетворять финансовые потребности
государства, бюджет которого становится дефицитным. Бюджетный дефицит приводит
к раскручиванию инфляции.
Возрастающее
таким образом бремя налогов, способствует перераспределению национального
дохода в пользу государства и ухудшает отношение населения и представителей
бизнеса к правительству.
В
результате всех перераспределений общество, по мере увеличения темпов инфляции,
в целом всё больше проигрывает: замедляется развитие предприятий, финансовых
учреждений страны, нарушается не только экономический рост, но и накопление,
распределение, потребление дохода. Инфляция оказывает негативное влияние на
совокупность социально-экономических факторов страны, нарушая весь
воспроизводственный цикл (таблица3).
Таблица 3 —
Влияние инфляции на социально-экономические факторы
Влияние инфляции на социально-экономические факторы | |
В сфере производства | Усиливается неравномерность развития всех его отраслей. Непропорциональное повышение цен на товары и неравенство норм прибыли в различных отраслях производства ведут к разбуханию одних отраслей производства и к упадку других. Происходит перелив капиталов из сферы производства в сферу обращения, где в связи с огромными спекулятивными прибылями капитал оборачивается очень быстро. |
В сфере обращения | Дезорганизуется нормальный товарооборот, который заменяет спекулятивной торговле в погоне за дополнительными прибылями. Глубокое расстройство денежной системы приводит к тому, что платёжный оборот отказывается принимать бумажные деньги как счётную единицу и переходит к твёрдой валюте. |
В сфере распределения | Инфляция оказывает отрицательное влияние на кредит и кредитную систему, поскольку возврат полученных ранее ссуд происходит в обесценённых деньгах, что выгодно кредиторам. Происходит свертыванию коммерческого и банковского кредита. |
В сфере потребления | Происходит деформации потребительского спроса, поскольку во время высоких темпов инфляции осуществляется «бегство от денег» и независимо то реальной потребности в товарах покупается всё. |
Таким образом,
неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики,
дезорганизует производство, которому наносит серьёзный экономический ущерб,
искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации
товаров на внутреннем рынке. Потери несут банки и другие кредитующие
учреждения, происходит отставание доходов от беспрерывного роста цен,
обостряется экономическая и социальная напряжённость в обществе, затрудняется
проведение экономической политики, поэтому задачу сдерживания инфляции
недооценивать нельзя.
Негативные социальные и
экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран
проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь
экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию
путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма решается с учетом
целого комплекса специфических обстоятельств
2. ОСОБЕННОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
2.1 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Для того чтобы инфляция
не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая
от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено
принимать определённые меры. Государственная политика может либо приспособиться
к инфляции (например провести индексацию доходов), либо предпринять меры,
противодействующие её развитию. Для выработки системы действий в условиях
инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает
антиинфляционную политику.
Антиинфляционная
политика- это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путём
регулирования денежно – кредитной и других сфер экономики. Её целью является
ослабление негативных социально – экономические следствия инфляции [4, с.
334-349].
Антиинфляционная
стратегия – ориентируется на устранение причины, вызвавших инфляционный рост
цен, и уменьшению инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных
механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводиться путём разработки
долговременной программы (рисунок 2).
Антиинфляционная
тактика – готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего
инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на
использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и
увеличение денежной массы.
Ответственность
за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти. В части
стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно – кредитную
политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для
устранения последствия гиперинфляции могут использоваться денежные реформы (рисунок
3).
Однако
этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции
вызванной ростом издержек, предлагает контроль государства над ценами и
заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего
приносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности не денежных
структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования также является
стабилизация денежного оборота.
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В современной практике
стран мира накоплен богатый опят использования различных методов регулирования
инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных
методов антиинфляционной политики по отдельным признакам показаны на рис. 2.
Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с
различных позиций в зависимости от цели исследования (рисунок 4).
С точки зрения
продолжительности и радикальности антиинфляционных мер существующие методы
можно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции,
либо использование денежной реформы (рисунок 3), в том числе в виде шоковой
терапии, как более радикальный способ решения проблемы. Ориентация на
постепенное снижение темпов инфляции предлагает небольшое, плавное снижение
денежной массы и использованием монетарных методов регулирования. При этом в
качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно-кредитные инструменты
как обязательные резервы, учётная ставка процента, система рефинансирования,
продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность Центрального
банка на рынке валюты и т.д.
Постепенное сокращение
темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через
сферу ценообразования, поддержке предпринимательства и создания рыночной
инфраструктуры.
Антиинфляционная
политика, нацелена на корректировку величин денежной массы, может брать за
основу два возможных варианта действия центральных банков: сокращение (рестрикция)
либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводится с целью
развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция
– для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции.
Важнейшей проблемой
экономики в условиях инфляции является стимулирование экономического роста и
установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет
увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные
денежные средства для инвестирования, и наоборот. Поэтому для снижения
экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная
политик, для повышения – предпочтение отдадут политике доходов.
Противодействие
инфляционным изменениям осуществляется так же с позиции факторов инфляции спроса
и инфляции издержек.
Регулирование спроса
осуществляется путём проведения дефляционной политики. Регулирование денежного
обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение
спроса на деньги, использует денежно – кредитные и налоговые инструменты. Во время
проведения, инфляция снижается за счёт уменьшения денежной массы через
сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит,
усиление налогового бремени. Дефляционная политики применяется в основном для
воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины
денежной массы, скорости оборота денег, уровня курса национальной валюты и
ограничение бюджетного дефицита.
Основными отрицательными
последствиями дефляционной политики являются: замедление экономического роста,
вызываемое сокращение инвестиций; расширение бартерных отношений во
взаиморасчётах; усиление дефицита бюджета государства; развитие кризисных
явлений в экономике страны; увеличение социальной напряжённости общества.
Регулирование доходов
(издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение
политики цен и доходов. Замораживание или устанавливание предела роста доходов
и цен сокращает денежную массу. Этот вид политики носит немонитарный характер и
применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызывает
ими увеличение цен. Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением
производителей, поэтому для создания конкурентной среды контроль за ценами
необходим. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к
«замораживанию» и заработной платы.
Вместе с тем государство
может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определённые
товары либо сдерживая их уровень в определённых пределах, в том числе с помощью
таможенных пошлин и тарифов. Поддержка государственными субсидиями цен на
потребительские товары особенно важна для развивающихся стран.
Конкурентное
стимулирование производства осуществляется путём проведения фискальной
политики. Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию, могут
проводиться избирательно.
Методы нейтрализации
инфляции в зависимости от её темпов будут иметь другие приоритеты. Так, при
ползучей инфляции оправданы меры, предупреждающие её дальнейший рост. Во время
галопирующей инфляции эффектным считается использование селективных
(выборочных) методов, соответствующих её виду. Чтобы изменить пропорции роста
заработной платы и цен, например применяется индексация доходов. В этом случае
доходы увеличиваются медленней, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали
замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь, предполагает сочетание различных
способов её регулирования, учитывающих, что интенсивное ограничение инфляции
может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических
проблем, например роста безработицы и спада производства [5, с. 107-115].
Уменьшение темпов
инфляции путём параллельного применения различных мер для решения
противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование
малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного
уровня населения.
3. ОСОБЕННОСТИ
ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
3.1 АНАЛИЗ
ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФЛЯЦИИ В 1990 – 2009 ГГ
С началом формирования
рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной
системы. Она характеризуется тесным переплетением инфляции издержек и спроса и
сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями. Динамика
среднегодового уровня инфляции России в условиях перехода к рыночным отношениям
показано в таблице 4.
В рассматриваемый период
(см. таблица 6), стремление проводить жёсткую денежно кредитную политику, чтобы
сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный
рост цен. Россия впервые в мировой практике, причём в условиях продолжавшегося
десятилетие экономического спада, искусственно сдерживала темпы инфляции,
применяя дефляционную политику с невыплатами заработной платы, пенсий и
пособий. Инфляция оказалась несбалансированной, и не только денежным феноменом.
После либерализации цен их монопольное взвинчивание посредническими
структурами, спекулятивными играми на понижение крса рубля, приватизация,
перераспределившая собственность не принёсшая реальной пользы, привели к
обесценению денег. Не рост денежной массы вызвал инфляцию, а наоборот, денежная
масса росла в результате взвинчивания цен, не успевая за растущим
платёжеспособным спросом.
Таблица 4 — Динамика
среднего уровня инфляции в России
Год | Инфляция, % | Год | Инфляция, % |
1990 | 5,3 | 2000 | 20,2 |
1991 | 92,6 | 2001 | 18,6 |
1993 | 844,2 | 2002 | 15,1 |
1994 | 215,0 | 2003 | 12,0 |
1995 | 131,3 | 2004 | 11,7 |
1996 | 21,9 | 2005 | 10,5 |
1997 | 11,0 | 2006 | 9,0 |
1998 | 84,4 | 2007 | 11,9 |
1999 | 36,5 | 2008 | 13,3 |
Последствия инфляции
сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли,
являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере
углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства,
обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Инфляция активизирует
бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет
товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает
функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер
Одним из сложнейших
вопросов экономической политики является управление инфляцией. Диапазон
параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной
стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой
стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения
рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер,
помогающих в определенной мере сочетать рост цен [6, с. 77-80].
3.2 ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РФ
С 2008 г. в соответствии
со среднесрочной стратегией социально – экономического развития страны
Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного
уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г (рисунок 6) [15]. Выделение
трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать
сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с
учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний
период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима
инфляционного таргетирования.
Таргетирование позволяет
выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный
характер её установления.
Однако режим
таргетирования инфляции не сводится к простому установлению центральным банком
количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной
массы в обращении и кредите на определенный срок, а требует системы мер,
включающих, смотреть рисунок 5:
Поскольку темпы прироста денежной массы по-прежнему
оставались достаточно высокими, в целях борьбы с инфляцией (точнее, с ее
монетарной составляющей) в стране с 2008 г. предпринимаются определенные шаги в
сторону ужесточения денежно-кредитной политики. В частности Банк России только
за первые полгода трижды повышал ставку рефинансирования (последний раз 10
июня), а также увеличивал нормативы обязательных резервов. Для введения
инфляционного таргетирования в полном объеме был совершен переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализованы меры, направленные на
использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на
монетарные условия функционирования экономики [5, с. 139-141].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о перспективах развития ситуации в ближайшие
годы, стоит отметить, что вся совокупность факторов, воздействующих на инфляцию
в стране, продолжает сопровождаться ускоряющимся ростом внешних заимствований
частного сектора и увеличением разрыва между внутренним спросом и возможностями
его удовлетворения, покрываемого за счет растущего в реальном выражении
импорта. Это свидетельствуют о «перегреве» российской экономики, следствием
чего является ускоряющаяся инфляция.
Вносят
свою лепту в инфляцию и структурные особенности российской экономики: низкий
уровень добавленной стоимости, зависимость от монопольных цен всех уровней,
разбалансированность спроса и предложения, что приводит к периодическому
появлению «планового» дефицита рыночных товаров. Нельзя сбрасывать со счетов и
высокие социальные расходы, опережающий рост зарплат в сравнении с
производительностью труда, а также низкий уровень отдачи от госинвестиций в
связи с высокой коррупцией, что уже признано официально.
В этих условиях,
благодаря взвешенной антиинфляционной политике в ближайшем десятилетии низкая
инфляция призвана стать основой для обеспечения устойчивости рубля,
формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и
соответственно принятия обоснованных решений относительно сбережений,
инвестиций и потребительских расходов. По существующим прогнозам, инфляции в
России за период с 2009 по 2011 г. снизится до 6% в год, а в более длительной
перспективе — до 3%. При решении таких задач значительно расширятся возможности
и государства, и бизнеса в разработке взаимоувязанных стратегий, открывается
перспектива эффективного развития как национальной экономики, так и
корпоративных производств.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14
июля 2008 г. N 520 г. Москва «Об основах ценообразования и порядке
регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности
организаций коммунального комплекса»
2. Правительство РСФСР Постановление от 19 декабря 1991 г. N
55 «О мерах по либерализации» ( в ред. Постановление Правительства РФ от
17.02.1992 N94, от 26.06.1995 N 600, с изм., внесенными Постановление
Правительства РФ от 15.04.1992 N 245, решением Верховного Суда РФ от 14.06.
2001 N ГКПИ 01- 849,856)
3. Постановление СФ ФС РФ от 17.03.1999 N 113-СФ «Об итогах
работы временной комиссии совета федерации по расследованию причин,
обстоятельств и последствий принятия решения правительства Российской Федерации
и Центрального Банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о
реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации
обменного курса рубля, введение моратория на осуществление валютных операций
капитального характера»
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
4. Журавлёва Г.П.«Экономика», М.: Экономистъ,2005г. с.
334-349.
5. Жуков Е.Ф.«Деньги Кредит Банки», М.:Юнити, 2009г. с.
72-91, с. 100-106, с. 107-115, с. 139-141
6. Блант М. «Финансовый кризис», М.: АСТ; Астрель, 2008г; с
77-80.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. Глущенко В.В. «Финансовый кризис»//Финансы и кредит №45
2008г. с. 2-10
8. Глущенко В.В. «Финансовая кризисология: наука о механизме
финансовых кризисов и финансовом антикризисном управлении»// Финансы и Кредит
№48 2008г. с. 10-17
9. Фетисов Г.Г. «Банк России: цели, задачи, проблемы»
//Деньги и Кредит. 2005 г. №2. с. 6-7
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
10. Инфляция на потребительском рынке. Режим доступа:
[http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01012009.pdf?pid=macro]
11. Агентство INFOLine. Режим доступа:
[http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?4C993A89-774D-C64E 9F9D 78D051B5F1EC.]
12. Динамику инфляции в 2005 году проанализировал Олег
Морозов, начальник Управления отчетности СКБ-банка. Режим доступа:
[http://www.klerk.ru/bank/?39934]
13. А.Р.Белоусов «О мерах, направленных на снижение темпов
роста потребительских цен» [http://www.efko.ru/news.php?id=2085]
14. Интервью Первого заместителя Председателя Банка России
А.В.Улюкаева агентству «Рейтер» 10 июня 2008 года. Режим доступа:
[http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/press_centre/Ulyukaev_Reuters_100608.htm]
15. Обзор бухгалтерских событий за неделю: 6 апреля – 12
апреля 2009 года. Режим доступа: [http://www.klerk.ru/obzor/?145209]
16. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2005 г. Режим доступа:
[http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikCBR/2004/vestnikcbr16122004/vestnikcbr16122004020.htm]
17. Агентство INFOLine Iutp. Режим доступа:
[http://www.advis.ni/cgi-bin/new.pl?4C993A89-774D-C64E 9F9D 78D05IB5FIE