МГТУ имени Н.Э.Баумана
РЕФЕРАТ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
НА ТЕМУ :“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “
Cтудент :
Группа
:
Преподаватель :
Волкова И.В.МОСКВА 1996 год.
— 2 —
Теория ненасилия
Термин ненасилие в последнее время становится всё более и
более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ;
без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё
чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих
социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо
ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием
, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо
авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются
идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой
привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова
’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от
привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные
этические идеи .
Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех
народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать ,
формой общественного развития , а наряду с этим существовали
упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на
уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии ,
пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и
состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в
правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев
теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный
материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию ,
и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-
этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней
заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений
насилие в отношении ярых противников истинной веры или
вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого
заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы
стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и
это — одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .
В каждой культуре существуют две альтернативы : одна —
ориентация на насилие , другая — на ненасилие . При этом в разных
культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее
понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах
Востока , Запада и России.
Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще
гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,
полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей
составляет единое со мной ‘’ — говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-
цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По
словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса — мой отец , земля — мать моя , и
даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место
среди них . Все люди — мои братья и сёстры , все существа — мои
друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому
является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из
джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно
избиению , ранению и убийству слепого … Зная это , человек не
должен грешить против земли или позволять другим делать это …
Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру ,
знает о страданиях всех живых существ … Тот , кто знает , что
плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот
… ‘’— 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе
имело негативные последствия для судеб народов
Востока . Потому что
невыделенность человека из природы проектировалась на общество .
Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается
как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не
признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку
допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко
свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в
индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек
рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности
социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра —
императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во
имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче
говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной
стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с
другой стороны , — насильственная ориентация государства по отношению
к человеку .
На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с
античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по
отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе
управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы ,
придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив
первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи
индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени
происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным
обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ”
и
” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской
истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к
утверждению его
” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право
на жизнь , на безопасность .
Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада
помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу
нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда
исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,
сложилась ситуация безальтернативности — ориентация на насилие и по
отношению к природе , и
к человеку в обществе .
Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира
это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от
насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или
подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и
достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска
компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности ,
мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-
труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,
со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической
ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не
означает отказ от власти , а лишь от определённых форм
осуществления власти — от авторитарно — деспотических и репрессивно —
насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни
самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .
Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?
Казалось бы ,
о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба
ненасильственная ) ,— 4 —
однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но
и занимает
в ней очень важное место .
Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл
своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной
борьбе “.
В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,
достойных нашего приводится ниже .
Понятие силы
В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание
природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять ,
если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .
Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко
распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие
теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике ,
и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не
видят в насилии источник политического могущества . Эти представления
связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той
роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.
Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,
которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не
объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими
явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические
, экономические и политические методы воздействия на оппонента (
согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики
которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а
оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к
взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200
методов символического протеста , социального несотрудничества ,
экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического
несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может
варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного
правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “
ненасильственных действий.
Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не
менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений ,
которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди
и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не
принимали в принципе обязательства использовать только мирные
средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к
нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при
наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной
стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей ,
хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти
средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой
стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном
конфликте .
Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы
противнику — оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,
обычно обладает значительной административной , экономической ,
политической и военной мощью .
Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой
государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам
широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает
внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными
структурами.— 5 —
Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие
политического курса и действий группы , которая рассматривается в
качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта
группа может
заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в
целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая
фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой
” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,
вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .
Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без
внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для
обозначения всей совокупности различных видов воздействия и
давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить
себя , реализующих их политический
курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила
может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию
, людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и
институты на определённое действие .Такого рода сила может быть
использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой
цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других
людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;
сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и
отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или
институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .
Политическая сила может находиться в руках правительств ,
государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она
может быть использована непосредственно , но может быть и резервной
способностью ,
оказывая влияние лишь фактором своего существования .
Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо
взглянуть на её природу и динамику , — как в группе оппонентов ,
так и в группе ненасильственного действия .
Зависимость правителей
Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают
отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического
руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы
для краткости называем
” правителями” ), не является чем — то изначально присущим . Эту силу
они получают извне , из общества , которым они управляют .
Главы правительств и политических систем не являются ни
всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство
правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от
сотрудничества населения и общественных институтов .
Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы
нескольких источников , таких как :
1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её
легитимность в глазах подданных.
2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих
или оказывающих особое содействие , их число относительно всего
населения , а также формы и устойчивость их организаций .
3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их
способность удовлетворять потребности правителей .— 6 —
4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,
такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие
или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.
5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые
ресурсы,
экономическая система , система связи и транспорта .
6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые
имеются в распоряжении правителей для применения их как против
подданных , так и в международных конфликтах .
Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или
все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко (
если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны
полностью или полностью
отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от
сочетания этих источников .
Правители в большей мере зависят от повиновения и
сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить ,
подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение ,
которое только и делает существование правительства возможным . Эта
потеря власти ведёт к
дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней
степени , это угрожает самому существованию такого правительства .
Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества
опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством
подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей
системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют
благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а
правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более
обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они
нуждаются в подобно содействии.
Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не
только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п.
, но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые
образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации
, отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты
могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания
содействия , достаточного
для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность
реализовывать свой политический курс .
Границы принуждения
Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и
неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они
должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе
необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять
санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны
благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает
существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет
её политический курс .
Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою
очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только
санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних
воздействий . К тому же сама способность правителей применять
санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит
от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или
прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а— 7 —
явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .
Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут
недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .
Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей
— особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций
зависит от
реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они
применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают
на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в
случае применения санкций , всегда существует возможность выбора ,
проявления своей
воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда
люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не
сделать этого .
В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это
представляет серьёзную угрозу силе правителей .
Объединённое сопротивление
Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или
непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности ,
повиновения и содействия , которых правители должны добиться от
своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при
определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или
изолировать эти источники силы путём
уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и
повиновения .
Если силу правителей можно регулировать путём отказа от
помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно
быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти
действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы
вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и
несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт
или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы
переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет
политически значимой . Свобода действия правителей обратно
пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих
институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов
. Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена
путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение
от сотрудничества .
Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения
сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда
конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в
зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что
власть утверждается только насилием и что победа неизбежно
достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,
является ошибочным . На самом деле главным является решимость не
повиноваться и способность к сопротивлению .
Такое понимание сущности политической власти может быть
реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического
правительства должно быть активно выражено в отказе от
сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или
массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому
большинству не хватает независимой организации , тогда подданные
обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на
один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы ,
нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.— 8 —
Структурные основы общества
Структурная основа общества существенным образом предопределяет
возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура
выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в
которых и сконцентрирована политическая сила .
Формы и сущность этих органов политической силы меняются от
общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны
включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные
классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и
экономические группы , небольшие поселения и деревни , города ,
провинции и регионы , органы местной администрации , организации
добровольцев и политические партии . Но чаще всего
эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально
признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут
быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже
восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в
противостоянии правителям.
Cтатус этих образований в качестве органов силы будет
определяться их способностью действовать независимо и контролировать
действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти
и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их
централизации или децентрализации , принятые в них процедуры
выработки решений , степень их внутренней прочности и
жизнеобеспеченности .
Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно
определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя
. Когда сила как бы разлита в обществе между различными
общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью
будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные
структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию .
Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же ,
с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или
путём различных ограничений нарушено их независимое существование и
автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью
станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к
общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.
Потенциальная способность общества контролировать правителей во
многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У
общества , в котором существуют группы и институты , обладающие
значительной социальной силой и способные к независимому действию ,
больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым
противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные
одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с
помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих
целей .
Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило ,
только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или
социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,
сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур
отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное
значение .— 9 —
Таким образом возможность контроля за действиями правителей со
стороны негосударственных институтов общества будет определяться
следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)
количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их
независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими
институтами ; 5) степенью
влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью
людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества .
Если все эти
факторы наличествует в достаточной степени , то общество может
выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может
и совсем перекрыть их доступ к силе .
Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или
косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять
правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их
намерения .
Ослабление силы правителей
Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,
проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении ,
они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества
, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система .
Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие
могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут
отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать
пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться .
Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно ,
правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые
были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за
того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее
политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима
уничтожается .
Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих
правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости .
Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия
. Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании
существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику
развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и
тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому
относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам
необходимо более полное знание техники ненасильственных действий —
той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .
Система ненасильственных средств борьбы
Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств
борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,
нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат
”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,
стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять
избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия
настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение ,
что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше
времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами
ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно
быстрого срока .— 10 —
Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как
реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко
различаются три определённых класса ненасильственного оружия в
ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,
несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут изменить
существующие социальные , экономические или политические отношения и
одновременно основательно изменить баланс сил .
Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом
символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке
убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством
кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной
интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование
, расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги
протеста .
Самая незначительная группа ненасильственных методов включает
несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в
намеренном
неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых
существующих отношениях — экономических , социальных или политических .
Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или
незаконными .
Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы
социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы
экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические
бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (
также известные как политические бойкоты ) . Умение групп
ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества —
социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно
важным в динамике ненасильственной борьбы .
Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых
ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,
сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,
утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические
структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без
сотрудничества , создание параллельного правительства .
Овладение силой
Ненасильственные действия прибегают к силе как для
противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .
Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники
силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое
действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы
носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно
носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном
политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от
населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо
нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов
, которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные
санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :
сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут
парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить
армию .
Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как
более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем
это— 11 —
осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций
оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою
возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,
провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями ,
ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что
репрессии оппонента не в состоянии запугать население .
Продолжительное сопротивление наряду с
поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных
сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить
их .
Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может
очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того ,
что насилию оппонента противостоят опосредованно .
На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,
применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во
внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя
лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и
знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации .
Репрессии
Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть
слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных
ситуациях иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию .
Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя
ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или
незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и
механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и
силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента .
Репрессии — наиболее вероятный ответ на протест . Они могут
быть использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и имущества
, разрыва средств сообщения , экономического давления , арестов ,
заключения в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных
лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания , избиений ,
пыток , убийств , введения военного положения , казней и актов мести
.Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов .
Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть
неэффективными по отношению к целям оппонента , то они могут быть
более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания ,
использующего насилие , а также обычной или партизанской войны .
Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того ,
что ненасильственное действие представляет реальную угрозу
установленному порядку , они косвенно подтверждают силу
ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости не
являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и
военные действия противника — для отказа от какого-либо военного
сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для действия
против оппонента , который способен и стремится использовать
ненасильственные санкции .
Ненасильственная дисциплина в действии
Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать
покорность .
Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на
сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению .
Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также
отказ от лояльности— 12 —
заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки
опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении
ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом , в
уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит её
шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех ,
ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики .
Крупномасштабное , решительное и умелое использование
ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень специфические
проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное использование
ими своих сил . Вызывая
репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия
сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить их
поддержку и ослабить власть .
Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если у
них есть сила , должны упорствовать и отказываться от подчинения .
Известны многочисленные исторические примеры стойкости перед лицом
превосходящего насилия групп , придерживающихся как ненасильственных ,
так и насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина
также содействует процессу политического “ джиу-джитсу”, который
основательно может изменить
соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут ,
в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят ,
нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие ,
использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей
тех , кто их поддерживал и активизировать участников
ненасильственного сопротивления .
Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже перед
лицом репрессий не является выражением моральной наивности . Напротив
, оно способствует успеху и является предпосылкой для благоприятных
изменений в распределении силы . Ненасильственной дисциплиной можно
пренебречь лишь в случае реального риска потерпеть поражение .
Политическое джиу — джитсу
Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы ,
группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию
несколькими путями.
Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся ,
антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к
ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения
может отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить в
ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку жертвам
репрессий и активизировать противодействие по отношению к насилию
и политике режима . Хотя действенность национального и международного
общественного мнения различается , последнее может ненасильственно
поддержать сопротивляющихся и одновременно может привести к
значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники ,
агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к
сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в справедливости
такой политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во
внутренние разногласия и одновременно даже в несотрудничество и
непослушание в рядах правителей , что может выразиться в забастовках
и мятежах . Репрессии , направленные на участников ненасильственного
сопротивления , могут иметь обратное действие на оппонента . Это и
есть политическое ” джиу — джитсу” в действии .— 13 —
Перестановка сил
Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в
значительной мере благодаря тому , что их применение ведёт к
изменению в балансе сил . Это результат действия нескольких факторов
. Процесс политического джиу-джитсу имеет очень значительное влияние
на возможный рост силы группы ненасильственного действия и на
возможность сокращения силы оппонента .
Группа ненасильственного действия постоянно стремится к росту
своей силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со стороны
более широких слоёв населения — так называемой “ притесняемой ”
группы . Природа
ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся
получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди
сторонников оппонента.
Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту ,
которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать такой
поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и косвенно
влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём ослабления
или разъединения источников силы . Пути достижения этого всегда
различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели в
конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть
опирается на административный аппарат и на агентов по принуждению ,
находящихся за пределами страны .
Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той и
в другой ситуации .
Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться
внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество населения и
число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или
стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников
оппонента и степень официальной поддержки может до крайности
возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения ,
помимо других факторов , будут прямо или косвенно влиять действия
и поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение сил будут
влиять третьи партии , которые могут перейти с позиции безразличия
или нейтралитета к поддержек или противодействию какой-либо из двух
сторон .
Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения
возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в
сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может
постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе
борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии
, параллели в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие
.
Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и
конечный исход борьбы .
Четыре способа достижения изменений
Несмотря на различия между видами ненасильственных действий ,
можно выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые
происходят в ненасильственных действиях . Это — 1) обращение , 2)
приспособление , 3) ненасильственное принуждение и 4) разрушение .
При обращении , в результате действий ненасильственной группы ,
оппонент принимает цели группы как приемлемые . Однако такое
изменение позиции оппонента происходит достаточно редко .— 14 —
В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и не
подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих
способов или каждый в отдельности влияют на решение оппонента
пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае
приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования
без основательного изменения своего мнения по спорному вопросу .
Оппонент делает это вследствие того , что считает это лучшим , что
он может сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять
внутренние разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать
значительных бедствий или сохранить свою репутацию .
Представляется , что это наиболее распространённый механизм изменения
позиции .
Приспособление является сходным с ненасильственным принуждением
и разрушением в том , что успех здесь основывается на социальной ,
экономической или политической ситуации , а также широких слоёв
населения , а не на убеждении и обращении оппонента . Базисное
соотношение сил изменяется так же , как меняется полная картина
конфликта .
Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть
целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям
оппонента . Ненасильственные действия становятся средством принуждения
, когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают успеха на
основе существенного лишения оппонента источников силы .
Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда , когда
воля оппонента блокирована . Это может произойти в следующих случаях
: 1) когда открытое
неповиновение становится настолько распространённым и массовым , что
уже не может контролироваться репрессивным аппаратом ; 2) когда
система парализована или 3) когда способность оппонента применять
репрессии и полицию решительно пресечена благодаря повсеместным
мятежам солдат и полицейских , широкомасштабному отказу от помощи со
стороны бюрократии или массовому отступлению властей и поддержке
населения . Но при этом у оппонента сохраняется некоторая сила и
он продолжает существовать в качестве органа , который может
капитулировать или подвергнуться принудительным изменениям .
Разрушение — четвёртый способ — имеет место , когда источники
силы правителей настолько разъединены или иссякли , что они просто
перестают существовать как группа . Даже чтобы принять поражение , не
остаётся никакого органа . Сила оппонента просто не существует .
Изменения источников силы
Ненасильственное действие может снизить действенность
каждого из источников силы следующими путями :
!) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой
демонстрацию того , в какой степени их власть уже уменьшилась .
Борьба может способствовать отчуждению большинства людей от
правителей . иногда возможно перемещение доверия от оппонента к
другой власти , даже к параллельному правительству .
2) Человеческий фактор . Широко распространённые ненасильственные
действия могут также уменьшить или свести на нет людские ресурсы
путём уклонения от повиновения и сотрудничества основной массы
подданных , которые поддерживают и приводят в действие систему .
Наглядное количественное увеличение несотрудничающих , непослушных и
действующих вызывающе членов— 15 —
” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям .
Отлив людей воздействует и на другие необходимые источники
силы
( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом ,
правители начинают нуждаться в огромных силах в то самое время ,
когда их способность к принуждению уменьшается . Если сопротивление
растёт параллельно с ослаблением силы оппонентов , в конечном итоге
режим может оказаться бессильным .
3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы людей обладают
специальными навыками или знаниями особой важности . Это — специалисты-
администраторы ,
официальные лица , специалисты , консультанты . Их отказ от поддержки
правителей непропорционально ослабляет власть . Не только полный
отказ
специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная
помощь может сыграть важную роль .
4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или лояльность по
отношению к властям угрожает масштабному ненасильственному действию .
5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить
или дезорганизовать снабжение материальными ресурсами оппонентов :
контроль над экономической системой транспортом , средствами
сообщения ,финансами , сырьём и т . п .
6) Санкции . Ненасильственные действия могут отрицательно влиять даже
на способность оппонента применять санкции . Отказ иностранных
государств продавать оружие или забастовки на военных заводах ,
фабриках , на транспорте могут представлять угрозу вооружённым силам
правителей . В некоторых
случаях число агентов репрессий — полицейских и войск — может быть
сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить
потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять
приказы неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще , что
становится фактором ненасильственного воздействия на правителей или
их дезинтеграции как жизнеспособной группы .
Изменения в сражающихся группах
Ненасильственные действия оказывают серьёзное воздействие на
участвующих в них людей . Например , когда люди узнают и применяют
на практике технику ненасильственных действий , у них появляется
больше уважения к себе , повышается их уверенность в себе , в своей
способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт также к
уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё большему осознанию
своей собственной силы . В общем , приобретая опыт в различных
конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится
достигнуть ещё больше единства , внутреннего сотрудничества и
солидарности . Ненасильственные действия способствуют достижению этих
результатов .
Подведение итогов
Ужасы двух мировых войн , контрационных лагерей нацизма и
сталинизма , конфронтация , в том числе и военная , между различными
государствами , расизм , этнонациональные конфликты , многочисленные
факты насилия в обыденной жизни , — всё это показывает , что и в
20 в. человечество не избавилось от агрессивности и насилия .
Уровень агрессивности и насилия отнюдь не уменьшился . Они приобрели
лишь новые , нередко психологически изощрённые формы .— 16 —
О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и как о веке насилия
и агрессивности , и как о веке , превратившем ненасилие из
моральной идеи в действенный принцип социально- политических
ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не видеть
того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который задаёт
новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .
Какие же отдельные практические шаги можно было бы
предпринять для избавления человечества от насилия и агрессии ? В
стратегической сфере , на мой взгляд , — это радикальная
демилитаризация общества и пересмотр принципов внешней политики в
соответствии с описанным выше подходом . Полное ядерное разоружение
и уничтожение вместе с ним всех иных средств массового поражения :
радикальное и многократное сокращение армии с переходом , в
конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и , возможно
, к небольшим национальным гвардиям для борьбы со стихийными
бедствиями и катастрофами ; немедленное осуществление права на отказ
от службы в армии по соображениям совести и обеспечение ”
отказников ” альтернативной гражданской службой ; переключение средств
из военного бюджета на социальные программы . Пересмотр системы
образования с включением в него гуманистических , ненасильственных
традиций , естественно , отмена военной подготовки в учебных
институтах и школах , которая сейчас всё ещё сохраняется под другим
названием .
В области общественного устройства — это осуществление не
только выборной представительной демократии , но и демократии участия
людей , когда сами граждане имеют возможность влиять на принятие
решений от которых они зависят , и непосредственно участвовать в
их принятии . Отказ от
жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге ведут
к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей бюрократической
структуре .
Создание широкой системы местных и региональных
объединений гражданских движений , действующих на основе
самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные вопросы .
Создание системы “ низовых” гражданских объединений — неотъемлемая
часть гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека ,
отменой смертной казни и изменением уголовного законодательства .
Ненасильственные действия способны противостоять даже наиболее
безжалостным правителям и военным режимам , потому что они
задевают самые уязвимые места всех иерархических институтов и
правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря на репрессии
, источники силы могут быть ограничены или в достаточной степени
разъединены , политическая система и силы режима будут парализованы
. В некоторых случаях сила правителей просто отомрёт в результате
политического голода .
Это понимание природы политической силы и межкультурное
истолкование ненасильственных санкций , основанных на нём , показывает
, что ненасильственная борьба не замыкается в культурных или
национальных границах . Понимание этого исключительно важно при
решении проблем национального освобождения , международной агрессии и
внутренней узурпации во всех частях света .— 17 —
Список используемой литературы :
1) Политологический словарь ;
2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия .3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе .
4) Евангелие .
5) Историко — политический журнал “ Кентавр “.-1-
Содержание :
стр.
Теория ненасилия ( Введение )
………………………………………………………………….
2
Понятие
силы………………………………………………………………
…………………………..4
Зависимость
правителей…………………………………………………………
……………..5
Границы
принуждения………………………………………………………..
………………….6
Объединённое
сопротивление………………………………………………………
………….7
Структурные основы
общества…………………………………………………………..
..7
Ослабление силы
правителей…………………………………………………………
……….9
Система ненасильственных средств
борьбы………………………………………….9
Овладение
силой……………………………………………………………..
………………………10Репрессии………………………………………………………….
…………………………………….11
Ненасильственная дисциплина в
действии………………………………………………11
Политическое джиу —
джитсу…………………………………………………………….
…..12
Перестановка
сил……………………………………………………………….
…………………..12
Четыре способа достижения
изменений………………………………………………..13
Изменения источников
силы………………………………………………………………
……14
Изменения в сражающихся
группах………………………………………………………..15
Подведение
итогов…………………………………………………………….
……………………..15
Используемая
литература…………………………………………………………
………………17