Понятие государства

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

1. Введение
2. Понятие государства
3. Признаки государства
4. Формы правления в государстве
5. Функции государства
6. Заключение
7. Литература

1. Введение.
Государство , политика , право и законодательство , являются ,
как , известно , объектами исследования различных гуманитарных наук /
юриспуденции , социологии , политологии и т.д. /.
Политические и правовые учения появились лишь в ходе
довольно долгого существования ранне классовое общество и государства.
Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою
историю возникновения , становления и развития. Без изучения теории
государства и права невозможно анализировать современные политические
процессы и явления.
Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но
наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. /
написал произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона
софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и
государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» ,
а потому справедливость не является каким-то природным или божественным
установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми ,
противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.
Платон находил подобные учения неверными , что они , по его
мнению
призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости
, люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный
порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают
возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он
относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это
власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В
результате тимократия
переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме
общественного устройства существует как бы два государства : одно для
богатых , другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба
заканчивается установлением демократии – власти большинства .
Демократическое государство сверх нормы « пропитана свободой ».
Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в
рабство. В данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а
самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.
Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму
государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается.
Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг ,
Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления
« аристократов духа » — мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом
» , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства
в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного
государства Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что
каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.
Он вводит строгую иерархию сословий : философы — правители , стражи –
воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также
строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет
ничего своего : ни семьи , ни
собственности — всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в
основе возникновения государства.
Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа
реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического
материала. Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и
поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » ,
развитие общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису.
Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью
человеческих существ – общением.
Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей ,

к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное
государственное ».
Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и
неправильные. Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем
благе. К неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды
одних правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю ,
представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит
законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию
или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или
республику. Каждой правильной форме противопоставляется
неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ;
олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия , где
властвуют бедные , имея в виду только себя.

В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные
тенденции : человек – часть государства , личные интересы строго подчинены
общественному благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан
Аристотель называл свободными людьми , но свободу он понимал как
противоположность рабству. Граждане занимаются военными ,
судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное
производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность ,
но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство
становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля
– государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в
политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя ,
основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.
В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах
« О государстве » и « Законы » уделял большое внимание разработкам проблем
правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не
по произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы ,
включаемым в том числе , и веления человеческой природы. Государство , по
Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также
является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и
общности интересов. Причиной образования государств является охрана
собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием
которой является не навредить другим и не покушаться на чужую
собственность.
Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть
оптимистов /аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой
государства Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством
которой является прочность государства и правовое равенство его граждан.
Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта
правового общения. Он также впервые выделяет «право народов» , существенным
принципом которого является необходимость соблюдения обязательств ,
налагаемих международными договорами.
В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин
Авелий / 354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ
Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах : божественном и
человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих
«градов». Человеческий град – это град проклятых Богом людей , нечестивцев
, которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют
праведники , которые предопределены к спасению. С приходом Христа и
созданием христианской церкви « град Божий » реализуется через деятельность
церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в
средневековье идея господство церкви над государством,
духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах
папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей.
Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям
следует лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если
же власть просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий
вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться
распоряжениям властей , если они предписывают греховные деяния. Фома
Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии :
абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней
, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии
науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.
В работах « Государь » и « Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он
рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение
властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной ,
организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При
рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение
республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и
реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для
поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое
влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и
элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он
выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную
республику или смешанную форму государства , в которой сочетается
демократический , аристократический и монархический элементы власти.
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе
развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как
Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо
и др. Одним из основоположников теории общественного договора является
английский мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан
или материя , форма и власть государства » он описывает хаос естественного
догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной
культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи
разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились
передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и
её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём
договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной
власти над собой. Государство и есть
лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым
для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти.
Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское
состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления ,
освободится из — под действия верховной власти. По его мнению , могут
существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия ,
которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а
пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены.
Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы
с интересами классов,
осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по
современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже
либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что
выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,
если люди передают право распоряжаться ею монарху.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами
Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770
– 1831 гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала
учения о праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы
человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту ,
— это цель , а не средство. Способность человека « давать себе закон » и
без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона
выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу ,
выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс
индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе.
Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба ,
который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной
силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает
учение о свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в
виде трех ступеней развития:
абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право
относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается
проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о
нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и
государства.
2.Понятие государства.
Понятие государственная общественная организация содержит общие –
основные признаки государства . Некоторые из признаков государства
состовляют относительно неизменные основы государственной организации
человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития
общества теряют или изменяют новые структуры и функции.
Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о
классе предметов, явлений. /2/
Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:
а/ социологический; б/ марксистский.
Социологическая концепция определения понятия государства
выделяют три его признака: а/ совокупность людей – народ ; б/
господствующую над ними власть ; в/ территорию как предел действия этой
власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве
как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.
Марксистская концепция рассматривает государство как историческое
явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в
первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая
выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях ,
традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.
Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение
общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего
различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для
удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе.
Такой силой и явилось государство , которое возникло как организация
политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны ,
поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его
политическая организация является формой организации всего общества в
целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего
общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией ,
политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом
политической власти одного класса над другим.
Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо
проанализировать его признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых
управлением т.е. аппарата чиновников; б/ публичная власть т.е. органы
политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и
т.д. /; в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки
государственного управления , при помощи которых государственная власть
охватывает своим влиянием всё население страны.
Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить
является ли данное общественное образование государством или нет. В своих
работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,,
Происхождение семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство
и цивилизация.
3.Признаки государства
Государство – это сложное социальное образование , которое можно
познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.
Территория – это пространственная основа государства , его
физическая , материальная опора. Без территории государство не существует ,
хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в
войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе
экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации
границы /. Линия государственной границы на местности обозначается
пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному
пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства
проживает население , где в полной мере действует власть политическая.
Территориальная принадлежность человека выражается в таких
терминах , как ,, подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства
“ ,
,, иностранец “. Гражданин устойчивая правовая связь лица с конкретным
государством. /1/ В монархических государствах , как правило , термину «
гражданство » соответствует термин « подданство»./1/ Приобретение «
гражданства » происходит , как правило , по рождению / на основе « права
крови » , т.е. национальной принадлежности родителей , как в Дании ,
Афганистане и т.д. , или « права почвы » — по месту рождения , как в США ,
Аргентине / , а также в порядке натурализации , т.е. приёма в гражданство.
Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в
силу особых заслуг той или иной личности перед государством./1/ На своей
территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право
защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных
лиц.
Население , т.е. человеческое общество , проживающее на
территории государства.
Население и народ / нация / — понятия не тождественные. Народ / нация / —
это социальная группа , члена которой обладают чувством принадлежности к
ней благодоря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке
конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население
данного государства , образующее единую социально – экономическую общность
независимо от деления его на какие – либо национальные общности / в
конституционной доктрине ряда стран в том числе Р.Ф. , употребляется
выражение « многонациональный народ » /. В этом смысле современные
конституции говорят о народе как о « носителе суверенитета и единственном
источнике власти » в государстве / например , п.1 ст.3 Конституции Р.Ф.
1993 года ./1/ Население государства может состоять из одного народа или
быть многонациональным. Народ впервые стал общепринятым субъектом
международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН
принципа « равноправия и самоопределения народов ». Ныне в международном
праве закрепляется широкий круг прав народов , обобщаемый в различных
конвекционных актов. В месте с тем общепринятого всем международным
сообществом понятия « народ » до сих пор нет./1/ Мы же попытаемся в свою
очередь дать определение народа / нация / — это социальная группа , члены
которой обладает чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам
культуры и историческому сознанию.
Далее , отношения между нациями могут быть напряженными или даже
конфликтными , что порой приводит к дестабилизации государства. Для
смягчения конфликтов используются различные средства , например ,
федерализация или автономизация. Федерализм / фр. federalisme / — одна из
двух форм территориальной организации государства , предполагающий сложный
, союзный характер. С 1992 года – одна из основ Конституционного строя Р.Ф.
, основополагающий принцип государстено – территориального устройства Р.Ф.
, за счет которого обеспечивается единство страны , децентрализация власти
на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Р.Ф. и её
субъектами , а также равноправие и самоопределения народов в составе
Федерации./1/ Автономия / гр. autonomia / — самоуправленние , букв.
самозаконие ; от autos – сам и homos – закон / — в праве в широком
смысле определенная степень самостоятельности каких – либо органов ,
организаций , территориальных и иных общностей в вопросах их
жизнедеятельности. Иногда « автономией » называют сами самоуправляющие
сообщества./1/
Публичная власть. Термин « власть» означает способность влиять в
нужном направлении , подчинять своей воле , навязывать её подвластным ,
осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между
населением и особой когортой / слоем / людей , которая им управляет. Иначе
их называют чиновниками , бюрократией , управленцами , политической элитой
и т.п.
Власть политической элиты имеет институализированный характер , т.е.
осуществляется посредством органов и учреждений , объединённых в единую
иерархическую систему. Механизм государства , являющийся материальным
выражением государственной власти , позволяет обеспечить нормальную
жизнедеятельность общества. К важнейшим его состовляющим относятся
судебные , законодательные и исполнительные ораны. Иституции / от
лат.institutio — наставление / термин , используемый как форма слова «
институт » для обозначения количества органов или учреждений./1/
Государство вследствии своей институализированности обладает относительной
стабильности. Правители меняются , а государственные учреждения остаются ,
за исключением случаев уничтожения государства в результате войны.
Власть в государстве должна быть всеобщной , или публичной , т.е.
распространять своё действие на всю территорию , на всё населения. Помимо
этого власть должна быть универсальной , т.е. способной решать любые
вопросы , затрагивающие общие интересы , а её указания должны быть
общеобязательными для всех.
Для устойчивости государственной власти , её способности принимать
решения и проводить их в жизнь – власти необходимо быть легитимной.
Легитимность / от лат. legitimus – согласный с законами , законный ,
правомерный , надлежащий , должный , правильный / — юридический термин ,
применяемый для характеристики социального порядка , обладающего престижем
, в силу которого о диктует обязательные требования и устанавливает образцы
поведения./1/
В нашем случае легитимность власти означает : а/ её законность ; б/
её поддержка населением ; в/ её международное признание. Существует
множество средств обеспечения легитимности власти , среди которых
многопартийность , выборы , уход в отставку , референдум и др.
Право – в современной науке система общеобязательных социальных
норм , охраняемых слой государственного принуждения , обеспечивающего
юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего
общества./1/ С появлением государства , право как система обязательных
правил поведения является мощным средством управления. Государство
осуществляет правотворческую деятельность т.е. издаёт законы и другие
нормативные акты , адресованные всему населению. Право позволяет власти
делать общеобязательными для населения всей страны с тем ,чтобы направить
поведение масс в определённое русло. Юридические нормы устанавливают
определённые нормы и правила. И в зависимости от того как эти нормы и
правила соблюдает население , можно судить об их эффективности.
Правоохранительные органы. Это установленная государством
деятельность специальных органов , которая осуществляется с целью охраны
права путём применения юридических мер воздействия , в строгом соответствии
с законом и при обязательном соблюдении установленных законом норм и при
обязательном соблюдении установленого им порядка. В эту часть
государственного аппарата входят : судебные органы прокуратура , милиция ,
органы безопасности , внешней разведки , налоговая полиция , таможенные
органы и т.д. Они необходимы любому государству в связи с тем , что власть
правителей осуществляется посредством норм права , приказов , т.е. имеет
императивный характер. С помощью правоохранительных органов , возможно
применение принудительных мер , предусмотренных правовой системой к
населению. Особенно характер и объём принуждения возрастает , если власть ,
нелегитимна и сопротивление ей , как правило, велико.

Далее , правоохранительные органы , помимо применения санкций за
нарушение правовых норм / отмена незаконного акта , налога и т.д./ ,
используются также для предупреждения дисбаланса в обществе / регистрация
сделки в нотариате , примерение спорящих сторон , предупреждение
правонарушений и др. /
Армия. Одна из главных целей проявления элиты заключается в
гарантировании территориальной целостности государства. Одной из причин
военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами.
Поэтому вооруженные силы являются до сих пор остаются необходимыми
атрибутом любого государства. Но не только для защиты территориальности
они применяются. Армия также может использоваться и в критических
внутренних конфликтах , хотя это и не является прямой её задачей.
Исключение же армии из внутриполитической жизни сделает необходимым
многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай
социальных конфликтов , что , возможно , обойдётся ещё дороже.
Чеченский конфликт на территории Р.Ф. в 1994-1995 году. Когда Вооруженные
силы Р.Ф. были применены для наведения конституционного порядка в Чечне.
Данная военная акция закончилась полным провалом. Далеко не в каждом случае
можно решать вопросы территориальной целостности государства применяя
армию.
Налоги , т.е. обязательные и безвозмездные платежи , взыскиваемые
в заранее установленных размерах и в определённые сроки , они необходимы
для содержания органов управления , правоохранительных органов , армии ,
для поддержания социальной сферы / образования , науки , культуры ,
здравоохранения и т.д./ , создания резервов на случай чрезвычайных
проишествий , бедствий , а также для выполнения других общих
дел. В основном налоги взимаются принудительно , однако развитие формы
государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С
развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается ,
поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.

В нашей стране большая проблема со сбором налогов с населения.
Возможно один из способов решения этой проблемы введение
подушного налога.
Государственный суверенитет означает , что власть , существующая в
государстве , как высшая власть , а в мировом сообществе – как
самостоятельная. Т.е. государственная власть юридически стоит над властью
других учреждений , партий , находящихся на территории данного государства.
В международных отношениях суверенитет выражается в том , что власти
данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других
государств.
Бывает внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет –
это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это полная
независимость во внешних делах. На внутренний суверенитет может влиять
давление со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение
международного сообщества может влиять на проведение политики внутри
государства. Внешний суверенитет также подвергается давлению со стороны
мирового сообщества и сужает его с большой скоростью , чем
внутренний.
На основании вышеуказанных признаков / рисунок № 1 / можно дать
определение государства.
Государство – это организация суверенной политической власти ,
действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории
, использующая право и специальный аппарат принуждения.

территория единый
госудрстен-

ный язык
население

публичная власть единая
транспортная

система

право

единая денежная
правоохранительные органы единица

армия

единая информаци-
налоги онная
система

государственный
суверенитет

Рисунок № 1. Признаки государства.

4. Формы правления в государстве.

В мире существует более 200 государств. Они могут быть
сгруппированы в зависимости от уровня экономического , политического
развития , от идеологической , религиозной направленности , от того ,
какими средствами осуществляют международную политику.
Форма правления характеризует организацию государственной
власти , систему высших государственных органов , а также порядок их
образования , взаимоотношения их между собой и с гражданами. Так в Непале
вся полнота власти принадлежит королю , в Великобритании королева правит
лишь формально , а фактически – парламент и правительство во главе с
примьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в
Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно
поделить на две группы : монархии и республики.
Монархия означает , что правит один человек , или персональное
единовластие. Она соответствует следующим признакам :
. существование единоличного главы государства;
. обладание монархом всей полноты власти , которая является нераздельной ,
верховной и суверенной;
. наследственный порядок передачи власти ;
. бессрочное правление монарха;
. юридическая безответственность монарха;.
Различают неограниченную / абсолютную / и неограниченную монархию.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных
учреждений народа , сосредоточение всей государственной власти в руках
монарха. Он издаёт законы , назначает чиновников , объявляет или прекращает
войну , контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению.
Карательная функция также находится в его руках.
Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия /
Саудовская Аравия , Омар , Катар /. Теократия / от греческого theos – бог
, kratos – власть / — форма государственного правления , при которой
власть сосредоточена у духовенства или главы церкви / Иран /. /1/
Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и
парламентарную /конституционную / в зависимости от степени ограничения
полномочий главы государства.
В дуалистической монархии существуют несколько политических
учреждений: монарший двор , формирующий правительство и парламент , который
никакого влияния на правительство не оказывает , как , например до
революции 1917 года в России. Монарх, император или царь имеет сильное
влияние на парламент : может наложить вето на его законы , издать
чрезвычайные указы , имеющие силу закона , а при необходимости распустить
парламент. Парламент / англ. parliament , франц. parlemet от parler –
говорить/ — родовое название высшего представительного и законодательного
органа в демократических государствах.
Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха ,
как в законодательой , так и в исполнительной сферах. Несмотря на то , что
формально монарх назначает главу правительства и министров , правительство
ответственно не перед ним ,а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее
чисто символическая , являющаяся своего рода данью традиции , нежели
властная. Он царствует , но не правит / Швеция , Япония , Великобритания
/.
Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала
доминирующей в современном мире. Республика / лат. respublica от res —
дело , publicus – общественный/ — форма государственного правления , при
которой всё высшие органы государственной власти либо избираются , либо
формируются общенациональными представительными учреждениями /
парламентами / , а граждане обладают личными и политическими правами. В
настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей
присущи следующие признаки :
. коллективное правление , осуществляемое не одним лицом , лицом , а
системой государственных органов ;
. республиканское правление основано на принципе разделения властей на
законодательную , исполнительную и судебную ;
. в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных
органов могут применяться различные избирательные системы , одни менее ,
другие более демократичные ;
. представители органов власти и высшие должностные лица избираются на
определённый срок ;
. высшие должностные лица несут ответственность перед органом , их
избравшим , или народом ;
В данный момент известны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью
Президента в системе государственных органов , соединением в его руках
полномочий главы государства и правительства. Правительство и Президент
избираются внепарламентским путём , поэтому в определённых ситуациях могут
быть в противоречии с Парламентом.
Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для
сосредоточения в руках президента больших полномочий , что стабилизирует
власть. Это крайне необходимо для государств , находящихся на переходных
этапах / Мексика , Р.Ф. /; государств , где сильны монархические традиции
/ Румыния /; , в ситуациях , не отличающихся стабильностью / Украина ,
Грузия /; , в период проведения реформ / Перу/; в государствах имеющих
обширную территорию и многонациональный состав / США/; , при наличии
чрезвычайных событий , таких как , например , война / Югославия /.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа
верховенства парламента , перед которым правительство в полном составе
несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в
формировании правительства минимально , оно формируется партией ,
получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя
президент формально наделяется большими полномочиями , на практике он не
оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти /
например Германия /. Парламентская республика — менее распространённая
форма правления , чем республика президентская. Она существует в странах ,
отличающихся развитой , в значительной мере саморегулируемой экономикой /
Турция , Финляндия и т.д. /. Российская Федерация ещё очень далека от
введения у себя данной формы правления.
Также существуют смешанные формы правления суперпрезидентская ,
полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует также заметить
, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных
факторов она зависит от уровня сознания людей , проживающих в том или ином
государстве. /Рисунок №2 /.

Рисунок № 2 Форма правления.

5.Функции государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности ,
выражающее сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль , которую оно играет в
решении основных проблем общественного развития и прежде всего в
удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции
государства устанавливаются в зависимости от основных задач , стоящих
перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой
средство реализации этих задач. Содержание же задач государства
определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают
его реальность в целом. Таким образом , функции государства необходимо
отличать от видов государственной деятельности , нельзя отождествлять с
формами и методами их реализации. Различают внутренние и внешние функции
государства.
Внутренние функции – это основные направления государства по
управлению внутренней жизнью страны.
Экономические функция выражается в выработке и координации
государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном
режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении
налогов , выдаче кредитов , инвестиций , определении льгот в отношении
некоторых товаров , в регулировании работы различных субъектов
хозяйственной деятельности , строительство инфраструктуры /дорог , мостов
, плотин , транспортных , энергетических , информационных и других систем /
, выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно
создать правовые основы рынка , т.е. как бы разработать « правила игры »
для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих на
рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление
предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства /
энергетика , связь , атомная , оборонная промышленность , космонавтика ,
информатика и т. п. /. Здесь оно выступает собственником средств
производства , производителем материальных благ.
Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или
гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов ,
плебесцидов , выборов , позволяет государству определить действительную
расстановку социальных сил , учесть в своей политике интересы различных
социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным
представляется процесс формирования парламента , который / в идеале /
должен представлять как бы срез общества. В Р.Ф. Государственная Дума
формируется в основном по партийным спискам. На всенародных выборах партии
должны преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в
Государственной Думе Р.Ф. заседают несколько партий , а те партии за
которые проголосовало менее 5% населения остались без депутатских мандатов.
Т.е. мы получаем тот Парламент за который часть населения не голосовала и
соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее ,
государство обеспечивает защиту конституционного строя , государственного
суверенитета , ведёт правотворческую деятельность и официально представляет
всё население страны как во внутренних , так и во внешнеполитеческих делах.
Социальная функция. Её выполнение позволяет обеспечить нормальные
условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в
производстве материальных благ , а также от возраста , пола , здоровья и
т.п. Государство в законодательном порядке устанавливает : минимальный
уровень оплаты труда , пенсий , стипендий , пособий больным , инвалидам ,
пожилым людям , студентам , детям , матерям , безработным. В
государственном бюджете Р.Ф. предусмотрено выделение предусмотренных
средств на здравоохранение , культуру , образование и просвящение. Всё это,
позволяет людям вести достойную и активную жизнь , способствующие их
развитию. Однако и в этом деле нужна осторожность : социальная политика
проводится за счёт налогов и сборов , отчисляемых от предпринимательской
деятельности , и если они высоки , то у предпринимателей пропадает стимулы
работать. Население может деградировать. Нельзя также обеспечивать
социальное регулирование по принципу уравниловки т.к. это не обеспечивает
прогресс общества.
Правоохранительная функция , или функция по установлению и охране
правопорядка – эта деятельность государства по обеспечению точного и
полного выполнения положений законодательства всеми гражданами ,
организациями , государственными органами. Эта функция выполняется
различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества
/разработка и принятие законов и других нормативных актов / , метод
правоприменения / деятельность компетентных органов по применению мер
юридической ответственности / , организационно – правово й , осуществляемый
исполнительными органами / регулирование ценообразование , разрешение
митингов , демонстраций / и др. Борьба с правонарушениями – очень важная
сторона правоохранительной деятельности государства.
Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее
время , действия этой системы не дают отдачи и преступность не снижается ,
правящая элита должна подумать над тем , эффективно ли она управляет
обществом.
Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд
основных функций государства. Человечество в связи с энтенсивной
эксплуатацией природы и природных ресурсов , поставило себя под возможность
полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот
процесс своими установлениями / в Российской Империи :1/ постановление ,
закон /. /1/ Во многих странах разработано обширное природоохранное
законодательство , которое чётко регулирует деятельность людей и
организаций в области использования окружающей среды , а к его нарушителям
применяются суровые меры / начиная от предупреждений , солидных штрафов , и
кончая ликвидацией предприятий , являющихся источниками загрязнения
окружающей среды /.

Дополнительные функции : строительство дорог , обеспечение
национальной безопасности , ирригационных мелиорационных и иных
общественных систем , транспортная , борьба с последствиями стихийных
бедствий и др.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства
на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное
существование государства в современном мире , которой
становится всё более взаимосвязанным.
Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все
времена. Международные организации берут на себя регулирование
территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами,
предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это , даже развитые
страны , накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании , предпочитают
держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности , поскольку еще
далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу , а
современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в
короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.
Современный мир не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия
военного альянса НАТО , без мандата ООН , против Югославии. Данные
действия альянса является довольно опасным прецедентом в международном
праве. В настоящее время функция обороны является одной из самых главных.
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений
со всеми странами независимо от того , какой идеологии они придерживаются ,
какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские
отношения – это тот минимум общения на международной сцене , который
позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного
сотрудничества государств которая проявляется в международном разделении
труда , специализации и кооперировании производства , обмене новейшими
технологиями , координации товарооборота , развитие
кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между
странами , территориально связанными друг с другом / страны ЕЭС ,
СНГ , Лига арабских государств и т.д. / , а также между странами с единой
валютой / евро /.
Поддержка мирового правопорядка / внешнеполитическая функция /
заключается в политическом сотрудничестве государств с тем , чтобы
исключить глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным
международным органом , координирующим политические интересы существующих
государств. Также Совет Безопасности – постоянный орган ООН занимается
вопросами политического урегулирования конфликтов. Содействуют поддержанию
политической стабильности и безопасности в мире и региональные
международные организации /Лига арабских государств Организация
африканского единства , Организация американских государств и др ./.
Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе
двухсторонних и многосторонних договорах между государствами ,
неправительственными организациями / Международный союз архитекторов,
Международный шахматный клуб , Олимпийский комитет и др./. В ООН
культурную деятельность координирует ЮНЕСКО /образование , наука и культура
/.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем
современности / рациональное использование природных ресурсов , охрана
окружающей среды , сохранение энергии поддержка мира , контроль над
нераспостранением двойных технологий , проведение демографической политики
и др.

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет
эффективной , когда она базируется на общечеловеческих ценностях ,
международно – правовых актах , учитывает национальные , экономические ,
культурные и религиозное особенности и интересы всех народов , входящих в
мировое сообщество / рисунок № 3 /.

экономическая обороны

политическая
дипломатческая

социальная
внешнеэкономическая

правоохранительная поддержка
мирового порядка

экологическая
культурного сотрудничества

обеспечение национальной сотрудничество
государств
безопасности в решении
глобальных проблем
строительство объектов
общественного назначения экологическая

транспортная
информационная

информационная

борьба с последствиями стихийных
бедствий

Рисунок № 3 Функции государства.
6.Заключение
Мощные геополитические разломы конца ХХ века наложились на целый
комплекс давно ждущих своего решения глобальных проблем человечества ,
которые можно подразделять на четыре основные группы :
. проблемы преимущественно социально – политического характера :
предотвращения ядерной войны ; прекращение гонки вооружений , разрешение
региональных , межгосударственных конфликтов ; строительство ненасильного
мира , на основе утверждения доверия между народами , упрочнения системы
всеобщей безопасности ;
. проблемы преимущественно социально – экономического характера :
преодоления слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной
отсталости ; обеспечение эффективного производства и воспроизводство
мирового валового продукта ; поиск и пути решения энергетического ,
сырьевого и продовольственного кризисов ; оптимизация демографической
ситуации , особенно в развивающихся странах ; освоение в мирных целях
околоземное пространства и Морового океана ;
. социально – экологические проблемы , обусловленные дальнейшим ухудшением
природной среды обитания людей. С особой остротой встала необходимость
проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы ; по
гармоничному развитию живой и неживой природы ; по рациональному
использованию естественного потенциала планет ; по предотвращению
вредного воздействия на природу военной деятельности;
. проблемы человека , включая человеческие измерение общественного
прогресса ; соблюдение социальных , экономических и индивидуальных прав и
свобод ; ликвидацию голода , эпидемических заболеваний , невежества ;
духовное развитие личности ; преодоление отчуждения человека от природы ,
общества , государства , других людей и результатов собственной
жизнедеятельности.
Вопрос о месте России в мировом сообществе , в том геополитическом
пространстве , которое образовалась после распада СССР , весьма непрост,
отзываются болью в национальном сознании. В этом плане показательна
полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом
сообществе , её месте в системе международных отношений. Одна из
высказываемых точек зрения заключается в том , что Россия , признанная
официальной преемницей СССР , сохранив за собой место постоянного члена
Совета Безопасности ООН , обладая мощным ядерным потенциалом , обречена
быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения , оперируя реальными
показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на
международной арене / 76 % по территории , 60 % — по населению, 50 % — по
ВНП от показателей СССР 1985 года / , низводят Россию лишь до уровня
региональной державы. Самоидентификация России в современном мире
происходит в труднейших условиях.
Во – первых , страна переживает глубокий кризис и всеохватывающий
социально – политический и духовный кризис. Идёт острая дискуссия вокруг
вопросов о стратегии модернизации , средствах и методах её реализации ;
общество расколото социально и политически , не способно сформировать
сколько – нибудь общепринятое понимание общероссийских национально –
государственных интересов , в том числе и реализуемых на международной
арене.
Во – вторых , фактом является незавершенность становления России
как
суверенного государства современного типа. Признание Р.Ф. правопреемницей
СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько
самоочевидных вещей : что государственность новой России не может
выводиться из советской государственности. Её нынешние лидеры , внеся
определённый вклад в ликвидацию СССР , тем самым отвергли связующие
моменты с российской государственностью / в том числе периода существования
царской империи /. Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г.
против центра , Россия во многом боролась и против себя , так как лишилась
преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.
В – третих, с разделом СССР Россия была как бы оттеснена дальше в
северную и восточную часть Европы , лишена удобных выходов в Мировой океан
, ослаблена инфраструктурно , так как вместе с Украиной , Белоруссией и
Прибалтикой от неё отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы.
Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных
государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
Как новая Россия справится с проблемами которые перед ней поставила
жизнь зависит и то какое будет государство.

7.Литература

1. Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М

город Москва 1998 г.

2. Основы Российского права. Издательство Инфра-М – НОРМА.

город Москва 1997 г.

Т.В. Квашнина. А.А. Кашанин.

3. Теория государства и права. Издательство Интерстиль.

город Москва 1998 г.

————————

Признаки государства

Дополнительные

Основные

Парламент

Монарший

двор

Парла- мент

Монар-ший
двор

Монарший двор

Парламе- нтарная

Дуалистичес-кая

Параламентская

Полупрезидентская

/ полупарламентская /

Суперпрезидентская

Президентская

Ограниченная

Абсолютная

Республика

Монархия

Форма правления

Внешние функции

Функции государства

Внутренние функции

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий