Омский Государственный Педагогический Университет
Реферат
на тему:
Политические воззрения Сперанского М.М.
Выполнил:
Студент гр.52
Рыбаков Р.В.
Проверил:
Преподаватель
Чернышов Б.А.
ОМСК 2002
Имя графа Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839) известно всем,
кто хоть немного знаком с русской историей; однако – как это нередко
бывает, – как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного
деятеля», которое говорит меньше чем ничего, никаких ассоциаций с ним не
связывается. Тому есть свои причины: широко задуманные реформы
государственного секретаря и ближайшего сотрудника Императора Александра I
в последние годы перед Отечественной войной в основном не осуществились,
Государственная Дума была избрана без малого через столетие после того, как
он это предлагал, а неосуществленные реформы – каков бы ни был их замысел –
редко становятся предметом пристального общественного внимания.
Деятельность же при Николае I – Свод законов Российской Империи (1832–1839,
15 тт.) и Полное Собрание законов Российской Империи (1830, 45 тт.) – в
глазах «прогрессивных исследователей» омрачается участием в Верховном
уголовном суде над декабристами, где ему пришлось взять на себя тяжкое
бремя судебной расправы над людьми, желавшими передать ему верховную власть
в Империи.Родившись в семье священника села Черкутино Владимирской губернии,
будущий государственный секретарь еще во Владимирской семинарии обратил на
себя внимание выдающимися способностями; как один из лучших учеников, он
получил возможность продолжить свое образование в Александро-Невской
(Петербургской) Духовной академии, а окончив ее (1792 г.), был оставлен
преподавателем; через три года он стал префектом академии, но в 1797 году
резко изменил свою судьбу и поступил на государственную службу. Сам по себе
отказ от духовной карьеры в XVIII веке – не исключение; но более
традиционным путем для талантливых выходцев из духовного сословия, желавших
достичь высокого общественного положения в миру, была учебная и научная
карьера; в отношении же государственной службы «попович» (получивший
возможность делать чиновничью карьеру от Императора Павла I) был
первопроходцем.А служба изначально складывалась очень удачно. Секретарь в канцелярии
генерал-прокурора – образцовый бюрократ в лучшем смысле этого слова – скоро
назначается статс-секретарем при одном из наиболее доверенных чиновников
нового Императора, Д. П. Трощинском, потом его берет к себе министр
внутренних дел В. П. Кочубей, и Сперанский становится директором
департамента Министерства внутренних дел, входит в доверие к Императору
Александру I. Его карьера разворачивается стремительно – начав службу
титулярным советником, он уже в 1801 году удостаивается чина
действительного статского советника (IV класса, соответствующий
генеральскому званию). Сторонник французской ориентации входит в силу после
Тильзитского мира (впоследствии разрыв и война с Францией положат конец
карьере государственного секретаря). Смелые реформаторские замыслы
сопряжены у него с предпочтением постепенности и медленности в их
осуществлении (о чем он будет рассуждать и в нижеследующей записке).
Собирается законосовещательный орган – Государственный совет, преобразуются
в 1811 году министерства.В 1812 году следует служебная катастрофа – ссылка в Нижний Новгород, а
затем в Пензу. Статус наказанного преступника сменится еще высокими
административными постами – в 1816 году Сперанский становится пензенским
губернатором, в 1819 году – генерал-губернатором Сибири. На этой должности
ему удается сделать многое; но милость Императора и его доверие не вернутся
уже никогда, и так и останется практически неосуществленным широкий и
смелый замысел превращения России в конституционную монархию с двухпалатным
парламентом и слаженно работающей административной машиной. В 1821 году
Сперанский возвращается в Петербург и назначается членом созданного им
Государственного совета.Смерть Александра I и воцарение Николая Павловича со всеми трагическими
обстоятельствами (декабрист Батеньков был личным секретарем и близким
другом Сперанского) также не дали бывшему государственному секретарю
возможность вернуться к высшим административным постам Империи. Его роль в
новом царствовании – второстепенная; но и здесь ему удается кодифицировать
русское право, разобрав авгиевы конюшни накопившихся за много лет
противоречащих друг другу указов и законов. В награду за свои заслуги
Сперанский получил высший орден Империи – Андрея Первозванного – и,
примерно за месяц до смерти, графский титул (в администрации Николая I
обычное поощрение министров).Необходимо отметить одну особенность характера и жизненного стиля
Сперанского, поскольку личность его загадочна для наших современников:
именно тот человеческий тип, который сложился в результате петровских
реформ и который является господствующим в XVIII столетии, кажется нам
двойственным и чудовищно противоречивым. В царствование Екатерины II и
Александра I такой поступок, как отказ Солженицына от ордена Андрея
Первозванного, был вдвойне немыслим: во-первых, за литературные достижения
не жаловали орденами Империи и тем более высшим из них (классическая
награда в первой половине XIX века – царский бриллиантовый перстень,
Екатерина предпочитала табакерки с червонными), во-вторых – отказ от
награды был бы шагом неслыханным и немыслимым. Чувство собственного
достоинства смирялось перед верховной властью: потому Суворов тяжело
переживал опалу со стороны Павла I, потому великий поэт М. М. Херасков,
прося Державина о заступничестве, отрекался от своих масонских взглядов,
добавляя, что лишиться милости императорской – все равно что жизни, потому
фельдмаршал, по-настоящему крупный полководец князь Н. В. Репнин посещал в
угоду тому же Павлу нелепые тактические лекции одного из его любимцев, а
Державин мирился с царем, прибегая к помощи своего таланта. Нам сейчас все
это показалось бы забвением собственного достоинства; тогда люди смотрели
на вещи иначе. Стоит добавить, что вышеупомянутые поэты, администраторы и
полководцы занимали высокие посты в Империи, что все они отличались
совершенно неслыханными по сегодняшним дням неподкупностью и бескорыстием,
а их заслуги у нас просто нет возможности оценить по достоинству.Мысли о чрезмерном влиянии иностранных обычаев на петровское
просвещение высказывалась в России. Так, адмирал А. С. Шишков писал
Императрице Марии Федоровне о Петре: «Он ввел науки и просвещение, но не
взял осторожности не допустить вместе с ними войти духу уничижения. Отселе
есть у нас науки, но нет их корня; есть просвещение, но не собственное
свое, а потому не позволяющее быть нам самими нами: мы почитаем себя как бы
творением рук чуждых народов. Отселе начало нравственного нашего рабства,
от которого мы, при всей силе и торжестве оружия, освободиться не можем;
ибо от сего не силою оружия освобождаются, но духом честолюбия и народной
гордости, тогда только рождающейся в душах наших, когда воспитывают нас
собственные наши отцы, матери и наставники». Мысли же о ненужности Академии
глубоко несправедливы: элементарная школа существовала в России и до XVII
века, но, поскольку науки уже существуют, стимулировать их развитие у себя
можно только путем импорта; Запад пользовался опытом античности, Россия
могла прибегнуть и к новому, европейскому. В данном случае во взглядах
Сперанского сквозит излишний бюрократический утилитаризм.В то же время разносторонность талантов Сперанского, соединявшего в
себе ум теоретика-систематика со способностями администратора-практика,
повела к тому, что его влиянию подпала вся текущая деятельность
правительства до внешней политики включительно. Сперанский явился
кодификатором и финансистом; ему было поручено устройство финляндских дел;
он проектировал отдельные мероприятия самого разнообразного содержания; он
пересматривал и переустраивал действующие учреждения. Словом, он ведал все,
что интересовало государя, и стал влиятельнейшим фаворитом, умевшим,
однако, держаться не только скромно, но даже уединенно.Проект государственного устройства Сперанского, или «Введение к
уложению государственных законов», имеет задачей реформу общественного
строя и государственного управления. Сперанский расчленяет общество на
основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических
открывается что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут
быть разделены:1) права гражданския общия, всем подданным принадлежащия;
2) права гражданския частныя, кои должны принадлежать тем только, кои
образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;3) права политическия, принадлежащия тем, кои имеют собственность. Из
сего происходит следующее разделение состояний:1) дворянство;
2) люди средняго состояния;
3) народ рабочий».
Дворянству Сперанский усваивает все категории прав, причем права
политические «не иначе как на основании собственности». Люди среднего
состояния имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а
политические имеют «по их собственности». Народ рабочий имеет общие права
гражданские, но не имеет прав политических.
Если мы будем помнить, что Сперанский разумеет под общими гражданскими
правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами—участие
в государственном управлении, то поймем, что проект Сперанского отвечал
либеральнейшим стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к
представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов,
Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее
существе, а другую—как облекающую власть самодержавную внешними формами
закона с сохранением ее существа и силы. Указывая, что вторая системасуществует во Франции (которой тогда увлекался Александр), Сперанский как
бысоблазнял Александра следовать именно этой системе, ибо при ней законом
созданное представительств на деле было бы «под влиянием и в совершенной
зависимости от власти самодержавной». С другой стороны, в сфере «особенных»
гражданских прав, принадлежащих одному Дворянству, Сперанский сохранял
«право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не
иначе, как по закону». Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и
неопределенность, которыми можно было пользоваться в любую сторону.
Устанавливая «гражданскую свободу» для крестьян помещичьих, Сперанский
одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о
«народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо
верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный
по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен поисполнению.
Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком
виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии—на
округа, округа—на волости. В порядке законодательном в волости
составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов
местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль
принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в
губернии—губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские
думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую
законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды
волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который «есть
верховное судилище для всей империи». В порядке исполнительном действуют
управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств.
Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служитпосредствующим звеном между державной властью и органами управления и
составляется из особ, назначаемых государем.
Если бы роль Сперанского ограничилась составлением проекта
преобразований, о Сперанском можно было бы говорить немного, так как его
проект остался без всякого влияния на строй общества и государства.
Значениеэтого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений: он служил
показателем известного направления в русском обществе и возбудил против
себяпротест представителей иных направлений. Известна записка Н. М. Карамзина
«Одревней и новой России», поданная императору Александру против проекта
Сперанского. Охранительный тон этой записки и ее резкость вызвали
неудовольствие Александра: но Карамзин метко указывал на то, что Сперанский
спешил (или, вернее, сам Александр спешил) с общей реформой в духе
произвольного заимствования со стороны, от той самой Франции, которую все
русское общество считало тогда очагом политических и социальных опасностей.
Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что
Александр боялся ее скороспелости и убедился в ее непопулярности среди
окружающих его сановников и чиновников, не любивших Сперанского.Гораздо действительнее были работы Сперанского в сфере текущей
правительственной деятельности. В звании товарища министра юстиции
Сперанский заведовал комиссией законов, которая подготовляла проект нового
гражданского уложения, составленный под очевидным влиянием французского
Code civil (или «Кодекса Наполеона»). Внесенный в Государственный совет,
этотпроект, однако, не получил санкции. Хотя отношение современников и ученых к
проекту кодекса никогда не было благоприятным, однако нельзя не признать
некоторого значения в истории русской кодификации за первыми работами в
этойсфере Сперанского. Для самого же Сперанского его первые законодательные
работы были подготовкой к позднейшим его трудам по составлению Свода
законов. Привлеченный императором Александром к устройству управления в
новоприобретенной Финляндии, Сперанский сопровождал Александра во время его
поездки на сейм в Борго, редактировал его сеймовые речи, писал проектыустройства финляндского сената, руководил комиссией финляндских дел,
образованной в Петербурге. Та самая гибкость и неопределенность
политическихпонятий о верховной власти и о народном «представлении», которую мы видели
вобщем проекте Сперанского, наблюдается в актах о Финляндии, редактированных
Сперанским. Верный своей мысли о законодательном сословии, которое «на
самом деле было под влиянием и в совершенной зависимости от власти
самодержавной»,Сперанский так стремился поставить и финляндский сейм,
учрежденный, но не действовавший при Александре.Литература
1. Шильдер Н. Император Александр I: Т.III. — Спб., 1897.
2. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет
М.М.Сперанского. — М.: Молодая гвардия, 1991.3. Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность,
политические взгляды М.М.Сперанского. — М.: Воскресенье, 1993.4. История России в портретах». В 2-х тт. Т.1. 1990.