Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения: Неотвратимость выбора (по роману Чингиза Айтматова «Плаха»)

Дата: 12.01.2016

		

Литвинова В.И.

Абаканский государственный педагогический институт

Абакан — 1991 г.

В
данный выпуск включена разработка урока внеклассного чтения, в которой
использованы критические статьи, высказывания автора, литературоведческие исследования.
Автор излагает план урока, раскрывает наиболее трудные для восприятия учащихся
вопросы, указывает литературу в помощь учителю, оговаривает возможность
проведения урока-семинара в национальной школе.

Выпуск
предназначен для учителей средних и национальных школ, преподавателей и
студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

Истину
надо выстрадать. Об этом говорилось тысячелетиями. Человек познавал истину
только тогда, когда брал ответственность за себя, за близких, за страну, за историю.
«Исторический стыд», о котором говорил на всесоюзном съезде учителей
Е. Евтушенко, в нас десятилетиями не воспитывался, а заблуждения по этому
вопросу оценивались как покушение на основы. С горечью приходится
констатировать сегодня, что часто официальной личностью провозглашался
оторванный от действительности фангом, а в жизни образцом для подражания
становился жестокий, денежный и мускулистый супермен «в фирме».

Где
же та гармония в жизни человека, о которой мечтал Ф. М. Достоевский? Жизнь
деформировала смысл слов в оценках человеческого поведения. Литература, изучая
противоречия общества, ремонтирует и исправляет этимологические деформации,
пытаясь достучаться до сердца человека.

«Рождение
еще не дает права называться полноценным человеком, — справедливо замечал Э.
Межелайтис, — имя человека надо завоевать»1. Как формируется человеческая
личность? В чем состоит сущность духовности? Спасет ли красота человеческих
отношений мир? Эти и другие «проклятые вопросы», волновавшие автора «Преступления
и наказания», заставляют размышлять о судьбе человечества современных
писателей. Рассмотрим в этом плане роман Чингиза Айтматова «Плаха»
(журнал «Новый мир», NN 6-7, 1987 год).

ТЕМА
УРОКА: Человеком надо стать.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Потрет Ч. Айтматова, выставка книг писателя, на доске запись основных дат из
биографии.

ЭПИГРАФ:
«Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть
человеком».

Ф.
М. Достоевский.

ХОД
УРОКА.

1.
Вступительное слово учителя.

Эпиграфом
урока стали слова Достоевского Ф. М. и это не случайно: Федор Михайлович мечтал
о совершенном человеке. И до сих пор эта мечта не осуществилась, потому что
люди не нашли способ искоренить зло. Русские писатели в своем творчестве не раз
пытались распутать узел человеческих судеб, связавший воедино благородство и
низость, милосердие и жестокость. Об этом мы узнаем, читая Н. В. Гоголя, Л. Н.
Толстого, Ф. М. Достоевского. Вслед за ними наш современник Ч. Айтматов
анализирует синтез добра и зла.


Какие произведения Чингиза Айтматова вы уже знаете?


Экранизацию каких сочинений писателя вам удалось посмотреть?

Добавим,
что в последние дни 1988 года во Фрунзе состоялась премьера спектакля по роману
«Плаха». Первый сбор пошел в Фонд для пострадавших в Армении. А в
первые дни 1989 года был поставлен балет по мотивам произведений Ч. Айтматова.

2.
Биографическая справка включает самые важные вехи на жизненном пути писателя:
Чингиз Айтматов (1928) народный писатель Киргизской ССР (1958), академик АН
Кирг. ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), член КПСС с 1959 г.
Депутат ВС СССР с 1966. Ленинская премия в 1963 г., Государственная премия
(1968, 1977 гг.). Пишет на русском и киргизском языках. Поднимает острые
социальные и этические проблемы. Повести: «Джамиля» (1958),
«Материнское поле» (1963), «Прощай, Гюльсары» (1966),
«Белый пароход» (1970), «Пегий пес, бегущий краем моря»
(1977). Романы: «И дольше века длится день» (1980), «Плаха»
(1986).

3.
История создания романа «Плаха».

Первостроители
социализма не сомневались в том, что новая цивилизация обеспечит царство
свободы, уважения личности, заботы общества об ее достоинстве. За годы
перестройки мы далеко продвинулись по пути к этой цели во многом благодаря
нашей литературе. Творчество сегодня определяется мерой таланта и социальной
ответственности. Эти исходные литераторов позволили нам увидеть новые пласты в
самой реальной жизни. Например, В. Антонов в повести «Васька»
рассказал о судьбе людей, вынужденных жить под чужим именем; Ю. Поляков поднял
проблему «дедовщины» в небольшом произведении «Сто дней до
приказа«; А. Вознесенский в поэме »Ров» вскрыл проснувшиеся
хищнические инстинкты негодяев, разрывающих братские могилы в поисках золотых
коронок и колец. Ч. Айтматов показал трагедию наркомании: «Мы почему-то
все время убеждали себя, что наркомания процветает где-то за рубежом, но только
не у нас. Но тем временем оказалось, что и в нашем обществе тоже могут
возникнуть такие нежелательные явления. Это просто бедствие…»2.

Писатель
отмечал, что мы сейчас переживаем какой-то новый этап острого ощущения нашего
противоречия с природой, что не в праве стоять в стороне от общественных
проблем. Больше всего Айтматов беспокоился за нашу молодежь. Настоящее — это,
по его мнению, — перепутье, на котором концентрируется человеческий опыт и
идеал будущего. Молодой человек не всегда может ориентироваться на этом
жизненном перекрестке и сбивается на неправильный путь. Молодости надо помочь
разобраться и это задача взрослых: «Никто за нас не будет воспитывать нашу
молодежь и формировать юные души. И нельзя благодушествовать, что ничего
страшного не происходит: сейчас они жестокие, бессердечные, высокомерные, а
подрастут — исправятся, мы их исправим. Не исправим. Исправлять труднее»3.

Ч.
Айтматов предполагал создать большой синтетический роман
«Круговращение», в котором бы была сделана попытка раскрыть многие
проблемы молодежи, который вобрал бы к себя и историю Авдия, и историю семьи
волков. «Воплотить замысел, — говорит Айтматов, — соединить разные
сюжетные линии, разные времена в единое целое оказалось очень сложно. И, поняв,
как долго мне предстояло работать над этой вещью, я решил историю Авдия
написать отдельно. Я не предполагал, что она выльется в роман, думал — будет
небольшая повесть, но она подверглась саморазвитию».

Произошло
это, вероятно, вследствие исследования автором глубин человеческой души,
анализа тайн различных характеров. Это сложно.

Э.
Межелайтис, размышляя над «Песнями Мальдодора» Лотреамона, отмечал:
«К сожалению, ад — и в самом человеке. Потому что духовная деформация:
зависть, злость, ненависть, отчуждение, лицемерие, лесть, ложь — и другие
подобные чувства как раз и создают ту адскую ситуацию, ситуацию, когда два
человека не могут ужиться друг с другом. И вроде бы и места, и воздуха, и
пространства хватает, а им все равно тесно. Такая духовная поляризация главным
образом является причиной многих бед. И, самое главное, страдают сами же
люди»4.

В
жизни часто встречаются «духовно полярные» люди, как отнестись к ним?
Чью сторону поддержать? Давайте проверим себя: всегда ли умеем мы отличить
добро от зла? Пищу для духовного самовоспитания дает нам роман Айтматова
«Плаха»: писатель рассуждает о человечестве, мы прислу-шиваемся к
себе: что можно изменить к лучшему? Не случайно, объясняя смысл названия
романа, автор замечал: «Человек в течение своей жизни так или иначе оказывается
перед нравственным выбором — плахой. Иногда он всходит на эту плаху, иногда не
всходит. В данном случае название говорит о том, какой пеной дается плаха —
восхождение к ней, и есть ли в этом смысл, в атом пути на крестную муку»5.

4.
Беседа по содержанию произведения.

Каких
«полярных духовно» героев романа мы можем назвать?

Авдий
и Бостон — главные герои, каждый из них имеет противников: у Авдия — это Обер и
его приспешники, у Бостона — Базарбай и ему подобные.

Поставим
перед собой задачу сравнить духовность Авдия и Бостона.

Чтобы
основательно разобраться в этой проблеме, проследим за историей жизни Авдия. Он
предстает перед нами мятущимся, ищущим Добро.

Что
не устраивает Авдия в жизни?

Авдий
живет в то время, «когда идеалы меркнут и процветает произвол». Люди
потеряли Веру, Авдий придумал своего Бога-Завтра, творца человечности. Он ищет
сподвижников, наивно полагая, что самые ответственные сосредоточились в
молодежной редакции.

Отвергнув
официально признанного бога, Авдий свято верит в то, что у каждого человека в
душе должен быть свой бог. О себе он говорит: «Моя церковь это я
сам«. Герой »Плахи» отчаяно пытается достучаться до сердец
людей, стремясь разбудить добро, но всюду его встречает равнодушие:
«Сколько сил и стараний я приложил, чтобы написать мои степные очерки,
чтобы передать в них мою гражданскую боль, я написал их как исповедь, но тут
вторглись какие-то соображения о престиже страны (подумать только, чего ради мы
создаем тайны от самих себя?). «Прошедший 1988 год не сумел убрать эту проблему,
пресса неоднократно поднимала вопрос о «запретных цифрах»: можно
прочитать информационные сообщения о том, как организована наука в Китае,
Венгрии, на Сейшельских островах, только не о том, как она организована у нас.
ЦРУ знает эти цифры, мы нет.6 Бюрократизм иссушает души людей, повсюду Авдий
встречается с равнодушием и инертностью.

Почему
же он не смиряется?

Его
душа не очерствела и диктует ему потребность действовать, он решается бороться
со злом в одиночку.

Человеческая
мудрость гласит о том, что один в поле не воин. Значит ли это, что Авдий
обречен?

Он
понимает слабость борца-одиночки, но, отказавшись от болей борьбы, он еще
больнее будет мучиться в бездействии. Начинали борьбу всегда единицы, но за
ними шли массы.

Встречали
ли мы в литературе прежде борцов-одиночек, выступающих за правое дело?

Такого
героя показывал в своей известной поэме К. Ф. Рылеев:

Да, знаю я: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа.

Судьба меня уж обрекла,

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий