Место государства в политической системе

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3

1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» 6

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 12

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ГОСУДАРСТВА» С ПАРТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ,
ЦЕРКОВЬЮ 17

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Список литературы 34

ВСТУПЛЕНИЕ

Под политической системой понимается совокупность государственных,
партийных и общественных органов и организаций, участвующих в
политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех
элементов общества и само его существование как единого, управляемого
политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие
«политическая система» имеет различное содержание, т. к. ее компоненты
варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима
(авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы
(президентская, парламентская).
История проблемы.
Эволюция здесь такова. В конце 50-х — начале 60-х годов были
сформулированы теоретические положения о политической организации
общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со
второй половины 60-х годов появились философско-социологические
исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из
того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы,
личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом
своем качестве носителей политических отношений, а также вся система
политических отношений между ними по поводу власти в совокупности
составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более
широкой и дифференцированной интерпретации политической организации
общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только
государственные и общественные организации, а все без исключения виды
коллективности людей и все отношения между ними.
Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие «политическая
система». Но это была не простая замена слов «организация» на
«система». Дело в том, что в число элементов политической организации
общества в одних случаях включались только политические и прочие
организации, а в других — целые социальные общности (классы, группы,
нации). Элементы политической организации (партия, государство, право),
как правило, рассматривались расчлененно и институционально, а не
системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться
главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения
людей, как участников политических событий проводился в очень малой
степени. Разработка понятия «политическая система» должна была помочь
интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории
политических отношений. Эти ожидания оправдались.
Современным политическим системам присуща структурная дифференциация
— относительно высокая степень расслоения между структурами по
функциональному признаку, т. е. имеются и законодательные собрания, и
административные и исполнительные органы, и судебные институты, и
политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем
каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для
примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой
дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические
функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.
Сильная структурная дифференциация необходима политической
системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к
ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.
Рассматривая структуру политической системы, можно выделить один её
главных элементов – государство.

1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВО» И «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

“Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества”.[1]
И. М. Чудинова считает определяющим в понятии политической системы
“возможность граждан принимать участие в управлении”.[2] Она же, исходя из
особенностей политической системы, определяет ее как “интегрированное
выражение власти и политики в социально-политических институтах,
политических отношениях, обеспечивающих управление и регулирование
социально-политической жизнью общества”.[3] “Д. Истон определяет
политическую систему как “взаимодействия, посредством которых в обществе
авторитетно распределяются ценности”, которые признаются всем
обществом”.[4] Основным ее назначением является как осуществление функции
распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения
большинством членов общества. Именно эти функции политической системы
характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но
все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что:
1) каждый из субъектов политической системы общества как ее системный
элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и
функционированием системы в целом.
2) Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а
система внутренне организованных ее элементов.
3) Только системное изучение элементов политической системы общества может
дать объективную информацию обо всей политической системе общества.
4) Существенные свойства государства, как и других элементов политической
системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов
политической системы в целом.[5]
Политическая система общества призвана выполнять следующие функции:
. выработка политических целей, закрепление их в политических документах и
придание им всеобщего характера; ранжирование целей на стратегические,
тактические, приоритетные, текущие и т. п.;
. обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти
для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение и
др.;
. регулирование режима социально-политической деятельности в обществе,
установление таких способов поведения и деятельности людей, организаций,
которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость
общественных отношений;
. целостное управленческое воздействие на общественные процессы через
обработку и использование информации, принятие и реализацию политических
решений, достижение необходимого соответствия политических и правовых
норм реальной жизни;
. политическая социализация (приобщение членов общества к политической
деятельности).[6]
Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты
реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться,
воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие
изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется,
догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой
политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической
системы, как правило, реализуются не полностью. В современных
демократических странах политические системы стремятся к сохранению
равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости,
перемещение элементов в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к
другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с
ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не
допускать социальных взрывов.
Однако совокупность структурных элементов и определение функций
политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее
зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и
взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее
природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д.
Государство – это такая форма организации общественной жизни, которая
не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц.
Общество не может существовать на основе приходящих ценностей. Его
объединяет общая объективная цель, без которой общество не может ни
возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под
единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Выделившись из общества, государство становится его основной
властвующей политической организацией.
Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и
принуждающая сила общества.
Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и
частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит
свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются
государством, получают политическую форму. [7]
В государственно-организованном обществе для поддержания нормальной
его жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством,
необходимо функционирование различных государственных организаций.
Механизм государства представляет собой систему государственных
организаций, посредством которых реализуется государственная власть,
обеспечивается государственное руководство обществом.
Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из
них выполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общего
механизма, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.
Государственный аппарат – это часть механизма государства,
представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных
властными полномочиями для реализации государственной власти[8].
В структуру механизма государства кроме государственного аппарата
входят государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные учреждения – это такие государственные организации,
которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по
выполнению функций государства в различных сферах: экономической,
социальной, культурной, охранительной и т.п. очень часто считают, что
государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в
сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления
хозяйственной деятельности в целях производства, либо его обеспечения,
выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для
удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Политическая система представляет собой одну из частей или
подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими
ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее
общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными
ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также
внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы
в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей
организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества определяется его
классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского,
президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика),
характером политического режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или
нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-
правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не
развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и
культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),
историческим типом государственности (централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной
традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным
населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или
не развитыми гражданскими отношениями и т.д.)[9].
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в
современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением
соотношения политической системы общества и государства, выявление
экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение
его места и роли в политической системе общества.
Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с
политической системой, его следует рассматривать в качестве важной
составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность
разрозненных органов, а как целостный политический институт.
В отечественной и зарубежной литературе исследование вопросов,
касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности
государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно
изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с
точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы,
содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд
вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как
составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства
в этом ракурсе представляет несомненный интерес, поскольку позволяет
охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им
политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить
место и роль государства в политической системе общества.
Государство выступает как особое звено в структуре политической
системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с
ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев
этой системы[10].
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан,
а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества,
находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от
классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности.
Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.
В юридической литературе встречается понимание государства как основы
политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко,
что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или
главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение
государства в качестве основы привело к смешению его с такими
разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные
экономические, социальные, идеологические основы политической системы[11].
Место и роль государства в политической системе общества определяются
следующими основными моментами:
во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании
общества как собственника основных орудий и средств производства,
определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;
во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;
в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и
принуждения;
в-четвертых, государство располагает разветвленной системой
юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и
принуждения;
в-пятых, государство обладает суверенитетом;
в-шестых, государство обладает единством законодательных,
управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная
организация в масштабе всей страны.
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не
обладают.
Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в
политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его
роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз
подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре
политической системы не являются идентичными. Роль главного звена,
охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность
всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым
звеном является государство.
Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, который считает,
что государство относится к числу собственно политических организаций, что,
будучи оснащенным специальтным аппаратом принуждения и подавления с
соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных
принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках
политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их воли и
интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической
власти[12].
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ГОСУДАРСТВА» С ПАРТИЯМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ,
ЦЕРКОВЬЮ

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена
в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера
взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается
общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и
функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех
государственных и негосударственных объединений по воле народных масс,
постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.[13]
Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и
общественных организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии,
обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как
государственными, так и общественными делами, если будут успешно
преодолеваться противоречия между государством и общественными
организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости
от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их
деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество,
взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью
некоторых общественных организаций, определение общего направления их
деятельности, надзор и т.д. при этом сохраняется внутренняя
самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость
в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
В России, например, общественные организации участвуют в выработке и
реализации политики государства. Они непременные участники всех
политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение
проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей.
Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого
ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его
политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или
совместно с общественными организациями.
В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций
Государственной Думы с Президентом РФ. Стало «доброй» традицией вести
консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее
представительных партий России.
Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов
власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной
инициативы в Государственной Думе.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках
правового режима, установленного государством, которое как главная
властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность
всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач,
способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается
в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в
общественные организации, использование ими широких политических свобод:
слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и
законные интересы общественных организаций находятся под охраной
государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие
в реализации некоторых их решений.
Общественные организации – это не «филиалы» государства, а
самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные
функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями,
творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства,
тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская
кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не
означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему
государственного аппарата.
Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных
организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению
и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию
всех заложенных в них потенциальных возможностей.
Большинство из них опосредуются соответствующими нормами права,
приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-
правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.). Некоторые
отношения не имеют ещё правового выражения, что, естественно, требует
дальнейшего совершенствования законодательства об общественных
организациях, их правовом статусе.
Основным правовым актом, регулирующим взаимоотношения государства с
общественными объединениями, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N
82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г.)
Статья 17 указанного закона обозначает взаимоотношения государства с
общественными объединениями следующим образом: «Вмешательство органов
государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных
объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в
деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не
допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным
законом»[14].
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов
общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности,
законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и
преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого
финансирования отдельных общественно полезных программ общественных
объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов
договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг;
социального заказа на выполнение различных государственных программ
неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.
Правовые взаимоотношения государства с церковью строятся на основе
Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о
религиозных объединениях».
Россия обозначила себя, как светское государство, но вместе с тем
признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее
духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм,
иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического
наследия народов России.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны
перед законом[15].
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных
объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и
религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их
заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка
на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов
государственной власти, других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не
противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные
части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и
независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Функционирование политической системы общества осуществляется на
основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы
действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент
государственной и общественной жизни.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

«…я вижу близкую гибель того государства,
где закон не имеет силы и находится под
чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка
над правителями, а они его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага какие
только могут даровать государствам боги…».
Платон «Законы».[16]
Статья 1 Конституции Российской Федерации 1993 года гласит:
«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления».
Статья 7 Конституции добавляет: «Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Таким образом, мы живем в стране, которая по Конституции является
правовым социальным государством. При этом все признают, что таковым
государством Российская Федерация не является. Статьи 1 и 7 Конституции РФ
носят всего лишь декларативный характер. Они указывают направление развития
государственности в России.
Термин правовое государство состоит из 2-х частей:
— Государство – это исторически выделившееся из общества и
обусловленная его экономическим строем политическая организация
суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы
собственников основных средств производства, а также,
обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы
общества.
— Право – это система общих правил поведения, санкционированных
государством и охраняемых от нарушения государством.
Идея о возможности построения правового государства возникла во
времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного
устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы.
И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон
владыка над правителями, а они его рабы»[17].
Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном
государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут
ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный
разум».
Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал,
что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что
поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди
отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло
их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».
В основе современных концепций правового государства лежали идеи
французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул
«категорический императив», согласно которому каждый человек обладает
абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях.
Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои
действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при
котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения
всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие
принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и
личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение
споров в судебном порядке».[18]
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию
государства.
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение
правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее
экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к
построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы:
существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных
групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя
модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея,
концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать
основные признаки правового государства:
— господство права во всех сферах общественной жизни, связанность
законом самого государства, всех его органов, должностных лиц,
граждан;
— «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за
осуществлением закона;
— незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их
охрана и гарантии;
— взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, правовое государство – это демократическое государство,
где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех
граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и
свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен
принцип «разделения властей».
Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский,
пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя
самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных
ценностей или материального равенства».[19]
На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался
советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной
партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение
правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых
усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм,
правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих
международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например,
право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам,
противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах
их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к
антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного
преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.
Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без
решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной
необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет»
все политические права.
В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие
права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду
не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для
кого-то нравственное начало (совесть, честность).
Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это
тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это
ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство
властей приводит к коррупции.
В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор
между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась
октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это
дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят
установления любой власти, лишь бы был порядок.
Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от
произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий,
нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете
пожаловаться в суд на все органы власти и управления.
Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр
старого – означает формирование новой правовой системы.
Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития
демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о
Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина,
закон о собственности, о статусе судей, о печати…
Большой шаг на пути установления правового государства в России –
установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.
Низкая правовая культура населения является тормозом на пути
построения правового государства. Правовая культура – большая сила.
Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет
правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура – то и
тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет
использована».[20]
Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство,
отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в
России из вышеперечисленного НЕТ!
В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные
изменения в научных взглядах на государство и право.
Концептуальные положения и пути формирования правового государства
излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С.
Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.
По В.Н. Хропанюку правовое государство — «это такая форма организации
и деятельности государственной власти, которая строится на
взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм
права».
Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н.
Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу
правового государства. «Экономической основой правового государства
являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на
различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной,
частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.» В правовом государстве
собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ.
Правовое начало же государственности реализуется только при наличии
свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.
«Социальную основу правового государства составляет
саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных
граждан… В центре внимания… находится человек, его права, свободы и
интересы. Правовое государство это и социальное государство». (Но далеко
не обязательно, на мой взгляд, и не всегда).
Нравственная основа правового государства заключается в
общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы
личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от
неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять
неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. «Правовое государство —
это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет
народа, наций и народностей, населяющих его территорию».
«Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его
суверенитете». Суверенность государства выражается в том, что ему
принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать
законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами
этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в
современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением
соотношения политической системы общества и государства, выявление
экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение
его места и роли в политической системе общества.
Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с
политической системой, его следует рассматривать в качестве важной
составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность
разрозненных органов, а как целостный политический институт.
Государство выступает как особое звено в структуре политической
системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с
ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой – иных звеньев
этой системы.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан,
а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества,
находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от
классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности.
Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается
общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и
функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех
государственных и негосударственных объединений по воле народных масс,
постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.
В России, например, общественные организации участвуют в выработке и
реализации политики государства. Они непременные участники всех
политических кампаний, в том числе таких, как всенародное обсуждение
проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей.
Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого
ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его
политической системы решаются органами государства с учетом их мнению или
совместно с общественными организациями.
Общественные организации – это не «филиалы» государства, а
самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные
функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями,
творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства,
тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская
кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не
означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему
государственного аппарата.
Россия провозгласила себя светским государством. Но вместе с тем
признала особую роль православия в её истории, в становлении и развитии ее
духовности и культуры. Закон утверждает, что христианство, ислам, буддизм,
иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического
наследия народов России.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны
перед законом.
Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные
части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и
независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Конституция РФ обозначила Россию правовым социальным государством.
Пройдет ещё немало времени, возможно, смениться не одно поколение граждан
нашей страны, прежде чем желаемое станет реальностью.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 года).
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г.)
3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о
религиозных объединениях».
4. Егоров С. А. Политическая система, политическое развитие, право: критика
немарксистских политологических концепций. — М.: Юрид. лит., 1983. –
310с.
5. История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература,
1991. – 428с.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-
е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт. 1996. – 312с.
7. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. — М.: Изд-
во “Наука”, 1974. – 275с.
8. Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества
(политико-правовое исследование). — М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.
9. Перевалов В. Д. Политическая система развитого социализма (вопросы
правосубъектности и законности). Свердловск, 1984. – 217с.
10. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –
М.: Изд-во МГУ, 1993. – 282с.
11. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
12. Туманов. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе. М.: Юрид.
литература. — 1993. – 260с.
13. Фриодмен Л. Введение в американское право. М.: Прогресс, — 1992.
14. Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995. – 385с.

————————
[1] Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. — С. 273.
[2] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995. – С. 134.
[3] См. там же – С. 135.
[4] Егоров С. А. Политическая система, политическое развитие, право:
критика немарксистских политологических концепций. М.: “Юрид. Лит.”. 1983.
– С. 98.
[5] Г. Н. Манов. Государство и политическая организация общества. М.: Изд-
во “Наука”, 1974. – С. 223.

[6] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995. – С. 135 – 136.
[7] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-
е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт. 1996. – с. 63
[8] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-
е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт. 1996. – с. 64.
[9] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995.- с.48.
[10] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-
е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт. 1996. – с. 114.
[11] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –
М.: Изд-во МГУ, 1993.- с.113.
[12] Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества
(политико-правовое исследование). — М.: Изд-во МГУ, 1981.- с.82.
[13] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-
е, исправленное и дополненное. — М.: Манускрипт. 1996. – с.115.
[14] статья 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об
общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г.)
[15] статья 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О
свободе совести и о религиозных объединениях»
[16] История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература,
1991. – с.69
[17] История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература,
1991. – с.69
[18] История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература,
1991. – 307с.
[19] Туманов. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе.
Государство и право. М.: Юрид. литература. — 1993. — с.52
[20] Л.Фриодмен. Введение в американское право. М.: Прогресс, — 1992. -с.11

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий