Оглавление
1. Введение
— 22. Рождение и развитие Царского Села (1710 – 1796 гг.)
— 23. Новый век новый этап в развитии Царского Села (1801 – 1894 гг.) —
124. XX век – новый облик города
— 145. Заключение
— 196. Список использованной литературы.
— 21Поедем в Царское Село!
Свободны, ветрены и пьяны,
Там улыбаются уланы,
Вскочив на крепкое седло…
Казармы, парки и дворцы.О.Мандельштам.
1.Введение
Царскому Селу, его дворцам и паркам посвящены десятки, если не сотни
работ. О Царском Селе написано много и в разных жанрах.
Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских
монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это,
несомненно, » крупнейший бриллиант в ожерелье» городов-спутников Северной
Пальмиры. Возникший как парадная резиденция русских императоров, ансамбль
дворцов и парков Царского Села складывался и развивался при участии
выдающихся зодчих на протяжении более полутора веков.
История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи
династии Романовых. Особое внимание было уделено периодам правления
Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II, Александра I, Николая II.
Во времена царствования этих Монархов наблюдалось наиболее бурное
развитие, как Царской резиденции, так и самого города Царское Село.
Целью данного реферата является попытка описать историю Царского Села
с момента становления и до сегодняшних дней.2. Рождение и развитие Царского Села (1710-1796).
История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи
новгородских земель, отмеченных в «Переписной окладной книге по Новгороду
Вотской пятины» 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса
Годунова, поместье имеет название Сарица. Документальные шведские карты
называют поместье
«Sarishoff «, то есть Сарицкий господский дом, местечко, или как
говорили новгородцы, » мыза « с господским домом. Финны, одно время
проживавшие здесь, употребляли название Saari- mois — возвышенное место.
Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу,
затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название
как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время
( в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в
присутствии Петра I на месте нынешней Знаменской церкви, но это название
не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.
В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста,
бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под
предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от
100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой
возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. Во время
наступательных действий на Ижорской земле Петр I писал командовавшему здесь
П. Апраксину, чтобы не жег селения, которые «самим же нам строить придется
«. Апраксин в ответ сообщил: » …теперь накрепко запретил жечь от Сарской
мызы к Канцам «.
С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору
освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы
конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и
окрестные земли артелями плотников и » пашенными крестьянами, зажиточными,
добрыми и хозяйственными «. А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год
24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43
приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году
его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является
официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу
включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.
Так же, как Петр смог увидеть в топких болотах будущий Санкт-
Петербург, так и Екатерине на месте скромного поместья представилась пышная
резиденция.
В данном случае «быть по сему» произнесла супруга Императора. Это был
поступок в духе Петра и подстать самым величественным его замыслам.
Первый дворец «каменные палаты о 16 светлицах», был построен в 1724
году И. Браунштейном и Ф. Ферстера по повелению Екатерины Алексеевны на
месте уцелевшей от военных действий усадьбы первого хозяина поместья.
Это небольшое двухэтажное здание с характерной для начала ХYIII века
симметричной планировкой и высокой мансардной кровлей не отличалось
пышностью отделки: лишь рустовка на углах и скромные белые наличники
оживляли выкрашенные суриком фасады. Внутри » палат» было несколько
парадных комнат, отделанных полированным алебастром, или обитых кожей с
золотым тиснением, или затянутых шелковыми обоями. » Верхний парадный зал «
украшали камины, наборный паркет, зеркала, гобелены и картины.
В этот же период, благодаря строительству плотины на ручье Вангазя,
образовалось озеро и два канала : Большой, являвшийся границей сада и
получивший в дальнейшем название Рыбного, и малый — на месте современных
Нижних каскадных прудов, то есть было начато устройство водной системы
будущего ансамбля.
Одновременно со строительством дворца расширялся и благоустраивался
сад, заложенный еще в самом начале XYIII века на небольшой площади в
восточной стороне усадьбы. Автором первоначальной планировки
Царскосельского сада принято считать садового мастера Яна Розена, а его
осуществлением руководил опытный мастер Иоган Фохт. Прежняя композиция сада
была полностью переделана, за исключением Рыбного канала и Большого озера,
которому придали регулярную форму шестигранника.
Участок сада около дворца, представлявший пологий склон, был
превращен в пять уступов, соединенных деревянными и каменными лестницами, и
получил название Верхнего сада. Уступы располагались параллельно фасаду
дворца. Середину второго уступа заняли цветники, ограниченные по сторонам
боскетами.
В середине третьего уступа находились так называемые огибные дороги, то
есть деревянные каркасы, к которым привязывались ветви деревьев, посаженных
рядом. По мере роста деревьев образовывались зеленые коридоры или галереи,
в местах пересечения которых устраивались деревянные беседки. По сторонам
огибных дорог также, как и на втором уступе, были размещены боскеты.
Четвертый, самый широкий уступ, был отведен двум одинаковым
прямоугольным водоемам, какое-то время служившим садками для рыбы. По
пятому узкому уступу проходила широкая дорожка.
Далее располагалась плоская территория, получившая название Нижнего
сада. Он имел трехлучевую планировку аллей, пространство между которыми
было занято плодовыми деревьями и ягодными кустами. Скульптуры в саду еще
не было.
За Рыбным каналом была посажена роща из берез, получившая название
Дикой рощи, вошедшая в состав сада площадью 30 гектар. Известно, что до
середины XYIII века убранство сада было чрезвычайно скромным., Царское
Село не входило в число перворазрядных царских резиденций.
С западной стороны дворца на площади в одну квадратную версту был
устроен Зверинец- место для царской охоты. В огороженный участок леса
специально загонялись лоси, зайцы и другие животные. Такого типа зверинцы
существовали при многих загородных усадьбах того времени.
Расширение Сарской мызы повлекло за собой увеличение количества
дворцовых служащих. Рядом с резиденцией начала создаваться слобода.
Постройки, располагавшиеся в непосредственной близости к императорскому
дворцу, образовали сначала Садовую, а в последствии Служительную (ныне
Среднюю) и Малую улицы.
Скромный дворец того времени, с разбитым возле него садом, не имел
еще значения парадной царской резиденции и являлся загородным поместьем
Екатерины I.
Резкие изменения в облике Царского Села произошли в середине XYIII
века.
В 1728 году имение перешло к цесаревне Елизавете Петровне. Восшествие
на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем национального
самосознания в России, скинувшей мрачное иго бироновщины. В искусстве и
особенно в архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный
стиль русского барокко, как нельзя лучше соответствовавший идее
возвеличивания могущества государства, и прежде всего абсолютной власти.
Вершиной развития стиля России стал царскосельский ансамбль. Здесь, как
и во многих других архитектурных комплексах в Петербурге и его
окрестностях, начались работы по коренному переустройству с целью
расширения и художественного обогащения. Ярким отражением этих общих веяний
явилась строительная деятельность на территории Царского Села: одни замыслы
сменяют другие — еще не достроенные здания переделываются, чтобы достигнуть
еще большей монументальности и роскоши. * Дом этот был шесть раз разрушен
до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в котором
находится теперь *, — писала впоследствии Екатерина II , унаследовавшая
после смерти Елизаветы вместе с короной и царско-сельскую резиденцию.
Множество выдающихся архитекторов и художников, знаменитых резчиков
по камню и дереву, самых лучших кузнецов и камнетесов трудились здесь над
созданием дворцов и парков.
В 1743 году архитектором М. Земцовым разрабатывается широкая
программа реконструкции Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. После
смерти М.Г. Земцова 28 сентября 1743 года работы по сооружению дворца
полностью перешли к А.Квасову — ученику ведущего архитектора.
Однако занятость архитектора на строительных объектах, значительно
удаленных от Петербурга, заставила передать работы в Царском Селе
П.А. Трезини, а затем С.И. Чевакинскому, который внес существенное
дополнение в композиционное построение.
От проекта императорской резиденции, разработанного Квасовым, в
натуре ничего не сохранилось, однако деревянная модель Царскосельского
дворца осталась. В ней он использует свою излюбленную композицию,
неоднократно повторенную в его постройках, — пышный центральный ризалит,
соединенный протяженными более низкими галереями с двумя боковыми.
К 1748 году основные работы были закончены.
С конца 1748 года строительство царско-сельской резиденции возглавил
обер-архитектор двора Бартоломео Франческо Растрелли. Крупнейший русский
зодчий придал Царскосельскому дворцу тот парадный окончательный вид,
который снискал ему мировую известность.
Ф.Б. Растрелли, итальянец по происхождению, приехал в Петербург
шестнадцатилетним мальчиком вместе со своим отцом-скульптором Карлом
Растрелли. В России он нашел свою вторую родину. Здесь протекал и весь
творческий путь этого великого зодчего, сформировался и расцвел его
замечательный талант.
В Царском Селе Растрелли начал с частичных переделок дворца. Однако
в процессе работы выявилась необходимость его капитальной перестройки.
10 мая 1752 года Елизавета подписала указ: » С правого и левого
флигелей и Среднего дому кровли и потолок сломать… также в оных флигелях
учиненного обер-архитектором Растреллием чертежа «.
В течение 1752-1756 годов в строительстве Царского Села были заняты
тысячи мастеровых и работных людей. Квалифицированных мастеров в Петербурге
не хватало. Их выискивали среди крепостных людей по всей России.
Изготовлением листового железа занимались московские » сусальные мастера «,
в течение ряда лет поставлявшие в контору строения Царского Села тончайшие
золотые листки, на выработку которых было израсходовано » шесть пудов
семнадцать фунтов два золотника» червонного золота. В числе живописцев,
собранных в команды для писания плафонов, находились такие талантливые
русские художники, как Б.В.Суходольский, А.И. и И.И. Бельские, М.Ф.
Колокольниковы, Г.И. Козлов. Возглавил живописные работы прославленный
итальянский художник-декоратор Джузеппе Валериани. Вместе с ним работали
его соотечественники А. Перезинотти, П. и Ф. Градиции.
Через 12 лет от начала строительства Большой Царско-сельской дворец
приобрел тот блистательный вид, который запечатлен в авторских чертежах
Растрелли и в гравюрах XYIII века (впоследствии частично измененный).
Отдельно стоящие дворцовые корпуса Растрелли слил в единый массив,
надстроил стены, заново решил декоративную отделку фасадов. Вытянутые в
длину фасады он расчленил мощными стволами высоких колонн, опирающихся на
рустованные выступы стен или монументальные фигуры атлантов; балюстраду
кровли увенчал пышными резными статуями и вазами; плоскости стен разбил
широкими оконными проемами и множеством лепных фигур и орнаментов
причудливых очертаний, подчеркнув это художественное богатство контрастами
цвета. Лазоревая окраска фасадов усилила впечатление объемности белоснежных
колонн. Засверкавшие золотом лепные и резные украшения приобрели
динамичность.
Не менее великолепным, чем фасады, было внутреннее убранство
дворца. Основой планировки его интерьеров явилась анфилада. От Парадной
лестницы в южном крыле здания один за другим следовали роскошные двусветные
залы с живописными плафонами «во весь потолок», зеркалами, вмонтированными
в стены, множеством золоченых резных украшений, с узорными паркетами
наборного дерева.
Здесь находились Большой зал (около 860 м2), предназначенный для
проведения придворных празднеств; а также пять обширных антикамер,
служивших местом ожидания придворными выхода императрицы.
Интерьеры северной половины дворца, предназначенные для приема
узкого круга придворных и знатных гостей, отличались еще большим
разнообразием отделочных материалов и художественных коллекций. Свыше
двухсот тридцати полотен покрывали стены Картинного зала и Малой картинной
комнаты (впоследствии перестроенной). В Китайском зале, декорированном
расписными обоями и скульптурными украшениями «в китайском вкусе»,
размещались сотни фарфоровых ваз и фигур китайского, японского и
саксонского производства.
Чудом декоративного искусства называли Янтарную комнату.
Вмонтированные в ее стены мозаичные панно из натурального янтаря
представляли собой уникальную художественную ценность и независимо от
изменения эстетических вкусов и стилей, отразившихся в отделке дворцовых
залов различных исторических периодов, всегда вызывали изумление и глубокий
интерес. Выполненные в 1709 году в Пруссии по проекту А. Шлютера, янтарные
панно были преподнесены Петру I в качестве дипломатического подарка
Фридрихом Вильгельмом I, заинтересованным в укреплении связей с Россией —
надежной для него опрой против шведской агрессии. «С великим бережением «
янтарные панно переправились в Петербург. В 1740-х годах использовали их
для отделки кабинета в Третьем зимнем дворце. А в 1755 году по приказу
Елизаветы Янтарный кабинет был разобран, и солдаты на руках перенесли
драгоценные мозаики в Царское Село. Отделывая парадный зал, Растрелли
поместил между янтарными панно зеркальные пилястры, увенчав их вместо
капителей золочеными женскими головками, вырезанными из дерева русскими
мастерами. В пышные янтарные рамы, украшавшие четыре простенка, были
вставлены аллегоричные мозаичные картины из разноцветных яшм. Каждый, кто
побывал во дворце, не мог забыть о диковинной комнате из «солнечного
камня».
Парадную анфиладу завершал Висячий сад под открытым небом,
соединявший залы с дворцовой церковью. В нем на фоне украшенных резьбой
стен стояли экзотические деревья в кадках, мраморный пол покрывали газоны
и цветники.
Висячий сад располагался над галереей, соединяющей правый флигель с
церковью. Сад занимал всю ширину дворца, из Картинного зала сюда проходили
через гостиные. Вдоль сада шли три продольные дорожки, их пересекали три
поперечные, образуя четыре прямоугольника. Дорожки были выстланы белыми и
черными мраморными плитами, оттенявшими яркую зелень газонов. Вдоль дорожек
стояли кадки с подстриженными декоративными деревьями, кустарниками, а
летом сюда высаживали из оранжерей редкие цветы. Сад украшала декоративная
скульптура, простенки между окнами украшала золоченая резьба — атланты,
львиные маски и растительные орнаменты.
Висячий сад просуществовал недолго, в 1774 году его уничтожили, так
как даже свинцовые прокладки, примененные при его создании, не спасали
своды от проникновения влаги. В 1780-х годах на месте Висячего сада по
проекту архитектора Камерона были созданы новые комнаты дворца.
Столь же великолепной, как и парадные залы дворца, создал Растрелли
Дворцовую церковь. Она была заложена 8 августа 1746 года в присутствии
императрицы. По первоначальному проекту предполагалось, что она будет
одноглавой, но через два месяца после торжественной закладки Елизавета
Петровна приказала «над церковью ……. купола не делать, но пять глав по
пропорции», пятиглавой ее и выстроили.
Через год, 1 октября 1747 года, был утвержден новый проект
иконостаса, созданный Растрелли, существенно отличавшийся от
первоначального. Церковь назвали Воскресенской, ее торжественное освещение
состоялось 30 июля 1756 года.
Убранство церкви отличалось нарядностью, красочностью — темно-
голубые стены и иконостас, сверкающая золотом резьба и золоченые колонны,
живописные иконы.
На многоярусном иконостасе были симметрично расположены большие
иконы, а между ярусами — малые. Чередование икон больших и малых размеров
в прямоугольных, круглых, овальных и квадратных рамах создавало особый
декоративный эффект.
В 1920 году церковь сгорела почти целиком, успели спасти только
иконы. Церковь воссоздал В.П. Стасов, он сохранил все декоративное
убранство, заменив лишь золоченую деревянную резьбу папье-маше, формы для
которого выполнялись в полном соответствии с резьбой. В 1823 году плафон Д.
Валериани повторил В.К. Шебуев.
Диковинкой во дворце был Грот, устроенный Растрелли в 1750 году в
первом этаже правого флигеля. Грот украсили различные раковины — огромные
«шумовые», витые, маленькие (белые, красные, желтые) и жемчужные. Когда
увеличили Грот, привезли новые раковины из Ропши, где хранились раковины из
Дербента и Баку, из Астрахани и Архангельска, Дополнили коллекцию
«заморскими» раковинами, всего использовали их более тридцати двух тысяч.
Но просуществовал Грот недолго, его уничтожили вместе с висячим садом.
Все основные работы по созданию интерьеров Большого Царскосельского
дворца Растрелли завершил к 1756 году, в дальнейшем выполнялись только
незначительные детали.
Дворец — композиционный центр огромного Царскосельского ансамбля.
В новой части Царскосельского парка (ныне Александровский парк)
Растрелли построил павильон Монбижу (фр. mon bijou — моя драгоценность, мое
сокровище), расположенный симметрично Эрмитажу. Подобно тому, как Эрмитаж
стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте
Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте
Зверинца, существовавшего в Царском Селе еще с 1715 года. В 30-х годах
XVIII века Зверинец был совсем заброшен и превратился в настоящий лес, его
просеки постепенно зарастали. В 40-х годах XVIII века часть этой территории
превратили в новый регулярный сад.
В 1750 — 1752 годах по проекту Растрелли вокруг Зверинца каменную
стену с бастионами по углам. И на месте пересечения двух просек возвели
павильон Монбижу, который пользовался для отдыха и обедов после охоты,
почему часто павильон называли Охотничьим. Здание разобрали в конце XVIII
века, и в 30-х годах XIX столетия на его месте построили Арсенал по проекту
архитектора
А.А. Менеласа.
Грот — павильон, характерный для дворцовых парков середины XVIII
века, построили справа от Эрмитажной аллеи, на берегу Большого пруда.
Проект этого павильона Растрелли разработал летом 1749 года.
Главный фасад павильона обращен в сторону пруда, который в то время
имел правильную геометрическую форму. Специально для Грота сделали
небольшой прямоугольный выступ, и павильон, окруженный водой, красиво в ней
отражался. Расположение Грота позволило соорудить удобную пристань, о
которой Растрелли писал: «С краю этого здания я устроил большую террасу с
балюстрадой, имевшую с каждой из двух сторон мраморный сход, по которому
императрица, выходя из названного Грота, могла спускаться к пруду и
садиться в лодку для охоты на бекасов».
В годы царствования Елизаветы Петровны велись работы не только по
строительству дворца с его парадным двором и циркумференциями но и по
строительству Старого и Нового садов, входивших в большой дворцово-
парковый комплекс.
Новый сад разместился с противоположной стороны дворца по отношению
к уже существующему саду, который тогда стали называть Старым. Это название
сохранилось до настоящего времени. Новый сад был включен в последующем в
ансамбль Александровского парка.
Автор проекта Старого сада этого периода не известен. Над
практическим воплощением проекта работали садовые мастера Яков Рахлин и
Корнелиус Шрейдер.
В композиции сада было сохранено принципиальное решение предыдущего
периода, но в нее были привнесены элементы парадности, отвечавшие
архитектуре зданий и назначению ансамбля того времени.
Планировка Нижнего плодового сада была сохранена. Все три аллеи
оформлены стриженными зелеными стенами. Дуговая дорожка, пересекающая три
радиальные, образовывала в центре у Нижнего сада полукруглую площадку,
обрамленную зеленым амфитеатром, украшенным скульптурой. Восточной границей
этого участка являлся Рыбный канал, за которым начиналась Эрмитажная роща.
Главным элементом убранства садов, господствующих тогда регулярных
приемов, являлась стриженая растительность, которая своими геометрическими
формами удачно подчеркивала причудливость барочных фасадов дворца и
павильонов, представляла прекрасный фон для скульптуры, объединяя их в
прекрасный ансамбль.
В результате многолетнего труда талантливых русских и зарубежных
мастеров в конце 1756 года царско-сельская резиденция была отстроена.
Отныне Царское Село стало местом официальных приемов русской знати и
иностранных послов, которых приводили во дворец «для показания в покоях
любопытства достойного украшения».
Елизавета до конца своих дней любила Царское Село больше всех других
своих резиденций. В последний раз Императрица Елизавета была в своем
любимом Царском Селе 8 сентября 1761 года, когда перед отъездом приняла во
дворце угощения от Царскосельского управителя Удалова. Во время обеда
играли два музыканта на скрипках, и был произведен пушечный салют при «
питии за здравие Ее Величества».
Отец и сыновья Удаловы управляли вотчиной Цесаревны-Императрицы всю
ее жизнь и вынесли на своих плечах все хлопоты по обращению небольшой
малодоходной Сарской мызы в блистательную резиденцию пышного двора. Оказав
Удалову честь принять от него перед отъездом обед, Императрица как бы
простилась со своими верными и честными слугами: 25 декабря того же года
Государыни не стало.
Новый этап в истории Царского Села наступил во второй половине XYIII
века.
Царская резиденция значительно выросла и приобрела тот художественный
облик, который, в основном, сохранился до нашего времени. Это произошло при
Екатерине II, и с тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.
Прежде всего, изменение художественного стиля проявилось в садово-
парковом искусстве. В парковых постройках, возведенных В. Нееловым и его
сыновьями — И. Нееловым и П. Нееловым, Посвятившими строительству
Царскосельского ансамбля всю свою творческую жизнь, нашли отражение
классические каноны. Украшением Екатерининского парка стал, сооруженный В.
Нееловым, Мраморный мост. Не менее заметное место в старой части сада
занимали и построенные в 1777 — 1780 годах по проекту И. Неелова в формах
раннего классицизма Верхняя ванна («Мыльня Их Высочеств») и Нижняя ванна
(«Кавалерская»). Первая предназначалась для царской семьи, вторая — для
придворных. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.
В то же время в разных концах Екатерининского и Нового сада
возникали затейливые сооружения экзотического вида, с чертами
архитектурного стилизаторства. Так, построенная В.Нееловым беседка *
Большой каприз*, воз-веденная на высокой насыпи на границе Екатерининского,
открыла целую группу парковых сооружений в ложно китайском стиле: Скрипучая
беседка, Китайский театр, Китайская деревня, серия Китайских мостов.
Другие постройки В. Неелова — Адмиралтейство, Эрмитажная кухня —
стилизованы под английскую готику. В течение немногим более одного
десятилетия пейзажный парк, созданный В. Нееловывм, оказался насыщенным
архитектурными паятниками, как правило связанными общностью темы. Победы
русского оружия, одержанные во время войны с Турцией ( 1768-1774) , нашли
отражение мемориальных сооружениях, созданных по проектам А. Ринальди
( Кагульсикй обелиск, Морейская колонна, Чесменская колонна) и Ю. Фельтена
( Башня-руина).
Одновременно со строительством парковых павильонов по приказу
Екатерины II осуществлялась новая перестройка Большого ( Екатерининского)
дворца, который казался императрице недостаточно вместительным. В 1779-1792
годах с северной и южной сторон дворца по проектам Ю. Фельтена и В. Неелова
возво-дятся четырехэтажные флигеля- Церковный и Зубовский. При этом
пришлось сломать две Антикамеры и парадную лестницу Растрелли. Перенос
главного входа в центр здания исказил не только внешний облик дворца, но и
задуманную зодчим Золотую анфиладу. В 1789-1792 годах И. Неелов возводит
обособленный дворцовый флигель (*великокняжеский*), связанный с основным
зданием перекинутой через дорогу аркой переходом. Неелов очень тактично
включил в барочный дворцовый ансамбль новое здание, решенное в лаконичных
формах классицизма. Простота архитектурного решения флигеля, позже
отданного Царскосельскому Лицею, оттенялась пышностью растреллиевского
дворца.
Этой постройкой завершилось формирование ансамбля Большого
Царскосельского дворца.
Ч. Камерон, прибывший в Россию из Англии в 1779 году, работал над
отделкой помещений в результате реконструкции дворца.
Одновременно с ним в Царском Селе работал другой выдающийся архитектор,
выходец из Италии, Дж. Кваренги. В 80-е годы XYIII века им были поручены
наиболее ответственные строительные работы в Царском Селе. Камероном во
дворце были созданы два комплекса интерьеров: в южном крыле- парадные и
личные комнаты Екатерины II , в северном — парадные и личные комнаты
наследника, Павла Петровича, и его жены Марии Федоровны.
Решенные Камероном дворцовые интерьеры отличали простота и ясность
пропорций, спокойный ритм, сдержанная цветовая гамма, строгость
декоративных элементов, почерпнутых в арсенале классического искусства.
Однако, полностью талант Камерона, не только как архитектора-
декоратора, но и как замечательного зодчего, раскрылся в созданном им в
1780 — годах комплексе сооружений, получивших название » Термы Камерона «.
Он включал в себя Холодную баня с Агатовыми комнатами, прогулочную галерею-
колоннаду с монументальной лестницей и пандусом и висячий сад.
Работы другого выдающегося мастера- Дж. Кваренги в Большом дворце были
менее масштабны: он разработал проекты отделки двух комнат императрицы —
Зеркального и Серебряного кабинетов, причем в последнем измени отделку,
созданную Камероном. Однако вклад Кваренги в строительство царскосельских
ансамблей весьма значителен. Ему принадлежит проект одного из самых
совершенных по композиционному замыслу парковых сооружений русского
классицизма — Концертного зала, романтического павильона » Кухня — руина «.Главным же произведением Кваренги в Царском Селе стал дворец,
возведенный для старшего внука Екатерины II — Александра и названный
впоследствии Александровским (строительство начато в 1792 году).
Строительство дворца велось по 1796 год. Выдающийся памятник мировой
архитектуры, истинный шедевр русского классицизма возводился под надзором
И.В. Неелова. После его смерти за строительством надзирал П.В. Неелов.
Семья архитекторов Нееловых (отец и его два сына) проработали в Царском
Селе в общей сложности более ста лет.
По приказу Екатерины II за юго-западной границей Екатерининского парка
был основан новый уездный город София, слившийся в начале XIX века с
Царским Селом. Для упорядочения слободы был издан Указ Екатерины II от 1
января 1780 года в котором было предписано: » При селе Царском, по правую
сторону Новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить
город под названием » София» и вместе с тем учредить Софийский уезд». С
учреждением города Софии там появилась своя администрация с городничим,
магитратом, ратушей, не подведомственная Царско-сельской.
В Царском Селе запретили строительство жилых домов, а чиновников, купцов и
духовенство расселяли в Софии. На территории будущего города до начала
массовой застройки стоял только каменный скотный двор с двумя башнями,
обращенный в сторону Екатерининского парка. Эти башни, как и двухэтажный
дом между ними, сохранились до наших дней и являются самыми старыми
постройками в Софии.
В конце XYIII века был учрежден герб нового города » На розовом поле —
Орел двуголовный в середине на голубом поле — белый Крест, в правой лапе
-якорь, утверждающий незыблемость правления основательницы города, в левой
светильник, как символ мудрости и просвещения Екатерины II.
Созданием нового города преследовалось две цели: с одной стороны —
переселить подальше от дворца жителей Царско-сельской слободы, другой —
создать образцовый уездный город, планировка которого органично включалась
бы в парковую композицию.
Город был разбит на отдельные правильные квадраты с обширной площадью
в центре. Здесь вначале была построена деревянная церковь Константина и
Елены, замененная в 1788 году каменным Софийским собором .
Собор во имя Святой Софии премудрости Божьей был заложен 30 июля
1782 года в присутствии Екатерины II своим наружным обликом и планировкой,
великолепным внутренним убранством напоминал храм святой Софии в
Константинополе. Строительство проводилась создателем Таврического дворца в
Санкт-Петербурге зодчим И. Е. Старовым по переработанному проекту
архитектора Ч. Камерона. Полностью все работы были закончены весной 1788
года. Торжественное освещение собора состоялось 20 мая 1788 года.
В 1903 году ансамбль центральной площади в Софии был дополнен
постройкой соборной 2- х ярусной колокольни (архитектор Л. Бенуа). По
свидетельству С. Вильчковского в нижнем ярусе этой постройки была устроена
небольшая часовня в честь Святого Серафима Саровского.
Из всех загородных резиденций Екатерина II больше
всего любила Царское Село. Начиная с 1763 года она, за исключением 2-3 лет
жила в Царском Селе весну, проводила почти все лето и уезжала осенью, когда
наступали холода. Здесь праздновала она почти всегда день свое рождения,
отсюда 28-го июня 1763 года начался торжественный въезд в Петербург после
Коронования в Москве; здесь получила Государыня известие о блистательной
победе при Кагуле, здесь в 1770 году проходил знаменитый маскарад в честь
прусского принца Генриха, сопровождавшийся иллюминацией на всем пути от
Петербурга до Царского Села. Сюда императрица удалилась зимой 1768 года,
чтобы привить себе оспу, подав пример населению всей Империи. Тут провела
она знаменательное лето 1776 года, когда, немедленно по смерти своей
первой супруги Царевича, она вместе с ним прожила в Царском три месяца,
сделав попытку сближения с сыном. Здесь у нее возникла мысль о новом браке
Павла Петровича, который в это лето почти
неотлучно находился при матери.
Екатерина приезжала в Царское Село с небольшой свитой, делила время
между занятиями государственными делами и всевозможными развлечениями.
Ежедневно совершала она прогулки пешком по парку, в
сопровождении придвор-
ных кавалеров и фрейлин, которые иногда трубными сигналами вызывались в
Грот, где императрица, окончив свою утреннюю работу, любила завтракать в
обществе веселой молодежи. Внуки и внучки сопровождали Государыню на
прогулках, кончавшиеся обыкновенно у Катальной горы, где она отдыхала,
смотря, как молодежь скатывалась с горы и веселилась на качелях и карусели.
Императрица любила окружать себя молодежью и была необыкновенно милостива
и обворожительна со всеми, кто имел счастье быть вблизи нее.
В ноябре 1796 года Екатерина II скончалась. Император Павел посчитал
нужным вывозить из Царского Села картины, статуи, бронзу, антику, мебель
для украшения Михайловского дворца, Павловска и Гатчины.
Повелено было сломать Китайскую деревню и материалы использовать для
строительства Михайловского замка и Павловска. Отчего-то это Высочайшее
повеление осталось неисполненным, успели снять только все наружные
украшения и облицовку стен. Мраморная беседка на розовом поле была сломана
и колонны пошли в дело для украшения тех же дворцов. Все неоконченные
постройки в Царском селе остановились. Деревянный дворец Константина
Петровича, стоявший по близости Малого Каприза, повелено было разобрать и
перенести в Павловск. Собрание антиков, хранившееся в Гроте, было
уничтожено. Статуя Вольтера, работы Гудона, была отправлена на чердак.
Бронзовые вазы, украшавшие Пандус и лестницу Колоннады, были увезены.
Царское Село “ детище Славной Государыни, « было сразу заброшено,
чудный дворец оставлен пустым.3. Новый век – новый этап в развитии Царского Села(1801-1894).
В первые годы царствования Александра I (Благословенного) Царское село
было, как будто, забыто.
Двор жил летом на Елагине или в Петергофе. Только в 1808 году Император
обращает внимание на запустение Царского Села и, прежде всего, повелевает
вернуть некоторые бронзовые статуи и вазы, а также на места, где хранился
не увезенный материал с разобранной Катальной горы, — построить гранитную
террасу. В том же году, 29 августа, был упразднен отдельный город София и
образован, как сказано в Указе, » соединенный отныне город Царское Село или
София «.
Началось обратное заселение Царского Села, куда из Софии перевели
присутственные места и жителей, которым были розданы новые земельные
участки в распланированном, по Высочайше утвержденному плану города.
София быстро опустела: на месте плохо развивавшихся кварталов было
устроено обширное военное поле. Уже в 1817 г., за неимением прихожан была
уничтожена деревянная приходская Царево-Константинопольская церковь
Софийский собор стал полковой церковью для л-гв. Гусарского полка.
Как Императрица Екатерина все царствование заботилась об украшении
Царского Села, так и Александр I не мало сделал в этом направлении: при нем
было восстановлено почти все, что было уничтожено при Императоре Павле I.
В память войны с французами поставлены были монументальные ворота
» Любезнымъ Моимъ Сослуживцамъ» , пришедшие в ветхость Большие оранже-
реи были капитально перестроены одним из лучших архитекторов того времени-
Стасовым; неподалеку от Александровского дворца возникла Императорская
ферма; на месте старого Люстгауза , архитектором Менеласом была построена
искусственная руина — Шапель; старая каменная ограда зверинца разобрана и
материал от нее пошел на постройку фермы, Шапель и здания лам.
Унаследовав от Великой Екатерины любовь к садоводству, Император Александр
I довел оранжереи и парки Царского Села до необыкновенной степени
совершенства.
По Указу Императора Александра I в самом Большом дворце во флигеле,
построенном в 1791 году, в конце царствования Екатерины II, архитектором
Кваренги для детей Павла Петровича, было учреждено новое высшее учебное
заведение — Императорский Царскосельский Лицей.
Лицей был основан по мысли Императора Александра I с целью «
образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы
государствен- ной и составляемого из отличившихся воспитанников знатных
фамилий». Постановление было обнародовано 11 января 1811 года, когда по
высочайшему заказу архитектор Стасов перестроил здание для размещения в нем
учебного заведения.
После реконструкции на первом этаже разместились комнаты
наставников, лазарет и административные помещения. На втором — столовая с
буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия. На третьем — Большой зал, классы
и библиотека. Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников. Залы лицея
просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на
античные мотивы. И это естественно: в истории и культуре Древней Греции
воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения.
Императорский Царскосельский Лицей помещался в этом здании с 1811
по 1843 год. С 1811 по 1817 год в этом учебном заведении воспитывался А.С.
Пушкин. Пушкин окончил Лицей в числе 29 воспитанников первого набора, среди
которых были будущие знаменитости: поэты И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, А.А.
Дельвиг, мореплаватель Ф.Ф. Матюшкин, канцлер России А.М. Горчаков. В 1844
году Лицей был переведен в Санкт-Петербург и переименован в
Александровский.
Во вторую половину царствования, Император особенно полюбил Царское
село, где он отдыхал от своих бесчисленных путешествий и где мог целыми
днями заниматься делами, не отрываемый от них шумной петербургской жизнью
Двора.
«Я в Царском в один день успеваю сделать больше, чем во всю неделю
в Петербурге», говорил он. » Безъ лести преданный» Аракчеев, желая сделать
пребывание Императора в селе Грузино более для него приятным, устроил в нем
кабинет Государю, точно скопировав до мелочей рабочую комнату Императора в
Царском Селе.
В последние годы жизни, Император иногда и зимой удалялся на время
в Царское Село, помещаясь тогда в трех комнатах, так называемого,
Церковного флигеля. Сюда больная, медленно угасавшая, Императрица Елизавета
Алексеевна охотно удалялась из Петербурга, в долгие месяцы разлуки с
обожаемым Государем, дабы в тишине царскосельской отдохнуть от
становившейся ей в тягость обязанности принимать и выезжать в Петербург.
Здесь, в 1825 году, по дороге в Таганрог, последний раз ночевал Император,
простившись уже, столь необыкновенным образом, с Петербургом. Здесь, ранней
весной 1826 года, встретили его бренные останки Император Николай I и
Царская Семья.
Родившись в Царском Селе, «Рыцарь Николай», став Императором, делил
свой летний отдых между Петергофом и Царским Селом. Государь жил тогда в
Александровском дворце. При Императоре Николае продолжалось развитие и
украшение и развитие Царского Села.
В 1835 году выяснилась необходимость восстановить Софию, хотя бы в
виде части города Царское Село. Генерал Захаржевский составил план
постройки новой городской части на пространстве от собора до Павловскго
шоссе; в самом Царском Селе построен был, по велению Государя, городской
собор; в парке, на месте старого Монбижу, закончена постройка арсенала, в
котором сосредоточилась богатейшая коллекция оружия, лично принадлежавшая
Императору. На месте упраздненного благородного Лицейского пансиона, был
помещен малолетний Александровский Корпус; парк украсился красивыми
воротами, Турецкой баней и значительно расширился. В конце царствования
Императора Николая «деревянная Гошпиталь», открытая в 1812 году, была
сломана и выстроено образцовое здание городской больницы, переименованное в
последствии в Дворцовый госпиталь.
В царствование Императора Николая I, в Царское Село была проведена
первая в России железная дорога, на которую публика смотрела как на новое
развлечение, а специалисты — как на непрактичную в нашем климате затею. До
1835 года Царское Село разделялось на два квартала, к которым, с этого
времени, прибавился третий — София. В 1839 году добавлен был еще квартал
около железной дороги, а в 1855 году Высочайше было повелено разбить на
участки земли вдоль Павловского шоссе.
В царствование Императора Александра II город продолжал развиваться
и в нем была открыта Николаевская мужская гимназия, городская ратуша,
лютеранская церковь. Лютеранская церковь (Кирха) построена в 1865 году
архитектором А.В. Видовым по проекту, утвержденному Императором Александром
II. Здание построено в эпоху эклектики и имеет все для английской
готической архитектуры черты : кирпичную кладку, контрфорсы, стрельчатые
арки, прямоугольные наличники и порталы, обрамляющие оконные и дверные
проемы.
Островерхая крыша увенчана высоким готическим шпилем с четырехконечным
крестом. Богослужения проводились на немецком и латинском языках. Ранее на
этом месте стояла деревянная церковь в стиле ампир, построенная в 1819 году
архитектором В.П. Стасовым. Она была возведена на пожалованные Александром
I в 1818 году 20 тысяч рублей. После просьбы директора лицея Е.А.
Энгельгарда и лицейского пастора Гнихеля, этим же указом земельный участок
с постройкой был отдан в ведение Лицея. При церкви имелась школа,
состоявшая в управлении Внутренних дел. Архитектурный ансамбль готической
церкви, трех плотин, Иорданского и Купального прудов создавал чудесную
перспективу и романтическую атмосферу. В Царском Селе не было возведено
каких-либо новых больших дворцовых зданий, но все существовавшее
поддерживалось в образцовом порядке, а Баболовский парк был осушен и в нем
проложено большое количество дорог. В 1860 году в Царском Селе скончалась
Императрица Александра Федоровна; здесь же, перед отъездом за границу в
путешествие, из которого ему не суждено было вернуться, простился со своими
Державными Родителями Наследник Цесаревич Николай Александрович. В 1880
году в Царском Селе Александр II венчался со второй своей женой — княжной
Е.М. Долгоруковой — в церкви Екатерининского дворца Воскресения Христова.4. 20-ый век – новый облик города.
С 1894 года, когда на Престол взошел Николай II, Царское Село
развивается чрезвычайно быстро. До 1905 года Высочайший Двор проводил в
Царском Селе начало зимы и раннюю весну, а с этого года проводит всю зиму.
По велению Его Величества, в 1895 году были произведены значительные
переделки в Александровском дворце. Царское Село за последние годы получило
образцовый водопровод и канализацию. Число учебных, благотворительных и
лечебных заведений непрерывно растет, город благоустраивается и, благодаря
чистоте, сухости и отличным санитарным условиям, а также и удобному
сообщению со столицею, ежегодно увеличивается в народонаселении и
превращается в один из наиболее здоровых и благоустроенных городов России.
Многие годы своего 23-летнего царствования Император провел в
Александровском дворце Царского Села. Здесь он находил успокоение от бурной
действительности. В период его царствования в Лицейском садике был открыт
памятник А.С. Пушкину, проложена от Витебского вокзала Императорская ветка
железной дороги. В эти годы возведен Федоровский собор, построены казармы
некоторых гвардейских полков и собственного Его Величества конвоя, два
здания Императорских гаражей, Ратная палата, Дворцовая электростанция,
городское
4-х классное училище, Царскосельский вокзал и Городской железнодорожный
вокзал, очистная биологическая станция.
Федоровский собор построен в 1909 — 1914 годах в так называемом
русском стиле, получившем широкое распространение после революции 1905 —
1906 годов. Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского
зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось
20 августа 1909 года. Закладкой фундамента руководил академик А.Н.
Померанцев, а проект храма и дальнейшее его строительство осуществил
архитектор академик В.А. Покровский. Собор создан по образцу
Благовещенского собора в Москве — домовой церкви семьи Романовых.
В храме находилось множество древних икон. Главный престол был
освящен 20 августа 1912 года в присутствии Императора Николая II в честь
фамильной святыни Дома Романовых чудотворной Федоровской иконы Божией
Матери. (По имени первого из рода Романовых — Федора, получали отчества
иноземные жены русских царей.)
Здесь же в соборе находится и пещерный храм, посвященный святому
мученику Серафиму Саровскому. В нем располагались личные покои для
богослужения Императрицы Александры Федоровны. «Пещерный храм» был расписан
ярославскими мастерами орнаментальными фресками.
Прообразом Федоровского городка, спроектированного архитектором
С.С. Кричинским, по-видимому, послужил сооруженный в XVII веке Царский
дворец в селе Коломенском под Москвой. Городок унаследовал от него
живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство
пластического решения. Федоровский городок в плане представляет собой
неправильный треугольник, образованный каменной стеной с башнями по углам.
Городок включал трапезную, офицерский и солдатский лазареты, здание
канцелярии и другие постройки. Декор многочисленных построек городка хранит
особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой
архитектуры крупнейших культурных центров Руси — древних городов, в которых
складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода,
Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы.
С точки зрения Дома Романовых единства стиля являлось еще одним
свидетельством внутренней целостности государства. Федоровский городок был
призван символизировать архитектурное единство российских городов.
Городок строился для служителей Федоровского собора, однако по
инициативе членов «Общества возрождения художественной Руси» Н. Рериха, В.
Васнецова и И. Репина было предложено открыть здесь музей древнерусского
искусства и зодчества. Начавшаяся первая мировая война изменила эти планы.
В Федоровском городке располагался госпиталь для раненых.
Царский вокзал (Императорский павильон) был построен в 1912 году по
проекту архитектора В.А. Покровского при участии инженера М.И. Курилко. К
нему подходила так называемая собственная Императорская ветка
Царскосельской железной дороги, начинающейся у Императорского павильона
Витебского железнодорожного вокзала (архитектор С.А. Бржозовский, 1901
год). Движение по этой ветке открылось в 1902 году. По ней в Царское Село
отправлялись члены Императорской фамилии и представители иностранных
держав.
В 1895 году для приема Императорских поездов, прибывавших сюда
через станцию Александровская, был построен Царский павильон. В 1912 году
он сгорел и на его месте возвели новый Императорский павильон. С вокзала до
Александровского дворца по территории Фермского парка была проложена
отличная шоссейная дорога.
Архитектура Императорского павильона роднит его с постройками
Федоровского городка, Ратной палаты и казармами собственного Его Величества
конвоя. Все вместе они образовали архитектурный ансамбль, в котором широко
использовались мотивы древнерусского зодчества.
Городской железнодорожный вокзал в первоначальном варианте был
создан в 1837 году по проекту архитектора Г. Фоссати в стиле античной
готики.
В 1902-1904 годах вместо обветшавшего старого здания было построено
новое по проекту архитекторов под руководством С.А. Бржозовского.
Приземистое симметричное в плане здание в формах, западноевропейской
средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эклектики,
выделялось развитым силуэтом крыши с островерхими шпилями. Слева от вокзала
располагался Великокняжеский павильон.
В Царском Селе водопровод был устроен еще при Елизавете Петровне, а
канализация частично оборудована в 1890-х годах.
Канализационные трубы были в основном керамические и кирпичные, а
частью из дерева. Трубы имели выходы в окрестные ручьи и речки, что
несомненно наносило ущерб окружающим водоемам. В связи с этим в 1902 году
была учреждена вневедомственная Комиссия по улучшению санитарных условий в
Царском Селе. Решением этой комиссии водопровод был расширен и улучшен, а 1
марта 1905 года пущен новый Орловский закрытый водовод. Существовавшая
канализационная сеть стала использоваться лишь для спуска дождевых и
дренажных вод. Для отвода стоков от жилых домов и хозяйственных построек
решили устроить новую канализационную сеть со станцией биологической
очистки. Очищенную воду направляли в реку Славянку у деревни Липицы. Для
того времени это решение Комиссии было беспрецедентным. Впервые в России
система канализации предусматривала предварительную очиску.
Вся канализационная сеть протяженностью 45 верст, включая
магистральные коллекторы, залегала на глубине от 2 до 7 метров и состояла
из керамических труб диаметром от 7 до 24 дюймов. Два коллектора из Софии и
центрального района соединялись в один у Тярлево, а затем после пересечения
железной дороги подходили к станции биологической очистки.
Строительство очистных сооружений началось в 1903 году и
закончилось в 1908, однако к эксплуатации станции приступили уже 1 декабря
1905 года.
Площадь станции 10000 квадратных метров. Английской фирмой
«Gorsfol» при станции были построены мусоросжигательные печи.
Утилизированный пар, проходящий через паровые машины, шел на устройство
освещения и отопления домов с квартирами для служащих, лаборатории, служб и
самой станции.
Спроектированная в начале века станция рассчитана на 40 тысяч
жителей. Возможности же канализационной сети были в два раза выше. По
состоянию на 1907 год в Царском Селе проживало 29500 жителей, а расход воды
в сутки исчислялся в количестве шесть ведер на человека.
Дворцовая электростанция была построена архитектором С.А. Данини в
1896 году на участке Царскосельского дворцового управления. Необходимость в
такой постройке возникла после того, как Николай II окончательно поселился
в Царском Селе. Кроме того, разрастающийся город стал ощущать нехватку
мощностей небольшой городской электростанции, находящейся в Певческой
башне. С.А. Данини построил здание неоштукатуренным в так называемом стиле
английской готики, удачно вписав его в окружающую застройку.
Установку внутреннего оборудования выполнил инженер Л. Шведе.
Станция имела пять паровых котлов, две паровые машины в 350 лошадей каждая,
соединенные с генераторами тока высокого напряжения в 2000 вольт, и два
других турбогенератора. Техническая оснащенность новой электростанции
позволяла одновременно освещать Екатерининский, Александровский и Запасной
дворцы, дворцовые служебные постройки, казармы сводного пехотного полка и
конвоя Его Императорского Величества, а также улицы города.
А судьба Императорской резиденции, создававшейся десятилетиями,
завершилась буквально в один день. Это случилось 14 августа 1917 года,
когда Николай II с семьей покинул Александровский дворец и был этапирован
сначала в Сибирь, а затем на Урал.
Уже в конце 1917 года по инициативе В.И. Ленина при Народном
комиссариате просвещения была организована Коллегия по делам музеев и
охраны памятников искусства и старины. Несмотря на тяжелые условия
хозяйственной разрухи и Гражданской войны, в которых оказалась молодая
Советская республика, Совет Народных Комиссаров тогда же выделил средства
на ремонтно-реставрационные работы в бывших царских дворцах. Царскосельские
дворцы и парки были превращены в историко-художественные музеи. Уже в 1919
году их посетили свыше 64 тысяч человек.
После революции город был отдан детям: открылось много детских
домов, санаториев, детвора заполнила старинные парки. В связи с этим в 1918
году город был переименован в Детское Село.
В годы Советской власти город приобрел особое значение как историко
— художественный и литературный памятник.
Каждый год 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, устраивался
праздник, посвященный памяти поэта. В 1937 году, когда в стране отмечалось
100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, по решению Советского правительства
Детскому Селу было присвоено имя великого поэта.
В 1937 году особенно торжественно проходил праздник, посвященный
дню рождения А.С. Пушкина. На площади у Египетских ворот был открыт
памятник поэту, созданный еще в 1911 году скульптором Л.А. Бернштамом.
В воскресный день 22 июня 1941 года в многолюдных парках города
Пушкина разнеслась весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз.В этот же день развернулись работы по укрытию и эвакуации
художественных коллекций дворцов — музеев. В течении 2-х месяцев в условиях
приближавшегося фронта работники музея самоотверженно спасали сокровища
дворцов и парков. Последний эшелон прорвался сквозь вражеские заслоны 23
августа 1941 года. Всего было вывезено 17599 предметов: мебель, фарфор,
ковры, бронза, люстры, картины, обивочные ткани, а кроме того — обширная
научная документация.
Часть ценностей укрыли на месте: в подвалы перенесли дворцовую
скульптуру, оставшуюся мебель, 5000 различных бытовых предметов, свыше 600
предметов художественного фарфора, 35000 томов из дворцовых библиотек. Были
приняты меры к сохранению отделки интерьеров: окна в залах зашили толстыми
досками, наборные паркеты закрыли ковровыми дорожками и засыпали слоем
песка; стены Янтарной комнаты и стеклянную облицовку Опочивальни Екатерины
II оклеили папиросной бумагой и тканью; укрыли в земле парковую скульптуру
и памятник А.С. Пушкину.
С 13 сентября началась непрерывная бомбежка города Пушкина, в
течении 2-х следующих дней она сопровождалась артобстрелами. Снарядами были
разрушены Малая столовая и кабинет Александра I, повреждена золоченая
обшивка одной из глав Дворцовой церкви.
16 сентября ночью вспыхнуло яркое зарево пожара над Александровским
парком: от минометного огня загорелся Китайский театр.
17 сентября в город вступили фашистские войска. 28 месяцев
продолжалась оккупация. Гитлеровцы методично и варварски уничтожали
сокровищницу русского искусства. Павильон Эрмитаж и часть залов
Екатерининского дворца были переоборудованы в казармы а в Дворцовой церкви
устроен гараж. В Александровском дворце расположился штаб гитлеровских
воинских частей, гестапо и тюрьма, на первом этаже Камероновой галереи —
конюшня и кузница, в агатовых комнатах — офицерский клуб и казино. Парковые
павильоны гитлеровцы превратили в огневые точки, а сами парки были изрыты
траншеями и блиндажами, опутаны колючей проволокой. Около Александровского
дворца, прямо у парадного фасада находилось эсэсовское кладбище.
С первых дней оккупации началось разграбление захватчиками всего
оставшегося убранства дворцов: горела в печах дворцовая мебель, паркеты и
книги, сдиралась шелковая обивка стен, снимались или разбивались зеркала,
вырезались куски плафонов и вместе с фарфором и бронзовыми украшениями
отправлялись посылками в Германию. Были вывезены уникальные паркеты
Ливонского зала, живописные плафоны павильона Эрмитаж, статуи Геркулес и
Флора с лестницы Камероновой галереи, панели Янтарной комнаты.
Всего гитлеровцами расхищено или полностью уничтожено 42308
предметов из коллекции Екатерининского и Александровского дворцов-музеев.
24 января 1944 года город Пушкин был освобожден в результате
наступления войск Ленинградского фронта. Страшную картину разрушения
представлял собой Екатерининский дворец, превращенный в обгоревшие руины:
лишь в 16 из 55 помещений сохранилась внутренняя отделка. На месте многих
павильонов остались груды дымящихся развалин. Во всех парках Пушкина было
уничтожено и повреждено 94% зеленого массива, разрушено 25 мостов, около 50-
ти плотин, дамб и каскадов.
Еще шла война а в освобожденном Пушкине приступили к расчистке
парков и водоемов, к раскопке и установке парковой скульптуры. Одновременно
шла консервация архитектурных сооружений, и прежде всего Екатерининского
дворца.
К 1949 году работы по консервации дворца были закончены. В 1945
году принял первых посетителей Екатерининский парк, в 1946 году —
Александровский. Вновь занял свое место в Лицейском садике памятник А.С.
Пушкину. Много музейных ценностей, брошенных фашистами при отступлении,
удалось обнаружить в окрестностях Пушкина. В конце 40-х — начале 50-х годов
реставрируются ряд парковых павильонов и мемориальных сооружений, полностью
разрушенных или частично поврежденных фашистами: Морейская и Чесменская
колонны, Кагульский обелиск, Верхняя ванна; восстанавливается внешний облик
Эрмитажа, Турецкой бани, Скрипучей беседки. Наконец в 1957 году наступила
очередь Большого дворца. Стоявший до сих пор под временной кровлей, с
заделанными кирпичом пробоинами и провалами стен, он был возрожден с
максимальным приближением к своему первоначальному облику. В 1958 году во
дворце открылась первая выставка из музейных фондов. А в 1959 году
распахнули двери первые реставрированные залы Екатерининского дворца:
Предхорная, Предцерковный зал, Зеленая столовая, Официантская, Голубая
гостиная. В Предхорной при реставрации зала использован подлинный шелк
ручной работы XVIII века, сохранившийся в эвакуации.
В 1961 — 63 годах открылась для посетителей еще одна группа залов —
Камерюнгферская, Опочивальня, Скульптурный и Живописный кабинеты, Парадная
лестница. В 1967 году открылся Картинный зал.
Наиболее трудоемким процессом стало возрождение уникальной резьбы
Большого зала. 10-ти летний творческий труд принес блестящие результаты: в
золотом плетении, покрывающем стены Большого зала, работы советских
мастеров невозможно отличить от работы мастеров XVIII века. Из года в год
осуществляется планомерное возрождение разрушенных интерьеров
Екатерининского парка. Долго и трудно шло возрождение зеленых массивов
Пушкинских парков. Скоро обретут свой первоначальный облик интерьеры
Эрмитажа, Грота и других павильонов. В 1974 году в здании Лицея открылся
мемориальный музей. По проектам архитекторов Л. Безверхнего, И. Бенуа,
А. Кедринского на основе архивных материалов, собранных хранителем
мемориального музея М. Руденской воссозданы интерьеры учебных классов и
спальни лицеистов.
Размах восстановительных работ могут оценить те, кто видит в наши
дни великолепный, поднятый из руин дворцово — парковый ансамбль, сверкающие
прежней красотой фасады Екатерининского дворца и исторические здания
города.5.Заключение
Царское Село — город Пушкин сегодня уже заявил о себе как о
городе высокой культуры. Его скверы, бульвары, удивительные здания,
очаровательные сады и парки, необыкновенная аура — все способствует
творчеству, вдохновению. Его история, во многом загадочная и еще ждущая
новых открытий, манит не только историков. Она заинтересует любого, ведь
здесь каждая улица, каждый уголок волнует своей исторической важностью или
причастностью к ней.
По утверждению ЮНЕСКО, Пушкин входит в первую десятку городов мира
по привлекательности для туристов. В город Пушкин приезжают 9 из 10
туристов, посещающих Санкт-Петербург. Бывшая царская резиденция,
насчитывающая более 300 памятников архитектуры, истории и культуры,
славится далеко за пределами России свои дворцами, парками, соборами и
княжескими особняками.
Самый яркий праздник города — Международный Царскосельский Карнавал,
который соединяет интересы жителей города и делового мира. Царскосельский
Карнавал был впервые проведен в июне 1996 года. Царскосельский Карнавал
принят в Ассоциацию европейских карнавальных городов. В 2000 году делегация
Санкт-Петербург-Пушкин получила флаг карнавального движения и с этого
момента Пушкин стал карнавальной столицей мира. С 27 мая по 3 июня 2001
года в Санкт-Петербурге проходила ХХ1 Международная конвенция карнавальных
городов Европы и YII Царскосельский Карнавал.
Многие международные мероприятия стали для Пушкина уже традиционными
и ежегодными:
Международный Царскосельский фестиваль » Город муз», в котором
принимают участие представители из более чем 20-ти зарубежных стран;
Международный фестиваль » Царско-сельская осень», в рамках которого
проходит Международный фестиваль детского хорового искусства.
В числе первых в Европе Пушкин подписал Уольбергскую хартию
устойчивого развития городов и является участником 5 федеральных
международных программ по ее реализации. К 300-летию Санкт — Петербурга в
Пушкине будет построен Международный культурный центр.
Растет известность Царского Села как международного центра культуры
и туризма.
В 2000 году г. Пушкин — единственный город в России награжден
флагом почета Европы.Список использованной литературы.
1. Ю.В. Артемьева, С.А. Прохватилова. «Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век.
Санкт-Петербург,»Лениздат», 1997 г., 1021 с.
2. Г.Г. Бунатян, «Город муз». Л., «Лениздат», 1987 г., 222 с.
3. С.Н. Виличковский «Царское Село» Репринтное воспроизведение издания
1911 года. Санкт-Петербург,»Титул», 1992 г., 276 с.4. М.Г. Воронов, А.М. Кучумов «Янтарная комната». Л.,»Художник РСФСР»,
1989 г., 288 с.5. И.И. Георгиев и др. «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы».
Санкт-Петербург,»Паритет», 1999 г., 368 с.6. А.М. Гордин «Волшебные места, где я живу душой». Л., «Лениздат», 1986
г.,
185 с.7. В.К. Заружило, М.П. Руденская «Лицей». Л., «Лениздат», 1963 г., 84 с.
8. В.Я. Курбатов, «Прогулки по окрестностям Ленинграда. Детское Село.»
Издание Ленинградского Губернского Совета Профессиональных Союзов,
1925 г., 107 с.9. А.А.Кедринский и др. «Восстановление памятников архитектуры
Ленинграда».
Л., «Стройиздат», 1987 г., 529 с.10. Э.Ф. Кузнецова, «Город Пушкин». Л., «Лениздат», 1972 г., 230 с.
11. Г.К. Козьмян, «Город Пушкин»: Историко-краеведческий очерк —
путиводитель». Санкт-Петербург, «Лениздат», 1992 г., 318 с.12. С.Я. Ласточкин, Ю.Ф. Рубежанский «Царское Село — резиденция российских
монархов», Архитектурный и военно-исторический очерк.
Санкт-Петербург,»Правда», 1998 г., 344 с.13. В.В. Лемус «Пригороды Ленинграда. ПУШКИН». Л., Лениздат, 1982 г., 256
с.14. М.Ю. Мещанников, «Храмы Царского Села, Павловска и их окрестностей:
краткий исторический справочник». Санкт-Петербург,»Воскресение, 2000
г.,
120 с.15. М.П. и С.Д. Руденские, «С лицейского порога». Л., «Лениздат», 1984 г.,
318 с.16. М. и С. Руденские «В садах лицея». Л., Лениздат, 1989 г., 220 с.
17. М.П. Руденская, «Лицей». Л., «Лениздат», 1976 г., 235 с.
18. Н.Е. Туманова, «Екатерининский парк. История развития и
восстановления». Санкт-Петербург, «Стройиздат «, 1997 г, 196 с.19. О.А. Яценко, «Среди святых воспоминаний». Л., «Лениздат», 1989 г, 64 с.