Административное право

Дата: 21.05.2016

		

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ — РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИя,
ПОДЗАКОННАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНО-
РАСПОРяДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
Органы государственного управления (субъекты государственного
управления) — государственные органы, осуществляющие управленческую
деятельность в рамках государственного управления.
Исполнительные органы — субъекты исполнительной власти, а также органы
управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной
власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления,
органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений,
коммерческих структур).
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную
ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской
Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями.
Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной
независимости каждой ветви.
Органы государственного управления (субъекты государственного
управления) — государственные органы, осуществляющие управленческую
деятельность в рамках государственного управления.
Исполнительные органы — субъекты исполнительной власти, а также органы
управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной
власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления,
органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений,
коммерческих структур).
Предмет и метод административного права
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя, РЕГУЛИРУЕМЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — ОТРАСЛЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩАя ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В СВяЗИ С
ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ВСЕХ
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УРОВНяХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАКОГО РОДА ОТНОШЕНИя, МНОГООБРАЗНЫЕ ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ, И СОСТАВЛяЮТ
ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Предмет административного права — общественные отношения, возникающие,
как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой
деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с
другой стороны, ими же или гражданами, государственными
(негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями,
общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права.
Управленческие отношения, регулируемые административным правом,
многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются
следующие наиболее типичные их виды.
а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися
на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и
нижестоящие органы);
б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти,
находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два
министерства, администрация двух областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их
организационном подчинении (ведении) государственными объединениями
(корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их
организационном подчинении (ведении) государственными объединениями,
предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля,
административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами
системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными
хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и •
учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными
объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Административное право — отрасль российской правовой системы,
представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для
регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу
практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании —
в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Система административного права и его принципы

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРАВОВЫХ НОРМ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ОБЪЕДИНЕННЫХ В ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ. НОРМЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ПО КОНКРЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ РЕГУЛИРУЕМЫХ ИМИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛяЮТСя НА НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УПРАВЛЕНчЕСКИЕ
ОТНОШЕНИя ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА, Т.Е. ОБЩИЕ ДЛя ВСЕГО УПРАВЛЕНИя ЭТИ НОРМЫ
СОСТАВЛяЮТ ПЕРВУЮ (ОБЩУЮ) чАСТЬ, НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя
В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СФЕРЕ ИЛИ ОТРАСЛИ УПРАВЛЕНИя, ОНИ СОСТАВЛяЮТ ВТОРУЮ
(ОСОБЕННУЮ) чАСТЬ, И НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИя В СФЕРЕ
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ, СОСТАВЛяЮЩИЕ ТРЕТЬЮ чАСТЬ).
Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи,
требования, выражающие сущность административного права. К числу основных
принципов относятся:
демократизм нормотворчества и реализации права
равенство граждан перед законом и правоприменителем
взаимная ответственность государства и личности
федерализм
гуманизм
законность

Источники административного права

ИСТОчНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА — ЭТО КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ЕГО
ВЫРАЖЕНИя. НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА СОДЕРЖАТСя В РАЗЛИчНЫХ ПО СВОЕМУ
ХАРАКТЕРУ И ЗНАчЕНИЮ ЮРИДИчЕСКИХ АКТАХ.
Источниками административного права являются акты государственных
органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы
административного права. Характерным для отрасли административного права
является наличие множества источников юридических норм.
К источникам административного права относятся:
законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе
России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы)
постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации
акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов
федерации

Понятие, структура и виды административно-правовых норм

НОРМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, КАК И НОРМА ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА,
ПРЕДСТАВЛяЕТ СОБОЙ ПРАВИЛО ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА, ОПРЕДЕЛЕННУЮ МЕРУ (МАСШТАБ)
ДОЛЖНОГО ИЛИ ВОЗМОЖНОГО ПОВЕДЕНИя, УСТАНОВЛЕННУЮ ГОСУДАРСТВОМ И ОХРАНяЕМУЮ
СПЕЦИАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ.
Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая
общественные отношения в сфере государственного управления, а также
отношения управленческого характера, возникающие в иных областях
государственной деятельности.
Виды административно-правовых норм:
материальные и процессуальные
обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные
общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные
срочные и бессрочные
Элементами (составными частями) административно-правовых отношений
являются: субъекты, объекты и юридические факты.
Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто
наделен административными правами и обязанностями. Субъектами
административно-правовых отношений являются:
граждане России
иностранные граждане и лица без гражданства
государственные органы, их структурные подразделения, предприятия,
учреждения и иные государственные организации
общественные (негосударственные) объединения
служащие государственных органов и организаций, служащие общественных
(негосударственных) объединений
представители общественных формирований, наделенные административными
обязанностями и правами
Объект административно-правового отношения — это то, по поводу чего
возникает правоотношение -действие, поведение субъекта права.
Юридические факты являются основанием возникновения, изменения или
прекращения административно-правовых отношений, т.е. это такие факты, с
наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и
прекращение правовых отношений.
По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые
отношения делятся на две группы :
1 ) отношения, в которых один из участников подчинен другому
(вертикальные правоотношения);
2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга
(горизонтальные правоотношения).
Наука административного права исследует:
правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного
управления;
правовой статус органов государственного управления;
правовое положение негосударственных объединений в сфере управления,
предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;
административно-правовой статус государственных и общественных служащих;
правовые формы и методы управления;
способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
административный процесс и его виды;
системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и
регулирование управления в указанныхсистемах нормами административного
права;
административно-юррисдикционную деятельность государства.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОНяТИЕ И СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ПОД СУБЪЕКТОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ПОНИМАЕТСя ФИЗИчЕСКОЕ ЛИЦО ИЛИ
ОРГАНИЗАЦИя, КОТОРЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОГУТ БЫТЬ УчАСТНИКАМИ (СТОРОНАМИ) РЕГУЛИРУЕМЫХ
АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ УПРАВЛЕНчЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. КРУГ ТАКИХ
СУБЪЕКТОВ МНОГООБРАЗЕН. ГЛАВНОЕ, чТО ОБЪЕДИНяЕТ ИХ — ЭТО ТО, чТО ОНИ
ОБЛАДАЮТ ОСОБЫМ ЮРИДИчЕСКИМ КАчЕСТВОМ, А ИМЕННО АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ПРАВОСПОСОБНОСТЬЮ.
Административная правоспособность — проявление общей правоспособности.
т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности
данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в
различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать
соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести
ответственность за их реализацию.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и
коллективными.
Административная правоспособность гражданина — способность гражданина
РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она
возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность гражданина — способность гражданина РФ
своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять свои
обязанности в сфере исполнительной власти. В полном объеме наступает в 16
лет.

Административно-правовые гарантии прав граждан

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН — СУДЕБНАя ЗАЩИТА,
КОНТРОЛЬНАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИя, ДЕяТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ чЕЛОВЕКА, ДЕяТЕЛЬНОСТЬ
ПРОФСОЮЗОВ, ПРАВО ГРАЖДАН НА НЕОБХОДИМУЮ ОБОРОНУ.

Административно-правовой статус иностранных граждан
И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РАЗЛИчАЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОСТОяННО ПРОЖИВАЮЩИХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, СВяЗЫВАя С ЭТИМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИя. ИНОСТРАННЫЕ
ГРАЖДАНЕ, ПОСТОяННО ПРОЖИВАЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГРАЖДАНЕ, ИМЕЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЕ И ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИЕ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, НАХОДяЩИЕСя НА
ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИНОМ ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ. ПОСТОяННО
ПРОЖИВАЮЩИЕ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ ИМЕЮТ БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ ПРАВ В НЕКОТОРЫХ
ОБЛАСТяХ, чЕМ ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩИЕ (НАПРИМЕР, В ВОПРОСАХ ТРУДОВОЙ
ДЕяТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕчЕНИя).
Понятие и административно-правовой статус
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИя,
АДМИНИСТРАЦИИ) — ЦЕЛОСТНОЕ, СТРУКТУРНО ОФОРМЛЕННОЕ САМОСТОяТЕЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЛАДАЮЩЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ САМОСТОяТЕЛЬНОСТЬЮ И
ОСУЩЕСТВЛяЮЩЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ДЕяТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИИ.
Компетенция органа исполнительной власти — система полномочий этого
органа по осуществлению исполнительной власти — права и обязанности по
выполнению закрепленных за ним функций.
В соответствии с принципом федерализма действующая система
исполнительной власти:
федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации -республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов

Понятие, виды и административно правовой статус
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИя

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — ЭТО ОРГАНИЗАЦИОННАя ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИя
НАСЕЛЕНИЕМ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ, КОТОРАя ПРИЗВАНА ОБЕСПЕчИВАТЬ САМОСТОяТЕЛЬНОЕ
РЕШЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ НА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИя (ГОРОДА, СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИя И ДР.), ВОПРОСОВ МЕСТНОГО
ЗНАчЕНИя, ИСХОДя ИЗ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИя, ЕГО ИСТОРИчЕСКИХ И ИНЫХ МЕСТНЫХ
ТРАДИЦИЙ.
Органы местного самоуправления — муниципальные образования, решающие в
рамках своей территории вопросы местного значения, осуществляя при этом
функции управленческого характера.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти.
Формы осуществления местного самоуправления: местный референдум,
муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая
инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления,
территориальное общественное самоуправление и другие формы участия
населения в осуществлении местного самоуправления.
Понятие государственной службы, служащего и должности

ГОСУДАРСТВЕННАя СЛУЖБА ТРАКТУЕТСя В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ.
ГОСУДАРСТВЕННАя СЛУЖБА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ — ТРУДОВАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ,
ВЫПОЛНЕНИЕ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ ФУНКЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ, НА
ПРЕДПРИяТИяХ, В УчРЕЖДЕНИяХ И ОРГАНИЗАЦИяХ. В УЗКОМ СМЫСЛЕ ПОД
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ ПОНИМАЕТСя ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТНИКАМИ СЛУЖЕБНЫХ
ОБяЗАННОСТЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ).
Посредством государственной службы реализуются задачи и функции
государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит
государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые
именуются государственными служащими, т.е. лицами, занимающими в
установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, на
предприятии, в учреждении и иной государственной организации.
Государственная должность государственной службы — должность в
аппарате государственного органа, отнесенная законом по своей категории к
государственной службе.

Классификация государственных служащих

ПО ХАРАКТЕРУ ВЫПОЛНяЕМОЙ РАБОТЫ СЛУЖАЩИЕ ПОДРАЗДЕЛяЮТСя НА СЛУЖАЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛяЮЩИХ ЗАДАчИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА, ИХ
ТРУД НОСИТ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, УПРАВЛЕНчЕСКИЙ ХАРАКТЕР; СЛУЖАЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИяТИЙ, УчРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕяТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ
ХАРАКТЕРИЗУЕТСя ОРГАНИЗАЦИЕЙ, СООТВЕТСТВЕННО, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ,
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И ИНОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ.
Прохождение государственной службы — это система юридических факторов,
вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных
отношений:
прием (зачисление) на государственную службу
аттестация государственных служащих
перемещение по службе
стимулирование служебной деятельности служащих
ответственность государственных служащих
прекращение государственной службы
Ответственность государственных служащих — виды юридической
ответственности, применяемые к государственным служащим — дисциплинарная,
материальная, административная, уголовная.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ИХ СЛУЖАЩИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ -ДОБРОВОЛЬНОЕ, САМОУПРАВЛяЕМОЕ,
НЕКОММЕРчЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ, СОЗДАННОЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ГРАЖДАН,
ОБЪЕДИНИВШИХСя НА ОСНОВЕ ОБЩНОСТИ ИНТЕРЕСОВ ДЛя РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ, УКАЗАННЫХ
В УСТАВЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИя.
Виды общественных объединений.
общественная организация
общественное движение
общественный фонд
общественное учреждение
орган общественной самодеятельности

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий