Содержание
Введение
1. Экономико-организационная характеристика
организации ООО «Альт»2. Анализ результатов торгово-хозяйственной
деятельности ООО «Альт»2.1 Анализ товарооборота и товарных запасов на
основе данных статистических отчетов оперативного учета и выборочного обследования2.2 Анализ показателей по труду и заработной плате
2.3 Анализ доходов торговой организации
2.4 Анализ прибыли и рентабельности
3. Анализ финансового состояния торговой организации
4. Оценка перспектив дальнейшего развития
организации и прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельностиВывод
Список используемой литературы
1.
Экономико-организационная характеристика организации ООО «Альт»ООО «Альт»
является частным предприятием, относящимся к коммунальной собственности районного
уровня. Он подчинен Буденовскому районному исполнительному комитету и имеет
целью организовывать розничную и оптовую торговлю, выпуск продукции
собственного производства.Организация
является юридическим лицом согласно законодательству Украины, имеет
самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и
личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в
хозяйственном суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в банках,
иметь печать и штампы со своим наименованием.Организация
действует на основе законодательства Украины и Устава. Имущество предприятия
является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между
работниками предприятия. Имущество ООО «Фудсервис» является
собственностью учредителя и принадлежит одному лицу.ООО «Альт»
осуществляет следующие виды деятельности:— розничная торговля (включая алкогольные напитки) и
— общественное питание;
-оптовая торговля товаров;
— выпуск продукции собственного производства;
Управление
предприятием осуществляется директором. Директору подчиняются все работники
предприятия.Среднесписочная
численность работающих на предприятии на 1 октября 2008 года составила 434
человека .Потребность в
работниках удовлетворяется полностью. Трудовые отношения регулируются в
организации трудовым договором и контрактом. Контракт содержит данные о
работнике и нанимателе, основные права и обязанности работника и нанимателя,
срок контракта, режим труда и отдыха, условия оплаты труда, условия расторжения
контракта.На
предприятии используют 2 основные системы обслуживания: традиционную и
прогрессивную. Традиционная представлена продажей товаров через прилавок
обслуживания. Прогрессивная – самообслуживанием и продажей товаров с открытой
выкладкой.В настоящее
время осуществляется постепенный переход от традиционной системы к
самообслуживанию. В 2007 году был переведен на самообслуживание торговый дом «Альт»,
что значительно улучшило показатели финансово-экономической деятельности, как
самого магазина, так и предприятия в целом. В 2008 году перешел к прогрессивным
методам продажи торговый дом «Альт». В текущем году был осуществлен
перевод на самообслуживание Торговый дом «Альт», закуплено новое
оборудование.Розничный
товарооборот за 9 месяцев 2008 года увеличился на 5930 тыс. грн по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года и составил 24687 тыс. грн. Темп роста – 131,6%. Прибыль
от реализации товаров увеличилась на 6,3тыс. грн, при 5,7 тыс. грн за 9 месяцев
2008 года. В процентах к товарообороту (без налога с продаж) прибыль от
реализации товаров составила 0,05%.2. Анализ
результатов торгово-хозяйственной деятельности ООО «Альт»2.1 Анализ
товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчетов
оперативного учета и выборочного обследованияОдной из
главных целей торговых предприятий является получение прибыли, а розничный
товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.В
соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов
в торговле розничным товарооборотом является продажа продовольственных и не продовольственных
товаров населению за наличный и безналичный расчет организациями розничной
торговли и общественного питания; организациями других отраслей экономики,
имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания;
организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению;
индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, осуществляющими продажу
сельскохозяйственных продуктов на рынках.Анализ начнем
с основного показателя розничного товарооборота – общего объема продажи
товаров. Для того чтобы реально оценить работу организации, необходимо
фактические данные привести в сопоставимый вид путем использования индексов
цен.Розничный
товарооборот за 9 месяцев 2008 года составил 24687,5тыс. грн., в предыдущем
периоде – 18757тыс. грн. Индекс цен – 1,149.1). Определим
объем розничного товарооборота отчетного периода в сопоставимых ценах с
предшествующим периодом:24687,5: 1,149
= 21486,1тыс.грн.2). Определим
темп роста товарооборота без учета изменения цен:24687,5: 18757
* 100 = 131,6%.3). Определим
темп роста товарооборота с учетом изменения цен:21486,1: 18757
* 100 = 114,5%.4).
Рассчитаем влияние цен:21486,1 – 24687,5
= 3201,4тыс. грн.В действующих
ценах темп роста товарооборота составил 131,6%, в сопоставимых – 114,5%. Это
говорит о влиянии цен в размере 3201,4 тыс. грн.Таблица 2.1
Динамика розничного товарооборота по ООО «Фудсервис» за 9 месяцев 2008 г.
Период
Товарооборот
2007 г., тыс. грн.
Товарооборот
2008 г., тыс. грн.
Отклонение (+/-) тыс. грн.
Динамика, %
1 квартал
5728,4
7708,6
+1980,2
134,6
2 квартал
6317,6
8146,5
+1828,9
128,9
3 квартал
6711
8832,3
+2121,3
131,6
Итого за 9 месяцев
18757
24687,4
5930,4
131,6
Примечание. Источник: таблица разработана на основании.
По данным
таблицы 1 можно сказать, что рост товарооборота имеет положительную динамику. Темп
роста за 9 месяцев 2008 года составил 131,6%.Проведем
анализ товарооборота по его структурным подразделениям.Таблица 2.2
Динамика товарооборота по структурным подразделениям за 9 месяцев 2007 – 2008
гг.
№ п\п
Наименование подразделения
Розничный товарооборот, тыс. грн.
Абсолютное отклонение, тыс. грн
Темп роста, %
9 месяцев 2007 года
9 месяцев 2008 года
1
« Альт »№1
4697,8
6189,1
1491,3
140,73
2
« Альт »№2
977,6
1280
302,4
130,93
3
« Альт »№3
1847,3
2150,9
303,6
116,43
4
« Альт »№4
4931,9
6518,2
1586,3
132,16
5
« Альт »№5
1945
3006,1
1061,1
154,56
6
« Альт »№6
813,5
1094,1
280,6
134,49
7
« Альт »№7
810,7
933,4
122,7
115,14
8
« Альт »№8
203,6
263,1
59,5
129,22
9
Альт №9
2,2
2,4
0,2
109,09
10
« Альт »№10
270,6
448,4
177,8
165,71
11
« Альт »№11
314,7
396,5
81,8
125,99
12
« Альт »№12
84,2
94,3
10,1
111,99
13
« Альт »№13
235
244,5
9,5
104,04
Итого:
18757
24687,4
5930,4
131,6
Примечание. Источник:
собственная разработкаТемп роста
товарооборота по всем структурным подразделениям организации имеет
положительное значение. В целом товарооборот увеличился на 5930,4тыс. грн или
на 31,6%. Наибольший темп роста по Торговому дому «Альт» №5 154,56%.
Рост произошел вследствие его перевода на метод самообслуживания. Самый низкий
темп роста у Торгового дома «Амстор» №13 104,04%. Возможно следует
расширить ассортимент.На объем
товарооборота оказывают влияние такие факторы как среднесписочная численность
работников и производительность труда. Для изучения их влияния составим таблицу
3.Таблица2.3
Влияние факторов на товарооборот по ООО «Альт»
Показатели
Январь сентябрь 2007 г
Январь сентябрь 2008 г
Отклонение (+/-)
Отчетный период в% к предшествующему
Розничный товарооборот (в действующих ценах),
тыс. грн
18757,2
24687,2
+5930
131,61
Среднесписочная численность работников, чел.
402
434
+32
107,96
Производительность труда, тыс. грн.
46,66
56,88
+10,22
121,91
Примечание.
Источник: собственная разработкаРозничный
товарооборот увеличился в отчетном периоде по сравнению с предшествующим на
5930 тыс. грн. Среднесписочная численность работников увеличилась на 32
человека. Отрицательным является более высокий темп роста товарооборота по
сравнению с темпом роста производительности труда. Для определения влияния на
объем товарооборота изменения среднесписочной численности работников и
производительности труда выполним следующие расчеты, используя способ разниц:1) определим
влияние на объем товарооборота изменения среднесписочной численности
работников:(434 – 402) *
46,66 = +1493,12 тыс. грн.;2) рассчитаем
влияние на объем товарооборота изменения производительности труда: (56,882 –
46,66) * 434 = +4436,35тыс. грн.Следовательно,
увеличение среднесписочной численности работников на 32 человека привело к
росту объема товарооборота на 1493,12 тыс. грн., а рост производительности
труда на 10,22тыс. грн. увеличил объем товарооборота на 4436,35 тыс. грн.
Совокупное влияние факторов способствовало росту товарооборота на 5929,47 тыс.
грн.Товарные
запасы представляют собой всю массу товаров, находящихся в розничной торговле.
Размер товарных запасов должен быть оптимальным и соответствовать размеру
товарооборота и потребностям населения в товарах.Таблица 2.4 Товарные
запасы на конец 2006 и 2007 года и товарооборачиваемость по ООО «Альт».
Товарная
группа
Товарные запасы на конец 2006 г.
Товарные запасы на конец 2007 г.
Отклонение
Товарооборачиваемость, дни
Отклонение
сумма, тыс.грн
дни
сумма,
тыс.грн
дни
сумма,
тыс.грн
дни
2006 г.
2007 г.
Прод. товары
670,6
15
939,2
10
268,6
5
12
12
0
Пром. товары
532,1
73
688,7
68
156,6
5
64
62
2
Итого:
1202,7
23
1627,8
18
425,1
5
19
20
1
Примечание. Источник:
собственная разработкаРозничный товарооборот за 2007 год составил 23691,тыс. грн.
Товарные запасы на 1.01.2007 г. составили 1202,7 тыс. грн. Товарные запасы на
1.01.2008 г. – 1627,8 тыс. грн.1). Рассчитаем отклонение текущих товарных запасов от базисных:
1627,8 1202,7 = 425,1 (тыс. грн);
2). Определим однодневный товарооборот за год:
23691,6: 360 = 65,81 (тыс. грн);
3). Отклонение в днях текущих товарных запасов от базисных:
425,1: 65,81 = 6,5 (дня).
Таким образом, товарные запасы выше на 6,5 дня по сравнению с
прошлым годом, что говорит об улучшении обеспеченности товарными запасами.2.2 Анализ
показателей по труду и заработной платеАнализ
показателей по труду и заработной плате является составной частью анализа хозяйственной
деятельности организации торговли.Движение
кадров определяется приемом на работу, увольнением и внутренним перемещением
работников.Таблица 2.5 Анализ динамики численности работников ООО «Альт»
Показатели
Фактически за 2006 год
Фактически за 2007 год
Отклонение от прошлого
периода
В% к прошлому году
1. Среднесписочная
численность торговых работников, чел.
385
405
+20
105,19
2. Количество принятых
работников за год, чел.
26
38
+12
146,15
3. Количество выбывших
работников за год, чел.
6
13
+7
216,67
4. Общее число принятых
и уволенных работников, чел.
32
51
+19
159,38
5. Коэффициент по
приему работников (стр. 2: стр. 1 х 100),%
6,75
9,38
+2,63
138.96
6. Коэффициент по
увольнению работников (стр. 3: стр. 1 х 100),%
1,56
3,21
+1,65
205.77
7. Коэффициент общего
оборота рабочей силы (стр. 5: стр. 1 х 100),%
8,31
12,59
+4,28
151.5
Примечание. Источник: собственная разработка
За отчетный год по сравнению с прошлым имеет
место увеличение коэффициентов по приему, увольнению и общего оборота рабочей
силы, что говорит об ухудшении ведения кадровой политики.Закрепление кадров, увеличение стажа работы
положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков
работников, что в конечном итоге ведет к росту производительности труда и улучшению
других показателей хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим
необходимо по отдельным группам работников изучить их возрастной состав, стаж
работы, в том числе на данном предприятии условия труда, и определить, как это
отражается на производительности труда. Это можно сделать, используя приемы
сравнения, группировок, корреляции, регрессии, другие экономико-математические
методы исследования.Таблица 2.6 Анализ
влияния эффективности использования трудовых ресурсов на розничный товарооборот
на ООО «Альт»
за 9 месяцев
2007 2008 гг.
Показатели
9 месяцев
2007 года
9 месяцев 2008 года
Отклонение
(+,-)
в%
Товарооборот, тыс. грн.
18757
24687
+5930
131,6
Среднесписочная численность торговых
работников, чел.
402
434
+32
107,96
Среднегодовая выработка на одного торгового
работника тыс. грн
46,66
56,88
10,22
121,9
Расчет влияния изменения численности работников
и их выработки на развитиетоварооборота
Расчет
Влияние на товарооборот
Изменение численности работников
(434-402)*46,66
1493,1
Изменение производительности труда работников
(56,88-46,66)*434
4435,5
Совокупное влияние факторов
5928,6
Примечание. Источник: собственная разработка
Увеличение
численности работников на 32 человека привело к росту товарооборота на сумму 1493,1
тыс. грн. и увеличение производительности труда за 9 месяцев 2008 года по с
равнению с аналогичным периодам 2007 года на 10,22 тыс. грн. привело к
увеличению розничного товарооборота на 4435,5тыс. грн.Основными
задачами анализа фонда заработной платы являются изучение состава и динамики
фонда заработной платы, выявление изменения показателей, происшедших в отчетном
периоде, определение влияния факторов на фонд заработной платы, изучение
направлений расходования фонда заработной платы.Таблица 2.7. Динамика
изменений фонда заработной платы ООО «Альт» за 9 месяцев 2007-2008
гг.
Показатели
9 месяцев, 2007 г
9 месяцев, 2008 г
Отклонение
2008 в% к 2007
Товарооборот, тыс. грн
18757
24687
5930
131,61
ФЗП, тыс. грн
1715,9
2384,2
668,3
138,95
Удельный вес ФЗП в товарообороте, %
9,1
9,7
0,6
106,59
Среднемесячная зарплата, тыс.грн.
474,3
610,4
136,1
128,69
Примечание.
Источник: собственная разработкаФонд
заработной платы ООО «Альт» за 9 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным
периодом 2007 года увеличился на 38,95%, что в суммарном выражении составляет 668,3
тыс. грн. Удельный
вес фонда заработной платы в товарообороте увеличился на 0,6%.Положительным
является превышение темпов роста ФЗП по сравнению с темпами роста товарооборота.
Так в 2008 году по сравнению с 2007 годом товарооборот увеличился на 31,61%, а
ФЗП на 38,95%.Среднемесячная
заработная плата за 2008 год по сравнению с 2007 годом увеличилась на 28,69% и
составила 610,4 грн. (в 2007 г. – 474,3.грн.). Средний размер премии за
основные показатели хозяйственной деятельности за 2008 год составил 10% при
максимально установленном 30%.2.3 Анализ
доходов торговой организацииДоходы
являются важным качественным показателем торговой деятельности, так как в них
отражается уровень хозяйствования, результаты коммерческой, финансовой и
экономической работы организации.Доход – это
экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае
возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.Основным
доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий
собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные
товары.Абсолютный
размер доходов (валовая прибыль) определяется как разница между выручкой от
реализации товаров (за вычетом налога на продажу и НДС) и стоимостью из
приобретения у поставщиков. Доходы отражаются в отчете о прибылях и убытках.Таблица 2.8 Анализ
доходов ООО «Альт» за 9 месяцев 2007-2008 гг.
Показатели
2007 год
2008 год
Сумма отклонения,
тыс. грн
Темп роста, %
сумма, тыс. грн
доходы в % к
товарообороту, %
сумма, тыс. грн
доходы в % к
товарообороту, %
Розничный
товарооборот
18757
—
24687
—
+5930
131,61
Выручка от
реализации без налогов
17140
—
22905
—
+5765
133,63
Валовая прибыль
3316
17,68
4371
17,71
+1055
131,82
Расходы на
реализацию
3307
17,63
4360
17,67
+1053
131,84
Прибыль от
реализации
9
0,05
11
0,04
+2
122,22
Сальдо
операционных доходов и расходов
93
0,50
172
0,70
+79
184,95
Сальдо внереализационных
доходов и расходов
21
0,11
37
0,15
+16
176,19
Прибыль до
налогообложения
123
0,66
220
0,89
+97
178,86
Налоги из прибыли
82
0,44
110
0,45
+28
134,15
Чистая прибыль
41
0,22
110
0,46
+69
268,29
Примечание.
Источник: собственная разработкаЗа 9 месяцев 2008 год получена валовая прибыль в
сумме 4371 тыс. грн., что составляет 17,71% к сумме розничного товарооборота.
По сравнению с предыдущим периодом сумма валовой прибыли увеличилась на 1055тыс.
грн. Темп роста 131,82%. Расходы на реализацию возросли на 1053тыс. грн., их
удельный вес в товарообороте увеличился на 0,04%. Прибыль от реализации
увеличилась в сумме на 2 тыс. грн., а в процентах к товарообороту уменьшилась
на 0,01%. Сумма валового дохода зависит от изменения среднего уровня реализованных
торговых надбавок в процентах к обороту и объема розничного товарооборота,
влияние которых изменяется методом разницы. Так, для определения влияния на
сумму реализованных торговых надбавок, изменения их среднего уровня необходимо
произвести расчет по следующей формуле:, (1)
где Δ∑ВДУВД – влияние
изменения среднего уровня торговых надбавок на сумму валового дохода, грн.; ТО факт
– фактический объем товарооборота в отчетном году, грн.; ΔУВД –
абсолютное отклонение среднего уровня торговых надбавок, % к обороту.Влияние изменения объема товарооборота на сумму валового
дохода рассчитывается по формуле:, (2)
где Δ∑ВДТО – влияние
изменения объема товарооборота на сумму валового дохода, грн.; ΔТО –
абсолютное отклонение товарооборота, грн.; УВД баз – средний уровень
торговых надбавок в предшествующем году, % к обороту;Таблица 2.9 Расчет влияния факторов на сумму
валового дохода за 9 месяцев 2008 года
Показатели
Расчет
Влияние на сумму валового дохода, тыс. грн
Изменение среднего уровня торговых надбавок
140,7
Изменение объема товарооборота
+1191,9
Совокупное влияние факторов
+1051,2
Примечание.
Источник: собственная разработка.Снижение
среднего уровня торговых надбавок на 0,57% привело к уменьшению суммы валового
дохода на 140,7 тыс. грн. А увеличение товарооборота на 5930тыс. грн привело к
росту валового дохода на 1191,9тыс. грн.Большое
влияние на объем товарооборота оказывает изменение розничных цен на товары.
Рост цен приводит к увеличению объема товарооборота и соответственно к
увеличению валового дохода. Для того чтобы рассчитать влияние изменения
розничных цен, необходимо прирост товарооборота за счет цен умножить на
базисный уровень валового дохода:, (3)
где Δ∑ВДР
– изменение суммы валового дохода за счет цен, грн.; ТО д.ц. – товарооборот
в действующих ценах, грн.; ТОс.ц. – товарооборот в сопоставимых
ценах, грн.; УВД баз – базисный уровень валового дохода, % .Товарооборот
в сопоставимых ценах составляет 21486тыс. грн. [раздел 2.1]. За счет роста цен
на 14,9% валовой доход увеличился на 643,4тыс. грн.тыс. грн. (4)
Розничная
цена состоит из отпускной цены, торговой надбавки, налога на добавленную
стоимость и налога с продаж.В Украине установлен
предельный размер торговой надбавки с учетом оптового звена, составляющий 30% к
покупной стоимости товара без НДС. Но, кроме того, существует перечень социально
значимых товаров, на которые устанавливаются более низкие размеры торговой
надбавки (8 – 25%) с целью создания условий для обеспечения этими товарами
социально незащищенных слоев населения. К примеру, на хлеб и хлебобулочные
изделия применяется торговая надбавка 15%, на молоко – 11%, на кисломолочную
продукцию – 22%.2.4 Анализ
прибыли и рентабельностиГлавная
задача организации – это хозяйственная деятельность, направленная на получение
прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов работников
предприятия и его собственников. Прибыль определяется в абсолютной величине (т.е.
в сумме) и в относительной величине (удельный вес, уровень, рентабельность).Таблица 10. Анализ
прибыли торговой организации ООО «Альт» за 9 месяцев 2008 года, тыс.
грн.
Показатели
2007 год
2008 год
Темп изменения, %
Отклонение по уровню (+,-)
сумма
процент к обороту
сумма
процент к обороту
Розничный товарооборот
18757
х
24687
х
131,61
х
Прибыль (убыток) от реализации
9
0,05
11
0,04
122,22
0,01
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов
93
0,5
172
0,7
184,95
+0,2
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и
расходов
21
0,11
37
0,15
176,19
+0,04
Прибыль (убыток) отчетного периода
123
0,66
220
0,89
178,86
+0,23
Чистая прибыль (убыток)
41
0,22
110
0,45
268,29
+0,23
Примечание. Источник:
собственная разработкаПрибыль за
отчетный период по ООО «Альт» составила 220 тыс. грн., что на 78,86%
больше финансового результата предшествующего года. В процентах к товарообороту
прибыль отчетного периода возросла на 0,23%. Прибыль от реализации увеличилась
на 22,22%, что в суммарном выражении составляет 2 тыс. грн. Однако ее удельный
вес к товарообороту снизился на 0,01%. В целом все виды прибыли имеют
положительную динамику.Прибыль от
реализации товаров рассчитывается путем вычитания из валового дохода налогов и
расходов на реализацию. Значит, она зависит от следующих факторов:— изменение
объема розничного товарооборота;, (5)
где ΔПТО
– изменение прибыли за счет товарооборота; ΔТО абсолютное отклонение
товарооборота; УПбаз – уровень прибыли базисный.— изменение
среднего уровня валового дохода;, (6)
где ΔПУВД
– изменение прибыли за счет изменения уровня валового дохода; ТОФ –
фактический товарооборот за отчетный период; ΔУВД – отклонение валового
дохода по уровню.— изменение
среднего уровня налогов и отчислений, взимаемых из валового дохода;, (7)
где Δ ПУНиО
– изменение прибыли за счет изменения уровня налогов и отчислений; ТОф
– фактический товарооборот за отчетный период; ΔУНиО – отклонение среднего
уровня налогов и отчислений.— изменение
среднего уровня издержек обращения., (8)
где ΔПУИО
– изменение прибыли за счет изменения уровня издержек обращения; ТОф
– фактический товарооборот за отчетный период; ΔУИО – отклонение издержек
обращение по уровню.Таблица 2.11 Расчет
влияние факторов на прибыль от реализации товаров за 9 месяцев 2007-2008 гг.
Показатели
Расчет
Влияние на сумму прибыли от реализации товаров,
тыс. грн.
Изменение объема розничного товарооборота
+2,97
Изменение среднего уровня валового дохода
+7,41
Изменение среднего уровня налогов и отчислений,
взимаемых из валового дохода
+7,41
Изменение среднего уровня издержек обращения
+12,34
Примечание. Источник:
собственная разработкаУвеличение
розничного товарооборота на 5930 тыс. грн. привело к увеличению прибыли от
реализации товаров на 2,97 тыс. грн. Рост уровня валового дохода на 0,03%
привел к увеличению прибыли на 7,41 тыс. грн.. Между средним уровнем налогов и
отчислений, взимаемых из валового дохода, средним уровнем издержек обращения и
прибылью от реализации существует обратная связь. Поэтому снижение уровня
налогов и отчислений привело к росту прибыли на 7,41 тыс. грн., а повышение
уровня издержек обращения на 0,03% привело к уменьшению прибыли на 7,41 тыс.
грн.На прибыль от
реализации большое влияние оказывает изменение розничных цен на товары:тыс. грн.
Вследствие
роста цен на 14,9% прибыль от реализации товаров увеличилась на 1,6 тыс. грн.
Таблица 12. Анализ
расходов на реализации по статьям по ООО «Альт» за 9 месяцев
2007-2008 гг.
Наименование статьи расходов на реализацию товаров |
9 месяцев 2007 года | 9 месяцев 2008 года | Отклонение | Влияние на прибыль, тыс. грн. | ||||||
сумма, тыс. грн. | уд. вес в ИО, % | уровень к ТО, % | сумма, тыс. грн. | уд. вес в ИО, % | уровень к ТО, % | сумма, тыс. грн. | уд. вес в ИО, % | уровень к ТО, % | ||
Транспортные расходы | 1,3 | 0,04 | 0,01 | 0,9 | 0,02 | 0,004 | 0,4 | 0,02 | 0,003 | +0,81 |
Расходы на оплату труда | 1705,5 | 52,77 | 9,09 | 2324,9 | 54,50 | 9,42 | 619,4 | 1,73 | 0,325 | 80,21 |
Расходы по аренде | 1,6 | 0,05 | 0,01 | 2,99 | 0,07 | 0,01 | 1,39 | 0,02 | 0,004 | 0,88 |
Расходы на содержание сооружений, помещений, инвентаря | 308,6 | 9,55 | 1,65 | 366,5 | 8,59 | 1,48 | 57,9 | 0,96 | 0,161 | +39,66 |
Амортизация основных средств | 124,1 | 3,84 | 0,66 | 152,9 | 3,58 | 0,62 | 28,8 | 0,26 | 0,042 | +10,43 |
Отчисления и затраты на ремонт основных средств | 67,3 | 2,08 | 0,36 | 63,5 | 1,49 | 0,26 | 3,8 | 0,59 | 0,102 | +25,08 |
Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды |
22,5 | 0,70 | 0,12 | 45,95 | 1,08 | 0,19 | 23,45 | 0,38 | 0,066 | 16,34 |
Расходы на топливо, газ и электроэнергию | 66,5 | 2,06 | 0,35 | 75,4 | 1,77 | 0,31 | 8,9 | 0,29 | 0,049 | +12,12 |
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров |
9,3 | 0,29 | 0,05 | 11,1 | 0,26 | 0,04 | 1,8 | 0,03 | 0,005 | +1,14 |
Расходы на торговую рекламу | 1,4 | 0,04 | 0,01 | 1,7 | 0,04 | 0,01 | 0,3 | 0,00 | 0,001 | +0,14 |
Проценты за пользование кредитами | 17,1 | 0,53 | 0,09 | 3,4 | 0,08 | 0,01 | 13,7 | 0,45 | 0,077 | +19,11 |
Потери товаров при перевозке, хранении, реализации | 17,9 | 0,55 | 0,10 | 21,7 | 0,51 | 0,09 | 3,8 | 0,05 | 0,008 | +1,86 |
Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки |
624 | 19,31 | 3,33 | 843,6 | 19,77 | 3,42 | 219,6 | 0,47 | 0,090 | 22,33 |
Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения |
4,5 | 0,14 | 0,02 | 8,6 | 0,20 | 0,03 | 4,1 | 0,06 | 0,011 | 2,68 |
Прочие расходы | 260,2 | 8,05 | 1,39 | 342,9 | 8,04 | 1,39 | 82,7 | 0,01 | 0,002 | 0,44 |
Всего: | 3231,8 | 100 | 17,23 | 4266 | 100 | 17,28 | 1034 | х | 0,05 | 12,34 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
В сумме за 9
месяцев 2008 года практически по всем статьям расходов на реализацию произошло
увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Однако положительным
является снижение их уровня к товарообороту. В целом сумма расходов на
реализацию увеличилась по отношению к периоду 2007 года на 1034 тыс. грн. и
составила 4266 тыс. грн.. Также следует отметить, что рост уровня расходов на
оплату труда на 0,325% привел к уменьшению прибыли на 80,21 тыс. грн. . Вырос
уровень расходов по аренде на 0,004%, что привело к потере 0,88 тыс. грн.
прибыли. Уровень расходов по износу санитарной одежды вырос к товарообороту на
0,066%, что снизило прибыль на 16,34 тыс. грн. Повышение уровня налогов, отчислений
и сборов, включаемых в издержки обращения, на 0,09% привело к уменьшению
прибыли на 22,23 тыс. грн.
Рентабельность
является одним из показателей, характеризующих финансовые результаты
деятельности организации. Рентабельность более точно, чем прибыль отражает результаты
работы организации, так как показывает не только сумму полученной прибыли, но и
сравнивает размер полученной прибыли с затратами.
Таблица 2.13 Анализ рентабельности ООО «Альт»
Наименование показателей | Формулы | 9 месяцев 2007 года |
9 месяцев 2008 года |
Отклонение(+,-) |
Рентабельность продаж, % |
|
0,048 | 0,045 | 0,003 |
Рентабельность капитала, % |
|
0,489 | 1,293 | +0,804 |
Рентабельность использования основных средств, % |
|
0,716 | 1,847 | +1,131 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
|
1,541 | 4,310 | +2,769 |
Рентабельность доходов, % |
|
1,236 | 2,517 | +1,281 |
Рентабельность расходов, % |
|
1,24 | 2,523 | +1,283 |
Рентабельность расходов на зарплату, % |
|
2,389 | 4,614 | +2,225 |
Рентабельность труда, % |
|
10,199 | 25,346 | +15,147 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
Из приведенных выше данных можно сделать вывод,
что практически по всем показателям рентабельности (за исключением
рентабельности продаж) наблюдается рост, что повлияет на увеличение финансовой
устойчивости предприятия. Это позволит получить большую независимость от
внешних источников капитала. Также увеличение доли прибыли можно использовать
для дальнейшего развития предприятия.
3. Анализ
финансового состояния торговой организации
Финансовое состояние организации оценивается по
степени обеспеченности ее финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной
производственной, коммерческой и других видов деятельности.
Таблица 3.1 Анализ
структуры активов бухгалтерского баланса и его основных разделов на 1.10.2008
г.
Наименование статей баланса организации | Показатели структуры актива в валюте (итоге) баланса |
|||||
На начало периода | На конец периода |
Прирост(+), Снижение(-) |
||||
Абсолютная величина, тыс. грн | Удельный вес, % | Абсолютная величина, тыс. грн. | Удельный вес, % | Абсолютная величина, тыс. грн. | Удельный вес, % | |
Внеоборотные активы (стр. 190) | 5726 | 68,27 | 5955 | 70,00 | 229 | 1,73 |
Основные средства. | 5721 | 68,21 | 5799 | 68,17 | 78 | 0,05 |
Нематериальные активы. | 3 | 0,04 | 2 | 0,02 | 1 | 0,01 |
Вложения во внеоборотные активы | 2 | 0,02 | 154 | 1,81 | 152 | 1,79 |
Оборотные активы | 2661 | 31,73 | 2552 | 30,00 | 109 | 1,73 |
Запасы и затраты | 1633 | 19,47 | 1710 | 20,10 | 77 | 0,63 |
Сырье, материалы и другие активы ( | 295 | 3,52 | 392 | 4,61 | 97 | 1,09 |
Расходы на реализацию | 1 | 0,01 | 0,00 | 1 | 0,01 | |
Готовая продукция и товары для реализации | 1325 | 15,80 | 1297 | 15,25 | 28 | 0,55 |
Расходы будущих периодов | 12 | 0,14 | 21 | 0,25 | 9 | 0,10 |
Налоги по приобретенным активам | 362 | 4,32 | 503 | 5,91 | 141 | 1,60 |
Дебиторская задолженность долгосрочная | — | — | 4 | 0,05 | 4 | 0,05 |
Дебиторская задолженность краткосрочная | 169 | 2,02 | 212 | 2,49 | 43 | 0,48 |
Денежные средства | 497 | 5,93 | 123 | 1,45 | 374 | 4,48 |
Баланс | 8387 | 100 | 8507 | 100 | 120 | х |
Примечание.
Источник: собственная разработка
Увеличение
доли вложений во внеоборотные активы (незавершенное строительство) на 1,79% при
0,02% на начало периода, с одной стороны, негативно сказывается на
результативности финансовой и хозяйственной деятельности организации. А с
другой стороны, такая тенденция указывает на инвестиционную направленность
вложений организации. Рост дебиторской задолженности свидетельствует о том, что
ООО «Альт» выдает товарные кредиты потребителям. Увеличение запасов и
расходов говорит о стремлении за счет вложения в них средств защитить денежные
активы организации от обесценивания.
Таблица 3.2 Анализ
пассива бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2008 года
Наименование статей баланса организации | Показатели структуры актива в валюте (итоге) баланса |
|||||
На начало периода | На конец периода | Прирост(+), Снижение(-) | ||||
Абсолютная величина, тыс. грн. | Удельный вес, % | Абсолютная величина, тыс. грн. | Удельный вес, % | Абсолютная величина, тыс. грн. | Удельный вес, % | |
Капитал и резервы | 5191 | 61,89 | 5315 | 62,48 | 124 | 0,58 |
Уставный фонд (с | 300 | 3,58 | 300 | 3,53 | 0 | 0,05 |
Добавочный фонд | 4897 | 58,39 | 4992 | 58,68 | 95 | 0,29 |
Чистая прибыль отчетного периода | 0,00 | 28 | 0,33 | 28 | 0,33 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 5 | 0,06 | 5 | 0,06 | 0 | 0,00 |
Целевое финансирование ( | 1 | 0,01 | 0,00 | 1 | 0,01 | |
Долгосрочные обязательства (с | 21 | 0,25 | 56 | 0,66 | 35 | 0,41 |
Долгосрочные кредиты и займы | 21 | 0,25 | 56 | 0,66 | 35 | 0,41 |
Краткосрочные обязательства | 3175 | 37,86 | 3136 | 36,86 | 39 | 0,99 |
Краткосрочные кредиты и займы | 99 | 1,18 | 11 | 0,13 | 88 | 1,05 |
Кредиторская задолженность | 3076 | 36,68 | 3125 | 36,73 | 49 | 0,06 |
Баланс | 8387 | 100 | 8507 | 100 | 120 | х |
Примечание. Источник:
собственная разработка
Добавочный
фонд увеличился на 95 тыс. грн., что является положительным для организации.
Непокрытый убыток остался на прежнем уровне в размере 5 тыс. грн., что в
балансе составляет 0,06%. Отрицательным является увеличение долгосрочных
обязательств на 35 тыс. грн. Краткосрочная кредиторская задолженность также
увеличилась. Ее удельный вес на конец периода – 36,73%, что в сумме составляет
3125 тыс. грн.
4. Оценка
перспектив дальнейшего развития организации и Прогнозирование основных
показателей хозяйственной деятельности
Определим
ожидаемый товарооборот за текущий год по ООО «Фудсервис», используя
метод поквартального темпа роста товарооборота исходя из следующих данных.
Таблица 17.
Динамика розничного товарооборота по ООО«Фудсервис»
Кварталы | 2007 год | 2008 год |
1 квартал | 5728,4 | 7708,6 |
2 квартал | 6317,6 | 8146,5 |
3 квартал | 6711 | 8832,3 |
4 квартал | 7306,1 | 9622,9 |
Итого за год: | 26063,1 | 34310,3 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
1)
Определим
средний темп роста товарооборота:
(тыс. грн.).
2)
Определим
ожидаемый товарооборот за IV квартал 2008 года:
(тыс. грн.).
3)
Определим
ожидаемый товарооборот 2008 года:
( тыс. грн.).
Рассчитанный
объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой
организации на планируемый период суммы прибыли. В этом случае производится
комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности торговой
организации: прибыли, расходов, доходов, объема товарооборота.
Определим критические (предельные) характеристики
организации, обеспечивающие безубыточную работу. Точка безубыточности (Тб)
показывает, такую величину товарооборота, которая обеспечивает получения дохода,
полностью покрывающего расходы. Эта зависимость выражается формулой:
, (9)
где ∑Рпост – сумма постоянных расходов на
реализацию, УДР – уровень дохода от реализации, %, УРпер – уровень переменных
расходов на реализацию, %.
Отсюда точка безубыточности по ООО «Фудсервис»
будет равна:
тыс. грн.
Критическая величина дохода (Д) определяет ту
сумму доходов, которые покрывают расходы, и рассчитывается по формуле:
(10)
где ИОпост
– сумма постоянных издержек обращения; ИОпер – сумма переменных
издержек обращения; ВД – валовой доход.
Критическая
величина дохода для ООО «Фудсервис» должна составлять:
тыс. грн .
Критическая величина валового дохода, т.е. порог
рентабельности, составляет 4235,3 тыс. грн., если сумма валового дохода
опустится ниже этой критической точки, то у предприятия появятся убытки.
Чем выше разность между фактической выручкой
организации и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой
прочности.
Запас финансовой прочности (ЗФП) в относительном
выражении (%) показывает, на сколько процентов допустимо снижение дохода и
определяется с помощью следующей формулы:
(11)
где ВДп – плановая сумма дохода от реализации.
%.
Это означает,
что предприятие может выдержать снижение суммы валового дохода по сравнению с
его прогнозируемой величиной на 16,64%, иначе у предприятия наступят финансовые
убытки.
А запас финансовой прочности (ЗФП) в абсолютном
выражении показывает, насколько в натуральном выражении допустимо снижение
дохода.
ЗФП= Дп – Дкрит (12)
ЗФП = 4940,2 – 4235,3 = 704,9 (тыс. грн.).
товарооборот
учет рентабельность доход
Вывод
По итогам
всех разделов
ООО «Альт» показало неплохие результаты по всем экономическим показателям.
Это говорит о хорошо поставленной организационной деятельности ООО «Фудсервис» в целом и о хорошем
взаимодействии его структурных подразделений. Среди положительных моментов можно выделить:
рост товарооборота, валового дохода, снижение уровня издержек обращения.
Предприятие постоянно проводит акции по стимулированию сбыта товаров с
замедленной оборачиваемостью или по группам, по которым образовались
сверхнормативные запасы.
У данного
торгового предприятия, как и любого другого, есть как внутренние, так и внешние
проблемы (конкуренция, административные барьеры). Поэтому для обеспечения более
эффективной работы предприятия и получения более высокой прибыли необходимо
добиться повышения квалификации персонала, снизить текучесть кадров, более
чётко организовать работу склада предприятия, ввести в ассортимент новые
товарные группы, расширить рынки сбыта продукции.
В заключении
можно сделать вывод, что ООО «Альт» продолжает развиваться, превращаясь в стабильную
и эффективную организацию, способную конкурировать на рынке в области продажи
продуктов народного потребления, ориентированную на требования клиентов и
высокое качество продукции.