Одесский государственный экономический университет
РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
Курсовая работа
Тема:.
«Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион»ОДЕССА 1998 Г.
содержание
| |стр. |
|Введение |3 |
|Карпатский регион в государственном измерении |3 |
|Экономический потенциал карпатского региона. Состояние, структура, |4 |
|проблемы | |
|Социальные проблемы карпатского региона |8 |
|Экологическая ситуация в карпатском регионе |10 |
|Общее социально-экономическое развитие Карпатского региона |11 |
|Стратегические ориентиры развития карпатского региона и Региональные |13 |
|приоритеты | |
|Государственная программа социально-экономического развития |17 |
|Карпатского региона как инструмент региональной политики | |введение
Карпатский регион (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и
Черновицкая области) занимает площадь в 56,6 тыс. км2 (или 9,4 % территории
Украины), где проживают 6,5 млн. чел. (или 12 % ее населения). Значительную
часть территории региона занимают Украинские Карпаты — уникальная горная
экосистема на Западе нашего государства. В силу ряда объективных и
субъективных причин наметились (а в последние годы — углубились) тенденции
к социально — экономическому упадку края: разбалансированы хозяйственные
связи, прогрессирует безработица, обостряются диспропорции в жизненном
уровне населения в его горной и равнинной частях, приближается к
критической демографическая ситуация, деградирует уникальная природа
Карпат, запущены историко-культурные ценности региона.
Эти и ряд других отрицательных явлений и тенденций (не говоря уже о
чисто производственных проблемах) являются, безусловно, следствием
непродуманной, а иногда — и авантюрной экономической политики советской
власти в предыдущие годы. Правда, ряд ошибок допущен уже в
посткоммунистический период, особенно — в осуществлении рыночных реформ на
уровне макроэкономического регулирования. Нужно также признать, что
сегодняшнее социально-экономическое состояние карпатских областей в
значительной степени, является следствием отсутствия четкой государственной
региональной политики в Украине.Карпатский регион в государственном измерении
Уровень экономического развития Карпатского региона оценивается как
средний. По производству национального дохода в расчете на душу населения
только Львовская область превосходит среднереспубликанский уровень, а
Закарпатская вообще имеет самый низкий показатель в Украине. Промышленный
комплекс региона производит почти 12 % всей промышленной продукции нашего
государства; при этом удельный вес производимой здесь продукции
машиностроения и металлообработки составляет 10,9 %, электроэнергетики —
7,1 %, химической и нефтехимической промышленности — 13 %, лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 32,7 %,
промышленности строительных материалов — 10,3 %. По выпуску отдельных видов
промышленной продукции (таких, как автобусы, телевизоры, автопогрузчики,
алмазный инструмент, сера, калийные удобрения, резиновая обувь и др.)
регион является монополистом на украинском рынке.
Имея самый низкий в Украине уровень землеобеспеченности в расчёте на
душу населения, всего 6,4 % площади сельскохозяйственных угодий и 5,3 %
пашни, Карпатский регион производит около 10 % валовой продукции
растениеводства и животноводства. В расчете на 100 га сельскохозяйственных
угодий здесь производится в 1,6 раза больше продукций сельского хозяйства,
чем в среднем по республике. Однако показатель ее производства в расчете на
душу населения отстает от среднереспубликанского на 20 %. В целом
эффективность сельского хозяйства в регионе низка, а поэтому он не
обеспечивает себя продуктами питания. Низкими остаются урожайность
сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственного скота.
Если брать за ориентир Венгрию, то по сравнению с ней средняя урожайность
зерновых и зерно-бобовых в регионе ниже в 1,8 раза, сахарной свеклы —
соответственно, в 1,6, картофеля — в 2,5, а удой молока от 1 коровы — в 2
раза.
Следует отдельно отметить особое место Карпатского региона в
геополитическом контексте социально-экономического и внешнеполитического
развития Украины. Его географическое соседство с развитыми европейскими
государствами и теми странами, которые ускоренно интегрируются в ЕС, всегда
будет выступать благоприятным фактором для вхождения Украины в
многообразные международные экономические и политические структуры.Экономический потенциал Карпатского региона.
Состояние, структура, проблемы
Природные ресурсы Карпатского региона (минерально-сырьевые,
земельные, лесные, водные и рекреационные) в существенной мере влияют на
формирование пространственной и отраслевой структур его хозяйственного
комплекса, тем самым определяя приоритетные направления развития
последнего. В целом их можно считать благоприятными для дальнейшего
развития производительных сил. Правда, сегодня нужно считаться с тем, что
запасы отдельных видов ресурсов исчерпываются а это, в свою очередь,
провоцирует появление социальных проблем, и в стратегическом плане ставит
вопрос поиска и вовлечения в хозяйственный оборот альтернативных,
конкурентоспособных видов природных ресурсов.
Созданный в регионе производственный потенциал, его структура и
эффективность являются прямым следствием реализации экономической политики
советской власти в западных областях Украины. За счет экстенсивного
наращивания производственных мощностей (и в первую очередь — в
природоэксплуатирующих отраслях) благодатный край был фактически превращен
в сырьевой придаток империи. Регион унаследовал от бывшего СССР
экономически неоправданную структуру машиностроения: в большинстве случаев
предприятия отрасли получали комплектующие детали из-за пределов Украины,
туда же поступала и основная масса ее готовой продукции. Если же учесть
высокую милитаризацию машиностроения, то теперь изменить его и без того
достаточно инертную структуру при отсталых технологиях нелегко.
Легкая промышленность карпатских областей, выпускает различные виды
тканей, швейные, чулочно-носочные изделия, верхний и бельевой трикотаж,
обувь и другие товары народного потребления. Удельный вес этой отрасли в
общем объеме производства промышленной продукции в Львовской области
составляет 12,6 %, в Закарпатской — 17,6 %, в Ивано-Франковской — 19,3 % и
в Черновицкой — 24,7 %.
Почвенно-климатические условия, благоприятные для производства
сельскохозяйственного сырья, обеспечили развитие в регионе начти всех
подотраслей пищевой промышленности — мясной, молокоперерабатывающей,
сахарной, спиртовой, плодоовощеконсервной, маслодельной, мукомольной,
крахмало-паточной, винодельческой и др. В общем объеме промышленной
продукции на эту отрасль в Львовской области приходится 12,9 %, в
Закарпатской — 17,6 %, в Ивано-Франковской — 19,3 % и в Черновицкой — 24,7
%.
В Карпатском регионе есть достаточная сырьевая база для развития
лесопромышленного комплекса: запасы древесины в расчете на душу населения в
4 … 6 раз превышают средний показатель но Украине. Лесопромышленный
комплекс региона специализируется на изготовлении мебели, мебельных
заготовок, клееной и струганной фанеры, древесно-стружечных плит,
пиломатериалов, а также продукции лесохимии. Более всего этот комплекс
развит в Закарпатской области, где на него приходится 18 % промышленной
продукции. В Ивано-Франковской области продукция лесопромышленного
комплекса занимает 12,9 %., в Черновицкой — 8 %, а во Львовской — 4,6 %
всего объема промышленного производства. В структуре промышленной продукции
региона доля этого комплекса постепенно уменьшается.
Развитие в регионе промышленности строительных материалов опирается
на собственную сырьевую базу. Здесь находятся предприятия по производству
цемента различных марок, железобетонных конструкций и деталей, извести,
асбеста, кирпича, керамических блоков, черепицы, кафеля, строительного
стекла. В структуре промышленной продукции региона на промышленность
строительных материалов приходится 3 … 4 %.
В областях Карпатского региона есть все виды топливных ресурсов —
нефть, горючий газ, каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы, но их
запасы или незначительны, или исчерпываются. Крупнейшие объекты ТЭК
сосредоточены в Львовской и Ивано-Франковской областях. Так, в общей
промышленной продукции Львовской области топливно-энергетический комплекс
составляет 6,5 %, а Ивано-Франковской — соответственно, 14,5 %.
Химическое и нефтехимическое производство Карпатского региона
включает горно-химическую промышленность (добыча серы, калийных солей),
основную химию, промышленность химических волокон, лакокрасочную,
химических реактивов, пластических масс и изделий из них. В общей
промышленной продукции Львовской области химическая и нефтехимическая
промышленность занимает 6,3 %, Ивано-Франковской — соответственно, 12 %,
Закарпатской — 1,7 % и Черновицкой — 6,8 %.
В строительном комплексе региона работает 6 … 8 % всего занятого
населения. В структуре капитальных вложений и введенных в действие основных
фондов этой отрасли преобладает производственная сфера. Для дальнейшего
совершенствования структуры хозяйства Карпатского региона необходимо
существенно перераспределить финансовые и материально-технические ресурсы
из всех источников в пользу развития социальной инфраструктуры — тем, чтобы
преодолеть отставание ее материальной базы от нормативов и обеспечить
наращивание ее потенциала, исходя из надлежащих социальных стандартов.
Характерной особенностью аграрного сектора Карпатского региона
является высокий удельный вес подсобного хозяйства в общем объеме продукции
растениеводства и животноводства. Агроклиматические ресурсы областей
региона достаточны для возделывания большинства сельскохозяйственных
культур умеренных широт. Равнинные районы специализируются на мясомолочном
животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, возделывании зерна, картофеля,
овощей и сахарной свеклы, предгорные — на мясомолочном скотоводстве,
льноводстве, возделывании зерна и картофеля, горные — на мясомолочном
скотоводстве и овцеводстве.
Анализ развития сельского хозяйства областей региона свидетельствует,
что за последние 5 лет низкая урожайность некоторых сельскохозяйственных
культур привела к снижению их среднегодового производства. Остается низкой
эффективность производства сельскохозяйственной продукции в общественном
секторе по сравнению с индивидуальным. Сокращается и производство
животноводческой продукции.
Проблема повышения урожайности сельскохозяйственных культур и
продуктивности животноводства чрезвычайно актуальна в контексте обеспечения
продуктами питания не только местного населения, но и большого контингента
отдыхающих.
Природно-ресурсный потенциал Украинских Карпат создает все
возможности для эффективного развития рекреационного комплекса. Живописные
низкогорные ландшафты, рельеф и климат, благоприятные для горнолыжного
спорта и отдыха, многообразнейшие (и в том числе — уникальные) минеральные
воды обусловливают высокий рекреационный спрос на регион. Он оценивается
более чем в 4 млн. чел. в год только для потребностей отдыха и туризма (без
учета кратковременного). Вместе с потребностями в санаторно-курортном
лечении на базе минеральных вод спрос на рекреационные услуги оценивается,
как минимум, в 6 млн. чел. в год. Между тем, в 1993 г. в регионе
функционировали 607 рекреационных объектов общей вместимостью свыше 82 тыс.
мест (или в 8 … 10 раз меньше, чем в аналогичных зарубежных районах). Не
соответствуют международным стандартам и условия сервиса, инфраструктурное
обеспечение. В целом рекреационный потенциал региона используется только на
10 … 12 %.
В регионе действуют 18 высших учебных заведений, и в том числе —
шесть университетов, 110 научно-исследовательских, технологических и
проектно-конструкторских институтов, отделений, бюро, где выполняются
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические и
проектные работы. Здесь работают 730 докторов и 6,4 тыс. кандидатов наук,
что вместе составляет 8 % специалистов Украины с ученой степенью. В регионе
насыщенность докторами и кандидатами наук значительно меньше, чем в среднем
по Украине: на 10 тыс. работающих здесь приходится 24
высококвалифицированных специалиста (против, соответственно, 34).Социальные проблемы Карпатского региона
Социальная ситуация в регионе имеет четкую тенденцию к обострению,
что является следствием общенационального экономического кризиса и
просчетов в социальной политике предыдущих лет. Но если на вопросы
материально-технического развития социальной сферы можно смотреть с
определенным оптимизмом, то ухудшение демографической ситуации уже сегодня
вызывает тревогу. Стремительно падает естественный прирост населения, что
на фоне его растущей смертности ведет к обострению депопуляционных
процессов, Наглядны в этом плане показатели по Львовской области: в 1994 г.
естественный прирост населения составил здесь всего 0,5 чел. в расчете на
1000 жителей. За счет растущих миграционных перемещений впервые за
последние десятилетия численность населения области уменьшилась на 9 тыс.
чел. Продолжается процесс его старения: каждый пятый житель Львовской
области — лицо пенсионного возраста. Интересно, что за последние годы
количество лиц пенсионного возраста увеличилось во Львовской области на 5,7
%, а общая численность ее населения — на 1,1 %. Подобные процессы
наблюдаются и в других областях региона. Если в ближайшие годы эти процессы
не будут остановлены, то любые экономические программы теряют смысл: их не
будет кому и для кого реализовывать.
В последние годы значительное обострение социальных проблем в
Карпатском регионе вызвано еще и фактором занятости его населения. Этот
регион всегда был трудоизбьггочным. Теперь же картина дополнилась
появлением официально зарегистрированных безработных, численность которых в
1993 г. составила здесь 0,6 % всего трудоспособного населения. Кроме того,
в регионе сохраняется довольно высокий уровень скрытой безработицы,
который, по экспертным оценкам, достигает 30 — 35 %.
На фоне общего падения жизненного уровня народа Украины не является
исключением и Карпатский регион. Его жители имеют сравнительно низкие
среднедушевые доходы, основной компонент которых — заработная плата рабочих
и служащих и оплата труда колхозников — растет здесь более медленными
темпами, чем в среднем по стране.
Структура потребления характеризуется постепенным увеличением
денежных расходов населения на приобретение товаров и уменьшением удельного
веса услуг. Из-за этого сегодня мы имеем деформированную структуру личного
потребления жизненных благ, в которой доминирующими являются расходы на
питание, а в их составе — на продукты растительного происхождения. Области
региона (кроме Львовской) занимают ведущее место в государстве по
потреблению наименее ценного в биологическом отношении продовольствия —
хлеба и хлебопродуктов. Для сравнения: в большинстве развитых стран мира
удельный вес расходов на питание, одежду и обувь составляет 15 … 20 %
семейного бюджета. В Карпатском регионе этот показатель в 3,5 … 4 раза
выше. В развитых странах такая картина наблюдалась 70 … 100 лет назад.
Не менее важна для региона проблема развития материально-технической
базы социальной инфраструктуры. На сегодняшний день существует значительный
разрыв между нормативными показателями и фактическим уровнем обеспеченности
населения объектами социальной сферы. Так, обеспеченность детскими
дошкольными учреждениями достигает в Закарпатской области 41,6 %, в Ивано-
Франковской — 58,3 %, Львовской — 45,6 % и Черновицкой — 74,4 %, а
амбулаторно-поликлиническими учреждениями — соответственно, 75 %, 57,2, %,
69,5 % и 64,4 %. Следовательно, можно констатировать, что население региона
проживает в условиях социального дискомфорта.Экологическая ситуация в Карпатском регионе
Для большей части Карпатского региона характерны существенная
антропогенная трансформированность ландшафтов и значительная загрязненность
среды. Хотя, в. отличие от других регионов Украины (таких, как Донбасс,
Приднепровье), распространение загрязнения не носит здесь общего,
плоскостного характера. Однако в некоторых местах сформировались стабильные
очаги угрожающего экологического состояния (например, в пределах
Дрогобычской агломерации — Дрогобыч, Борислав, Стебник, Трускавец, где
развитые горно-химическая, нефтеперерабатывающая, лакокрасочная и другие
отрасли промышленности ставят под угрозу развитие курортного хозяйства;
аналогичная ситуация сложилась и в пределах Львовско-Волынского угольного
бассейна, в зонах влияния Яворовского и Раздольского ПО «Сера», Калушского
ПО «Ориана»).
В последние годы, вследствие нарушения режима производственных
процессов, в Карпатском регионе значительно возросла угроза возникновения
экологических аварий и катастроф. Кроме того, нужно считаться и с тем, что
почти четвертая часть его населения проживает в зонах с повышенным
экологическим риском функционирования промышленных объектов, которых в
регионе почти 250.
По загрязненности воздуха и вод регион занимает 4-е, а по
загрязненности почв минеральными удобрениями и пестицидами —
соответственно, 1-е и 2-е места. Относительно высокая загрязненность
воздуха обусловлена наличием на его территории отдельных агрессивных
производств. К другой группе концентрированных выбросов в атмосферу вредных
веществ относятся крупные города региона, где выбросы автотранспорта
составляют 60 … 70 % их общего количества. С учетом относительно небольшой
площади городов и их густой застройки, традиционно сложившейся в старых
городах, здесь влияние этого фактора может быть ощутимее, чем в
индустриальных, но значительно более просторных, городах Востока и Юга
Украины.
Дефицит надежных источников, водообеспечения обусловил отсутствие в
регионе крупных водоемких производств. Это в некоторой степени обусловило
относительно низкие показатели загрязненности воды на его территории по
сравнению со средним по Украине. Так, потребление свежей воды достигает
здесь 1,1 млрд. м3 в год (что составляет только 3,6 % ее
общереспубликанского потребления), а объем оборотной и последовательно
используемой воды несколько выше, чем в среднем по Украине (91 % против 80
%). Состояние водообеспечения большинства карпатских населенных пунктов с
каждым годом ухудшается вследствие преобладания экстенсивных подходов к
наращиванию объемов водоснабжения, при неэффективном организационно-
экономическом и отсталом техническом обеспечении водохозяйственной
деятельности.
Особую тревогу вызывает высокая загрязненность почв региона
минеральными удобрениями и пестицидами, которой в значительной мере
способствует отраслевая специализация его сельского хозяйства на
производстве овощей и технических культур, а особенно — некоторых ранних
сортов овощей и фруктов (Закарпатье).
Определенную дестабилизацию в экологическую ситуацию региона и
курортных зон вносит, в частности, неограниченная вырубка лесов. Вследствие
обезлесения склонов активизируются оползневые процессы, увеличивается
количество паводков на горных реках, меняется микроклимат. Облесение
вырубок монокультурой ели приводит к частым буреломам.
Таким образом, экологическая ситуация в Карпатском регионе является
довольно напряженной. Если учесть курортную ценность этой территории, то
проблема ее экологической, безопасности является одной из первоочередных
для практического решение.Общее социально-экономическое развитие
Карпатского региона
Объективный анализ развития производительных сил региона в сочетании
с оценкой сегодняшней экономической ситуации дает реальное представление о
достигнутых уровне и эффективности социально-экономической структуры.
Отдавая должное тому, что сделано в предыдущие годы, нужно откровенно
констатировать, что вследствие нерациональной экономической политики, и
непродуманных действий в регионе сложилась деформированная экономическая
система, которая в целом социально непривлекательна, экологически опасна и
экономически неэффективна. За последние годы здесь накопилось много
социально-экономических проблем, острота и необходимость решения которых со
всей силой проявились в наши дни. Оценивая ситуацию в регионе по критериям
цивилизованных наций, изыскивая наиболее оптимальные пути к его процветанию
и прогрессу, нужно считаться с теми отрицательными явлениями и фактами,
которые имеют место в данном случае.
Социально-экономическая структура Карпатского региона характеризуется
производственной однобокостью: почти 3/4 работающих заняты в
производственной сфере, что говорит о социально неблагоприятном характере
его экономики.
Существуют ощутимые территориальные диспропорции в развитии
региональных производительных сил, которые проявляются в гипертрофированном
развитии равнинной части региона (особенно — некоторых промышленных узлов)
и социально-экономической отсталости его горных районов.
Машиностроение как одна из профилирующих отраслей является глубоко
милитаризированной и из-за преимущественно сборочного типа производства
имеет слабые внутрирегиональные кооперативные связи, что делает ее крайне
уязвимой в кризисные периоды.
Промышленность региона является эколого-опасной, а отдельные
производства и отрасли с отсталыми технологиями — вообще не совместимыми с
природой края. Ориентация некоторых отраслей промышленности (особенно —
машиностроения) на привозное сырье (комплектующие) и ускоренные темпы
развития природоэксплуатирующих отраслей (лесоводства, добычи серы,
калийных солей, нефти, газа, угля) сделали региональную экономическую
систему малопригодной к выживанию в критических ситуациях.
В регионе четко прослеживается тенденция к резкому ухудшению
демографической ситуации: увеличивается смертность, падает естественный
прирост, идет процесс старения населения. С учетом национально-
этнографического менталитета жителей Карпатского края существует реальная
угроза генофонду нации.
Постепенно обостряется социальная ситуация, связанная с проблемами
безработицы и занятости населения региона, которую усиливает еще и тот
факт, что здесь уже давно имел место избыток трудовых ресурсов.
Экономический ущерб, нанесенный природе Карпатского региона в
предыдущие годы, расточительство и бесхозяйственность повлекли за собой
значительное ухудшение состояния окружающей среды, вызвали деградацию
уникальной природы Карпат.Стратегические ориентиры развития Карпатского региона и
региональные приоритеты
Анализ географических, природных, исторических и экономических
условий показывает, что на этапе становления государственности Украины и
вхождения ее в мировое сообщество Карпатский регион имеет уникальный шанс
стать своеобразным полигоном, где разумная экономическая политика может
успешно сочетать региональные, государственные и международные интересы
страны, обеспечив при этом и прогресс в его социально-экономической жизни.
Следовательно, речь идет о выборе правильного стратегического курса в
развитии региона. Если руководствоваться тем, что Карпаты являются
географическим центром Европы, а в природном отношении — уникальной
экосистемой на Западе Украины, то при формировании политики освоения этого
края необходимо разумно использовать его геополитические преимущества и
сохранить экологический феномен территории. Иначе говоря, будущая социально-
экономическая модель Карпат должна быть экономически выгодной для Украины и
экологически совместимой с прилегающими территориями соседних стран.
Сегодня можно достаточно уверенно утверждать, что исключительный
акцент на развитии в регионе промышленности вряд ли оправдает себя.
Технологический «бум» нам пока не «угрожает», а следовательно,
производительность труда и конкурентоспособность продукции еще долго будут
оставаться низкими. Кроме того, с эскалацией производства будет обостряться
экологическая ситуация, что будет забирать и без того ограниченные ресурсы.
Таким образом, нужно выработать нестандартные ходы и решения при выборе
приоритетов и конкретных сфер, развитие которых бы обеспечило прогрессивные
изменения в экономической жизни региона, ускорило и направило рыночные
реформы в необходимое русло, что, в свою очередь, будет инициировать приток
капитала (и в том числе — иностранного). При выборе такой стратегия важно
предусмотреть и учесть действие тех факторов, которые обусловливают
специфику региона и создают преимущества его стартовых условий для
прогрессивных социально-экономических преобразований.
С учетом имеющихся в Карпатском регионе природного, экономического,
научного и технического потенциалов, его исторических и географических
особенностей, стратегическая цель перспективного развития территории
заключается в том, чтобы на основе оптимального использования природы,
материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов создать
эффективную экономическую систему рыночного типа, которая обеспечит
материальное благосостояние населения и экологическую безопасность
Карпатского края.
Достижение поставленной цели усматривается в поэтапной реализации
первоочередных задач. На ближайший период основными приоритетами
регионального развития Карпатского края должны стать: рекреационный
комплекс; АПК; лесопромышленный комплекс; машиностроение;
непроизводственная сфера (особенно — в горной части региона); охрана
окружающей среды, сохранение и восстановление историко-культурного
наследия.
Создание необходимых условий для. развития этих отраслей и сфер
Человеческой деятельности обеспечит подъем его общего социально-
экономического уровня, который должен определяться не только
общегосударственными интересами, но и потребностями и интересами самого
региона — субъектов хозяйствования, которые здесь размещены, и населения,
которое здесь проживает.
Для развития Карпатского региона приоритетным является освоение его
курортного потенциала. Для подтверждения обоснованности этого выбора можно
привести следующие основные аргументы.
Наличие природно-ресурсной базы. В регионе насчитывается свыше 800
источников и скважин лечебных минеральных вод всех известных типов (многие
из них — уникальны), запасы которых достаточны для ежегодного оздоровления
более 7 млн. чел. Но сегодня уровень их использования не превышает 15 %.
Разведаны также значительные запасы лечебных грязей и озокерита. Эти
ресурсы — в сочетаний с благоприятными климатическими условиями — служат
природной базой для развития санаторно-курортного дела в регионе.
Мощный потенциал для развития различных видов туризма. Живописные
ландшафты, рельеф Карпат создают благоприятный фон для кратковременного
отдыха. Они не имеют альтернативы в Украине в отношений развития
горнолыжного спорта на уровне мировых стандартов. Расчеты показывают, что
одноразовая предельная рекреационная вместимость региона составляет 2,2
млн. чел., тогда как годовая — 8 млн. туристов и отдыхающих, а также 12
млн. экскурсантов и туристов выходного дня. Даже при 50-процентном уровне
этих показателей значительный диапазон для перспективного роста туризма в
регионе сохраняется.
Выгодное географическое положение. Карпатский регион находится в
центре Европы. Через него проходят многообразные связи. Его неплохая
транспортная доступность является благоприятным фактором для привлечения
контингента отдыхающих не только из восточных регионов, но и из европейских
стран. Карпаты могут служить своеобразным полигоном для дислокации, центров
международного бизнеса, что будет стимулировать рост коммерческого и
делового туризма.
Фактор территориального разделения труда. Фактически в Украине есть 2
региона, условия которых позволяют обеспечивать удовлетворение общественных
потребностей в рекреационных услугах: Черноморско-Азовский и Карпатский. На
фоне перегруженности первого из них и при растущем спросе на оздоровление и
отдых Карпаты выступают практически единственной территорией, которая может
реализовать неудовлетворенный спрос населения на эти услуги.
Последствия Чернобыльской аварии. Сравнительно высокая экологическая
безопасность региона и наличие в нем крупных запасов минеральных вод для
лечения радиационных заболеваний обусловливают потребность в создании в
Карпатах широкой сети специализированных здравниц для населения,
пострадавшего от радиоактивного загрязнения.
Экологический феномен территории. С одной стороны, по сравнению с
другими регионами природа Карпат понесла меньшие потери и во многих местах
сохранила свое первобытное состояние. А это очень важно для многообразных
форм отдыха и туризма. С другой стороны, исключительно важное климато- и
водорегулирующее значение Карпат как для Украины, так и для соседних
европейских государств обусловливает остроту вопроса сохранения уникальной
природы края. Если отбросить чисто Консервативные варианты выполнения этой
задачи, то туризм и отдых в экологически обоснованных пределах могут
выступать активной формой обеспечения экологической безопасности Карпат.
Социально-экономическая специфика гор. В горных районах четырех
карпатских областей проживают около 1,3 млн. чел. (то есть около 20 % всего
их населения, из них треть — на высоте в 500 м и выше). Горы создают
специфические, чрезвычайно сложные условия для проживания и хозяйствования
(особенно — в сельском хозяйстве), поэтому здесь чрезвычайно остро, стоит
проблема занятости, и как следствие — низок уровень материального
благосостояния жителей гор. Ослаблению этих и других отрицательных
процессов за счет расширения сфер занятости и развития инфраструктуры будет
способствовать развитие туризма с соответствующей организацией
обслуживания, к которым может быть привлечено местное население. В данном
контексте разумной альтернативы рекреации просто не существует.
Экономическая конкурентоспособность рекреационной сферы. Мировой опыт
показывает, что туризм является высокорентабельной отраслью народного
хозяйства. Например, в Испании он дает 17 млрд. долл США., что равно 30 %
доходов от ежегодного экспорта этой страны, в Италии туризм обеспечивает 11
%, а в Дании и в Австрии -— 8 % прибылей, поступающих от экспорта товаров
за границу. Безусловно, пока показатели экономической результативности
отечественного туризма далеки от зарубежных, хотя в Карпатах есть отдельные
центры, в хозяйственной структуре которых рекреационная отрасль является
ведущей. В целом сегодня Карпатский регион занимает второе место в Украине
по объему доходов от рекреационной сферы (22 % от суммарного показателя по
Украине) и уступает только Крыму (соответственно, 42 %), опережая
Причерноморье (17 %) и Приазовье (13 %).
Можно привести еще ряд убедительных аргументов в пользу рекреационной
ориентации перспективного развития Карпатского региона. Но это ни в коей
мере не означает, что, форсируя экономические процессы в данном
направлении, мы сразу же достигнем желаемых результатов. Здесь необходимы
взвешенные решения и продуманные практические действия. Поэтому развитие
рекреации в регионе рассматривается в контексте структурной перестройки его
хозяйственного комплекса, в перспективной модели которого эта отрасль
должна стать одной из профилирующих. Именно такие ориентиры заложены в
Государственную программу социально-экономического развития Карпатского
региона, которая должна на практике реализовать идею обеспечения социально-
экономического прогресса его территории через государственную поддержку
приоритетных секторов региональной экономики, и в первую очередь —
рекреации.Государственная программа социально-экономического развития
Карпатского региона как инструмент региональной политики
Государственная программа социально-экономического развития
Карпатского региона разработана Институтом региональных исследований НАН
Украины, совместно с Министерством экономики Украины, Закарпатским, Ивано-
Франковским, Львовским и Черновицким облисполкомами. Ее цель заключается в
создании необходимых правовых экономических и организационных условий для
обеспечения практических результатов в деле стабилизации и улучшения
социально-экономической ситуации в регионе, для формирования — на основе
рационального, использования ресурсного потенциала территории — эффективной
экономической системы рыночного типа, которая гарантировала бы приближенный
к мировым социальным стандартам уровень материального благосостояния и
проживания людей, а также экологическую безопасность края.
Статус программы как государственной обусловливает ее ориентацию на
первоочередную реализацию именно государственных интересов в Карпатском
регионе. Иначе говоря, она должна стать практическим инструментом
воплощения государственной, региональной политики на этой территории.
Поэтому в программу включены меры и проекты, которым государство
гарантирует свою поддержку, которая может выступать в двух формах: режим
полного государственного содействия (финансовое, и ресурсное обеспечение,
финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям); режим частичного
государственного содействия (финансово-кредитные и налоговые льготы
исполнителям). Проблемы же местного значения решаются на локальном уровне
силами региона.
Для Карпатского региона особенно острой является проблема горных
районов. Комплекс вопросов, нуждающихся в первоочередном решении, получил
отражение во всех подпрограммах. Между тем, очевиден факт, что горные
районы должны иметь специальный статус, которым бы законодательно
закреплялись необходимые льготы и социальные гарантии их жителям. В этой
связи очень важное значение имеет принятый Верховным Советом Закон Украины
«О статусе горных населенных пунктов Украины».
В программу вошли наиболее значимые меры и проекты, которые в силу
определенных причин (и в первую очередь — из-за отсутствия материально-
финансового обеспечения) не реализовались в рамках уже существующих
программ. Источниками финансирования программы служат государственный
бюджет; местные бюджета; внебюджетные фонды; средства предприятий,
учреждений и организаций; зарубежные инвестиции. В общем объеме ее
финансирования государственный бюджет занимает 33,6 %, средства предприятии
— 25,2 % и местные бюджета — 22,8 %. Наибольший удельный вес
государственный бюджет занимает в общей стоимости подпрограмм «Развитие
агропромышленного комплекса» (43,2 %), «Экологическая безопасность» (53,8
%); «Культурное развитие» (74,4 %), «Развитие науки» (79,8 %). В то же
время на развитие рекреационной индустрии из государственного бюджета
предусматривается 27,1 %, социальной сферы — соответственно, 26,2 % и
нефтегазового комплекса — 26,8 %. Развитие лесопромышленного комплекса
будет финансироваться исключительно за счет средств предприятий. Из общей
суммы финансирования на Закарпатскую область выделено 40,1 %, на Ивано-
Франковскую — 29,9 %, на Львовскую — 16,7 % и на Черновицкую — 11,8 %.
Достижение программной цели ориентировано на 2010 г. Реально
прогнозируемым является ближайший 5 … 6-летний период, в течение которого
поставленные цели поддаются декомпозиций с более или менее точным
обоснованием путей и средств их достижения, а также с предвидением
результатов. На более отдаленную перспективу возможна лишь постановка
достаточно обобщенных целевых ориентиров, с прогнозным сценарием действий
по их реализации.
Опыт разработки Государственной программы социально-экономического
развития Карпатского региона показывает, что при новаторских подходах к
управлению их реализацией, такие программы могут стать эффективным
инструментом государственной региональной экономической политики в Украине.Список использованной литературы:
1. Большая советская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1978.
2. Журналы «Капитал» за 1996 … 1998 г.г.
3. Газета «Экономика Украины» за 1995 … 1998 г.г.