Нганасаны, ня (самоназвание), самоеды-гавгийцы (устаревшее название).
Численность в Российской Федерации 1262 человека, в том числе Таймырском
(Долгано-Ненецком) автономном округе 849 человек. Разделяются на две
группы: западную (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и
Волочанка) и восточную (вадеевские нганасаны, с центром в поселке Новая).
Говорят на нганасанском языке. Различают авамский и вадеевский выговоры.
Вадеевские нганасаны владеют долганским языком. Язык нганасанов
бесписьменный. По официальным данным, нганасаны прежде считались
шаманистами; ныне многие сохраняют традиционные верования.
Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного
тундрового населения Евразии — неолитических охотников на дикого оленя.
Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с
населением бассейна Средней и Нижней Лены, откуда они проникли на Таймыр 6
тыс. лет назад. Вплоть до XXI века. н. э все последующие мигранты не
изменили хозяйственных традиций, ориентированных в основном на оленью
охоту. С XII до XXVII века следует лакуна в археологических источниках. С
начала XXVII века появляются письменные документы о том, что население
полуострова было обложено российским государственным налогом (ясак). С
вхождением территории нганасанов в состав России на ней возникли зимовья с
небольшими вооруженными отрядами, а также зимовья русских промышленников-
охотников. Нганасаны как особый этнос сложились на Таймыре во второй
половине XXVII — начале XXVIII веков. В его состав вошли различные по
происхождению племенные группировки (пясидская самоядь, кураки, тидирисы,
тавги и др). Они наложились на древнее население, как полагают,
палеоазиатское, занимавшееся охотой на северных оленей. Этнически группы
прищельцев в разное время представляли собой западную периферию юкагиров,
северные группы тунгусов (те и другие — лесные и тундровые охотники) и
западные группы самодийцев с развитым санным домашним оленеводством. Более
высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого
свободного передвижения оленных санных групп и другие причины привели к
консолидации местного населения по языку и в значительной степени по
культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у
нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с
другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности,
относится организация оленной облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на
речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли
самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного
оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К
середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами.
Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на
диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах
полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им
быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII — XIX веках
нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях
происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья,
порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов,
инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники
копий, ножны и др.
К XVII веку кочевья племенных группировок, из которых складывались
нганасаны, простирались по всему полуострову, включая и территорию
правобережья Хатантской губы. С XVIII века на Таймыр с юго-востока стали
проникать якуты, постепенно ассимилируя местных тунгусов и русских.
Складывавшийся на этой основе новый этнос — долганы, потеснили нганасанов к
западу и северу. Ненцы, перейдя на правобережье Енисея и постепенно
ассимилируя ненцев, оттеснили нганасанов к востоку, в центр равнины
полуострова. Основные пути оленеводческих кочевых коллективов нганасанов
пролегали по Северо-Сибирской низменности, заключенной между плато Бырранга
на севере и плато Путорана на юге (между 69( и 76(северной широты).
Северные их пределы на востоке Таймыра достигали 77( северной широты,
огибая озеро Таймыр. Практически все кочевья располагались в зоне тундры. К
зиме подходили к лесотундре, размещаясь по водоразделу бассейна реки Пясины
и северным притокам рек Хета и Хатанга.
Наибольшее число авамских нганасанов приходится на середину XVII века
(1300 человек), но из-за эпидемий она сократилась к 1926 до 576 человек. К
1990 году на Таймыре в группе авмских нганасанов было 650 чел., в группе
вадеевских — около 100. Остальные проживали в районных центрах и городах
автономного округа. До 1950-х годов нганасаны в основном занимались
домашним оленеводством в составе колхозных и совхозных оленеводческих
бригад, вели охоту на дикого оленя, промышляли рыбой и пушным зверем, летом
подспорьем служила охота на линного гуся. К началу 1980-х годов в связи с
увеличением численности таймырской популяции дикого оленя домашнее
оленеводство авамской группы нганасанов практически перестало существовать.
Вадеевские нганасаны к 1992 г. выпасали одно небольшое стадо. Нганасаны
осели в поселках, перешли в рыболовецкие и охотничьи бригады. Основное
товарное значение для нганасанов имеют продукция отстрела оленей, особенно
в осенний период миграции оленьих стад на юг, заготовка рыбы, промысел
пушнины и полярной куропатки. Женщины занимаются выделкой оленьих шкур и
шитьем национальной (орнаментированной меховой мозаикой, сукном и бисером)
обуви, сувенирных ковриков и поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды
для промысловиков, в пос. Волочанка работают на звероферме голубых песцов.
Традиционно промысел и оленеводство — дело мужчин, вся работа по дому —
дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды,
забота о детях.
К началу XX века среди авамских нганасанов наиболее многочисленными со
своими патрилинейными именами были 5 родов, которые заключали между собой
браки с соблюдением норм экзогамии. Запрещались браки как по отцовской, так
и по материнской линиям до третьего поколения. У вадеевских нганасанов к
этому времени зафиксировано 7 родов, также соблюдавших билинейную
экзогамии, но их представители более свободно вступали в браки, в
большинстве с долганами. По традиции браки заключались обычно в возрасте 17-
18 лет, когда молодые люди доказывали свои возможности обеспечить семью:
мужчина — удачами в охоте, оленеводстве, умением изготовить санки, шесты
для жилища, деревянную колыбель для ребенка, женщина — умением ставить и
собирать жилище, обрабатывать шкуры, шить одежду, готовить и заготовлять
впрок пищу. При соблюдении экзогамии добрачные половые связи не осуждались
и добрачные дети никогда не являлись препятствием для брака, иногда
оставаясь в семье отца невесты. Сейчас часты случаи нарушения экзогамии.
Весьма широко распространены межнациональные браки, в том числе и с
мигрантами-мужчинами, детей от таких браков считают нганасанами.
Традиционное кочевое жилище нганасанов — конический круглый или
овальный в основании шестовой чум, крытый оленьими шкурами (3-6 м в
диаметре). В 1940-е гг. в быт вошли передвижные балки, легкий каркасный
домик на полозьях, крытый шкурами. В течение года оленеводы меняли 3 вида
жилья: зимой — балок, летом с появлением гнуса — чум, осенью — брезентовая
палатка. Вход жилища ориентирован обычно на юго-восток. В конце XIX —
начале XX веков нганасаны не имели постоянных поселений. Маршруты кочевого
коллектива заранее оговаривали с соседями. Для более успешной облавной
охоты на реках объединялись несколько коллективов. К 1941 году в связи с
реализацией плана перехода от кочевого образа жизни к оседлому были
построены небольшие поселки. В современных укрупненных многонациональных
поселках нганасаны живут в типовых домах, имеющих от 2 до 4 квартир,
отапливаемых привозным углем. При плановой застройке традиции ориентации
жилища и строго соответствующих ей мест каждого члена семьи нарушаются (за
редким исключением) и все больше забываются.
Традиционную одежду шьют из различных частей шкур оленей разных
возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха.
Верхняя мужская одежда без разреза впереди состоит из двух слоев шкур.
Внутренняя часть, без капюшона мехом к телу, изготовляется из 2-3 шкур
осеннего или зимнего оленя, наружная часть с капюшоном — из короткошерстных
шкур темных и светлых тонов только что родившихся оленях (пыжиков) или шкур
с живота оленя. Чередование частей из темных и светлых шкурок на верхней
одежде с четко обозначенным на спине темным или светлым прямоугольником и 2-
3 орнаментированных подшивки ниже его — характерная особенность нганасанов.
Женская зимняя одежда — того же вида, но с разрезом спереди, небольшим
воротником из белого меха собаки, без капюшона, который заменяет двойная
шапка с опушкой из длинного меха черной собаки, хорошо защищающая лицо от
зимнего ветра. По подолу внутренняя и наружная части также обрамляются
опушкой из меха белых собак, которых прежде специально выращивали для этой
цели (“нганасанские собачки”). Праздничные варианты такой одежды богато
оформляются геометрическими орнаментами из меховой и кожаной мозаики, а
некоторые части окрашиваются по мездровой стороне в черный и красный цвета.
К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные
ремешки. На теле мужчины носили короткие кожаные или меховые штаны, к
которым привязывались длинные голенища меховой обуви из шкур с ног оленя с
меховыми же чулками. Женские штаны-комбинезон с закрытой грудью шьют из
кожи или шкуры мехом внутрь и спереди украшают крашеным орнаментом и
многочисленными металлическими подвесками, характерными для нганасанских и
энецких женщин. На мужских и женских штанах спереди сохраняется в виде
разноцветной бахромы рудимент пояса стыдливости. Обувь нганасанов шьется
без подъема внешне делает их ноги похожими на ноги овцебыков. Зимой в
сильные морозы поверх обычной одежды надевают еще одну (сокуй) из толстого
меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый
стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасанов или энцев.
Прежде специальную погребальную или обрядовую одежду, сейчас выходящую из
употребления, шили без орнаментов по тому же, что и из шкур, крою, но из
красных и черных сукон. Национальная праздничная одежда хорошо сохраняется
и сейчас.
Излюбленной пищей нганасанам служит рыба, мясо оленя, мясо диких
гусей в сыром, мороженом, сушеном и вареном видах. Сейчас большое значение
в рационе имеет хлеб.
Почитание земли, солнца, луны, огня, воды, дерева, важнейших
промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем
матерей, от который зависит здоровье, промысел и сама жизнь людей и с
которыми связана основная календарная и семейная обрядность — характерные
черты традиционных верований нганасанов. В них проявляются чрезвычайно
архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие
в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются
среди пожилых людей. Кормление огня и семейных реликвий, по крайней мере
трижды в году, — обязательный ритуал. Большое значение имели шаманы
нганасанов. К ним обращались во всех трудных случаях, они же являлись
организаторами таких больших общественных праздников-обрядов, как Чистый
чум, проводившийся обычно при появлении солнца после полярной ночи. Сейчас
этот обряд в виде весеннего фольклорного праздника постепенно возрождается.
Произведения фольклора весьма разнообразны по видам. Некоторые из
этногенетических мифов повествуют о том, что нганасаны появились из шерсти
большой оленьей самки (земли), на спине которой они живут. Культурный герой
Сирота-парень как первый нганасан выходит на свет, откинув травяную дверь в
земляной кочке. Его полагали защитником всего народа. Исполнение длинных
эпических произведений, в которых речь чередуется с пением, обычно
растягивалось на несколько вечеров долгой полярной ночи. Более короткие
рассказы, “вести”, повествуют о ситуациях промысла, похождениях и проделках
различных мифологических персонажей. Распространены адаптированные к
местным условиям русские сказки. И сейчас широко бытуют сказки о животных,
объясняющие их происхождение, характерные черты, окраску повадки. Песенное
творчество нганасанов также разнообразно. В частности, прежде каждый
нганасан имел свою “личную песню”, сочиненную им самим или подаренную ему,
с устойчивым мотивом, на который накладывается словесная импровизация. Из
музыкальных инструментов необходимо отметить бубен с колотушкой, поющий
лук, гудки, завывалки и жужжалки из птичьих перьев, дерева и тростника. До
недавнего времени всякая музыка и пение сохраняли свое сакральное значение.