Московский институт радиотехники электроники и автоматики.
Факультет: Экономики и управления.
Предмет: Экономическая География.
Курсовая работа на тему:
Национальный и религиозный состав населения России
Выполнил студент:
Ерицпохов Сергей Александрович
Преподаватель:
Большаков Александр Константинович
2004-04-26
План:
Глава 1: Введение.
§ 1: Географическое положение и границы
России.:::::::::::::::::::::::::::::::: 3Глава 2: Национальный состав
страны.::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 3Глава 3: Национальная
проблематика.:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 7§ 1: Межнациональная напряженность в региональном аспекте;::::::::::: 8
§ 2: Русско-Чеченский
конфликт;::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 9§ 3: Пути преодоления межнациональных конфликтов; законотворческая
работа по развитию и гармонизации национальных отношений;::::::: 10§ 4: Проблема
миграции.:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
131 Эмиграция в
Москву;::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 142 Причины международной миграции рабочей
силы.:::::::::::::::::::::::: 15Глава 4: Религиозный
состав.:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 16Глава 5: Религиозная проблематика.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 17§ 1: Конфликты на религиозной
почве::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 171 Кришнаитский храм (позиция мера<=>позиция депутатов).
:::::::::::: 172 Иудеи бегут из России.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 19§ 2: Ситуация в Чечне. Джихад или обыкновенный терроризм?::::::::::::::::
20Список использованной литературы (информационные ресурсы):::::::::::::: 22
Введение.
* Географическое положение и границы России.
Россия как никакая страна отличается от остальных благодаря своим
совершенно уникальным географическим характеристикам, главной из которых
является огромная территория (9000 км протяжённость с запада на восток и
2000 — с севера на юг) /1, c.422/. Этим обусловлены очень многие
особенности и в географии, и в экономике, и в геополитике страны.
Одно из важнейших следствий этого факта — большая протяженность
границы. Страна граничит с шестнадцатью странами: на западе с Эстонией,
Латвией, Литвой, Белоруссией, Польшей; на юго-западе — с Украиной; на юге —
с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном; на северо-западе — с Финляндией и
Норвегией; на юго-востоке — с Монголией, Китаем, Северной Кореей /2, c.
295/. Так же Россия не лишена и морских границ на востоке с Японией и на
северо-востоке с США (п-ов Аляска).
В силу своего расположения, на стыке двух континентов, Россия
соприкасалась с самыми разными культурами, и необходимость существования на
стыке цивилизаций Европы и Азии привела к формированию неповторимого
национального менталитета и единственной в своем роде культуры, обусловило
особый путь развития русского народа. Естественно, сосуществование это не
всегда было мирным. В течение многих веков страна была вынуждена вести
борьбу то с кочевниками на юге, то с западными соседями, и этот факт имел
решающее значение для российской истории.
Россия омывается Северным Ледовитым океаном на всем протяжении
северной границы, Тихим океаном на востоке, Балтийским морем на западе,
имеет выход к Каспийскому и Азовскому морям /2,c.296/. К сожалению,
экономическое значение этого факта не так велико, как могло бы быть:
северные моря значительную часть года покрыты льдом, доля Тихого океана в
грузовых и транспортных перевозках невелика ввиду большой удаленности от
промышленных и торговых центров, перегруженность Санкт-Петербургского порта
не позволяет эффективно использовать выход на Балтику.2. Национальный состав, гражданство.
Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из
самых многонациональных государств мира.
Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в
соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на
основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со
слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов
ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание
которых часто отличается друг от друга только из-за языкового диалекта и
принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов
переписи ответы населения о национальной принадлежности были
систематизированы примерно в 160 национальностей[1].
Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей
характеризуется следующими данными[2]:
| |Млн. человек |2002 г. В |В % к итогу |
| | |% к | |
| | |1989 г. | |
| |1989 г. |2002 г. | |1989 г. |2002 г. |
|Все население|147,02 |145,16 |98,7 |100 |100 |
|Русские |119,87 |115,87 |96,7 |81,5 |79,8 |
|Татары |5,52 |5,56 |100,7 |3,8 |3,8 |
|Украинцы |4,36 |2,94 |67,5 |3,0 |2,0 |
|Башкиры |1,35 |1,67 |124,4 |0,9 |1,2 |
|Чуваши |1,77 |1,64 |92,3 |1,2 |1,1 |
|Чеченцы |0,90 |1,36 |в 1,5 раза|0,6 |0,9 |
|Армяне |0,53 |1,13 |в 2,1 раза|0,4 |0,8 |
|Мордва |1,07 |0,84 |78,7 |0,7 |0,6 |
|Белорусы |1,21 |0,81 |67,5 |0,8 |0,6 |
|Аварцы |0,54 |0,76 |139,2 |0,4 |0,5 |
|Казахи |0,64 |0,66 |103,0 |0,4 |0,5 |
|Удмурты |0,71 |0,64 |89,1 |0,5 |0,4 |
|Азербайджанцы|0,34 |0,62 |в 1,9 раза|0,2 |0,4 |
|Марийцы |0,64 |0,60 |94,0 |0,4 |0,4 |
|Немцы |0,84 |0,60 |70,9 |0,6 |0,4 |
|Кабардинцы |0,39 |0,52 |134,7 |0,3 |0,4 |
|Осетины |0,40 |0,51 |128,0 |0,3 |0,4 |
|Даргинцы |0,35 |0,51 |144,4 |0,2 |0,4 |
|Буряты |0,42 |0,45 |106,7 |0,3 |0,3 |
|Якуты |0,38 |0,44 |116,8 |0,3 |0,3 |
|Кумыки |0,28 |0,42 |в 1,5 раза|0,2 |0,3 |
|Ингуши |0,22 |0,41 |в 1,9 раза|0,1 |0,3 |
|Лезгины |0,26 |0,41 |в 1,6 раза|0,2 |0,3 |За межпереписной период изменения в национальном составе обусловлены
действием трех факторов.
Первый фактор связан с различиями в естественном движении населения. Второй
фактор – это процессы во внешней миграции, сложившиеся под влиянием распада
СССР. Третий фактор связан с процессами смены этнического самосознания под
влиянием смешанных браков и других явлений.
В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности,
численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. таких
национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту
группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и
якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989
г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе
этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли
чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.
Итак, согласно данным Госкомстата:
Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около
116 млн. человек) и составляет почти 80% общей численности населения. По
сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7
процентных пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной
убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать
немногим более трехмиллионный миграционный прирост русских.
Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой
переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,56 млн. человек
(почти 4% населения страны).
За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной
период численность евреев (с 0,54 млн. человек до 0,23 млн. человек) и
немцев (с 0,84 млн. человек до 0,60 млн. человек).
Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась
численность армян (с 0,53 млн. человек до 1,13 млн. человек),
азербайджанцев (с 0,34 млн. человек до 0,62 млн. человек), таджиков (с 0,04
млн. человек до 0,12 млн. человек), китайцев (с 5 тыс. человек до 35 тыс.
человек).
Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц,
отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после
переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками
(около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.
Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнен ответ на вопрос
переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это
проживающие в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области.
ГРАЖДАНСТВО.
Также по результатам переписи населения получены сведения о гражданстве
населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4
млн. человек (98% всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство
других государств и 0,4 млн. человек – лица без гражданства. Из общей
численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют двойное
гражданство. Примерно 1,3 млн. человек не указали свое гражданство.Гражданство.
Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в России, подавляющая
часть – это граждане государств-участников СНГ (906 тыс. человек, или 88%
всех иностранцев), из них наиболее многочисленны граждане Украины (230 тыс.
человек), Азербайджана (155 тыс. человек) и Армении (137 тыс. человек).(тысяч человек)
[pic]3. Национальная проблематика.
Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо
межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.
В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила
номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как
таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя
глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что
означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой
осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.
В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой
ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных
перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции
на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной.
Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили
стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных
государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их
нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к
сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в
ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других
национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла
напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и
представителями коренных наций. За годы советской власти у русских
сформировалось ощущение, что их родина — это вся страна, все
социалистическое отечество — СССР. И именно это ощущение, подкрепленное
сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье
советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом
русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и
меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее
крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не
вызвать протеста с их стороны.
Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать
качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и
заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и
развития, способные обеспечить прогресс России.
Однако, по-прежнему, остаются актуальными некоторые проблемы, которые
рассмотрим ниже.
* Межнациональная напряженность в региональном аспектеВ наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные
самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя
не только некоторые национально-, но и административно — территориальные
образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза
ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной
стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки
недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой — выявить условия и
факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной
государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций,
народностей, регионов.
На сегодняшний день в условиях постепенного ослабления экономической
нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от
развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика
Чечня» |Российское правительство не может гарантировать целостность, как и
безопасность государства (тем более, что остальной мир называет этот
«конфликт» войной).* РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ.
Русско-чеченский конфликт, который с перерывами продолжается уже
десятый год, видится и оценивается очень по-разному в зависимости от
положения наблюдателя. Для человека из России — это центральный
политический конфликт страны.
Русско-чеченский конфликт называют “забытая война”. СМИ (Средства
массовой информации) время от времени сообщают о потерях российских войск и
иногда напоминают о тяготах и лишениях сотен тысяч беженцев из Чечни, но
пока не происходит какой-либо сенсационный террористический акт, (взрыв на
станции м. Пушкинская, «Норд-ост»…)интерес к этой войне падает до интереса,
уделяемого армяно-азербайджанской распре из-за Карабаха или какому-либо
аналогичному этническому столкновению в иных экзотических точках планеты.
В отличие от правительственных кругов мировое общественное мнение за
последние годы выработало по чеченскому конфликту целую гамму позиций,
весьма разнящихся между собой. И если в случае кризиса в Косово западное
общественное мнение стало важнейшим фактором давления на правительства и
НАТО, то в случае Чечни разнообразие позиций и подходов, эта разноголосица
мнений по поводу чеченского кризиса позволила правительствам занять
выжидательную позицию и проводить политику полного невмешательства.
Социал-демократические группировки также поддерживают идею права наций
на самоопределение и осуждают действия российского правительства в Чечне,
однако обосновывают свою критику грубейшими и повсеместно распространенными
нарушениями прав человека в русско-чеченском конфликте. Социал-демократы
осуждают применение войск, призывают к перемирию в Чечне и настаивают на
мирных переговорах с участием международной общественности. Учитывая
ведущее положение социал-демократов в большинстве правительств Западной
Европы, эта позиция вполне могла бы быть, подкреплена практическими мерами.
Она, однако, напротив, заметно ослабла в последнее время из-за
укрепляющихся связей чеченского сепаратизма с миром исламского
фундаментализма. Чем больше ход военных событий в Чечне толкает чеченскую
сторону к сближению с миром исламского терроризма, заставляя полагаться на
его финансовую и военную поддержку, тем менее влиятельным становится социал-
демократическая позиция защиты прав человека в Чечне.
В либерально-демократических кругах Запада существует достаточно ясное
понимание, что чеченская война отбрасывает Россию назад, задерживая ее
модернизацию и ограничивая российские возможности участия в международной
политике.
Никто на Западе не желает продолжения русско-чеченской войны. Ее
окончание было бы воспринято с общим удовлетворением. Но, наблюдая за тем,
как была развязана война, как она ведется, и, главное, видя неспособность
политического класса России окончить ее, либерально-демократические силы
Запада приходят к выводу, что в настоящий момент эта война – меньшее из
зол. Война высветила такие характеристики российской политической элиты,
как ее отсталость, непросвещенность, неспособность к постановке
долгосрочных задач, глубоко укоренившиеся антизападнические установки и
зараженность бреднями о существовании особого русского пути развития.
Простая мысль, которую с детства усваивают граждане развитых
демократических стран, что величие и влияние государства определяется не
только и не столько его географическими размерами и военной мощью, сколько
показателями экономического благосостояния, уровнем культуры, качеством
системы образования и здравоохранения, общим жизненным уровнем населения, и
уровнем консолидации – еще не стала прочной характеристикой российского
массового сознания.* Пути преодоления национальных конфликтов.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации
предполагает формирование и функционирование взвешенной и всесторонней
системы мер государственного регулирования национальных отношений,
направленных на создание оптимальных условий для социально–культурного
развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности,
на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и
территориальной целостности государства.
В настоящий момент ситуация характеризуется нарастанием внутренней
напряженности, опасностью обострения старых конфликтов и возникновением
новых очагов нестабильности. Имеется свыше 150 различных факторов,
провоцирующих осложнение ситуации в межнациональных отношениях. Особую
опасность представляет использование национального фактора в борьбе за
передел собственности, ресурсов, в целом за политическую власть. Эта борьба
обостряется во время проведения предвыборных кампаний. Действуют также и
другие факторы в исторических, культурных, языковых, религиозных сферах.
Показательно, что даже в относительно спокойных по уровню
межнациональной напряженности регионах от 15 до 20 процентов опрошенных
указывают на ущемление своих прав по национальному признаку. Нарастание
межнациональных конфликтов несет в себе угрозу целостности Российской
Федерации, и ее национальной безопасности.
Вместе с тем, наблюдения и результаты социологических исследований
последнего времени показывают, что в российском многонациональном обществе
сохраняются еще достаточно большой потенциал толерантности и взаимного
доверия, стремление к сохранению единства российской государственности,
единого Отечества.
Деятельность федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции
государственной национальной политики с начала своего основания, несмотря
на известные трудности, связанные с постоянно реорганизацией органов
исполнительной власти и практическим отсутствием финансирования большинства
программ, была направлена на:
· законотворческую работу по развитию и гармонизации национальных
отношений;
· подготовку и реализацию (совместно с органами исполнительной
власти республик и регионов) программ по социально–экономическому и
национально–культурному развитию народов России;
· принятие неотложных мер по оздоровлению и стабилизации
этнополитической ситуации в стране в целом и отдельных взрывоопасных
регионах;
· информационно–аналитическое и кадровое обеспечение национальной
политики;
· взаимодействие федеральных органов государственной власти и
органов власти на местах с общественными организациями, решение проблем
национальной политики.
Принципиально важным положением Концепции явился вывод о необходимости
введения в стране института национально–культурной автономии, принятия
соответствующего федерального закона. Это решение открыло пути
национально–культурного самоопределения народов России без ломки
административных границ и создания замкнутых анклавов. Созданы 5
федеральных (украинская, немецкая, корейская, татарская, белорусская)
автономий, свыше 40 региональных, около 300 местных автономий.
Представители разных этносов, благодаря новому закону, получили возможность
значительно ослабить фактор их территориальной разобщенности. Продуктивная
работа в этом направлении развернута в Саратовской, Оренбургской,
Новгородской, Пензенской, Тюменской областях, в Удмуртии, Кабардино-
Балкарии, Республике Коми, Ямало–Ненецком и Ханты–Мансийском округах.
Большое значение имела ратификация Государственной Думой рамочной
Конвенции о защите национальных меньшинств, дополнения и изменения,
внесенные в Закон “О языках народов Российской Федерации“. Миннацем России
разработан законопроект “О гарантиях государственной целостности и
механизме ответственности органов государственной власти и их должностных
лиц“. Запланированы и ведутся разработки законопроектов “Об этнологической
экспертизе“, “О порядке изменения конституционно–правового статуса субъекта
Российской Федерации“, “О порядке предупреждения и разрешения
межнациональных конфликтов в Российской Федерации“, “О борьбе с
национальным экстремизмом“. В республиках, округах, краях и областях в
развитии Концепции была начата разработка и реализация региональных
концепций национальной политики, учитывающих социально–экономические,
этнические и демографические особенности каждого субъекта федерации.
Разрабатывается проект Концепции государственной национальной политики в
отношении коренных малочисленных народов и малочисленных этнических
общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Министерство анализирует и обобщает накопленный опыт, оказывает
методическую помощь в подготовке и реализации их программ.
В соответствии с Концепцией государственной национальной политики была
создана Общероссийская общественная организация “Ассамблея народов России“,
призванная стать консолидирующим центром для согласования интересов всех
народов России, для организации постоянного диалога этнических групп с
органами государственной власти. Проведен первый съезд Ассамблеи народов
России. Ассамблея ориентирована на полномерное сотрудничество с органами
власти.
Вся история российского государства с начала его становления до наших
дней свидетельствует о том, что многонациональность России – это не
слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это не осталось
красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле
обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго
самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа. И в
первую очередь необходимо создать прочную правовую базу для демократической
модели развития наций и межнациональных отношений.
За годы своего существования Миннац сделало очень много на пути к
консолидации и интеграции населения. Например, законопроект “О гарантиях
прав коренных малочисленных народов России“ подготовлен Комитетом по делам
национальностей Государственной думы при участии Миннаца России. Проект был
принят Государственной Думой, Советом Федерации и подписан Президентом.
Однако, в дальнейшем президент Владимир Путин подписал указ, о
упразднении данного учреждения.
Хотя очевидно, что эти меры давно назрели из-за наглядной
бездеятельности и непрофессионализма бывшего Миннаца, указ президента
вызвал неоднозначную реакцию среди политиков России — и резко отрицательную
реакцию, прежде всего тех, которые так или иначе связаны с Северным
Кавказом. Это по-своему логично, если вспомнить о том, что в своих
многочисленных «концепциях» и проектах бывший Миннац лоббировал прежде
всего финансовые интересы этого региона, каждый раз «научно» обосновывая,
почему, например, чеченцы или ингуши должны иметь несомненные льготы при
поступлении в российские вузы в отличие от всех других жителей страны, а
сам регион, неизменно «сидящий» на дотациях, — постоянные и бесконтрольные
финансовые вливания за счет других областей России.
На сегодняшний день довольно сложно сказать что правительство
контролирует национальную ситуацию в стране. Однако, некоторые
представители исполнительного органа РФ, уверены, что в России нет
межнациональных конфликтов:
«Россия превратилась в одну из самых привлекательных стран в мире для
мигрантов», — заявил министр России Владимир Зорин 16.11.2003, курирующий
вопросы национальной политики. По его словам, за последние 13 лет около 6
млн. человек приехали в Россию на постоянное место жительства.
«Именно поэтому в настоящее время проблема толерантного (терпимого)
отношения в обществе в России остается в числе актуальных и злободневных»,
— говорится в заявлении министра по случаю Международного дня терпимости,
который отмечается 16 ноября.
«День терпимости — это еще и новый рубеж в активизации работы с
вынужденными мигрантами, превращении их в ресурс развития общества. В этой
сфере толерантные отношения особенно ощутимы и необходимы», — подчеркивает
министр.
По его мнению, «решению задачи по формированию терпимости в Российском
государстве способствует и свобода изучения народами родных языков». «Уже
сегодня в стране ведется преподавание на 80 языках народов России,
радиовещание — на 56, телевидение — на 69, что способствует истинному
взаимодействию культур и духовному сотрудничеству, делает общество более
терпимым», — считает Зорин.
По его словам, «в целом в России сегодня нет межнациональных и
межрелигиозных конфликтов, создана законодательная база по защите прав
человека, независимо от его национальной принадлежности».
Вместе с тем, министр, признал, что «на бытовом уровне еще нередки
факты ксенофобии, экстремизма, проявляются антикавказские, антисемитские,
антирусские настроения».
По словам Зорина, «на устранение негативных явлений в российском
обществе (ущемление прав человека, проявление национализма, факты
дискриминации и нетерпимости) направлена и федеральная целевая программа,
принятая правительством РФ, «Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма в российском обществе».
В ее реализации, отметил министр, занято более 80 субъектов РФ. «Это
содействует снижению межэтнической напряженности, социальной,
экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости, ликвидации
предпосылок для возникновения социальных конфликтов в обществе», — считает
Зорин.* Проблема миграции и беженцев.
Во время недавнего разговора с руководителем пограничной службы ФСБ
Владимиром Проничевым президент поинтересовался, как обустроена наша
граница. «Надо честно сказать, никак», — последовал ответ. «Больше десяти
лет ничего нет, да как же так!», — возмутился тогда президент.
Справедливости ради надо отметить, что Проничев возглавляет погранслужбу
всего несколько месяцев, поэтому возмущение главы государства было, скорее
всего, адресовано ее прежним командирам – генералам Николаеву и Тоцкому
(один из них сегодня занимается делами обороны в Госдуме, второй –
представляет Россию в НАТО). А начальник миграционной службы МВД Александр
Чекалин, выступая перед депутатами, признал, что на территории России
находится более 5-ти миллионов нелегальных мигрантов, в основном из стран
СНГ.
Необустроенность границ и нелегалы в России: не связаны ли эти два
явления? Вот что говорит об этом советник мэра Москвы Константин Затулин.
К.Затулин: Безусловно, связаны. В ФПС долгое время торжествовала
доктрина, согласно которой мы должны охранять выдвинутые вперед рубежи СНГ,
бывшую границу СССР. Военное присутствие в Таджикистане или Армении,
конечно, — дело нужное, но при этом оказалась совершенно открыта наша
собственная граница с бывшими братскими республиками.
Резкий спад экономики, вооруженные конфликты привели к тому, что
миллионы людей из этих государств, хлынули в Россию (из Азербайджана,
например, уехало более 20 % населения). А что с ними делать в России никто
не знает. Никакой серьезной миграционной политики в России не было, да, по
сути, до сих пор нет. У нас демографическая катастрофа, людские ресурсы
нужны стране. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а
главное – где они нужны. Ведь целые регионы сегодня просто опустошены. А
мигранты стремятся туда, где рынок труда и так переполнен, прежде всего в
Москву. В результате резко ухудшается криминогенная обстановка: количество
преступлений, совершенных иностранцами, за 10 лет выросло втрое. В столице
растет напряженность, отторжение, связанное с наплывом мигрантов.
Так где же выход?
Меры должны приниматься в первую очередь на федеральном уровне. Тем
более, что не только милиция, но миграционная служба и служба
трудоустройства теперь выведены из под прямого подчинения московских
властей (считаю, что это было непродуманное решение). Незаконных,
нежелательных мигрантов следует возвращать на родину. В отношении же тех,
кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники),
должна быть выстроена целостная миграционная политика. Переселенцев надо
ориентировать туда, где в них есть потребность, в том числе через
дифференциацию по регионам условий предоставления вида на жительство,
создание им возможностей для обустройства.* Проблема миграции в Москву.
Что касается собственно Москвы, то необходимо подтвердить правомерность
всех тех решений, которые в свое время принимались мэром и правительством
города, и которые вызывали жесткое неприятие со стороны некоторых
правозащитников. Имеется в виду наличие в Москве специальных норм
регистрации. У нас, конечно, в этом отношении очень либеральная
Конституция, но надо смотреть в лицо реальности: сегодня в столице каждый
десятый человек фактически находится на нелегальном положении.
Свою роль должна сыграть работа московского правительства с национальными
общинами. Москва – интернациональный город, и она не должна потерять это
свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться
пропорции сложившегося этнического баланса. Я полагаю, представители
национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким
подходом. Ведь мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что преступления
совершают одни «гости столицы», а страдают от возникающего протестного
настроения совершенно другие люди, зачастую коренные москвичи.** Причины международной миграции рабочей силы.
Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового
сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция
существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной,
туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватывает
разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные
границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные
рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой
миграции.
На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-
мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого
трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего
населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный
рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например,
товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в
другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную
трудовую миграцию.
Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического,
так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа
относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Причины экономического характера кроются в различном экономическом
уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с
низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно
возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях
заработной платы.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей
силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде
всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции
является вывоз капитала, функционирования международных корпораций.
Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с
капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо
перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует
существенному развитию международной трудовой миграции.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени,
служащие.
Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное
явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием.
Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции
сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей
силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток
высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку.
Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975
гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв
рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.
Если в первых двух случаях причины были главным образом политические,
переселенческие, то в последнем случае — чисто экономические.4. Религиозный состав.
В России из 145 млн. человек, население России состоит из 160
национальностей, следовательно, такое «пёстрое» население будет
исповедовать не одну религию. Так и есть, россияне исповедуют почти мировые
религии, но наиболее массовые это, конечно же, три мировые:
Христианство
Ислам
Буддизм
…около 30 млн. исповедуют ислам, что составляет 20%. Большая часть около 70
% россиян исповедует христианство, а если говорить более конкретно, –
православие.
Более 60 % жителей России считают себя верующими. Это показал опрос
независимого исследовательского центра РОМИР, результаты которого
предоставлены ИТАР-ТАСС.
Согласно опросу, 60,1 % россиян исповедуют ту или иную религию, а 26,9
% опрошенных людей считают себя неверующими. Убежденных атеистов среди
жителей России, согласно данным опроса, 4,4 %, а 8,6 % граждан затруднились
ответить на данный вопрос.
По мнению 55 % участников опроса, религия дает адекватные ответы по
проблемам морали и нравственности. Не согласны с таким утверждением 23 %
граждан, а 22 % россиян затруднились дать ответ на вопрос.
Менее всего россияне склонны искать в религии ответы на вопросы о
социальных проблемах, стоящих перед Россией. Только 17,7 % респондентов
полагают, что религия может предоставить такую возможность. Не считают
таким образом 53, 1 % опрошенных, а 29,2 % россиян затруднились с ответом.
Следует ли совершать религиозную службу при рождении? Да, считают 67 %
граждан, а 22,4 % опрошенных с ними не согласны. Затруднились с ответом
13,5 % россиян. 46,3 % опрошенных считают, что при заключении брака следует
совершать обряд венчания. Не важным является венчание для 40, 2 % граждан;
затруднились с ответом 13,5 % опрошенных. Отпевание считают важным 69,2 %
респондентов, а для 18,6 % граждан совершение этой службы не важно. 12,2 %
граждан затруднились ответить на данный вопрос.5. Религиозная проблематика.
Наличие большого количества религий в стране делает возможным
существование различных конфликтов на религиозной почве. Рассмотрим
некоторые из них:* Конфликты на религиозной почве.
Не так давно в Интернете была опубликована статья, свидетельствующая о
конфликте на религиозной почве в городе Ульяновске. Дело в том, что Церковь
евангельских христиан «Свет Евангелия» решила просветить ульяновцев в
религиозном плане и с этой целью организовала в городе праздник, церковь
обратилась в мэрию, и разрешение было получено, однако решение городских
властей вызвало гневную реакцию со стороны Православной церкви. Архиепископ
Прокл назвал представителей «Света Евангелия» «обыкновенными сектантами и
баптистами-раскольниками».
Чем вызван гнев официальной церкви не понятно. Тем не менее, можно
констатировать: ранее к проповедникам здесь относились терпимей.
Также в стране присутствуют и некоторые «вероисповедательные» общества,
борющиеся за звание религии.
Приверженцы мировых религий не всегда благосклонны к таким
«малочисленным» или «новым» верованиям, называя их сектами, а верующих
сектантами.
Одним из таких верований является (думаю, можно сказать) скандально
известное «Общество сознания Кришны».** Кришнаитский храм (позиция мера<=>позиция депутатов).
Ветхое здание на Хорошевском шоссе, в котором сейчас размещается Центр
Общества сознания Кришны, было предоставлено этой организации в 1990 г. как
временное и земельный участок под строительство не выделялся 13 лет.
Но, как сообщил 22 января сайт «Седмица.ru» (со ссылкой на РИА
«Новости»), мэр Москвы Ю. Лужков подписал распоряжение о предоставлении в
безвозмездное пользование Московскому обществу сознания Кришны земельного
участка площадью около 1 га в районе Ленинградского проспекта для
строительства культового сооружения.
Союз православных граждан обратился к мэру Москвы с заявлением, в
котором призывает не допустить строительства кришнаитского храма с столице.
В заявлении утверждается, что «многие известные эксперты считают кришнаитов
тоталитарной сектой».
В интервью газете «Большой город» ситуацию прокомментировал официальный
представитель Общества Сознания Кришны: «Вопреки слухам мы не планируем
возводить ведический центр на месте ходынской трагедии. Он будет расположен
ближе к спорткомплексу ЦСКА. Что касается Союза православных граждан, то он
отражает мнение отнюдь не всех верующих. Насколько нам известно, — а мы
встречались с митрополитом — православные ничего не имеют против
строительства, тем более что речь идет не о храме, а о культурном центре. К
примеру, в Лондоне подобных центров насчитывается аж тридцать восемь».
В той же газете приводится и мнение по этому вопросу дьякона Андрея
Кураева: «Этот центр — естественная плата за статус Москвы как одной из
мировых столиц. Но Москва не Лондон. Наплыв индусов в Англию — расплата за
века британской экспансии, Россия же перед Индией ни в чем не согрешила и
потому не должна становиться заложником какой-то ответной миссии».
Против строительства кришнаитского храма выступило межфракционное
объединение «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в
России», заявив, что «представители «Международного общества сознания
Кришны» не принадлежат ни к одной из традиционных российских религий, более
того — давно признаны как деструктивная секта». Депутаты призвали москвичей
«возвысить свой голос и не допустить строительства кришнаитского
сектантского капища в столице», используя для этого «все возможные
средства, разрешенные законом».
Против строительства кришнаитского храма высказался Межрелигиозный
Совет России, объединяющий представителей «традиционных» религий.
Представитель МСР заметил, что в Москве имеется большая община сикхов —
последователей традиционной индуистской религии, и лучше было бы
предоставить им место для строительства.
По мнению диакона Андрея Кураева, «было бы странно открывать в Москве
индуистский религиозный центр, не дождавшись и не добившись улучшения
положения христиан в самой Индии».
В основном все противники возведения центра выражают своё недовольство
из-за «излишне больших» размеров сооружения и недостаточно развитой системы
доминирующих христианских храмов. А так же не нравится «место русской
скорби» — Ходынское поле.
Но, всё же первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин накануне
заявил в прямом эфире «Эха Москвы», что в столице «должны быть представлены
храмы всех религиозных конфессий», потому что Москва — город
многонациональный и многоконфессиональный.
11 ноября с заявлением по поводу сложившейся ситуации выступил Центр
обществ сознания Кришны. В заявлении, в частности, говорится: «Публично
называть храм чужой религии «сектантским капищем», как это сделано в
заявлении группы депутатов, — значит грубо оскорблять религиозные чувства
многих тысяч верующих и нарушать их конституционные права. То же самое
относится к употребленному в их заявлении термину «деструктивная секта».
Нам хотелось бы узнать, какая религиоведческая экспертиза вынесла этот
приговор и на основании чего. В соответствии с законом, мы точно такая же
религия, как и все остальные, действующие на территории России. Странно
слышать такие слова из уст законотворцев».
26 февраля на пресс-конференции в офисе «Интерфакса» заместитель мэра
Москвы Михаил Мень заявил, что запретить строительство культового здания
для кришнаитов, чей старый храм на Хорошевском шоссе подлежит сносу,
правительство Москвы не может: «Мы работаем строго в тех законодательных и
нормативно-правовых рамках, которые существуют, и если министерство юстиции
констатирует факт регистрации той или иной религиозной организации, значит,
мы обязаны работать с нею». Но потом добавил: «С другой стороны, мы обязаны
реагировать и на заявления общественности».
Москва. 21 марта. ИНТЕРФАКС-МОСКВА — Более тысячи человек пришли в
воскресенье днем в сквер Пушкинской площади, чтобы выступить против планов
столичного правительства построить кришнаитский храм на Ходынском поле.
Будет ли такая же толпа мешать работе «Донстроя»? И, появится ли
сооружение на ходынке, будет известно в скором будущем.** ИУДЕИ БЕГУТ ИЗ РОССИИ.
И ещё один, на мой взгляд, очень странный случая касательно религиозных
конфликтов.
7 нелегальных иммигрантов из России, проникших в США через мексиканскую
границу, добиваются политубежища. Четверо из них взрослые и трое дети.
«В настоящее время они находятся здесь в ожидании рассмотрения запроса
о политическом убежище», — сообщил официальный представитель Пограничной
патрульной службы США Дуглас Моужер.
После задержания в минувшую пятницу в штате Нью-Мексико они заявили, что
подвергались на родине преследованиям на религиозной почве. По
предварительным сведениям, задержанные исповедуют иудаизм. Сейчас они
временно выпущены на свободу. «Состояние здоровья у всех семерых хорошее, —
отметил Д. Моужер. — Травм, ранений нет».
Этот небольшой, подозрительный инцидент может отрицательно сказаться на
международном престиже России.… Однако существуют и более серьёзные причины
для беспокойства. Это ранее упомянутый чеченский конфликт. Существуют
мнения, что чеченский сепаратизм ни что иное как джихад (война за веру).* Ситуация в Чечне. Джихад или обыкновенный терроризм?
Что такое джихад?
Возникшее в средние века учение о джихаде (одним из проявлений которого
является война за веру) рассматривает участие в войне как религиозную
обязанность (фард) мусульманина, а смерть «ради Аллаха» — как наилучший,
прямой путь в рай.
Главные объекты «джихада» — Израиль и США. Израиль «захватил мусульманскую
Палестину»; он контролирует территорию аль-Харам аш-Шариф (Храмовую гору) в
Иерусалиме, где находится мечеть Аль-Акса — третья по значению святыня
ислама после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Многие мусульмане
уверены, что «иудеи» мечтают разрушить эту мечеть, чтобы восстановить на ее
месте Иерусалимский храм.
Как Усама Бен Ладен, так и лидеры других экстремистских организации
этого типа («Хизбаллах», ХАМАС и «Исламский джихад») успешно используют для
совершения терактов камикадзе. Эта практика основана на культе
«мученической смерти ради Аллаха», вытекающем из доктрины джихада.
Непрекращающаяся контр-террористическая операция в Чечне, пока
безуспешная борьба антитеррористической коалиции против Аль-Кайды
показывают, что искоренить терроризм с корнем в мире двойных стандартов
вряд ли удастся. В ситуации, когда западные демократии одной рукой
поддерживают, спонсируют террористические организации по всему миру, а
другой пытаются сделать вид, что искореняют его, приходишь к одному выводу.
У террористического интернационала не одна и не две головы с личинами Усамы
бен Ладена или Салмана Радуева. Этих голов великое множество и прячутся они
не в горных массивах Тора-Бора и не в Багдаде.
Западный мир (включая и бывший СССР и Россию) долго и упорно будит
дремлющего джинна исламского радикализма. Будит уже в течение двадцати с
лишним лет в Афганистане, в Чечне, будит в Ираке. Как откровенно признался
в свое время Джохар Дудаев о приобретении чеченским сопротивлением
религиозной окраски: «Россия нас вынудила обратиться к исламу».
Любая многонациональная страна в той или иной степени сталкивается с
проблемой сепаратизма и конфликтными взаимоотношениями между центром и
национальными республиками, но нигде не было случая подобного такому, когда
в 1995 году на сходе полевых командиров в селе Ведено Джохар Дудаев
назначил Кадырова верховным муфтием Чеченской Республики. В качестве нового
духовного лидера Ичкерии Кадыров объявил джихад России. Российская властная
элита давно ищет пути выхода из чеченского кризиса.Исламский ученый Юсуф Кардави издал фетву (исламское постановление в
соответствие с Шариатом, основанное на консенсусе ведущих исламских ученных
мира), в которой призывает чеченских боевиков продолжить военные действия
против российских войск и обещает им за это рай.«Поддерживать угнетенных мусульман во всех уголках мира, это долг каждого
верующего. Нет сомнения в том, что чеченцы ведут справедливую борьбу в
защиту своей страны, своей религии и своего достоинства, и, следовательно,
совершают перед Аллахом самый лучший вид из всех проявлений джихада».«Поразительную борьбу, которую ведут наши братья в Чечне можно
рассматривать как один из лучших видов джихада на пути Аллаха. Они борются
в защиту своей страны, чести и религии, против тиранической репрессивной
силы, которая не боится Аллаха, и не имеет жалости ни к одному из живых
существ».Заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных
объединений и религиозных организаций Александр Чуев полагает, что эта
фетва «может быть базой для разжигания межнациональной розни, для того,
чтобы оправдать теракты, которые сегодня происходят на территории Чечни».
Об этом Чуев заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы»«Ислам сегодня стоит на пути размежевания, либо он пойдет по пути
миролюбивой, нормальной цивилизованной религии, которая будет воспринята
частью человечества, которая исповедует ислам, и найдет свое место в
истории, либо он будет разделен на религию и то, что называется политикой
или экстремистской идеологией», — заключил Чуев.У мусульман есть разные направления, есть люди, которые считают Юсуфа
Кардави непререкаемым авторитетом, есть другие мусульмане, которые считают
иначе, какая-то часть мусульман, конечно же, эту фетву воспримет серьезно.
Правительству остаётся только надеяться, на то что к словам Юсуфа Кардави
прислушаются только террористы, иначе не избежать Джихада настоящего.Список использованной литературы (инфоресурсы):
1. Большая Советская Энциклопедия, т.37. М.: 1956
2. Большая Советская Энциклопедия, т.22. М.: 1978
3. «БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ СЕГОДНЯ СЧИТАЮТ СЕБЯ ВЕРУЮЩИМИ» ИТАР-
ТАСС / Православие 2000 / МОСКВА, / 09.02.2004 /
4. http://www.gks.ru
5. Виктор Заславский «РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ ГЛАЗАМИ ЗАПАДА» (2001год)
http://nlo.magazine.ru/politican/37.html
ПРАВДА.Ру Ульяновск 2001.06.19/18:28
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ: КОНФЛИКТ НА РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ В УЛЬЯНОВСКЕСедмица.ru Русский взгляд // 3 канал. 2003. 21 декабря.
http://www.polemics.ru/articles/?articleID=1155
ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС… — Politruk // 03.08.03 14:17:21
Http://www.politruk.ru/cgi-bin/texts/show.cgi?id=1059747144&type=true
————————
1 Систематизация произведена на основе Алфавитного перечня национальностей
и этнических наименований, разработанного Институтом этнологии и
антропологии РАН.[1] Национальности перечислены в порядке убывания численности населения по
2002 г.