Самой
большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась
несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив
зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на
жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует
“она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал,
который звучал теперь только в стихах — воспоминаниях о ней.
Стихотворение
“На заре ты ее не буди…” овеяно чистой, искренней, нежной любовью к
возлюбленной.
На
заре ты ее не буди,
На
заре она сладко так спит;
Утро
дышит у ней на груди,
Ярко
пышет на ямках ланит.
В
этом четверостишии наравне с “ней” действует природа. Поэт употребил анафору
“на заре” с целью показать, как неразрывны для него любовь и природа. Утро у
Фета оживлено, оно дышит на груди, то есть у сердца девушки. В женщине Фета больше
всего привлекали волосы:
И,
чернеясь, бегут на плеча
Косы
лентой с обеих сторон.
Любопытно
здесь то, что поэт пишет не о черных косах, а о том, что они, чернеясь, бегут.
Эта лирическая дерзость изобретена Фетом, чтобы показать их переливчатость, пластичность,
мягкость. Следя за развитием сюжета, мы обнаруживаем луну. Луна, как известно,
— символ разлуки, и она часто присутствует в стихотворениях о “ней”.
И
чем ярче играла луна,
И
чем громче свистел соловей,
Все
бледней становилась она,
Сердце
билось больней и больней.
Это
четверостишие навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, тем ей
становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила все дальше и дальше.
Стихотворение
“Нет, я не изменил. До старости глубокой…” не описывает и не показывает того,
к кому оно обращено. Но из строк стихотворения мы понимаем, что оно посвящено
Марии Лазич. Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб
твоей любви.
Мы
видим, что до конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью.
В
другом стихотворении — “Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…” — поэт тоже
скорбит о потере возлюбленной. И опять здесь присутствует луна. Но это
стихотворение связывает помимо природы еще и музыку, неотъемлемый компонент в
жизни и творчестве поэта.
Ты
пела до зари, в слезах изнемогая…
Потрясающая,
должно быть, была песня, раз она плакала, исполняя ее.
И
вот опять звучит мотив времени. Годы прошли, а Фет по-прежнему любит только ее
одну, единственную и неповторимую:
И
много лет прошло, томительных и скучных,
И
вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И
веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что
ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Фета
всегда тянуло к прекрасному, гармоническому, чего не хватало в его реальной
жизни. Поэтому его творчество часто уходит в далекие античные времена в поисках
этой гармонии и красоты. Стихотворение “Вакханки” описывает девушку страстную,
живую, красивую. Древнегреческий праздник, на котором люди наряжались и вели
себя, как дикие, привлекал Фета своей природной простотой, естественностью,
утраченной ‘современным миром.
Закинув
голову, с улыбкой опьяненья,
Прохладного
она искала дуновенья,
Как
будто волосы уж начинали жечь
Горячим
золотом ей розы пышных плеч.
Здесь
мы встречаем множество метафор. Например, “розы пышных плеч”. Необычное
сопоставление плеч с розами дает нам понять, что тело этой вакханки является
частью природы, шикарными, прекрасными розами.
Здесь
же мы встречаем излюбленный мотив женской лирики Фета — волосы. Они обжигают
молодую девушку, и она хочет освежиться. Огонь, который является основным
мотивом фетовской лирики, проник даже в такую неогненную вещь, как волосы.
Интерес
к античной теме не покидает Фета и далее. Он создает прекрасное стихотворение
“Диана”.
Это
стихотворение навеяно надеждой на оживление мира-, мерного идеала. Поэт так
желает воскресения богини, что ему уже кажется:
Качнулся
на воде богини ясный лик.
Поэт
ждет, что вот сейчас она “пойдет с колчаном и стрелами”. Но ничего не
происходит. Все по-прежнему спокойно и недвижимо.
Но
мрамор недвижимый
Белел
передо мной красой непостижимой.
Идеал
Фета не ожил, и он остался в своем мрачном мире, продолжая мечтать о прекрасном
и непостижимом.
Интересно
стихотворение Фета “Свеж и душист твой роскошный венок”. Оно несет в себе
радость, хотя это и не свойственно лирике поэта о “ней”.
Свеж
и душист твой роскошный венок,
Всех
в нем цветов благовония слышны,
Кудри
твои так обильны и пышны,
Свеж
и душист твой роскошный венок.