Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек

Дата: 21.05.2016

		

Курсовая
работа

ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: «Оценка стоимости предприятия»

На тему: «Оценка
стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек»

Чита 2008

Содержание

Введение

1. Общеэкономический анализ и краткая характеристика отрасли

2. Анализ финансового состояния

3. Доходный подход

4. Сравнительный подход

Заключение

Список источников

Введение

В настоящее время
возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и
сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав — акционирование,
привлечение новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании
имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования.

Определение рыночной
стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на
конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных
возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятия служит основанием
для выработки ее стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет,
какой их них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и
более высокую рыночную цену.

Результаты оценки:

Подход Стоимость, рублей
Доходный подход 5313900
Сравнительный подход 12264800
Итоговая стоимость 6704080

1. Общеэкономический
анализ и краткая характеристика отрасли

Оценка рынка
конкурентоспособности предприятия осуществляется посредством изучения
многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка. В основу
методологического подхода для исследования рынка был заложен принцип комплексности,
предполагающий выявление системы взаимосвязей между различными факторами. С
этой целью в бизнес-плане выделены 3 блока проблем, позволяющих
охарактеризовать рынок мясопродукции Читинской области:

1. Анализ спроса на
мясопродукцию на исследуемом рынке.

По данным таблицы 1 можно
заметить, что в последние годы возрастают потребительские расходы населения на
покупку продуктов питания, и в частности на покупку мяса и мясопродуктов.

Таблица 1 — Потребительские
расходы домашних хозяйств (в среднем на члена домашнего хозяйства)

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Потребительские расходы на покупку продуктов питания, руб. 2303 2594 4186 5174 6963 9384 11680
В т.ч. мяса и мясопродуктов, руб. 532 563 828 1094 1671 2461 3168
В % от потребительских расходов. 23 22 20 21 24 26 27

Мы наблюдаем, что в 2005
году доля расходов на мясо и мясные изделия составляет 27%, но этот рост связан
в большей степени с инфляцией и ростом цен. Как можно заметить, проанализировав
таблицу 2 возрастание потребительских цен на мясопродукты и мясные изделия значительно.
При этом наибольшие индексы цен из данного перечня мясопродуктов имеют сосиски
и сардельки во всех анализируемых периодах.

Таблица 2-Индексы
потребительских цен

2000 2001 2002 2003 2004 2005
Мясопродукты 120,3 133,0 109,6 102,3 106,4 113,3
Колбаса с/к 104,1 139,1 102,3 93,6 111,6 104,7
Колбаса вареная 1с 108,2 129,0 105,8 101,2 106,6 108,4
Колбаса вареная в/с 111,8 120,8 103,2 102,1 107,3 105,7
Колбаса п/к 117,0 135,0 111,6 103,6 107,1 109,2
Сосиски, сардельки 113,4 127,4 108,5 103,0 113,2 113,7

2. Определение и
прогнозирование емкости рынка.

Емкость рынка — максимально
возможный спрос, который для продуктов питания может определяться исходя из
рациональных норм потребления по РФ или региональных норм потребления.

Рациональная норма
потребления колбасных и мясных изделий для потребителей Читинской области
составляет 90 кг на человека в год. Исходя из указанной нормы, емкость рынка
составляет 160,740 тыс. тонн.

Рациональная норма
потребления по Российской Федерации составляет 78 кг на человека в год. Следовательно, емкость рынка составляет 92,508 тыс. тонн.

По оценке специалистов
среднедушевое потребление колбасных изделий в год составляет около 40% от
среднего потребления мяса и мясопродукции.

Определение емкости рынка
колбасных изделий в 2003-2005 годах. представлено в таблице 3:

Таблица 3-Емкость рынка
колбасных изделий в 2003-2005 гг.

Среднедушевое потребление колбасных изделий, кг Численность населения, тыс. человек Потребление колбасных изделий населением в год, т Производство колбасных изделий местными предприятиями, т Ввоз колбасных изделий из других регионов и импорт, т
2003 год
17 1227,0 20859 4250 16609
2004 год
17 1145,1 19467 6004 13463
2005 год
17 1186,0 20162 7015 13147

Таким образом, для нашего
предприятия существуют «ниша» рынка и объективные предпосылки для
увеличения объема выпуска мясной, в том числе колбасной продукции и в частности
сарделек.

3. исследование условий
конкурентов.

Основными конкурентами
ООО «» являются мясокомбинаты городов Новосибирска, Омска, Иркутска,
Ангарска. Эти предприятия выпускают колбасы в вакуумной упаковке, их отличает
высокая цена и высокое качество. Из местных производителей на рынке
мясопродукции основными конкурентами являются: ЗАО «Забайкалагробизнес»,
небольшой объем выпускают ООО «Кенон», Краснокаменское «ППГХО».

Цены, сложившиеся в 2005
году представлены в таблице №4.

Таблица 4- Цены на
колбасные изделия (оптовые), 2005 год

Наименование Новосибирск Иркутск, Ангарск ООО «МПК» «Забайкалагробизнес»
Колбасы вареные:
Докторская 89,52 96,19 97,24
Молочная 78,93 91,96 91,96
Русская 91,16 91,96 91,96
Столовая 64,97 84,03 85,62
Чайная 76,10 77,16
Отдельная 81,92 83,50
Молодежная 72,93 68,60 75,05
Колбаса п/к
Краковская 137,13 122,30 122,64
Украинская 112,48 113,57
Одесская 111,38 112,48
Сардельки
Сардельки 1 с 88,70 86,97
Сардельки Павловские 83,00 180,73
Сосиски
Сосиски Любительские 103,50 102,33
Сосиски Молочные 104,3 101,45

Самые низкие цены на
колбасы имеет продукция из Иркутска, Ангарска; самые высокие из Новосибирска
(на продукцию аналогичную по сравнению). Иркутская продукция пользовалась
спросом несколько лет назад, ее качество было очень высоко по сравнению с
аналогичной местного производства. Из привозной продукции пользуются спросом
колбасы сырокопченые и сервелаты (Москва, Новосибирск).

Цены на колбасные изделия
«» на колбасы 1 сорта, полукопченые ниже, чем у «Забайкалагробизнеса»;
на сардельки, сосиски выше; в целом на отдельные виды продукции расхождения
незначительны, на 1-2 рубля.

Учитывая, что на
региональном рынке мясопродукции мы имеем, с одной стороны, небольшой удельный
вес местных производителей в общем объеме предложения, а с другой —
предпочтение потребителей именно этой продукции, можно констатировать
отсутствие острой конкуренции при превышении спроса над предложением.

Таблица 5-Ассортимент
продукции

Наименование Кол-во видов Кол-во видов (за 6 месяцев), тонн Кол-во (среднемесячное), тонн Удельный вес в объеме продаж
1 Колбасы вареные в/с 6 283,5 45,4 14,07
2 Колбасы вареные 1,2 с 16 463,6 77,3 23,10
3 Колбасы п/к 34 294,5 49,1 14,67
4 Колбасы в/к 6 3,85 0,63 0,19
5 Сардельки, сосиски 10 287,2 47,9 14,31
6 Ветчины 7 90,9 15,1 4,53
7 Деликатесы 33 246,4 41,07 9,47
8 Мясные полуфабрикаты 18 190 31,6 9,47
9 Рыба 27 58,9 9,9 2,94
10 Ливерные колбасы, паштеты 8 69,9 11,6 3,48
11 Пиво 2 25,6 4,3 0,19

В штате ООО «»
состоит 412 человек, которые являются специалистами в области мясопереработки.
На предприятии ведется профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются
планы и программы подготовки персонала. Ведущие Технологи посещают семинары,
проводимые в Иркутске, Новосибирске, Австрии. Руководство компании проводит
стажировку у ведущих производителей Германии, США.

ООО «» работает
на давальческом сырье. С 1997 года ИП Самойлов является давальцем сырья и
собственником производимой продукции; согласно договора подряда предприниматель
осуществляет закуп сырья и реализацию готовой продукции, а также несет затраты
по содержанию, текущему ремонту, производит реконструкцию, перепланировку и
переоборудование производственных комплексов.

ИП Самойлов реализует
готовую продукцию: 50% через свою розничную сеть, 19% через дилеров, 31% через
сторонних покупателей.

Для доставки продукции
имеются автомобили(холодильники-рефрижераторы), которые позволяют осуществлять
перевозку скоропортящейся продукции.

Технология производства
предусматривает использование специальных рецептур, зарекомендовавших себя на
рынке колбасной и деликатесной продукции города Читы, а также разработку и
внедрение новых технологий.

В качестве рынка сбыта
продукции ООО «» выступают оптовые и розничные торгующие организации
города Читы и Читинской области, собственная фирменная сеть. Оптовая продажа
занимает 50% от общего объема реализации мясопродуктов, также охват рынка
осуществляется путем прямых контактов с потенциальными покупателями в городе
Чите.

Как показывает практика
работы ООО «», спрос на продукцию постоянный, дневная реализация
равна дневной выработке, нет остатков готовой продукции на складах и в
розничных отделах торговой сети. Продукция сторонним покупателям отпускается по
предварительной заявке. Через собственную розничную сеть реализуется 42% продукции,
с февраля 2003 года предприятие начало реализовывать свою продукцию через
дилерскую сеть; через дилеров продается до 20% от всей произведенной продукции,
сторонним покупателям отпускается до 38%.

Таким образом, основная
стратегия маркетинга ООО «МПК» — «высокое качество — большой
ассортимент — конкурентные цены».

2. Анализ финансового
состояния

Анализ баланса

На основе данных баланса
проводится анализ по следующим направлениям:

1) Анализ ликвидности
баланса.

Таблица №6-активы
предприятия и их расчет

Показатель

Расчет показателя на основе

строк баланса

Значение показателя
2003 2004 2005
А1 Стр.250+стр.260 2842 50000 55000
А2 Стр.240 3359336 3925000 4318000
А3 Стр.210+стр.220+стр.230++стр.270 20056 16424000 18067000
А4 Стр.190 54752 55000 60500

Таблица №7-пассивы
предприятия и их расчет

Показатель

Расчет показателя на основе

строк баланса

Значение показателя
2003 2004 2005
П1 Стр.620 3355052 2205000 1984000
П2 Стр.590+стр.630+стр.660 18000000
П3 Стр.590+стр.640+стр.650
П4 Стр.490 81934 249000 273900

Баланс признается
абсолютно ликвидным, если выполняются соотношения:

Таблица №8-Соотношения
показателей

2003 2004 2005
А1≥П1 2842<1984000 50000< 22050000 55000<2426000
А2≥П2 3359336≥- 3925000 <18000000 4318000≥-
А3≥П3 20056≥- 16424000≥- 18067000≥-
А4≥П4 54752<81934 55000<249000 60500<273900

Определим следующие
показатели:

-текущая ликвидность(1)-показатель,
характеризующий платежеспособность (+) или неплатежеспособность (-) организации
в ближайшее время.

ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2) (1)

ТЛ03=(2842+3359336) — 3355052=7126

ТЛ04=(50000+3925000)-(2205000+18000000)= — 16230000

Тл05=(55000+4318000) — 1984000=2389000

-перспективная
ликвидность(2)-показатель, характеризующий прогнозную платежеспособность.

ПЛ=А3-П3 (2)

ПЛ03=20056

ПЛ04=16424000

ПЛ05=18067000

Вывод: В нашем случае не
все соотношения, заключающиеся в сравнении средств по активу, сгруппированных
по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по
срокам их погашения, соблюдаются. Баланс нельзя назвать ликвидным.

Резкое ухудшение
показателей ликвидности в 2004 году можно объяснить тем, что в этом году был
взят кредит на сумму 18000000 рублей сроком на 1 год. В целом показатели
платежеспособности имеют положительное значение, как на ближайшее время, так и
на прогноз, что говорит о хороших тенденциях развития предприятия

2)Анализ
платежеспособности предприятия.

Анализ ликвидности,
проведенный выше, является приближенным. Более детальным является анализ
платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов. Показатели платежеспособности
рассчитаны в таблице 9:

Таблица 9-Расчет
показателей платежеспособности.

Наименование показателя Способ расчета Нормальное ограничение Значения
Общий показатель платежеспособности Л1=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+П3) Л1>1 0,5 1,19 3,84
Коэффициент абсолютной ликвидности Л2=стр(250+260)/(610+620+630+660) Л2≥0,1-0,7 0,0008 0,0225 0,028
Коэффициент критической точки

Л3=стр(250+260+210)

/(610+620+630+660)

Не менее 0,1 1,002 1,803 9,114
Коэффициент текущей ликвидности Л4=стр290/(610+620+630+660) Не менее 2,0 1,008 9,25 11,29
Коэффициент маневренности
функционального капитала

Л5=стр(210+220+230)/

(290-610-620-630-660)

Снижение является положительным
фактом
0,738 0,103 0,808
Доля оборотных средств в активах Л6=стр290/стр300 Л6 ≥0,5 1,008 0,997 0,995
Коэффициент обеспеченности
собственными средствами
Л7=стр(490-190)/290 Л7 ≥0,1 0,008 0,010 0,010
Коэффициент обеспеченности
обязательств активами

Л8=стр(190+290)/

(590+610+620+630+660)

Увеличение показателя является
положительным фактом
1,024 1,012 11,31

По данной таблице можно
сделать вывод, что значения показателей близки к нормативным. Общий показатель
платежеспособности возрастает. Коэффициент текущей ликвидности также возрастает
и значительно превышает нормативный показатель. Низкое значение коэффициента
обеспеченности собственными средствами объясняется их отсутствием у
предприятия. Они арендуются по договорам аренды.

Анализ «Отчета о
прибыли и убытках»

На основе «Отчета о
прибыли и убытках» проводится анализ показателей рентабельности. Анализ
рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на
вложенный в него капитал.

Анализ показателей рентабельности
представлен таблице 10

Таблица №10-Расчет
показателей рентабельности

Наименование показателей Способ расчета Значения показателей
2003 2004 2005
Рентабельность объема продаж, % Р1=(стр050ф2)*100/стр010ф2 0,93 2,1 2,98

Бухгалтерская рентабельность

от обычной деятельности, %

Р2=стр140ф2*100/стр010ф2 0,92 1,41 2,31
Чистая рентабельность, % Р3=стр190ф2*100/стр010ф2 0,70 1,08 1,76
Экономическая рентабельность, % Р4=стр190ф2*100/Стр300ф1 6,81 7,88 2,18

Рентабельность собственного

капитала, %

Р5=стр190ф2*100/стр490ф1 1,92 3,30 1,79
Валовая рентабельность, % Р6=стр029я2*100/стр010ф2 0,93 2,10 2,98

Рентабельность

реализованной продукции

(затратоотдача), %

Р7=стр050ф2*100 стр(020+030+040)

ф2

0,94 2,14 3,07

По данной таблице можно
сделать выводы, что практически все коэффициенты рентабельности возрастают, в
том числе рентабельность объема продаж, бухгалтерская рентабельность от обычной
деятельности, чистая рентабельность, валовая рентабельность, рентабельность
реализованной продукции. Рентабельность реализованной продукции в 2005году
составляет 3,07%.Снижение экономической рентабельности, характеризующей
эффективность использования всего имущества, можно объяснить отсутствием
собственного имущества у предприятия.

Общий вывод по
финансовому состоянию:

Проанализировав
рассчитанные финансовые показатели можно сказать, что значение большинства из
них возрастает. Недостатком предприятия является отсутствие у него на балансе
основных средств и нематериальных активов, вследствие чего многие финансовые
коэффициенты значительно ниже нормативных. Но в общем можно сказать, что
предприятие работает эффективно и его финансовое положение стабильно.

3. Доходный подход

Определение длительности
прогнозного периода.

В качестве базисного мы
выбираем 2005 год, в качестве прогнозного период с 2006 по 2008 годы и 2009 год
мы берем как послепрогнозный.

Ретроспективный анализ и
прогноз валовой выручки от реализации.

Таблица 11-Анализ валовой
выручки от реализации

Показатели Единицы измерения Период
2003 2004 2005

Сардельки 1с

Объем в натур.выражении Кг 97100 103560 110434
Темп роста 106,65 106,64
Цена Руб 68,90 78,00 88,70
Темп роста 113,2 113,7
Выручка от реализации Тыс.руб 6690,19 8077,68 9795,50
Темп роста 120,74 121,27

Сардельки Павловские

Объем в натур.выражении Кг 89100 96350 103200
Темп роста 108,14 107,11
Цена Руб 65,00 73,00 83
Темп роста 112,31 113,70
Выручка от реализации Тыс.руб 5791,60 7033,55 8565,6
Темп роста 121,44 121,78

Сардельки в/с

Объем натур.выражении Кг 65400 72100 81600
Темп роста 110,24 113,18
Цена Руб 64,00 77,40 88,00
Темп роста 120,94 113,70
Выручка от реализации Тыс.руб 4185,6 5580,54 7180,80
Темп роста 133,3 128,68

Итого выручка:

Тыс.руб 16667,39 20691,77 25541,9

Темп роста:

124,15 123,44

Как можно заметить по
данным таблицы 11, у предприятия высокие темпы роста выручки по всем видам
сарделек. Этот рост связан как с ростом цен, так и с увеличением объема
производства.

Прогноз валовой выручки
представлен в таблице 12:

Таблица 12- Прогноз
валовой выручки от реализации

Показатели Ед. изм 2005 Прогнозный период 2009
2006 2007 2008

Сардельки 1с

оптимистический

Объем
производства
кг 110434 138042,5 172553 215691,4 226476
Цена Руб 88,70 88,70 88,70 88,70 88,70
Выручка Т.руб 9795,5 12244,4 15305,5 19131,8 20088,4
Темп роста 121,27 125 125 125 105

пессимистический

Объем
производства
кг 110434 121477,4 133625,1 146987,7 154337
Цена Руб 88,70 88,70 88,70 88,70 88,70
Выручка Т.руб 9795,5 10775,1 11852,6 13037,81 13689,7
Темп роста 125 125 125 105

Наиболее вероятный

Объем
производства
кг 110434 126999,1 146049 167956,3 176354,1
Цена Руб 88,70 88,70 88,70 88,70 88,70
Выручка Т.руб 9795,5 11264,8 12954,5 14897,7 15642,6
Темп роста 125 125 125 105

Средне- взвешенный

Объем
производства
кг 110434 127919,4 148395,7 172417,3 181038,2
Цена Руб 88,70 88,70 88,70 88,70 88,70
Выручка Т.руб 9795,5 11346,4 13162,7 15293,4 16058,1
Темп роста 115,83 116,01 116,19 105

Сардельки Павловские

Оптимистический

Объем
производства
кг 103200 129000 161250 201562,6 211640,6
Цена Руб 83 83 83 83 83
Выручка Т.руб 8565,6 10707,0 13383,8 16729,7 17566,2
Темп роста 125 125 125 105

Пессимистический

Объем
производства
кг 103200 113520 124872 137359,2 144227,2
Цена Руб 83 83 83 83 83
Выручка Т.руб 8565,6 9422,2 10364,4 11400,8 11970,9
Темп роста 110 110 110 105

Наиболее вероятный

Объем
производства
кг 103200 118680 136482 156964,3 164802
Цена Руб 83 83 83 83 83
Выручка Т.руб 8565,6 9850,4 11328,0 13027,2 13678,6
Темп роста 115 115 115 105

Средневзвешенный

Объем
производства
кг 103200 119540 138675 161123,2 169179,3
Цена Руб 83 83 83 83 83
Выручка Т.руб 8565,6 9921,8 11510,0 13373,2 14041,9
Темп роста 115,83 116,01 116,19 105

Сардельки в/с

Оптимистический

Объем
производства
кг 81600 102000 127500 159375 167343,8
Цена Руб 88 88 88 88 88
Выручка Т.руб 7180,8 8976,0 11220,0 14025 14726,3
Темп роста 125 125 125 105

Пессимистический

Объем
производства
кг 81600 89760 98736 108609,6 114040,1
Цена Руб 88 88 88 88 88
Выручка Т.руб 7180,8 7898,9 8688,8 9557,6 10035,6
Темп роста 110 110 110 105

Наиболее вероятный

Объем
производства
кг 81600 93840 107916 124103,4 130308,6
Цена Руб 88 88 88 88 88
Выручка Т.руб 7180,8 8257,9 9496,6 10921,1 11467,2
Темп роста 115 115 115 105

Средне Взвешенный

Объем
производства
кг 81600 94520 109650 127399,7 133769,7
Цена Руб 88 88 88 88 88
Выручка Т.руб 7180,8 8317,8 9649,2 11211,2 11771,7
Темп роста 115,83 116,01 116,19 105

ИТОГО ВЫРУЧКА:

Оптимистический

Т.руб 25541,9 31927,4 39909,3 49886,5 52380,9

Пессимистический

Труб 25541,9 28096,2 30905,8 33996,2 35696,2

Наиболее-вероятный

Т.руб 25541,9 29373,1 33779,1 38846 40788,4

Средне-взвешенный

Т.руб 25541,9 29586 34321,9 39877,8 41871,7

В данной таблице
рассчитывается 3 варианта развития событий: оптимистический, пессимистический,
наиболее вероятный; и на основании этих сценариев рассчитан средневзвешенный. При
этом предполагается изменение объема производства, изменение цен не
учитывается.

При расчете
оптимистического подхода увеличение объема производства составляет 25%. Предполагается,
что предприятие займет лидирующее положение на рынке, спрос на его продукцию
возрастет.

При расчете
пессимистического варианта темп роста объема производства составляет 10%.
Предполагается, что возможно выведение из строя оборудования или закупка
некачественного сырья; вследствие этого снижается объем производства. При
расчете наиболее вероятного подхода темп роста составляет 15%. При всех
вариантах в качестве темпа роста в 2009 году берется 105%. Предполагается, что
в этом году темпы роста предприятия стабилизируются.

Анализ и прогноз
расходов. Прогноз расходов на производство всех видов сарделек представлен в
таблице 13. Мы анализируем наиболее важные статьи затрат, необходимые при
производстве, при этом классифицируем их на постоянные и переменные
Анализируется период с 2003 по 2005 годы.

Нужно отметить, что темпы
прироста расходов в период с 2003 года по 2004 год превышают темпы прироста
выручки на 3,37%, но в период 2004-2005 годы темп прироста выручки выше на
3,04%. В 2005 году возрастают на 60000 рублей постоянные расходы за счет аренды
дополнительных основных фондов.

Таблица 13-Анализ
расходов

Расходы, тыс.руб. 2003 2004 2005
1.Материальные затраты 12764,3 16264,5 20333,5

 -сырье и материалы

-топливо, энергия

11960,3

804

15283,6

980,9

19104,5

1229

2.Затраты на оплату труда 1010,3 1212,4 1576,1
3.Отчисления на социальные нужды 262,7 315,2 409,8

4.Прочие расходы

-арендная плата

-коммерческие расходы

800

830

800

830

860

830

Постоянные расходы 1630 1630 1690
Темп роста 100 100
Переменные расходы 14037,3 17792,1 22319,4
Темп роста 126,75 125,45
Итого 15667,3 19942,1 24009,4
Темп роста 127,28 120,4

Далее делаем прогноз
расходов (таблица 14). Так же как и при прогнозе выручки в качестве прогнозного
выбираем период 2006-2008 годы и 2009 год берем как послепрогнозный. При этом
мы прогнозируем только переменные расходы, постоянные оставляем без изменения.

Таблица14 — Прогноз
расходов

Расходы, тыс.руб 2005 Прогнозный период 2009
2006 2007 2008

Оптимистический

Постоянные расходы 1690 1690 1690 1690 1690
Переменные расходы 22319,4 27899,3 34874,1 43592,6 45772,2
Темп роста 125 125 125 105
Итого расходы 24009,4 29589,3 36564,1 45282,6 47462,2
Темп роста 123,2 123,6 123,8 104,8

Пессимистический

Постоянные расходы 1690 1690 1690 1690 1690
Переменные расходы 22319,4 24551,3 27006,5 29707,1 31192,5
Темп роста 110 110 110 105
Итого расходы 24009,4 26241,3 28696,5 31397,1 32882,5
Темп роста 109,3 109,4 109,4 104,7

Наиболее вероятный

Постоянные расходы 1690 1690 1690 1690 1690
Переменные расходы 22319,4 25667,3 29517,4 39945 35642,3
Темп роста 115 115 115 105
Итого расходы 24009,4 27357,3 31207,4 35635 37332,3
Темп роста 113,9 114,1 114,2 104,8

Средневзвешенный

Постоянные расходы 1690 1690 1690 1690 1690
Переменные расходы 22319,4 25853,3 29991,7 34846,6 36589
Темп роста 115,8 116 116,2 105
Итого расходы 24009,4 27543,3 31681,7 36536,6 38279
Темп роста 114,7 115 115,3 104,8

При прогнозе темпы
прироста переменных расходов пропорциональны темпам прироста объема
производства в соответствии с каждым вариантом. В постпрогнозном периоде темп
прироста равен 5%.

Анализ инвестиций

Таблица 15-Анализ
инвестиций

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
Кредит 500
Треб. ОК 3260,6 3727,8 4324,6 5024,6 5275,8
Прирост 467,2 596,8 700 251,2

Предприятие ООО «МПК»
в 2005 году берет кредит на сумму 500000 рублей сроком на 1 год под 16% годовых,
что позволяет финансовое состояние. Эти деньги были вложены на закупку новых технологий.
В прогнозный и послепрогнозный периоды инвестиции не привлекались.

Определение ставки
дисконта

С математической, точки
зрения ставка дисконта — это процентная ставка, используемая для пересчета
будущих потоков доходов (их может быть несколько) в единую величину текущей
стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В
экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами
ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты
инвестирования, другими словами — это требуемая ставка дохода по имеющимся
альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату
оценки.

Находим ставку дисконта
методом кумулятивного построения формуле 3

R=Rf+ ∑S (3)

где R- определяемая ставка дисконта

R f- безрисковая ставка дохода. На практике в качестве нее
используется ставка дохода по долгосрочным государственным долговым
обязательствам. В условиях нестабильной экономики, как в нашем случае, в
качестве безрисковой ставки может быть принята ставка или по валютным депозитам
в сбербанке, или ставка рефинансирования ЦБ. С 15 июля 2004 года по настоящее
время ставка рефинансирования ЦБ принята 11,6.

S1- премия за риск связанный с
качеством управления финансами. Доля постоянных расходов остается неизменной и
долгосрочной задолженности по данной бизнес-линии нет, следовательно, риск
низкий=1

S2-значение риска, связанное с
источниками финансирования. Так доля краткосрочных обязательств в пассиве
составляет 48%, данный риск значительно высок. Возьмем его равным 6.

S3-значение риска, связанное размером компании.
Оцениваемая компания является представителем среднего бизнеса. Риск=2

S4-значение риска, связанное с
финансовой устойчивостью предприятия. В нашем случае бизнес-линия предприятия
ООО «МПК» финансово устойчива, риск низкий=1

S5-значение риска, связанное с
наличием товарной диверсификации. Т.к компания реализует много видов
продукции-риск низкий=1

S6-значение риска, связанное с
диверсификацией клиентуры, рынков сбыта. Так клиентура разнообразна и рынок
сбыта достаточно широк, риск=1.

R=11, 6+1+6+2+1+1+1=23, 6

Расчет денежных потоков

На основании составленных
прогнозов валовой выручки и расходов составляем сводную таблицу (таблица 16)
для денежного потока на основании средневзвешенных показателей.

Таблица 16-Определение
денежного потока, тыс. руб

1 Валовая выручка 25541,9 29586 34321,9 39877,8 41871,7
2 Затраты 24009,4 27543,3 31681,7 36536,6 38279
3 Арендная плата 4 860 860 860
4 Прибыль до уплаты налогов 1532,5 2042,7 2640,2 3341,2 3592,7
5 Налог на прибыль 367,8 490,2 633,6 801,9 862,2
6 Чистая прибыль 1164,7 1552,5 2006,6 2539,3 2730,5
7 Прирост деб. задол.
8 Изменение стоимости запасов 163,9 144,2 155,8 162,8 113,6
9 Изменение стоимости внеоборотныхз активов 7,8 7,3
10 Денеж. поток 561 463,7 915,9 1431,5 1673,6

Расчет стоимости

Таблица 17-Расчет
стоимости бизнес-линии

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
1 Ден. поток 561 463,7 915,9 1431,5 1673,6
2 Ставка дисконта 23,6
3 Коэффициент дисконтирования 0,809 0,654 0,530 0,428
4 ДДП 375,1 599,0 758,7 716,3
5 Ст-ть объекта в ПП 1732,8
6  Ст-ть объекта в ППП 8997,8
7 Тек. стоимость в ППП 3581,1
8 Итоговая стоимость 5313,9

Коэффициент дисконтирования
находится по формуле (4)

К диск=1/(1+R)^n, (4)

Где R-ставка дисконта=0,236;

n- кол-во периодов

Текущая стоимость
денежного потока рассчитывается по формуле 5:

Стоимость=стоимость t+1+стоимость t (5)

стоимость t=∑ДП/(1+R)^t (6)

стоимость t+1=ДПt+1/k * 1/(1+R)t+1 (7)

где К-Коэффициент
капитализации находится по формуле 8

К = ставка дисконта —
долгосрочные темпы роста (8)

К=23,6-5=18,6

Вывод: таким образом,
стоимость бизнес-линии предприятия ООО «МПК» по производству сарделек
рассчитанная методом ДДП составляет 5313900 рублей.

4. Сравнительный подход

Суть сравнительного
подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем.
Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было продано недавно.
Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым
показателем по предприятию- аналогу. Это соотношение называется
мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый
финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.

Стоимость = данные по
предприятию* мультипликатор отрасли (7)

Таблица 18- Расчет «доходных»
финансовых показателей, используемых для построения мультипликаторов

Показатель Значение, тыс.руб.
1 Выручка 25541,9
2 Себестоимость 24009,4
3 Аренда 860
4 Валовая прибыль (Маржа 1) 2392,5
5 Коммерческие расходы 830
6 Прочие операционные расходы 10
7 Прочие операционные доходы 3
8 Прибыль от реализации (Маржа 2) 1549,5
9 Прочие внереализационые расходы
10 Прочие внереализационные доходы
11 Прибыль до уплаты налогов,
процентов и аренды (Маржа 3)
1549,5
12 Операционная маржа=прибыль до
уплаты налогов и процентов (Маржа 4)
689,5
13 Проценты к получению
14 Проценты к уплате 80
15 Прибыль до налогообложения (Маржа
5)
609,5
16 Налог на прибыль 146,3
17 Чистая прибыль(Маржа 6) 463,2
18 Дивиденды
19 Денежная чистая прибыль 1323,2
20 Увеличение оборотного капитала 302,1
21 Чистый денежный поток от
операционной деятельности
1247,4
22 Капиталовложения 500
23 Денежный поток компании(до учета
расчетов по кредитам)
747,4
24 Выплаты/получение основной суммы
долга
500
25 Чистый денежный поток акционеров (с
учетом кредитования)
167,4
26 Чистая стоимость активов 1560

Таблица 19- Расчет
стоимости

Финансовая база Мультипликатор Значение
1 Выручка=25541,9

EV/S=1,16

P/S=1,1

29628,6

28096,1

2 Прибыль до уплаты налогов,
процентов и аренды (Маржа 3)= 1549,5
EV/EBITDA=7,87 12194,6
3 Операционная маржа=прибыль до
уплаты налогов и процентов (Маржа 4)= 689,5
EV/EBIT=10,05 6929,5
4 Прибыль до налогообложения(Маржа 5)
=609,5
EV/NOPLAT=15,33 9346,6
5 Чистая прибыль (Маржа 6)= 463,2 P/E=80,78 37417,3
6 Чистая стоимость активов=1560 EV/BVA=2,25 3510

По данным таблицы можно
сделать вывод о доверии к мультипликаторам. конечный результат. Используем мультипликаторы,
содержащие E/V(стоимость компании=стоимость бизнеса) Присваиваем веса
показателям с целью расчета окончательной стоимости предприятия в зависимости
от значительности влияния каждого из них на

29628,6*0,2+12194,6*0,3+6929,5*0,1+9346,6*0,1+3510*0,3=12264,8тыс.
руб.

Таким образом, стоимость
бизнес-линии предприятия ООО «МПК» по производству сарделек
определенная сравнительным подходом равна 12264800 рублей.

Заключение

В данной курсовой работе
определена стоимость бизнес-линии предприятия по производству сарделек доходным
и сравнительным подходами.

Итоговая стоимость
предприятия определяется по формуле среднеарифметической взвешенной. Стоимости
определенной методом ДДП присваивается удельный вес 0,8, так как данный подход
вызывает большее доверие, чем сравнительный; стоимости определенной
сравнительной подходом присваивается вес 0,2.

12264,8*0,2+5313,9*0,8=6704,08
тыс. рублей

Источники источников

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации» от 29 июля 2004 г., № 135-ФЗ

2. Валдайцев С.В., Оценка и управление стоимостью
предприятия: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001.

3. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса.- М.:
Финансы и статистика, 2005.

4. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю., оценка стоимости предприятия,
М.: 2004г.

5. Чиркова Е.Н., Как оценить бизнес по аналогии, Альпина.
Бизнес, 2005.

Кославко К.Н., — М.: «Оценка предприятия», 2004

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий