Неспособность любить — свойство незрелости души

Дата: 12.01.2016

		

Литература
XX столетия так или иначе связана с социумом, разнообразными явлениями
общественной жизни. Даже размышления о дружбе и любви проходят на фоне
социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о
судьбах человечества в XX веке.

Но
вот писательница Франсуаза Саган тему любви и дружбы оставляет в рамках частной
жизни человека. Но опять же как посмотреть на это. Жизнь парижской богемы, к
которой принадлежат многие ее герои, показывает падение современных нравов. И
тем самым такая жизнь обрисовывает широкий социальный фон, на котором
развиваются коллизии романов Саган.

Свой
первый роман Франсуаза Саган написала в 1954 году. Это роман “Здравствуй,
грусть”. Он был воспринят современниками как знамение эпохи падения нравов. В
художественном мире Саган нет места прочной и по-настоящему сильной
человеческой привязанности. Зародившись и едва окрепнув, это чувство непременно
гибнет. Ему на смену приходит чувство грусти и разочарования.

Автор
— в то время девятнадцатилетняя студентка Сорбонны — быстро превратилась в
литературную звезду. Реклама, конечно, умело использовала такой редкий случай,
как написание произведения высокого художественного уровня в столь юном
возрасте. Но настоящее потрясение публика получила от того, что юная героиня
романа Сесиль — девушка из добропорядочной буржуазной семьи, только что
вышедшая из закрытого католического учебного заведения, откровенно, нисколько
не смущаясь, поведала о радостях физической любви. Сесиль свободно говорит о
том, как прекрасно быть молодой, здоровой, любить жизнь и наслаждаться ею в
объятиях любовника.

Состояние
счастья достигается чисто импульсивным, бездумным существованием. Сесиль просто
и искренне радуется южному солнцу, теплому морю, прекрасной природе. Она
чувствует себя наподобие цикад, опьяненных зноем и лунным светом, и знает, что,
когда кончится лето и они с отцом вернутся в Париж, она будет по-прежнему вести
такой же легкий, ничем не обремененный образ жизни, нацеленный только на
удовольствия. Так же легко и просто, ни о чем не задумываясь, живет ее отец.

Такую
совершенно безоблачную идиллию нарушает появление Анны Ларсен — подруги
покойной матери Сесиль, приехавшей с явной целью женить на себе беспутного и
легкомысленного вдовца, сделать из него покорного мужа, порядочного семьянина.
Это вполне могло удаться, если бы не противодействие со стороны Сесиль, которая
ловкой интригой сумела расстроить намечающийся брак, что, в конечном счете,
привело к гибели Анны.

Конфликт
между Сесиль и Анной составляет ядро, главное содержание романа. Сесиль
защищает бездуховное, эгоистическое, по сути, пустое существование. Она
отстаивает чисто функциональный подход к людям, при котором человек важен и
ценен не сам по себе, не в силу своих личных качеств, а лишь как предмет
удовольствия. Анна, напротив, воплощает более высокую культуру чувств, более
развитое духовное и нравственное начало. Если для Сесиль и ее отца любовь —
всего лишь их собственные приятные ощущения от общения с меняющимися
партнерами, то для Анны — это постоянная нежность, привязанность, потребность в
ком-то. Сесиль отдает должное человеческим качествам Анны, восхищается ее
культурой, ее достоинством, ее умением владеть собой. Она бы даже полюбила эту
женщину, не окажись та на ее пути к удовольствиям.

Анна,
с точки зрения Сесиль, сковывает и унижает ее как личность, не дает ей свободно
и импульсивно развиваться, за что и наказана. Чувственное наслаждение жизнью
одержало победу над благоразумием, рассудительностью и рационализмом. Чувства
победили разум.

Но
вот путь свободен, препятствие убрано, а вместо радости Сесиль вдруг остро
ощутила совершенно незнакомое ей чувство и назвала его “грустью”. Она ясно осознала
цинизм, безнравственность той веселой жизни, которую они с отцом ведут. Мир
традиционных нравственных ценностей, который отстаивала Анна, представляется
Сесиль и всему ее поколению утратившим привлекательность, безнадежно
устаревшим. Выходит, нет ничего ценного, ради чего стоит жить, трудиться,
гореть и вдохновляться. Сесиль ощущает это столь остро, что ей кажется, будто
она заглянула в пропасть, в бездонную пустоту — и содрогнулась от ужаса.

Роман
“Здравствуй, грусть” был сигналом тревоги, вызванным нравственным
неблагополучием и торжеством бездуховности в обществе. Каждый герой, являясь
частью общества и существуя по его законам, исповедуя мораль легкого,
бездумного отношения к любви и дружбе, к человеческим отношениям, остается
духовно одинок и пожинает плоды своего легкомыслия, своего эгоизма и своей
безнравственности.

Герой
другого романа Саган — “Немного солнца в холодной воде” — впервые в жизни
сталкивается с самоотверженной и искренней любовью, которую вносит в его жизнь
Натали. Жиль Ланибье, молодой и преуспевающий журналист, теряет эту
замечательную женщину, поддавшись ложному чувству защиты собственного
достоинства и желанию быть независимым.

Великолепный
психолог, Франсуаза Саган пытается исследовать природу любви. Она задает себе
вопрос о ее духовной или материальной сущности. Писательница ищет ответы на
вопрос, что же такое настоящая любовь, где ее истоки? Что поделать, если
зачастую духовная близость героев держится на физическом влечении и уходит
вместе с ним.

Никто
не замечает, как тот опыт, который накапливается в подобном общении,
оборачивается для героев преждевременным духовным старением, потерей веры в
мечты своей юности. По-настоящему любит Анна в романе “Здравствуй, грусть”,
Натали — в романе “Немного солнца в холодной воде”. Но другие герои Саган
изначально не способны воспринять и оценить то, что называют “настоящей
любовью”. Это следствие незрелости души.

Им
предстоит пройти определенный жизненный путь, только тогда они смогут
приблизиться к пониманию любви.

Хотелось
бы отметить один мотив, который часто встречается в произведениях Франсуазы
Саган: мотив возвышенной любви молодого человека к немолодой женщине. Автор как
бы подчеркивает опустошенность молодого поколения, которое тянется к любви, но
находит ее только у более зрелых людей.

В
XX трагедия человека, потерявшего смысл своей жизни, оказалась одной из
основных художественных моделей литературы. Писатели разных художественных
направлений ищут смысл человеческого существования именно в понятиях дружбы и
любви. Но возможность нравственной победы человека связана с его собственным
выбором, его индивидуальным решением.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий