Джордж
Бернард Шоу — крупнейший английский драматург конца XIX — начала XX века. Ему
удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика,
характерного для 60—70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту,
проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.
Среди
многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется
«Пигмалион» (1913). Эта пьеса обошла все ведущие театры мира и
пользуется неизменным сценическим успехом. Название ее напоминает об античном
мифе, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи
и оживил ее своими мольбами. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной
Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион
— профессор фонетики Хиггинс. Юморист, иронист, парадоксалист Шоу демонстрирует
свою веру в безграничные возможности человека. Косноязычной замарашке Элизе с
необычайной легкостью дается не только овладение литературным английским
языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры,
запечатленные в книгах, музыке, и она жадно впитывает их. Элизу не просто
принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая
девушка из народа становится по-настоящему гармонической личностью. Нечто
похожее происходит и с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дулиттлом — с грязных
помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора,
полемиста дан ему самой природой
Но
перекличка с античной легендой — только одна сторона этой сложной пьесы. В ней
налицо подлинный демократизм: Шоу доказывает, что бедную работницу отличают от
герцогини только неправильное произношение и вульгарные манеры. Но он не
ограничивается этим: в дальнейшем мы убеждаемся, что Элиза Дулиттл гораздо выше
аристократической среды, с которой ей пришлось столкнуться. Не профессор
Хиггинс воспитывает в ней высокие принципы честности, строгости к себе и
другим, трудолюбие — все это она принесла из того мира трущоб и беспросветной
нужды, в котором выросла. Трагический оттенок придает блестящей и остроумной
пьесе тема холодного экспериментирования над живым человеком, столь
характерного для буржуазной науки. Элизе, такой, какой она предстает в финале,
все равно нет достойного места в современной буржуазной Англии.
Шоу
любил открытые финалы пьес, заставляющие зрителей продолжать думать,
тревожиться о судьбе героев и собственных судьбах также.
О
чем бы ни говорил Шоу, как истинный сын своей эпохи, он всегда говорил о своем
«сегодня», о «сегодня» своей Англии.