Литвинова В.И.
(Отражение
переломного этапа века в творческой перекличке А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)
1999 год знаменателен юбилеями двух великих
русских поэтов XIX века. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов принадлежали к одному
кругу, были современниками в прямом значении этого слова. Они имели общие
светские, литературные и даже дружеские связи, не случайно в перечнях их стихов
мы находим одинаковые литературные имена, которым поэты посвящали свои
послания, а самым требовательным критиком для обоих стал В. Г. Белинский.
Одной из самых неразгаданных тайн русской истории
остается появление, по пушкинскому выражению, «созвездие гениев» в ту
или иную историческую эпоху. Словно рассвет над поэтическим небосводом было
появление из Холмогор М. В. Ломоносова, затем вспыхнувшее в «век
девятнадцатый мятежный, поистине железный век» солнце поэзии А. С.
Пушкина, осветившее целую плеяду талантов: Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов,
П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, М. Ю. Лермонтов…
Никколо Макиавелли уподоблял судьбу человека разъярившемуся половодью: каждый
либо убегает от него, либо заранее предупреждает стихию, построив воде
заграждения. «Утверждаю также, писал Макиавелли, что счастлив тот, кто
сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив
тот, чьи действия со временем в разладе» [1].
Пушкин вписался в эпоху, хотя и появился на свет
на рубеже веков и был, по мнению Г. Волкова, «сыном двух столетий».
Он впитал в себя дух двух эпох. Несомненно, поэт являлся и наследником, и
преемником эпохи Просвещения, которую утверждал воспитанный на идеалах Франции
двадцатичетырехлетний Александр I, сменивший Павла I. При нем развернулось
издательское дело, расширился круг читателей, набирали силы русская критика и
публицистика. Большая библиотека Сергея Львовича Пушкина пристрастила юного
потомка Ганнибала к чтению, а литературные вечера, до которых родители были
охотниками, напитывали его политическими идеями. Отзвуки войны 1812 года и гром
победы над Наполеоном совпали с молодым и звонким голосом сформировавшегося к
тому времени самобытного поэта Пушкина. Возвращающиеся с войны победители
принесли из Европы новые представления о долге и чести Гражданина. Пушкин
накалялся в атмосфере политического действия декабристов, декларируя свободу,
оттачивая свой поэтический голос таким образом, чтоб он стал «Эхо русского
народа». Свободолюбивым мечтам лучших людей эпохи не суждено было сбыться.
Россия не смогла освободиться от крепостничества, а тех, кто продолжал ратовать
за обновление Родины, ждали тяжелые путы аракчеевщины. Это вызывало
разочарование и протест. Нарастала дворянская оппозиция, возникали тайные союзы
и общества. Пушкин оказался в самой гуще политических споров и теорий. Его
друзьями становятся П. Я. Чаадаев, братья Тургеневы, А. С. Грибоедов, М. Ф.
Орлов, Ф. Н. Глинка, А. И. Якубович, М. С. Лунин, М. П. Бестужев-Рюмин… Как
видим, становление русского национального поэта и судьба молодой России начала
века удивительно схожи. И если эпоха создала Пушкина, то одновременно приняла и
его имя. Она известна нам как «Пушкинская эпоха».
Возможно, этим можно объяснить отсутствие в его
творчестве надлома, «разлада между мечтой и действительностью, между
личностью и временем. Он иронизировал над собственной внешностью, не стеснялся
малого роста, вслух произносил крамольные речи, не скрывая желаний:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте.
Бесстыдным бешенством желаний
(«Юрьеву»)