Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Дата: 21.05.2016

		

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал АлтГУ в г. Славгороде

Кафедра экономических дисциплин

Курсовая работа

По предмету: «Экономика социально-трудовых отношений»

На тему: «Система непрерывного образования в условиях рыночных
отношений»

Выполнила студентка

3 курса 76 группы

Руденко Т.С.

Научный руководитель

ассистент

Дудник Ю.Д.

Славгород 2009

Реферат

В современных условиях развития цивилизации проблема образования
приобретает всеобщий характер. Мировые, федеральные и региональные образовательные
проблемы находят отражение в содержании образования подрастающего поколения. Необходимость
системы непрерывного образования диктуется глобальными изменениями, произошедшими
в мире. Поэтому данная тема очень актуальна в наши дни.

Предметом данной работы является непрерывное образование в
условиях рынка.

Объект исследования: непрерывное образование.

Темой курсовой работы является система непрерывного образования
в условиях рыночных отношений.

Цель работы заключается в том, чтобы показать на практическом
примере необходимость развития непрерывного систематического образования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить в теории и практике непрерывное образование (на
примере сельскохозяйственного);

2. 
проанализировать основные тенденции решения проблемы непрерывного (в частности
сельскохозяйственного) образования;

3. 
исследовать государственные меры по данной проблеме.

В результате работы были систематизированы знания по теме и
изучены причины, по которым следует поддерживать развитие и становление непрерывного
образования.

Были использованы следующие методы исследования: системный
анализ, метод логики, прогнозирование, статистические методы обработки и представления
экспериментальных данных.

Данная работа может быть использована при изучении непрерывного
(сельскохозяйственного) образования в условиях рынка (в Алтайском крае).

Подводя итог рассматриваемой темы, можно сделать вывод, что:

1) 
непрерывное образование — важнейший компонент развития и процветания в условиях
рынка;

2) 
появился лозунг: образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь;

3) 
государство может активно влиять на развитие непрерывного образования как
на региональном, так и на общегосударственном уровне;

4) 
бизнес — организации могут активно вмешиваться и предлагать свои методы обучения;

5) 
в последние годы все больше и больше людей стали воспринимать непрерывное
образование как часть своей жизни.

Курсовая работа содержит: титульный лист, реферат, содержание,
введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты непрерывного образования

1.1 Понятие непрерывного образования

1.2 Система непрерывного образования в России: основные
проблемы и тенденции развития

1.3 Бизнес-образование в России

2. Непрерывное образование в алтайском крае (на примере
сельскохозяйственного образования)

2.1 Дефицитные и избыточные профессии Алтайского края

2.2 Непрерывное сельскохозяйственное образование в
Алтайском крае

3. Модернизация региональной
системы непрерывного образования Алтайского края

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена общемировой тенденцией
общественного развития, которая характеризуется технологическими нововведениями
и изменением социальной структуры и, в конечном итоге, переходом к постиндустриальному
обществу. В этих условиях возникает необходимость изучения теоретических вопросов
современного этапа модернизации и направлений экономического и социального развития.

Осознание наукой объективной тенденции общественного развития
в сторону рыночной экономики, создание гражданского общества и возрастание демократических
начал требует систематизации новых явлений в сфере образования и разработки принципиально
новых моделей развития процесса обучения и профессиональной подготовки на основе
концепции непрерывности.

Автоматизация и информатизация требуют постоянного обновления
знаний у работников, способных к нововведениям, неординарным решениям. В рыночной
экономике растет спрос на обновление и расширение знаний, на работников нового типа.
Отсюда новая социально — экономическая ситуация актуализировала не только научный
интерес к теории непрерывного образования, но и поставила задачу практической реализации
этой концепции. Чтобы остаться в общей линии развития мировой цивилизации, необходимо
одновременно решать две сложнейшие задачи: возрождение и дальнейшее развитие промышленности,
а также создание условий для перехода к постиндустриальному обществу. Последнее
представляет собой долгосрочный процесс формирования новых личностных и социальных
установок и ориентации, вплетающихся в социально-экономическую, правовую, институциональную
и культурную среду общества. И непрерывному образованию в этом процессе принадлежит
главенствующая роль.

Главной чертой современной экономики России является создание
принципиально новых институциональных условий рыночных отношений, и на этой основе
— новых моделей поведения предприятий. В этих условиях актуальной для российских
предприятий становится задача организации обучения всех кадров и особенно управленческих,
которая рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ,
как их стратегия постоянного обновления методов повышения эффективности всех видов
деятельности. Результат образования оценивается на основании того, насколько продуктивными
в экономическом и социальном смысле оказываются люди, получившие образование.

Цель работы заключается в том, чтобы показать на практическом
примере необходимость развития непрерывного систематического образования.


1. Теоретические аспекты непрерывного образования
1.1 Понятие непрерывного образования

Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей
по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Непрерывное образование — процесс роста образовательного (общего
и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный
системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям
личности и общества [41, c.81].

Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду
прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой
идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку
постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей
жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Поэтому каждое государство
ищет свою модель непрерывного образования. Первую разработку его теоретических основ
осуществили П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г.
Коптаж [32, c.210].

Идея непрерывного образования — детище XX в., но ее истоки можно
найти у древних философов — Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки
[32, с.211].

Непрерывное образование развивалось как факт практики и как педагогическая
концепция. Впервые концептуально оформленная эта идея была представлена на конференции
ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На
основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э.
Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного
образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом
образовательных реформ [12, с.318].

Центральной идеей непрерывного образования является развитие
человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного
образования.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте,
индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому
право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения
в течение всей жизни.

Основные принципы и задачи непрерывного образования.

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие
принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения,
открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования
к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации,
самообразования [30, с.112].

Принцип демократизма предполагает доступность образования в
любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами,
возможностями и потребностями [30, с.112].

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов,
организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности
к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства,
общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических
систем и технологий [30, с.112].

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует
более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы
непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного
обновления их деятельности [30, с.112].

Принцип открытости системы непрерывного образования требует
от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению
квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей [30, с.112].

Принцип непрерывности образования является систематизирующим.
Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства
должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества.
Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность»
содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании
образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства,
науки, культуры. Образование должно предопределяться будущей необходимостью. Знания
на всю жизнь необходимо теперь трактовать как знания через всю жизнь [30, с.112].

В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы:
основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное
образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре
подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, дополнительное
общее, дополнительное профессиональное [30, c.113].

Рисунок 1.1 — Структура непрерывного образования

ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профессиональное

Профессиональное

Докторантура Аспирантура Повышение квалификации
Магистратура Бакалавриат Переподготовка
Высшее
Профессионально-техническое
Среднее специальное

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

 Общее

Общее

Среднее

Общекультурная подготовка,

физкультура, спорт, туризм, искусство и т.д.

Дошкольное

Отношения между элементами подсистемы основного образования
строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого
уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы,
существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованием
более высокого уровня по сравнению с основным. В каждой из подсистем имеются основные
и дополнительные, основные и параллельные, государственные и негосударственные учебные
заведения и повышения квалификации, учреждения культуры, спорта, туризма и т.д.
[5, с.173].

1.2 Система непрерывного образования в России: основные
проблемы и тенденции развития

Задачи перевода российской экономики на траекторию быстрого,
устойчивого и, главное, инновационного роста, естественно, резко актуализируют проблему
качества профессиональной подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов;
нет необходимости в очередной раз доказывать, что глубокие профессиональные знания
персонала организаций становятся ключевым стратегическим фактором развития бизнеса,
его конкурентоспособности. Между тем современное состояние рынка труда, не секрет,
таково, что профессии, связанные с компетентным, ответственным и творческим участием
в собственно производственных процессах (и процессах, непосредственно обслуживающих
реальный сектор экономики) становятся все более дефицитными.

В соответствии с федеральным законодательным актом «Об
образовании» (№ 3366-1 от 10 июля 1992 г.) система отечественного образования включает в себя: образовательные стандарты различных уровней и направленности;
реализующие эти стандарты образовательные учреждения (организации) разных организационно-правовых
форм, типов и видов; государственные и муниципальные органы управления образованием;
государственно-общественные и общественные объединения, функционирующие в образовательной
сфере. В то же время система, о которой идет речь, представляет собой и единство
таких имеющих четкую содержательно-целевую специфику элементов (подсистем), или
ступеней, как: общее среднее образование; довузовское профессиональное образование,
в свою очередь имеющее начальную и среднюю ступени (НПО и СПО); высшее профессиональное
образование. Конечно, все перечисленные элементы национальной образовательной системы
призваны, преломляя лучший отечественный и зарубежный опыт, взаимосвязано
«работать» на социально-экономическое развитие страны. Но вряд ли это
так. Вряд ли — хотя бы потому, что в отношении каждого из элементов в отдельности
постсоветская история России высветила острейшие демодернизационные проблемы, причем
наибольшие «издержки реформирования» пришлись, пожалуй, именно на довузовское
профессиональное образование. Изменение основных показателей НПО и СПО в постсоветский
период показано в таблице, из которой следует, что наиболее сложное положение сегодня
сложилось в первой из этих подсистем довузовской профессиональной подготовки кадров.
Так, за указанный период количество учреждений начального профессионального образования
сократилось более чем на 30% при уменьшении численности учащихся на 23%, а выпуск
квалифицированных рабочих кадров в 2008 г. по отношению к 1993 г. составил 73,9%. В общей структуре занятых доля лиц, имеющих довузовское профобразование —
чуть более 43% [17, c.17].

До недавнего времени большинство учреждений НПО и СПО находилось
в ведении Федерального агентства по образованию России, но в результате последовавшего
перераспределения полномочий и ответственности между уровнями госвласти Рособразование
в 2006 г. завершило передачу этих учреждений в ведение органов управления образованием
субъектов РФ [5, с.39].

Согласно вышеупомянутому федеральному законодательному акту
«Об образовании», начальное профессиональное образование нацеливается
на подготовку работников квалифицированного труда по всем направлениям общественно-полезной
деятельности на базе основного и полного общего (среднего) образования. НПО может
быть получено в соответствующих учреждениях (организациях НПО), а также в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования (при наличии лицензий). Длительность
обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося: поступившие
после девяти классов обучения в общеобразовательной школе проходят двух — или трехгодичную,
а после одиннадцати классов — одно — или двухгодичную подготовку. Впрочем, в некоторых
заведениях НПО, особенно в обнаруживающих стремление трансформироваться в техникумы,
сроки обучения могут продлеваться до трех — четырех лет [17, с.17].

Таблица 1.1 — Динамика
основных показателей развития системы довузовского профессионального образования
в России в 1993 — 2008 гг.

Наименование Единица измерения Значение показателей
1993 1995 2000 2006 2008
Подсистема НПО
Число учреждений ед. 4273 4166 3893 3392 3206
Численность учащихся тысяч чел. 1742 1689 1679 1509 1417
Выпуск квалифицированных рабочих тысяч чел 922 841 763 703 681
Подсистема СПО
Число учреждений ед. 2607 2634 2703 2905 2847
Численность студентов тысяч чел 1994 1930 2361 2591 2514
Выпуск специалистов тысяч чел 546 474 579 684 700
Численность преподавателей тысяч чел 116 111 131 151 148

Что касается среднего профессионального образования, то оно
законодательно нацеливается на подготовку специалистов «среднего звена»,
на удовлетворение потребностей личности в обретении более высокого профессионального
образовательного потенциала на основе общего (среднего) или начального профессионального
образования. СПО может быть получено в соответствующих учреждениях (средних специальных
учебных заведениях — ссузах) или на первой ступени обучения в учреждениях высшего
профессионального образования.

Совершенствование системы довузовского
профессионального образования немыслимо без ее включения в процесс реализации современной
концепции непрерывного образования, справедливо декларируемый во всех новейших профильных
правительственных документах, включая «Концепцию модернизации российского образования
на период до 2010 года». Обеспечение непрерывности развития профессионального
образования предполагает:

а) четкое определение роли, задач и
функций каждой ступени (элемента, звена, подсистемы) этого образования с целью рациональной
«взаимостыковки» ступеней в едином процессе обретения обучаемыми все более
высоких профессиональных знаний, умений и навыков;

б) улучшение качества госстандартов
профобразования и реализуемых на всех ступенях образовательных программ с точки
зрения их преемственности и непротиворечивости;

в) формирование общественно-психологической
атмосферы, поддерживающей систематический профессиональный рост, овладение вершинами
профессионального мастерства;

г) создание правовых, организационных
и экономических условий для задействования механизмов интеграции образовательных
учреждений [7, с.100-101].

В ряде субъектов РФ в годы нового столетия
разворачивались интеграционные процессы с участием учреждений НПО и СПО, причем
последние в ходе интеграции укреплялись за счет активов первых и посредством реорганизации
профессиональных лицеев; расширялась деятельность созданных на базе ссузов образовательных
комплексов, функционирующих на договорных началах и включающих профессионально-технические
организации, общеобразовательные школы и производственные предприятия. Впрочем,
поэтапная реорганизация, включая интеграцию, довузовского образования так или иначе
происходит во всех российских регионах.

Необходимо отметить, что в ходе реализации
определенных «приоритетных направлений модернизации профессионального образования»
на базе передовых учреждений НПО были созданы 10 многоуровневых средних профессиональных
учебных заведений. Дальнейшее же реструктурирование сети учреждений довузовского
образования намечается в виде процессов: а) объединения ряда техникумов с профессиональными
училищами; б) формирования ресурсных центров на основе инновационных образовательных
организаций; в) закрытия малоперспективных техникумов и училищ и создания на их
базе филиалов учреждений СПО родственной отраслевой направленности; г) вхождения
учреждений НПО и СПО в автономные некоммерческие образовательные I организации с
объединением соответствующих кадровых и материальных ресурсов. При этом будут учитываться
результаты работы вышеупомянутых десяти много — I уровневых колледжей и техникумов,
созданных в 2001-2003 гг. на базе лучших профессиональных лицеев и училищ [30, c.116-117].

В целом анализ накапливаемого в российских
регионах опыта реализации концепции непрерывности довузовского профессионального
образования и проведения интеграционных мероприятий выявляет следующие направления
предстоящего совершенствования соответствующей работы.

1. Активизация деятельности учреждений
начального и среднего профессионального образования (организуемой совместно с профильным
территориальным бизнесом) по приему дополнительных контингентов школьников. Поскольку
же в этом отношении в настоящее время активизируется вузовский менеджмент, здесь
неизбежна определенная конкуренция.

2. Развертывание многообразных форм
стратегического партнерства организаций довузовского профобразования как со школами,
так и с производственными предприятиями. Едва ли не самая перспективная ныне форма
интеграции этих организаций с «внешними» контрагентами — стратегические
альянсы, основанные на договорных отношениях и предполагающие взаимовыгодное
«симметричное» партнерство заинтересованных сторон. Такое партнерство
не мыслимо вне тщательного обоснования условий и алгоритмов интеграции, так как
ее конечный эффект должны ощущать все интегрируемые субъекты.

3. Концентрация усилий на образовательных
приоритетах региона при создании интегрированных комплексов; такая концентрация
заранее нацеливает интеграционные процессы «на конечный результат», т.е.
содействует повышению качества услуг профессионального образования. Специфически
территориальный аспект интеграции актуален и в плане усиления взаимодействия компактно
расположенных организаций общеобразовательной школы, профессионального образования
и промышленности [7, с.98].

4. Усиление системности действий после
принятия интеграционных решений. Как представляется, после заключения каждого соответствующего
договора о сотрудничестве требуются: ▪ разработка согласованного плана совместной
деятельности по достижению целей, сформулированных заинтересованными сторонами;
▪ отбор «команды» высококвалифицированных менеджеров, способной
этот план реализовать; ▪ налаживание системы учета и контроля совместно осуществляемых
мероприятий; ▪ обеспечение воспроизводства контура «общеобразовательная
школа — профессиональная школа — производство» [7, c.102].

В макроуровневом стимулировании формирования
и развития инновационного потенциала организаций НПО и СПО в настоящее время задействуются
прежде всего такие инструменты, как федеральные целевые программы, прямо или косвенно
затрагивающие сферу образования, и инвестиционные конкурсы на лучшие инновационные
проекты, проводимые Миноборонннауки России. Применительно к первым следует отметить
необходимость ликвидации множественности и «рассыпанности» формулируемых
программных задач модернизации довузовского профобразования, более жесткой их увязки
с общими промышленно-инновационными и социально-культурными приоритетами развития
страны. Вообще, приходится констатировать низкое качество целевых программ в образовательной
сфере. Это проявляется в слабой отработанности алгоритмов обоснования выбора целей
программных мероприятий, в дефицитности объемов и недостаточности взаимоувязки источников
ресурсного обеспечения программ, в отсутствии единой системы оценки эффективности
их реализации, а также адекватного информационного сопровождения [1, с.83].

На региональном уровне управления учреждениями
довузовского образования реализация программно-целевого подхода к инновационному
развитию профобразования в идеале предполагает комплексность, взаимоувязанность
внедрения новшеств во все сферы деятельности учебных заведений. Настоящая практика
далека от идеальной. В данном контексте стоит вернуться к затронутому выше сюжету
о становлении системы непрерывного образования — несомненно инновационном в принципе
процессе, предполагающем применение реинжиниринговых технологий. Однако пока многоуровневое
профессиональное образование остается нереализованной организационной инновацией,
прежде всего в связи с тем, что каждый уровень сохраняет фактическую автономность
функционирования. Ее ликвидация требует дополнительных действий по интеграции учебных
планов, программ и государственных образовательных стандартов; сопряжению финансово
— экономических механизмов работы различных учреждений; усилению мотивации контингента
обучаемых; формированию психологической установки на постоянную самостоятельную
работу над повышением своего профессионального уровня.

Среди недостатков сложившейся практики
регионального программно-целевого планирования, затрудняющих эффективную реализацию
инновационных подходов в управлении территориальными образовательными системами,
можно отметить:

1) отсутствие как четких перспективных
ориентиров промышленно-инновационного развития территорий, так и прогнозов развития
соответствующих рынков труда, эволюции профессионально — квалификационной структуры
кадров [31, с.65];

2) слабую сопряженность целевых образовательных
программ и механизмов стратегического планирования социально-экономического развития
территорий в целом [31, с.65];

3) недостаточное ресурсное обеспечение
образовательных программ из субфедеральных бюджетов, а также пассивность региональных
предприятий-работодателей в финансовой поддержке реализации инновационных проектов
в профессиональном образовании [31, с.65];

4) непроработанность системы мониторинга
выполнения программ, о которых идет речь [31, с.65].

В реализуемой в данное время целевой
программе «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования
в городе Москве на 2008 — 2010 годы» один из акцентов сделан на усиление интеграционных
аспектов деятельности этих учреждений, сопряженное с повышением их инвестиционной
привлекательности.

Среди запрограммированных результатов
— рост численности обучаемой молодежи на две с лишним тысячи человек на основе ввода
в эксплуатацию новых учебных и учебно-производственных площадей, отвечающих современным
требованиям; увеличение доли выпускников четвертого-пятого квалификационных разрядов
с 8,5 до 25%, а удельного веса школьников 9-11 классов общеобразовательных школ,
продолжающих свое обучение в профессиональных колледжах, — с 24,3 до 38%. В настоящее
время в стадии разработки находится такая важная столичная правовая новация, как
проект закона «О подготовке квалифицированных рабочих кадров в городе Москве»;
этот акт призван обеспечить правовые предпосылки ускоренного формирования единой
общегородской системы воспроизводства соответствующих кадров, а также системы независимой
оценки качества профессиональной подготовки и уровня квалификации. Однако и этот
акт не позволит преодолеть ограничения, вытекающие из действующего федерального
законодательства, на корректировку которого потребуется значительное время [7, с.99].

Таким образом, проблемы совершенствования
довузовской профессиональной подготовки молодежи носят сложный и системный характер.
Во многом их решение связано с общегосударственным видением индустриального развития,
со стратегическими оценками структурных пропорций развития отдельных сфер экономики.
Наблюдается явный дефицит работников еще плохо структурированной промышленной сферы,
способных профессионально и ответственно производить столь необходимые обществу
материальные блага с применением не только своего интеллектуального труда, но и
физического. Такие профессионалы несомненно будут еще больше востребованы на грядущем
этапе широкого применения инновационных промышленных технологий и роста общественной
потребности в сложных технико-технологических системах.

1.3 Бизнес-образование в России

Существует много способов повысить свой
образовательный уровень и развить интеллект. Наряду с самообучением можно заниматься
на различных курсах, слушать лекции, посещать семинары, участвовать в тренингах.
Можно также поступить в бизнес-школу, где сочетание различных методов обучения
— от лекционно-семинарских занятий и изучения кейсов до деловых игр — обеспечивает
качественную подготовку компетентных работников.

Выделяют много способов взаимодействия
бизнеса и системы образования.

В случае первого высшего образования
широко распространяется практика, когда бизнес дает советы, чему и как учить людей,
— очень опасно.

Первое высшее образование закладывает
мировоззрение людей, основу культуры, которой они будут пользоваться всю жизнь.
А бизнес ориентирован на сегодняшний день, на решение сегодняшних задач, которые
он ставит системе первого высшего образования. Но образовательный цикл подготовки
специалиста в вузе длится 6 лет, и невозможно предсказать, будет ли человек востребован
после того, как закончит образование. Но, несмотря на это, бизнес может оказать
огромную поддержку первому высшему образованию. В первую очередь это мастер-классы.
Молодым людям необходимо общаться с профессионалами той специальности, которой они
учатся. Очень важно, чтобы бизнес давал возможность прохождения практики молодежи.
В России сейчас нет обязательного распределения на практику. В этой области наблюдаются
колоссальные проблемы. Предприниматели жалуются на неопытных специалистов, а могли
бы помочь. Наконец бизнес может предоставить возможности для написания дипломных
работ, тем самым приближая студента к тому, чем он будет заниматься, когда приобретет
профессию.

Гораздо больше возможностей взаимодействия
бизнеса с бизнес школами, поскольку последние решают более краткосрочные задачи.
Здесь уже согласие образовательных программ абсолютно необходима, но инициативность
должна исходить от бизнеса. Навыки и знания во многом связан с использованием кейс-методов.
Смысл кейсового метода заключается в изучении опыта других компаний.

Кейс — это 10-30 страниц текста, который
содержит подробное описание компании, ее положение на рынке в определенный момент
времени, особенности организационной структуры и так далее [18, с.17]. В ней также
представлена проблема, с которой столкнулся менеджмент компании. Студенты знакомятся
с кейсом и ищут свои пути решения поставленной задачи, получается почти реальная
практика. Этот метод очень популярен на западе и только набирает обороты в России.
Но количество отечественных кейсов очень мало. Компании не желают раскрывают проблемные
ситуации, с которыми они когда-то столкнулись, и конкретные способы выхода из них.
Западные же кейсы имеют специфику, отличную от российской.

Сейчас большинство преподавателей и
слушателей хотят использовать нетрадиционные методы обучения: семинары, тренинги,
кейсы, симуляции. Они отдают им предпочтения, утверждая, что на практике знания
и навыки усваиваются лучше, чем при монотонном чтении лекций. Но ведь на практике
нужно применять полученные знания. Поэтому лекции необходимы. Их смысл заключается
в том, чтобы дать студенту систематизированные знания, которые он не сможет получить
при самостоятельном изучении материала.

Правильное сочетание различных методов
обучения в соответствии с выбранной программой обеспечивает подготовку компетентных
и опытных менеджеров. Тренинги, симуляции различных ситуаций и деловые игры — очень
схожие методы обучения. Смысл их заключается в практическом освоении необходимых
управленцу навыков.

Смешанное обучение — это корпоративное
образование, которое позволяет объединять работу с обучением. Смешанное обучение
включает дистанционное образование, очные занятия и самоподготовку [23, с.33].

Дистанционное обучение — совокупность
технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала,
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление
обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а
также в процессе обучения [18, с.17].

Современное дистанционное обучение строится
на использовании следующих основных элементов:

1) дистанционные курсы;

2) веб-страницы и сайты;

3) электронная почта (в том числе и
списки рассылки);

4) форумы и блоги;

5) чат и интернет-пейджер;

6) теле- и видеоконференции;

7) виртуальные классные комнаты и т.д.
[18, с.17].

Для истории российского дистанционного
образования характерно явное разделение на два этапа: этап становления и многолетнего
существования в форме крупнейшей в мире системы заочного обучения (со второй половины
20-х до начала 90-х годов прошлого века) и (с начала 90-х и по сегодняшний день)
— формирования современной системы ОДО (открытого дистанционного образования), основанной
на применении информационных и коммуникационных технологий во всех формах образования
и в значительной мере противопоставляющей себя оставшейся в наследство от советского
периода системе заочного обучения [29, с.31].

Получение качественного бизнес — образования
— один из возможных путей развития карьеры. Современный бизнес делает ставку на
творческий потенциал и совершенствование кадров, так как (по опыту американских
фирм) каждые 35 тыс. дол., вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн. дол
[18, с.33].

С изменением содержания профессий, перестройкой
профессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсем
иная общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы, иной тип квалификации.
Страна, не обладающая системой образования, способной своевременно подготовить высококвалифицированные
кадры, предопределена на отставание в развитии.


2. Непрерывное образование в алтайском крае (на примере
сельскохозяйственного образования)
2.1 Дефицитные и избыточные профессии Алтайского края

Проблемы развития и использования
трудовых ресурсов Алтайского края, проявившиеся в последние годы, сейчас резко обострились
в связи с необходимостью обеспечения устойчивой конкурентоспособности организаций
за счет развития систем качества товаров, работ и услуг, которые в свою очередь
основываются на высокой квалификации работников, их мотивации и вовлеченности в
совершенствование производства.

В 2004 году численность трудовых
ресурсов в крае составляла 1618,9 тысяч человек, увеличившись за пять лет на 9 %.
В 2006 — 2010 годах будут происходить противоположные процессы: общая численность
трудовых ресурсов уменьшится почти на 20 тысяч человек, так как в трудоспособный
возраст вступит на 11,6 тысяч меньше граждан, родившихся в период низкой рождаемости
конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия, одновременно на 7,2 тысячи увеличится
численность граждан, достигших пенсионного возраста. Данный факт отразится на формировании
контингента учащихся и студентов учреждений профессионального образования, приведет
к уменьшению рабочих мест в сфере образования [36, с.60].

Произошло увеличение возраста
трудовых ресурсов и занятых в экономике. Относительно благоприятная возрастная структура
сложилась в организациях мукомольно-крупяной и перерабатывающей промышленности,
заготовительной отрасли, лесном хозяйстве, лесной и деревообрабатывающей, медицинской
промышленности, промышленности строительных материалов и строительстве, электроэнергетике,
в которых от 30 до 45 процентов специалистов и каждый четвертый-пятый рабочий находится
в возрасте до 30 лет. В торговле и общественном питании доля молодежи до 30 лет
превышает 40 процентов. В то же время в таких отраслях как химическая и нефтехимическая,
легкая промышленность, цветная металлургия, жилищно-коммунальное хозяйство, образование,
здравоохранение, транспорт каждый второй работник находится в возрасте старше 50
лет. Сложная ситуация в отраслях науки и научного обслуживания, проектных и проектно-изыскательских
организациях, конструкторских подразделениях крупных организаций, где более 60%
работников старше 50 лет. В сельских районах каждый пятый работник находится в предпенсионном
возрасте [36, с.60-61].

На этом фоне важно определить
направления действий, способствующих созданию условий для притока молодых работников
в основные производственные отрасли, формирующие валовой региональный продукт. Профессиональное
образование имеет более половины населения края (56,5%) в возрасте 15 лет и старше,
что вдвое выше, чем было зафиксировано по итогам переписи 1989 года (27,7%). В предстоящие
5 лет показатель будет расти в основном за счет выпускников вузов, прием в которые
в 2002 — 2005 годах был на 30% выше показателей предыдущих лет. При позитивных изменениях
интеллектуального потенциала рабочей силы в целом, организации и целые отрасли будут
испытывать потребность в квалифицированных специалистах и рабочих так как, в последние
годы в крае образовался дефицит кадров одних специальностей и профессий и избыток
других [27, с.126].

В ходе экономических реформ
на рынке труда произошло сокращение занятости в экономике края на четверть, одновременно
значительно изменилась структура занятости. Практически не изменился спрос на рабочую
силу в отраслях лесного хозяйства, транспорте и связи. Увеличивается численность
работников в торговле и общественном питании, электроэнергетике, материально-техническом
снабжении, сбыте, заготовках. Сократилось число занятых в промышленности (в 2 раза),
строительстве (в 3 раза), сельском хозяйстве (на 21%) [25, с.148].

На краевом рынке труда отмечается
несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по ряду направлений:

1. 
наибольшее количество вакансий сосредоточено
в городах;

2. 
большинство безработных — женщины,
а две трети от общего числа вакансий — рабочие места для мужчин;

3. 
две трети безработных граждан имеют
высшее и среднее специальное образование, в то время как более 80% вакансий составляют
заявки для рабочих [25, с.148].

Постоянную потребность в обеспечении
квалифицированными кадрами испытывают организации двух основных отраслей: промышленность
(нужны квалифицированные рабочие), сельское хозяйство (нужны как специалисты, так
и рабочие). Нужны кадры и организациям бюджетной сферы.

Основными причинами «дефицита»
кадров являются:

1) изменившаяся структура выпуска
учебными заведениями профессионального образования специалистов и рабочих кадров.
Увеличились объем и доля подготовки специалистов с высшим образованием, снизилась
подготовка рабочих кадров.

Увеличение вузами выпуска специалистов
по экономике и управлению (в 7 раз), по гуманитарно-социальным (в 3,3 раза) и педагогическим
(в 2,3 раза) специальностям не обусловлено потребностями рынка труда. Как следствие
— от 15 до 60% этих специалистов испытывают трудности в трудоустройстве. Не находят
применения выпускники техникумов, получившие образование в области экономики и управления
[40, с.152].

В последние годы профессиональным
училищам не удается произвести полный набор на обучение по ряду востребованных на
рынке труда рабочих профессий, снизилась численность обучающихся по таким дефицитным
профессиям, как станочник, токарь, слесарь, машинист котлов. Вместе с тем пятая
часть поваров, продавцов, закройщиков; треть парикмахеров, бухгалтеров, операторов
связи, портных, швей, социальных работников и более половины секретарей-референтов
после окончания училищ пополняют ряды безработных.

2) необоснованно завышенный
спрос работодателей на специалистов с высшим образованием. В целом по краю на должностях
рабочих профессий занято около 13% граждан с высшим, 33,5% — со средним специальным
образованием [40, с.153].

3) социально непривлекательные
условия и оплата труда.

В сельской местности низкий
уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата, некомфортные условия труда,
характерные для многих организаций, делают их социально непривлекательными для молодых
специалистов и рабочих в плане трудоустройства. Не смотря на все усилия государства,
привлечь молодежь на сельскохозяйственные работы, это удается лишь на 1/3 от всех
выпускников аграрных вузов, колледжей, училищ [11, с.222].

2.2 Непрерывное сельскохозяйственное образование в Алтайском
крае

Алтайский край — регион производства и переработки сельскохозяйственной
продукции. По состоянию на 1 января 2009 г. в крае зарегистрировано около 60 тыс. субъектов хозяйственной деятельности, где трудится примерно 1,1 млн чел. [36,
с.60].

Из всей земельной площади в 16,8 млн га земли сельскохозяйственного
назначения занимают 10,5 млн га. Край входит в первую пятерку среди регионов РФ.
Доля края в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции России — 3,3
— 3,5 % [4, с.24].

В Алтайском крае существует несколько высших и средних специальных
сельскохозяйственных учебных заведений. Среди них можно назвать следующие: Алтайский
государственный аграрный университет в городе Барнауле, Бийский лесхоз-техникум,
Каменский аграрный техникум, Рубцовский сельскохозяйственный техникум, Славгородский
аграрный техникум, Павловский сельскохозяйственный техникум, Сельскохозяйственный
техникум «Бийский», Тальменский сельскохозяйственный техникум, Сельскохозяйственный
колледж республики Алтай, Сельскохозяйственный колледж при Горно-Алтайском университете,
Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного
комплекса.

Все выше перечисленные учебные заведения в той или иной форме
обеспечивают Алтайский край необходимыми выпускниками-аграрниками.

Алтайский государственный аграрный университет был создан в
1943 году, является высшим учебным заведением федерального подчинения и находится
в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Университет ведет программы дополнительного
образования: профессиональную переподготовку и повышение квалификации по 11 основным
образовательным программам, а также профессиональную подготовку рабочих по 3 программам.
Созданы факультет заочного (2001 год) и дополнительного образования, хотя подготовка
специалистов высшей квалификации для сельскохозяйственного производства по заочной
форме обучения началась в Алтайском сельскохозяйственном институте с 1947 года.
Факультет ведет работу в 2 направлениях: заочное и дополнительное образование. По
заочной форме обучаются более 4 тысяч студентов. К подразделениям дополнительного
образования относятся отдел довузовской подготовки с ежегодным контингентом от 300
до 500 человек, отдел повышения квалификации и профессиональной переподготовки с
контингентом около 200 слушателей и отделение рабочих профессий [35, с.168].

Система аграрного образования Алтайского края включает в себя:
1высшее учебное заведение, 9 учебных заведений среднего профессионального образования.

Среди факторов внешней среды, благоприятствующих развитию высшего
аграрного образования в Алтайском крае, можно отметить:

аграрную специфику региона;

наличие множества организаций АПК;

высокую оценку качества подготовки специалистов АГАУ руководителями
организаций АПК и других представителей регионального бизнеса;

потенциальный интерес сельской молодежи к получению высшего
образования;

региональную политику превращения Алтайского края в особую
аграрную экономическую зону.

Стратегическое видение роли аграрного университета на Алтае
сформулировано в «Основных направлениях развития Алтайского аграрного университета
на 2006 — 2010 годы», утвержденных ученым советом. В соответствии с этим документом
АГАУ выступает интегратором не только аграрного образования Алтайского края, но
и аграрной наукой, обмена передового опыта и практического внедрения научных рекомендаций
в агропромышленный комплекс.

Все новые профессиональные программы отвечают современным запросам
развития агропромышленного комплекса края.

Алтайский государственный аграрный университет сегодня и в
дальнейшем остается центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов и руководителей АПК Алтайского края.

Изменение в ситуации на рынке труда вследствие введения многообразия
форм собственности, многоукладности в сельском хозяйстве, проводимых реформ и новых
взглядов на управление, использование земельных и трудовых ресурсов поставило задачу
перед учеными и профессорско-преподавательским составом АГАУ видеть перспективу
на ближайшие годы в перестройке структуры подготовки специалистов, формировании
гибкой, но стабильной кадровой политики в крае.

Являясь вузом, который удовлетворяет запросы сельского населения
и производства региона, агроуниверситет ведет последовательную политику сохранения
базовых сельскохозяйственных специальностей. В последнее десятилетие в вузе начато
обучение по специальностям: землеустройство, городской и земельный кадастр, комплексное
использование водных ресурсов, плодоовощеводство и виноградарство, технология производства
и переработки сельскохозяйственной продукции, электрификации и автоматизации сельского
хозяйства и т.д.

Политика университета направлена на расширение спектра реализуемых
образовательных программ в отраслях сопутствующих АПК. Это позволило обеспечить
стабильно высокий уровень приема на первый курс.

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Рисунок 2.1 — Динамика приема на 1 курс

Динамика приема студентов на 1 курс значительно колебалась
по годам как по очной, так и по заочной формам обучения. В 2007 и 2008 годах благодаря
активизации профориентационной работы прием студентов был увеличен до 1260-1300
человек за счет набора на сверхплановые места [36, с.59].

Прием студентов на заочную форму обучения в последние годы
имеет тенденцию к увеличению, и это происходит за счет сверхпланового набора.

Как по очной, так и по заочной формам обучения доля студентов
в группе сельскохозяйственных специальностей составляет около половины всего контингента
студентов.

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Рисунок 2.2 — Структура контингента студентов по очной форме
обучения

Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

Рисунок 2.3 — Структура контингента студентов по заочной форме
обучения

Существенные изменения в структуру подготовки за последние
5 лет внесло внедрение системы непрерывного аграрного образования в крае: школа
— техникум (колледж) — университет [19, с.49-50]. АГАУ постоянно ведет работу со
средними специальными учебными заведениями этого профиля. Наличие большого количества
выпускников со средним специальным образованием, а также материальные сложности
для многих жителей Алтая, не позволяющие обучаться с отрывом от производства, дают
основание и далее укреплять заочное образование. Практически по всем специальностям
заочного отделения ведется подготовка выпускников сельскохозяйственных колледжей
по сокращенной программе высшего профессионального образования. Их доля в общем
контингенте заочников достигает 70%, а по отдельным специальностям — 100%. Подготовка
и переподготовка специалистов проводится с учетом региональных требований [19, с.50].

Современная рыночная экономика предъявляет повышенные требования
к кадрам сельского хозяйства. В системе профессионального образования в АПК страны
все шире получают распространение компьютерные методы обучения, ориентированные
на идеи программирования по различным учебным дисциплинам. Для успешного обучения
в Алтайских аграрных университетах ведутся разработка и изготовление моделей и тренажеров,
систем и аппаратуры управления экономическими, техническими системами и технологическими
процессами.

Встал вопрос в дальнейшем совершенствовании учебного процесса,
подготовке специалистов по эффективной организации агробизнеса в сельскохозяйственных
предприятиях. Методологической ее основой выступил бизнес-тренинг — это такой метод
группового обучения студентов и специалистов, при котором путем многочисленных,
особым образом организованных упражнений по воссозданию и восприятию проблемных
коммерческих ситуаций проводится их анализ и вырабатывается эффективное разрешение.

Сельское хозяйство претерпевает сильнейший упадок, для того,
чтобы хоть как-то подняться и выйти на новый уровень развития, необходимо создать
соответствующий контингент работников, занимающихся в этой отрасли. И не просто
занимающихся, а знающих свое дело. Задача аграрных учебных заведений предоставить
стране грамотных специалистов, которые знают свое дело и хотят им заниматься.


3. Модернизация региональной системы непрерывного образования
Алтайского края

Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми
человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности.
Глобальная угроза наших дней — отставание способности человека адаптироваться к
изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В сегодняшнем мире знания
обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое формальное образование,
получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира, принципиально не может
обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми
ему для эффективного выполнения социальных ролей. Принятая практически всеми передовыми
странами, концепция непрерывного образования выдвигает образование взрослых на определяющие
позиции в основных направлениях социально-экономического развития современного мира,
в том числе и России.

В современных условиях система образования
становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную
стабильность, развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае. Уровень
образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры в
крае является обязательным условием развития общества и экономики.

2008 год — особый для системы образования Алтайского края.
Это год, когда в крае одновременно впервые реализуются приоритетный национальный
проект «Образование», и в его рамках ещё два проекта, право на участие
в которых выиграно в серьёзнейших конкурсах федерального уровня. Это, в первую очередь,
комплексный проект модернизации образования, в рамках которого в край планируется
привлечь федеральные средства объёмом более 700 миллионов рублей, охватывающий все
сферы общего образования и влекущий за собой важнейшие институциональные изменения
в российской школе, а также краевая программа «Модернизация технологического
оборудования школьных столовых в Алтайском крае« на 2008-2010 годы» с
общим объемом финансирования 261 млн. рублей, позволяющая на современном уровне
решать вопросы обеспечения здоровья обучающихся. Цель политики модернизации краевой
системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики
и социальной сферы края в формировании условий для удовлетворения потребностей граждан,
общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных
механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития
фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования
системы непрерывного образования [26, с.43-44].

Эти и многие другие прорывные достижения
в системе образования края были бы невозможны без системной долговременной работы
по всем направлениям совершенствования такой важной социальной сферы, как образование.
Кроме того, каждый из вышеперечисленных конкурсов был выигран не в последнюю очередь
при означенном администрацией Алтайского края серьёзном софинансировании данных
проектов за счёт средств краевого бюджета (в частности, на поддержку комплексного
проекта модернизации образования из регионального бюджета запланировано более 1
миллиарда рублей). Другой важной составляющей этих успехов стало введение новых
механизмов управления системой образования, среди которых развитие системы образовательных
округов Алтайского края, расширение общественного участия в управлении образованием,
совершенствование законодательной базы образования [26, с.45].

Значительная по объему и содержанию законодательная работа
в сфере образования проделана и в Алтайском крае. Результатом ее явилось создание
законодательного поля не только для реализации нацпроекта «Образование»,
но и для модернизации образования в крае в целом: по всем узловым направлениям развития
образования в крае разработаны и приняты в виде закона или постановления краевые
целевые и ведомственные программы с финансовым обеспечением, среди которых — программы
по развитию дошкольного образования и обеспечению пожарной безопасности общеобразовательных
учреждений. Важными для нашего края явились принятые в декабре 2007 года изменения
в Закон Алтайского края «Об образовании», определившие статус и особенности
финансирования малокомплектных школ, которых в крае более 70% [26, с.48].

Очень существенное, определяющее влияние на развитие образования
в крае оказал приоритетный национальный проект «Образование». Главным
его эффектом стало значительный рост внимания власти всех уровней и общества в целом
к проблемам образования. Реализация национального проекта «Образование»
в Алтайском крае в 2008 г. позволила закрепить ряд позитивных системных эффектов,
запущенных нацпроектом в предыдущие годы и существенно расширить объёмы инновационно-проектной
деятельности в сфере образования.

Значительно увеличились ресурсные поступления в сферу образования
из всех уровней бюджета: 652,2 млн. рублей в 2006 г. (в том числе из краевого бюджета — 173,2 млн. рублей), 779,6 млн. рублей в 2007 г. (196,3 млн. рублей из краевого бюджета). В общем же расходы на образование в консолидированном
бюджете края по сравнению с 2005 г. (до начала проекта) выросли более чем на треть
и составили 11,1 млрд. рублей в 2008 г [5, с.176].

Современное общество и скорость распространения информации
создают идеальную возможность дистанционного обучения, самосовершенствования и быстрого
обмена знаниями, вследствие чего реализации направления «Внедрение современных
образовательных технологий» было уделено особое внимание. Актуальность данного
направления также обусловлена большим количеством сельских школ в Алтайском крае
(84%), где доступ к сетевым ресурсам — единственное средство существенно расширить
образовательное пространство [7, с.100].

Важное место при реализации национального проекта отводится
поддержке талантливой молодежи: в 2006-2007 годах отмечены денежными премиями 162
молодых таланта, победивших во всероссийских и краевых конкурсных мероприятиях.
И здесь администрация края не осталась в стороне, учредив ежегодные именные стипендии
губернатора Алтайского края для трёхсот одарённых учащихся [7, с.100-101].

Основной целью развития системы общего образования является
обеспечение прав граждан на получение доступного качественного общего образования
независимо от места жительства. Для достижения цели в ближайшие годы необходимо
обеспечить оптимальное соотношение финансовых затрат и качества предоставления услуг
в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в краевую систему образования
новые организационно — экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование
имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить
качество образования на основе обновления его структуры, содержания повысить инновационный
потенциал и инвестиционную привлекательность сферы образования.

Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:

1) совершенствование содержания и технологий образования.

Решение задачи обеспечивается за счет реализации программных
мероприятий:

внедрение новых образовательных технологий и принципов организации
учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного
образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных
технологий, развитие единой образовательной информационной среды;

повышение квалификации педагогических работников;

2) развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.

Решение задачи обеспечивается за счет реализации программных
мероприятий:

организация проведения единого государственного экзамена, итоги
которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность
вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования,
а также осуществление государственного контроля качества образования на основе независимой
оценки уровня подготовки выпускников;

организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков
в каникулярный период;

социальная поддержка студенческой молодежи;

3) укрепление материально-технической базы образовательных
учреждений края.

Решение задачи обеспечивается за счет реализации программных
мероприятий:

обеспечение образовательных учреждений современным оборудованием,
школьной, корпусной мебелью, компьютерной техникой и программным обеспечением, учебно-наглядными
пособиями, мягким инвентарем, материалами, необходимыми для организации учебно-воспитательного
процесса;

приобретение автобусов для организации перевозки учащихся;

повышение уровня пожарной безопасности образовательных учреждений;

развитие материальной базы детского спорта и другое.

Основная цель профессионального образования-подготовка квалифицированного
работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного
в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности
на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной
и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении
соответствующего образования.

Решение задачи коренного улучшения системы профессионального
образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной
и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает
совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских
кругов.


Заключение

В результате можно сделать вывод, что на сегодняшний день в
нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в
сфере непрерывного образования, а так же вопрос необходимости инвестирования в образование.

В системе образования наметилось много новых проектов, основанных
на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий.
Но для выполнения основной задачи — обеспечения разнообразного непрерывного образования
— требуется разработка новых концепций. Такая измененная образовательная система,
в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями
педагогики, предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества:
от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности;
от сообщающего обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих
баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи
обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многим
дипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.

Автоматизация и информатизация требуют постоянного обновления
знаний у работников, способных к нововведениям, неординарным решениям. В рыночной
экономике растет спрос на обновление и расширение знаний, на работников нового типа.
Отсюда новая социально — экономическая ситуация актуализирована не только научный
интерес к теории непрерывного образования, но и поставила задачу практической реализации
этой концепции. Чтобы остаться в общей линии развития мировой цивилизации необходимо
одновременно решать две сложнейшие задачи: возрождение и дальнейшее развитие промышленности,
а также создание условий для перехода к постиндустриальному обществу. Последнее
представляет собой долгосрочный процесс формирования новых личностных и социальных
установок и ориентации, вплетающихся в социально-экономическую, правовую, институциональную
и культурную среду общества. И непрерывному образованию в этом процессе принадлежит
главенствующая роль. Предпосылкой способности общества к модернизации, восприятию
новых реалий и идей является обращение к человеку как цели и средству этой модернизации.
Данная идея лежит в основе новых теорий устойчивого развития человечества, новой
концепции национального богатства, составной частью которой становится человеческий
и интеллектуальный капитал. Одной из основных форм создания и накопления человеческого
капитала является не просто образование, а непрерывное образование.


Список использованной литературы

1. Алексеев, А.В. Новая экономика — новое
образование? / А.В. Алексеев, О.В. Бауск // Эко. — 2006. — № 6. — С.81-87.

2. Алиева, С.В. Обоснование механизма
управления образовательными процессами в подготовке специалистов/ С.В. Алиева
// Соц. — гум. знания. — 2006. — №5. — С.145-155.

3. Алферов, А. Научно — методическое
обеспечение процесса профессиональной подготовки и повышение квалификации/ А. Алферов
// Муниципальная власть. — 2007. — № 2. — С.49-54.

4. Ахренов, В. Непрерывное профессиональное
образование: стратегия развития/ В. Ахренов // Учитель. — 2004. — № 5. — С.23-27.

5. Барабанова, И.П. Современные тенденции
развития системы высшей школы/ И.П. Барабанова // Соц. — гум. знания. — 2008. —
№ 5. — С.171-177.

6. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное
образование/ В.Н. Введенский // Соц. — гум. знания. — 2004. — № 3. — С. 208-217.

7. Винник, И.А. Обучение через опыт/
И.П. Винник // Молодежь и общество. — 2008. — № 3. — С.96-102.

8. Винслав, Ю. Профессиональное образование
и экономика/ Ю. Винслав // Российский экономический журнал. — 2005. — № 7-8. — С.55-71.

9. Власов, М.В. Оптимизация процессов
управления новыми знаниями/ М.В. Власов // Менеджмент. — 2007. — № 4. — С.3-7.

10. Власова, Л. Работодатель недоволен/
Л. Власова // Экономика и жизнь. — 2008. — № 4. — С.31.

11. Гегель, А.А. Выбор профессии: проблемы
становления современного специалиста/ А.А. Гегель // Соц. — гум. знания. — 2007.
— № 5. — С.221-231.

12. Генкин, Б.М. Экономика и социология
труда: учебник/ Б.М. Генкин. — М.: Норма, 2007. — 448 с.

13. Голубов, И.И. Бизнес — тренинг в
системе профессионального образования и повышения квалификации кадров/ И.И. Голубов
// Экономика с/х и перераб. предприятий. — 2007. — № 3. — С.63-65.

14. Горбачев, В.Г. Модернизационные
«волны» в высшей школе современной России/ В.Г. Горбачев // Соц. — гум.
знания. — 2008. — № 5. — С.178-188.

15. Гордеева, М. В поисках новых путей
развития/ М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2009. — № 26. — С.17.

16. Гордеева, М. Важны и содержание,
и форма/ М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2008. — № 33. — С.25.

17. Гордеева, М. Образовательный микс/
М. Гордеева // Экономика и жизнь. — 2009. — № 17. — С.17.

18. Гордеева, М. Учусь как хочу/ М. Гордеева
// Экономика и жизнь. — 2008. — №37. — С.33.

19. Жеруков, Б.Х. Аграрное образование
в России и проблемы вхождения в Европейское образовательное пространство/ Б.Х. Жеруков
// Экономика с/х и перераб. предприятий. — 2005. — №12. — С.49-51.

20. Кибанов, А.Я. Управление персоналом
организации: стратегия, маркетинг, интернационализация/ А.Я. Кибанов, И.Б. Дураков
// Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 301 с.

21. Колозариди, П. Зачем бизнесу студенты/
П. Колозариди // Абитуриент. — 2009. — №4. — С.12-14.

22. Кольчугина, М. Бизнес-образование
в России/ М. Кольчугина // МЭ и МО. — 2008. — №2. — С.61-69.

23. Кочергов, Д. Учимся на ситуациях/
Д. Кочергов // Экономика и жизнь. — 2007. — № 38. — С.33.

24. Крыштафович, А.Н. Управление знаниями
— перспективное направление менеджмента/ А.Н. Крыштафович // Менеджмент. — 2003.
— №1. — С.42-51.

25. Кузьмина, А. Потенциал рабочей силы
и рынок образовательных услуг/ А. Кузьмина // Вопросы экономики. — 2007. — №1.
— С.144-146.

26. Лисов, В. Довузовское профессиональное
образование в России: нынешнее состояние и вопросы модернизации/ В. Лисов // Российский
экономический журнал. — 2008. — №7-8. — С.35-55.

27. Лисов, С. Об интеграционном взаимодействии
учреждений среднего профессионального образования и бизнес — структур/ С. Лисов
// Российский экономический журнал. — 2007. — №9-10. — С.125-127.

28. Мау, В. Бизнес — образование рубежа
веков: вызовы времени и тенденции развития/ В. Мау // Вопросы экономики. — 2007.
— №10. — С.75-89.

29. Мильнер, Б.З. Управление знаниями/
Б.З. Мильнер // Экономика и жизнь. — 2004. — №5. — С.31.

30. Мясоедова, Т.Г. Управление знаниями
как функция деятельности организации/ Т.Г. Мясоедова // Менеджмент. — 2007. — №5.
— с.110-117.

31. Николаева, М. Актуальные проблемы
социального маркетинга в области образования/ М. Николаева // Маркетинг. — 2006.
— №2. — С.63-70.

32. Остапенко, Ю.М. Экономика труда/
Ю.М. Остапенко // Учебное пособие. — 2-изд., — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.

33. Острецов, В.Н. Пути реформирования
аграрного образования на основе интеграции с наукой и производством/ В.Н. Острецов
// Экономика с/х и перераб. предприятий. — 2005. — №8. — С.54-56.

34. Педагогика: большая современная энциклопедия.
— Мн.: Педагогика, 2005. — 364с.

35. Педагогический энциклопедический
словарь. — М.: Педагогика, 1998. — С.312.

36. Рубцов, С.Ф. Модернизация региональной
системы непрерывного сельскохозяйственного образования/ С.Ф. Рубцов // Экономика
с/х и перераб. предприятий. — 2009. — №9. — С.59-62.

37. Стахеева, Л.М. Интегрированные структуры
в системе непрерывного сельскохозяйственного образования/ Л.М. Стахеева // Экономика
с/х и перераб. предприятий. — 2007. — №10. — С.70-73.

38. Управление персоналом: энциклопедический
словарь. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 320 с.

39. Хайруллина, В.Г. Творческий компонент
труда и культурообразовательный процесс/ В.Г. Хайруллина // Социально-гуманитарные
знания. — 2007. — №5. — С.307-314.

40. Чащарина, О.М. Как кризис изменит
программы бизнес — образования/ О.М. Чащарина // Эко. — 2009. — №8. — С.151-159.

41. Экономика труда: Учебник/ Под ред.
Н.А. Горелова. — СПб.: Норма, 2007. — 430 с.

42. Экономика труда: социально-трудовые
отношения: Учебник/ Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Д. Одегова. — М.: Изд. «Экзамен»,
2004. — 736 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий