Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)

Дата: 12.01.2016

		

Среди
шедевров Пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» –
одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных. Здесь чувства без остатка
растворены в словах, а слова как бы сами просятся, ложатся на музыку.

Это
стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин впервые
познакомился в Петербурге в доме Олениных, в начале 1819 г. Уже тогда поэт был очарован красотой и очарованием Анны Керн. После этой встречи прошло шесть
лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 г., когда она гостила в Тригорском у своей тетки П. А. Осиповой. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти
угасшее чувство. В обстановке однообразной и тягостной михайловской ссылки появление
Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость
творческого вдохновения, упоение и волнение страсти и любви.

Стихотворение
начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем
в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето
трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед
святыней красоты:

Я
помню чудное мгновенье:

Передо
мной явилась ты,

Как
мимолетное виденье,

Как
гений чистой красоты.

«Гений
чистой красоты» – это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всем
очаровании и блеске своей красоты. Но это также и обобщенный образ идеальной,
прекрасной женщины.

Следующие
строфы автобиографичны. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие
«в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты», воссоздает иной
настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние
мечты»), говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях,
проведенных в глуши:

Без
божества, без вдохновенья,

Без
слез, без жизни, без любви.

Это
не просто воспоминание, воспроизведение прежних пережитых впечатлений. В памяти
поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе.
Гармоническая умиротворенность достигается задушевностью интонации,
меланхолическими раздумьями о днях, прожитых «без божества, без вдохновенья».
Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос
нежный», рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный», «вдохновенья –
заточенья»), но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.

Но
вдруг эта гармония взрывается. Тихая нежность уступает место бурной страсти.
Вновь возрождение чувств в душе поэта, вновь прилив жизненных сил, вновь приход
творческого вдохновения:

Душе
настало пробужденье:

И
вот опять явилась ты,

Как
мимолетное виденье,

Как
гений чистой красоты.

И
сердце бьется в упоенье,

И
для него воскресли вновь

И
божество, и вдохновенье,

И
жизнь, и слезы, и любовь.

Упоение
всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не
сравнимое счастье, блаженство.

В
данном стихотворении тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями
поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в
чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. Явление «гения чистой
красоты» внушило поэту и целомудренное восхищение и упоение любовью, и
просветленное вдохновение.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий