Пейзажная лирика Некрасова

Дата: 12.01.2016

		

Криницын А.Б.

Картины
природы никогда не были для Некрасова главной поэтической темой: обыкновенно
все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные
зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями или
как своеобразная к ним иллюстрация. К примеру, за изображением несжатой полосы
пшеницы поздней осенью встает судьба несчастного пахаря, надорвавшегося на
тяжелой работе и умирающего от мучительного недуга:

Поздняя
осень. Грачи улетели,

Лес
обнажился, поля опустели,

Только
не сжата полоска одна…

Грустную
думу наводит она.

Кажется,
шепчут колосья друг другу:

«Скучно
нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно
склоняться до самой земли,

Тучные
зерна купая в пыли!

<…>

Ветер
несет им печальный ответ:

«Вашему
пахарю моченьки нет.

Знал,
для чего и пахал он и сеял,

Да
не по силам работу затеял.

<…>

Руки,
что вывели борозды эти,

Высохли
в щепку, повисли как плети,

Очи
потускли, и голос пропал,

Что
заунывную песню певал,

Как,
на соху налегая рукою,

Пахарь
задумчиво шел полосою».

(«Несжатая
полоса» 1854 г)

Еще
более резко проступает идеологическая направленность в стихотворении «На
Родине» (1855г.), где красоту «родимых нив» отравляет в сознании поэта тот
факт, что они «возделаны рабами»:

Роскошны
вы, хлеба заповедные

Родимых
нив, —

Цветут,
растут колосья наливные,

А
я чуть жив!

Ах,
странно так я создан небесами,

Таков
мой рок,

Что
хлеб полей, возделанных рабами,

Нейдет
мне впрок!

Точно
так же и Волга, на которой прошло детство Некрасова, несмотря на все ее
великолепие, воспринимается им как «река рабства и тоски», поскольку над ней
раздается стон бурлаков («На Волге» 1860г.). Все это типичные примеры
социального пейзажа в лирике Некрасова.

Мы
привыкли, что пейзажи у Некрасова зачастую хмуры и унылы, подобно описанию
дождливого осеннего дня в уже разобранном нами стихотворении «В деревне», или
же в отрывке «Утро»:

Бесконечно
унылы и жалки

Эти
пастбища, нивы, луга,

Эти
мокрые, сонные галки,

Что
сидят па вершине стога;

Эта
кляча с крестьянином пьяным,

Через
силу бегущая вскачь

В
даль, сокрытую синим туманом,

Это
мутное небо… Хоть плачь!

Однако
встречаются у него картины природы, свободные как от социальной проблематики,
так и от тоскливой хандры. В первой части поэмы «Железная дорога» тоже рисуется
осенняя природа, но автор бесхитростно восторгается ею. Некрасов вступает в
своеобразное поэтическое состязание с Пушкиным, для которого осень являлась
любимейшим временем года и который в своем знаменитом стихотворении («Осень»
1833г.) описал ее подчеркнуто реалистическим языком, но при этом опоэтизировал.
Некрасов воспроизводит пушкинскую «поэзию действительности»:

Славная
осень! Здоровый, ядреный

Воздух
усталые силы бодрит;

Лед
неокрепший на речке студеной

Словно
как тающий сахар лежит;

Около
леса. как в мягкой постели,

Выспаться
можно — покой и простор!

Листья
поблекнуть еще не успели,

Желты
и свежи лежат, как ковер.

Славная
осень! Морозные ночи.

Ясные,
тихие дни…

Нет
безобразья в природе! И кочи,

И
моховые болота, и пни —

Все
хорошо под сиянием лунным.

Всюду
родимую Русь узнаю…

Вслед
за Пушкиным Некрасов показывает, как осенняя природа гармонирует с его телесным
и духовным состоянием[viii] и пробуждает в душе новые
жизненные силы («Воздух усталые силы бодрит»). По словам Н. Скатова,
«некрасовский стих распахнут в природу». Он обновляет поэтические средства,
находя конкретные, до него ни разу не употреблявшиеся сравнения и эпитеты
(воздух – «ядреный», «Лед неокрепший <…> словно как тающий сахар
лежит»). Замечание о том, что «около леса, как в мягкой постели, выспаться
можно…» – звучит просто и непритязательно, но именно своей прозаичной
конкретностью оно позволяет нам лучше войти в состояние поэта и ощутить почти
физически тот «покой и простор», о котором он пишет.

Пусть
Некрасов никогда не вдумывался в метафизику и философию природы, подобно
Тютчеву, но он прочувствовал с детства ее животворную силу и величавую красоту.
Глубокое проникновение в ее бытие, противопоставленное суетным человеческим
устремлениям, мы находим в маленькой лирической зарисовке, принадлежащей,
несмотря на свою немногословность, к вершинам русской пейзажной лирики:

В
столицах шум, гремят витии,

Кипит
словесная война,

А
там, во глубине России —

Там
вековая тишина.

Лишь
ветер не дает покою

Вершинам
придорожных ив,

И
выгибаются дугою,

Целуясь
с матерью-землею,

Колосья
бесконечных нив…

Русский
пейзаж дан всего несколькими чертами, но сразу связывается с концептами тишины,
вечности (как и в знаменитом пейзаже И. Левитана «Над вечным покоем»),
матери-земли, дороги, а завершается образом медленно зреющих, наливающихся
жизнью и новой силой колосьев. Задается и идея любви, которой движется мир –
через поцелуй колосьев Земле. Подобный прием резкого переключения из одного
смыслового плана (житейского, временного, суетного) в иной (природный, вечный,
безмолвный) позже с необыкновенной силой убедительности применил Лев Толстой в
сцене ранения князя Андрея Болконского под Аустерлицем, когда тот неожиданно
видит над собой только бесконечное спокойное небо.

Природа
оказывается для Некрасова средством успокоения, отдохновения от тягот жизни,
исцеления душевных ран; именно к ней, на ее грудь он припадает, черпая новые
жизненные силы. Особую роль играют восторженные описания весенней природы,
поражающие ликованием жизненных сил и кипящей радостью бытия:

Но
люблю я, весна золотая,

Твой
сплошной, чудно — смешанный шум;

Ты
ликуешь, на миг не смолкая,

Как
дитя, без заботы и дум.

<…>

По
холмам, по лесам, над долиной

Птицы
севера вьются, кричат,

Разом
слышны — напев соловьиный

И
нестройные писки галчат,

Грохот
тройки, скрипенье подводы,

Крик
лягушек, жужжание ос,

Треск
кобылок, — в просторе свободы

Все
в гармонию жизни слилось…

Я
наслушался шума иного…

Оглушенный,
подавленный им,

Мать
— природа! иду к тебе снова

Со
всегдашним желаньем моим —

Заглуши
эту музыку злобы!

Чтоб
душа ощутила покой

И
прозревшее око могло бы

Насладиться
твоей красотой.

Другой
ликующе радостный пейзаж мы найдем в стихотворении «Зеленый шум», где
рассказывается о том, как приход весны исцелил душу крестьянина, заставив его
отказаться от задуманного «косматой зимой» греха смертоубийства изменившей ему
жены:

Как
молоком облитые,

Стоят
сады вишневые,

Тихохонько
шумят;

Пригреты
теплым солнышком,

Шумят
повеселелые

Сосновые
леса;

А
рядом новой зеленью

Лепечут
песню новую

И
липа бледнолистая,

И
белая березонька

С
зеленою косой! <…>

Идет
— гудет Зеленый Шум,

Зеленый
Шум, весенний шум!

Природа
исцеляет душу лирического героя и в поэме «Рыцарь на час» (с очень редким в
поэзии ночным осенним пейзажем), и в поэме «Тишина», где природа должна утишить
боль от поражения России в Крымской войне:

Все
рожь кругом, как степь живая,

Ни
замков, ни морей, ни гор…

Спасибо,
сторона родная,

За
твой врачующий простор!

Уже
по приведенным примерам нетрудно заметить, как Некрасов любил в русском пейзаже
вид колосящихся полей. Они давали ощущение широты, простора, кроме того,
являлись зримым воплощением народного труда и богатства страны, соединением
открытой красоты и производительной силы земли. Образы зерна и колоса, кроме
того, являются древнейшими символами созидательного труда, культуры и развития
(само слово «культура» происходит от латинского «colo, cultum» – пахать,
обрабатывать поле), а в религиозном контексте – вечной жизни и воскресения,
восходящими к евангельским словам: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное
зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт
много плода» (Ин.12, 24)[ix]. Иисус Христос в одной из
Своих притч называет Себя сеятелем, сеющим в людских душах семена веры и
Царствия Небесного (Мф. 13; 3-8). Если Пушкин в свое время написал горделивый
стих «Свободы сеятель пустынный…», в котором, уподобляя себя Христу,
отказывался от проповеди свободы для крепостных, то Некрасов пишет, скрыто полемизируя
с предшественником, стихотворение «Сеятелям», напротив, призывая народных
просветителей к самоотверженному служению:

Сеятель
знанья на ниву народную!

Почву
ты. что ли, находишь бесплодную.

Худы
ль твои семена?

Робок
ли сердцем ты? слаб ли ты силами?

Труд
награждается всходами хилыми,

Доброго
мало зерна!

<…>

Сейте
разумное, доброе, вечное.

Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное

Русский
народ…

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий