Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

Дата: 12.01.2016

		

Эта
достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон,
Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы
использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и
поэзии.

Этот
вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу
стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов,
которых

…хвалят
все, питают – лишь журналы;

Катится
мимо их фортуны колесо…

Их
жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.

Автор
советует начинающему поэту быть «спокойным». Он видит назначение поэзии в том,
чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, «хорошие стихи не так легко
писать», но уж если писать, то только хорошие.

«Неподкупный
голос» лирического героя слышен в стихотворении 1818 г. «К. Н. Плюсковой». Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою
независимость по отношению к властям:

Свободу
лишь учася славить,

Стихами
жертвуя лишь ей;

Я
не рожден царей забавить

Стыдливой
музою моей…

В
стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» рассудительный
книгопродавец замечает:

Не
продается вдохновенье,

Но
можно рукопись продать.

Стихотворение
заканчивается признанием поэтом правоты продавца. Заключительные строки
написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира
мечтаний в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкин
выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности
поэта.

В
стихотворении «Пророк» (1826 г.) в аллегорической форме рассказывается о
преобразовании простого человека в поэта-пророка. «Шестикрылый серафим»
наделяет человека «вещими зеницами», необыкновенным слухом, жалом «мудрыя
змеи», вместо сердца вдвигает ему в грудь «угль, пылающий огнем». Но и этого
полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал
поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:

И
бога глас ко мне воззвал:

«Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись
волею моей,

И,
обходя моря и земли

Глаголом
жги сердца людей».

Таким
образом, Пушкин в «Пророке» видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы
«глаголом жечь сердца людей».

Через
два года было написано стихотворение «Поэт и толпа», обличающее отношение
светской «черни» к поэту:

Зачем
так звучно он поет?..

Как
ветер песнь его свободна,

Зато
как ветер и бесплодна:

Какая
польза нам от ней?

Но
и поэт также выражает свое отношение к черни:

Подите
прочь – какое дело

Поэту
мирному до вас!

В
разврате каменейте смело,

Не
оживит вас лиры глас!

Поэт
– сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы Господа
Бога, но в то же время он – обычный живой земной человек. Бог шлет поэту
вдохновенье, и тогда —

Душа
поэта встрепенется,

Как
пробудившийся орел.

Тему
взаимоотношения поэта и толпы Пушкин развивает в стихотворении «Эхо» (1831 г.). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:

На
всякий звук

Свой
отклик в воздухе пустом

Родишь
ты вдруг…

Тебе
ж нет отзыва…Таков

И
ты, поэт!

Образ
поэта, не ценящего «громкие права», не зависящего «от царя», «от народа»,
дающего отчет «себе лишь самому», создан Пушкиным в стихотворении 1836 г. «Не дорого ценю я громкие права…». Счастье для истинного поэта, по мнению автора:

По
прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь
божественным природы красотам,

И
пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща
радостно в восторгах умиленья.

Своего
рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный» (1836 г.), написанное за полгода до смерти.

Пушкин
выделил существенное качество своего творчества – служение народу, а также то,
«что чувства добрые лирой пробуждал»:

И
долго буду тем любезен я народу,

Что
чувства добрые я лирой пробуждал,

Что
в мой жестокий век восславил я свободу

И
милость к падшим призывал.

Обращаясь
к Музе, он призывает:

Веленью
Божию, о муза, будь послушна,

Обиды
не страшась, не требуя венца;

Хвалу
и клевету приемли равнодушно,

И
не оспаривай глупца.

Поэт,
по мнению Пушкина, на должен ни от кого зависеть, ни перед кем «не клонить
гордой головы», а достойно выполнять свое предназначенье – «глаголом жечь
сердца людей».

Позже
Пушкин скажет: «Цель поэзии – поэзия», и останется верен этому до конца.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий