Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Дата: 12.01.2016

		

«Горе
от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое
занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими
произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя,
«Маскарад» Лермонтова.

В
комедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего».
Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин.
Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «век
минувший» лишь по возрасту. Это деление проходит по взглядам, которых
придерживается персонаж, его моральным принципам, его поведению, привычкам и
стремлениям. Рассмотрим двух этих персонажей подробнее.

Фамусов
впервые появляется к комедии в сцене с молоденькой служанкой Лизанькой, где он
пошло заигрывает с нею. Уже с самого начала комедии мы получаем представление о
нравственном облике Фамусова, о его старческом сластолюбии. Подобный случай не
был единичным в тогдашнем высшем обществе, это было вполне в порядке вещей.

Фамусов
очень озабочен воспитанием и образованием своей дочери Софьи:

Уж
об твоем ли не радели

Об
воспитаньи! с колыбели!

Но
к чему сводится это воспитание?

Мать
умерла: умел я принанять

В
мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото
в надзор тебе приставил:

Умна
была, нрав тихий, редких правил.

Одно
не к чести служит ей:

За
лишних в год пятьсот рублей

Сманить
себя другими допустила.

В
своей ограниченности Фамусов не понимает, что невозможно «принанять» вторую
мать, мать вообще никто не может заменить.

Однако
все старания Фамусова в воспитании дочери не прошли даром: незаметно для самой
Софьи они сформировали ее характер, ее правила поведения. Да и пример отца
становится для Софьи хорошим уроком: об этом говорит ее умение быстро рассеять
недоверчивость и подозрения Фамусова, ее притворство перед Чацким.

Образ
Фамусова очень сложен. С одной стороны, его речи по пылкости и пафосу не
уступают речам Чацкого, с другой стороны – он что ругает, то и хвалит. Вспомним
его речи по поводу засилья всего иностранного:

А
все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда
моды к нам, и авторы, и музы:

Губители
карманов и сердец!

Но
уже в следующем акте он будет хвалить то, что не так давно ругал. Кроме того, в
своем мракобесье и ретроградстве он так же пренебрежительно относится ко всему
исконно русскому, национальному:

Ей
сна нет от французских книг,

А
мне от русских больно спится.

Подобное
поведение Фамусова не случайно, закономерно: ведь он является выразителем
принципов общества, которое недаром получило название фамусовского.

Как
и все члены фамусовского общества, Фамусов не желает и не умеет заниматься
служебными делами:

Боюсь
сударь я одного смертельно,

Чтоб
множества не накоплялось их;

Дай
волю вам, оно бы засело;

А
у меня что дело, что не дело.

Обычай
мой такой:

Подписано,
так с плеч долой.

Идеал
жизни Фамусова всего фамусовского общества – богатство при отсутствии
надобности и желания служить, знатность, претензии на ум при отсутствии
такового, лесть и низкопоклонничество, в которых, по их мнению, нет ничего
зазорного, ненависть ко всему новому, боязнь того, что что-то новое ворвется в
их жизнь и переменит ее.

Секретарем
Фамусова является Молчалин – «враг дерзости», робкий, преданный молодой
человек. Именно в нем живы и процветают традиции фамусовского общества.

Молчалин
беден, а потому, чтобы войти в высший свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит
перед самыми «яркими» представителями этого общества:

Там
моську вовремя погладит,

Там
впору карточку вотрет…

Кроме
того, он нашел более легкий вариант, как войти быстро и без особых унижений в
высший свет: он ловко играет роль влюбленного в Софью человека:

И
вот любовника я принимаю вид

В
угодность дочери такого человека…

За
несколько лет службы у Фамусова Молчалин успел завязать нужные связи и
приобрести полезные знакомства, которые в дальнейшем помогут ему «и награжденья
брать, и весело пожить».

После
того как Софья случайно узнала о притворстве Молчалина, он не растерялся, он
слишком живуч, чтобы быть уничтоженным такой мелочью. Теперь Молчалин стал
приспосабливаться к новым условиям жизни.

В
то время как раз наступал период молчалиных, которые представляли собой ту
силу, которую невозможно было уничтожить: «Молчалины блаженствуют на свете!» –
недаром с горечью заметил Чацкий.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий