Развитие малого бизнеса в современной России

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

1. Теоретические положения развития малого бизнеса

1.1 Понятие малого бизнеса и малого
предпринимательства. Критерии отнесения предприятий к малым

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

1.3 Опыт
развития малого бизнеса за рубежом

2. Становление и тенденции развития малого
предпринимательства в России

2.1 Этапы развития малого бизнеса в
современной России

2.2 Состояние малого бизнеса в Оренбургской области

3. Современное состояние и воздействие
экономического кризиса на функционирование малого бизнеса России

Заключение

Список использованных источников


Введение

В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий
соствляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа.
Сегодня мировая экономика переживает так называемый «бум» малого предпринимательства.
Он предопределен углублениям специализации и децентрализации производства; ростом
роли услуг в экономике; проведением приватизации и уменьшением регулирующей роли
государства в некоторых отраслях, обеспечением государством свободы предпринимательской
деятельности, расширением государственной поддержки малого бизнеса.

В развитых странах малый бизнес является неотъемлемой частью
рыночного хозяйства. Он, как источник прогрессивных экономических изменений, приобрел
особенную актуальность в 90-х годах: малые предприятия (МП) содействуют развитию
конкуренции, создают новые рабочие места, интенсивно занимаются научными разработками,
и тому подобное. Кроме того, малый бизнес является залогом демократизации экономики
и общественной жизни, фактором поддержания социальной праведливости в обществе.
Зарубежный опыт подтверждает эффективность существования сектору малых предприятий
в современной экономике.

Никакая «здоровая» экономическая система не может обойтись
без баланса большого и малого бизнеса.

Для крупного бизнеса необходимы и выгодны емкий рынок со стабильным
и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требованиям,
аккумулирования значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия
имеют целый ряд преимуществ в управлении: простота коммуникаций, отсутствие жесткой
иерархии, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость продукции
в малом бизнесе, ниже, чем в крупном, при высоком качестве производимой продукции
и услуг.

Таким образом, малые фирмы, выполняя связующую и посредническую
роль между крупными производителями и конечными потребителями, могут вникнуть в
нужды каждого конкретного потребителя, способствовать максимальному удовлетворению
их потребностей. Кроме того, статистика свидетельствует, что малое предпринимательство
является существенным источником новых идей и пополнения доходов бюджетов различных
уровней.

В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса
национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего
бизнеса.

Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность
как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его
функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших
материальных и трудовых ресурсов.

Малое предпринимательство — это многогранное социально-экономическое
явление, затрагивающее большинство сторон экономической жизни страны и содействующее
решению многих его проблем. Однако оно не лишено недостатков и требует поддержки
со стороны государтсвенных структур.

Малый бизнес — двояк по своей сути: с одной стороны — это организация,
а с другой — часное лицо. Именно здесь наиболее тесно смыкаются интересы государства,
его налоговая политика и интересы конкретного гражданина, его запросы и возможности
для их удовлетворения.

Таким образом, именно малый бизнес является необходимым условием
формирования так называемого среднего класса — социального фундамента, обеспечивающего
стабильное развитие российского общества, поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель данной работы — изучение роли малого бизнеса в экономике.

В соответствии с поставленой целью в работе решались следующие
задачи:

рассматривались понятие и роль малого бизнеса в экономике;

изучался зарубежный опыт функуционирования предприятий малого
бизнеса;

анализировалось состояние малого бизнеса;

выявлялись проблемы малого бизнеса в условиях кризиса и определялись
пути их преодоления.

В процессе выполенния работы использовалсь учебно-методическая
и нормативная литература, статьи и монографии по избранной теме.


1. Теоретические положения развития малого бизнеса
1.1 Понятие малого бизнеса и малого предпринимательства.
Критерии отнесения предприятий к малым

Экономика развитых стран представлена системой предприятий, которые
по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые. Собственников
этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес — сохранение, развитие и
защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден,
каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического
поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических
и экономических проблем. Различны место и роль этих секторов в экономике. Крупный
бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения
и развития он тяготеет к интеграции. В тоже время он часто становится орудием экспансии
международных предпринимательских структур на внутреннем рынке.

Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической
конъюнктуры и ведет конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным
отечественным и иностранным капиталом. Среднее предпринимательство более тесно связано
с национальными интересами [18, С.149].

Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой
мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют
социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую
разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров
и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической,
производственной и управленческой гибкостью это позволяет им чутко реагировать на
изменяющуюся конъюнктуру рынка. Именно благодаря деятельности малых предприятий
многие продукты и услуги становятся доступными конечному потребителю. Они разнообразят
количество предлагаемых товары на рынке, так как данной сфере выгоднее заниматься
каждым продуктом в небольших объемах, получая таким образом прибыль от каждого вида,
чем развивать какое-либо одно направление и в случае неудачи обречь себя на полный
крах.

В определение термина «малое предпринимательство» у
теоретиков нет пока единого мнения. Он прочно укоренился в научной литературе, обиходной
речи и даже законодательных актах, но, тем не менее, требует уточнения.

В общем плане предпринимательство — это сфера экономической деятельности,
в которой реализует себя предприниматель — инноватор, субъект, ищущий и реализующий
новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать
и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей,
порождать новые потребности и способы их удовлетворения.

Но эта сфера определенным образом структурирована и организована.
И первичным структурным звеном предпринимательства выступает предприятие, которое
по определенном критериям может быть отнесено к малым, средним и большим. Поэтому
когда речь идет о малом предпринимательстве, то мы имеем в виду предпринимательство
в рамках малых предприятий обладающие рядом специфических черт и особенностей. Или,
в иной терминологии, речь идет о предпринимательстве в сфере малого бизнеса.

В научной литературе вместо термина «малое предпринимательство»
часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически
тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство»
— это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми
исключениями, а «малый бизнес» — экономический. Но, в сущности, это одно
и то же явление.

В юридической и экономической литературе дается множество определений
МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший
интерес представляет определение термина «малое предпринимательство»,
данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака
малого предприятия:

небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное
влияние на цены и объемы реализуемого товара;

правовая независимость — предприятие управляется не через формализованную
управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые
сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных
фирм;

персонифицированное управление, предполагающее, что собственник
или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и
в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.

Согласно ст.3 Федерального закона «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства
принято считать:

1. коммерческие организации, в уставном капитале которых доля
участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, не превышает 25%;

2. и в которых средняя численность работников за отчетный период
не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности
— 50 человек.

Также представляет интерес предложенная академиком Л.И. Абалкиным
классификация субъектов МП. Он делит их на три категории: «Первая — это то,
что в России несколько раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью.
Второй тип хозяйств — это формы малого бизнеса, основанные на семейном хозяйстве
с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что имеет достаточно
широкое развитие. Классическим примером являются фермерские семейные хозяйства,
развивающиеся в России. И, наконец, третья группа — это действительно современные
производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации,
технологии, часто крупные по масштабам производства: в строительстве, науке и научной
деятельности.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, т.е. индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели всегда
являются субъектами малого предпринимательства.

Таким образом, и производственные кооперативы, и акционерные
общества, и общества с ограниченной ответственностью и др. — все коммерческие организации,
независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого
бизнеса, т.е. быть так называемыми «малыми предприятиями».

малый бизнес предпринимательство россия


1.2 Роль малого бизнеса в экономике

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ
по сравнению с крупными предприятиями:

малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах
и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно
по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных
рынков;

более высокая оборачиваемость капитала;

малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

В частности, из 61 крупного открытия в XX в.48 были сделаны на
малых и средних предприятиях* (3) .
При этом, как показывает практика, 80-85% разработок малых фирм внедряются в течение
одного-двух лет* (4) ;

относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской
деятельности, в первую очередь на управление;

высокая приспособляемость к изменениям рынка;

близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры
и другие преимущества.

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном
соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество
малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых
странах. В США 97% предприятий — малые, а в России — 28%.

Чем же привлекателен для экономики малый бизнес

Во-первых, единство права собственника и непосредственного управления
предприятием. Способность и готовность функционеров малого бизнеса брать на себя
риск и нести ответственность за принимаемые решения предполагает именно такое единство.

Во-вторых, так называемая обозримость малого предприятия. Небольшие
размеры позволяют устанавливать неформальный, личностный характер отношений между
работником и работодателем, обеспечивать более действенный механизм мотивации труда
и более высокую степень удовлетворенности им.

В-третьих, относительно небольшие рынки сбыта, не позволяющие
малой фирме оказывать влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли.
Однако некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически
становятся монополистами в ее пределах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В-четвертых, персонифицированный характер отношений предпринимателя
с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции. Это объясняется
тем, что малое предприятие в принципе рассчитано на обслуживание сравнительно узкого
круга потребителей.

В-пятых, семейный характер предприятия, ведения дела: семья нередко
включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется
за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.

Наконец, в-шестых, малым фирмам свойственен особый характер финансирования.
Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые
биржи, то малое предприятия может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты
банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы
у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что небольшие фирмы образуют фундамент,
на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом
определяет архитектуру всего здания экономики.

Это объясняется следующим.

Прежде всего, следует подчеркнуть интегрирующую (связующую экономику
в единое целое) роль малых предприятий (этот тип фирм называют коммутантами, т.е.
соединителями).

Дело в том, что в рыночном хозяйстве наличие платежеспособного
спроса на какой-либо товар должен автоматически рождать его предложение. Но характерной
чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно
экономически оправдано и выгодно далеко не в любых условиях.

Крупное производство эффективно, как правило, при массовом выпуске
более или менее однотипной продукции, обеспечивая экономию на объеме выпуска (масштабах
производства). В противном случае крупная компания по возможности не берется за
выпуск неприбыльных товаров. Но это потенциально может вызвать глубокие диспропорции
[6, С.7].

Например, производство автомобилей выгодно крупным компаниям,
так как это серийный типовой товар, также как и производство бензина. Но содержать
бензозаправочные станции (за редким исключением) фирмам-гигантам не выгодно из-за
высоких трансакционных издержек, незначительной дневной выручки и т.п. без малых
предприятий сложилась бы парадоксальная ситуация: массово производимые автомобили
при достаточном количестве бензина не смогли бы свободно перемещаться по стране,
если в ней нет достаточного количества бензоколонок.

Лишь малые фирмы-коммутанты готовы использовать любую возможность
для бизнеса, остальные компании в этом смысле очень разборчивы.

Средние фирмы характеризуются меньшими объемами выпуска, но берутся
за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные
потребности. Специализированная средняя фирма должна накопить познания в узкой области
и идет на связанные с этим затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет
иметь перспективу.

Без малых фирм экономика приобрела бы «лоскутный» характер:
одни потребности рынка удовлетворялись бы с достаточной полнотой — те, на базе которых
можно создать масштабное сверхприбыльное или специализированное выгодное производство,
другие же, не отвечающие этим требованиям, не удовлетворялись бы. Это противоречие
решается с помощью фирм-коммутантов, основной стратегией которых является постоянный
поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление
к конъюнктуре рынка. Не случайно для деятельности таких фирм характерно отсутствие
планирования — они по определению должны быть мобильными, готовыми к переменам.

Значение малого предпринимательства для экономики наглядно характеризует
схема, изображенная на рисунке 1 [9, С.43].

Прежде всего, малый бизнес — это дополнительные рабочие места,
заработная плата и, соответственно, социальная защищенность работников. Кроме того,
малое предпринимательство является одним из источников доходов бюджетов всех уровней.
Оно дает возможность людям проявить свои возможности и скрытые способности. Малое
предпринимательство направлено на максимальное удовлетворение спроса потребителей,
часто в тех отраслях, от которых отказались крупные фирмы. Желая выжить, предприятия
стремятся снижать издержки производства, что способствует снижению уровня цен на
продукцию. Малые фирмы содействуют ускорению распространения новой продукции.

Не менее важна роль малых предприятий в формировании конкурентных
отношений в рыночной экономике. Конечно, для отдельной малой фирмы столкновение
с крупной корпорацией чаще всего заканчивается поражением. Но взаимоотношения
всего сектора малого предпринимательства и крупного капитала складываются
иначе: здесь нередко атакующей стороной выступают малые фирмы.

Развитие малого бизнеса в современной России

Рис. 1 — Направления воздействия предпринимательства на экономику страны

Стремление к максимальному и своевременному удовлетворению
спроса потребителей

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий