Архитектура Казахстана

Дата: 21.05.2016

		

Историко-архитектурные памятники
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и
архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания.
Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают
мавзолеи и мазары («жилища мертвых»). Широкую известность приобрели
мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-
ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к
ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир;
мавзолей Кара-хана в Таразе и др.
Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции,
декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим
совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые
виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые
плиты.
В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из
них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью
архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым
барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом;
плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной
кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на
арабском языке: «Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…»
Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном
фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности
памятника.
Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно
назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что
в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов,
конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено
большое количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К.
Басенов называл его «своего рода музеем, в котором сосредоточены основные
орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к
пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных
орнаментальных мотивов».
Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем
углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых
колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а
оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз
разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных
сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних
племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы
уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I
тысячелетий до н.э.
Предания донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно
одной легенде, похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким-
ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время
поездки к своему жениху Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах
здания сохранились такие слова : «Осень, тучи…жизнь прекрасна».
Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом
летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана
Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом
берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции — это портально-
купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный
барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала — повторение
строительных форм предыдущего караханидского времени.
Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-
художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.).
Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и
сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально
величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим
разнообразием. К числу оригинальных надгробных памятников относится
овеянный легендами мазар Козы Корпеш — Баян Слу и более ранний по времени
Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня
круглые юртообразные памятники получили у казахов название «уйтас» или
«дын». Своим происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим
типам однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом — шошала,
бытовавшим у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху.
Мазар Козы Корпеш- Баян Слу — памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на
берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами
героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в
Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом
в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по
народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В
1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник — символ
бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.
Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана:
Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями
красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.
Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих
полупустынных районов и по существу открыл для науки и широкой публики
уникальный заповедник традиционного строительного искусства мастеров-
камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники —
сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.
Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный
из крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ-
начале ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато
декорированы рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью.
Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени,
демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это
каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты,
ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное
навершие.
Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные
сооружения. Самый древний из них — мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв.
н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены
ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым
орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими
учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал
затворником и больше не покидал свою подземную обитель.
Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость,
вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена
арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость,
напоминала льва, поэтому и вошла в историю как «город-лев».

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий