Административное принуждение

Дата: 21.05.2016

		

П Л А Н

Введение

1. Понятие административного принуждения

2. Виды административного принуждения:

— административно-предупредительные меры

— меры административного пресечения

— меры взыскания

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и
правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного
воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов
выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как
убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы
государственного управления, явления социальные, так как они находят свое
проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных
отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и
является необходимым элементом всякой социальной организации.
“Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания
государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали
проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к
тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры,
допускаемые законом”. Государственное принуждение применяется на базе
убеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы с
правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя…
законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вести
строго законными средствами”. Государственное принуждение — это средство
защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные
действия, принудительная деятельность регулируется правом. «Кроме правового
принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое
принуждение, физическое принуждение и его разновидность — дисциплина
голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев);
преступника в отношении жертвы т.п.».
Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность
органов государственного управления и как один из методов управления.
Первый из них применяется «в основном лишь к тем, кто не выполняет
добровольно требования законодательства или законных органов
государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения
как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то
его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная
власть».

1. Понятие административного принуждения

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно
имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за, что
государственные органы могут применять метод принуждения «(основания
принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их
применения». Государственное принуждение, «в праве, выступает в форме
правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах
принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами
государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм».
Административное принуждение является особой, самостоятельной
разновидностью правового принуждения. «Административное принуждение играет
важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств
пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.),
использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает
наступление общественно вредных последствий». Применение административного
принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом
случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-
третьих, предупреждать правонарушения. «Административное правонарушение
(проступок) — негативное социально-правовое явление, поскольку на носит
вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным
интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести
борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов».
Меры административного принуждения могут применяться как при наличии,
так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных
обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).
«Административное принуждение применяется только к правонарушителям в
случаях и в порядке, указанном в законе» и применяются в связи с наличием
особого основания — административного проступка. Поскольку проступки менее
вредны чем преступления то меры административного принуждения, в общем,
менее суровы, чем уголовное наказание».
Выделяют следующие характерные черты административного принуждения:
1. Основанием применения мер административного принуждения является
административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных
законодательством, — преступление, не представляющее большой общественной
опасности.
2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в
отношении которых субъект административной власти, не является вышестоящим
в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной
властью.
3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами
одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем,
кто применяет к нему меры административного принуждения.
4. Административное принуждение осуществляется органами
государственного управления и только в некоторых специальных случаях
народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские
суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т.п.), но в порядке,
установленном номами административного права.
5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий,
и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами
установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания
нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной
безопасности и установленного правопорядка.
7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой основе”.
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных
мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы
государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за
применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по
применению административного принуждения является грубым нарушением
законности.
Меры административного принуждения имеют профилактическую
направленность, являются средством предупреждения преступности, так как
применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок,
совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это
и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными
субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

2. Виды административного принуждения

“Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о
классификации мер административного принуждения, который до настоящего
времени не получил единого решения и в теории, ни на практике”. Четкая
классификация мер административного принуждения необходима:
во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения,
применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия,
во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения,
обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей,
в-третьих, четкая и точная классификация необходима при решении
вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а
также при замене уголовной ответственности — административной по ряду
преступлений, не представляющих большой общественной опасности,
в-четвертых, правильная классификация является необходимой
предпосылкой для их научной кодификации”.
В административно-правовой литературе высказываются различные точки
зрения о классификации мер административного принуждения. Так
И.И.Веремеенко считает, что в группе мер административного пресечения
объединены и административно-процессуальные меры (административное
задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые
санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного
пресечения (приостановление работы предприятия)”.
Он утверждает, что критерием классификации мер административного
принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить
“непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на две
подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые
санкции”. Из изложенного И.И.Веремеенко делает вывод о том, что система мер
административного принуждения состоит из трех самостоятельных
подразделений:
1. административно-процессуальные меры;
2. административно-предупредительные меры;
3. административно-правовые санкции.
При этом он отмечает, что административно-правовые санкции
осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и
принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное
исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный
и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией
И.И.Веремеенко предлагает понимать “элемент нормы административного права,
установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры
государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной
нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального
исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке”.
В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в
науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие —
это модификация этих двух точек зрения).
“Первая сводится к двухчленной классификации административного
принуждения: административные взыскания; иные меры административного
принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской
Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие
административных санкций.
Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила
наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер
административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры
предупреждения.

а) Административно-предупредительные меры.
“Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом
мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонарушений и
обеспечение общественной безопасности”. Административно-предупредительные
меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на
предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную
опасность, ситуаций”. Основанием для применения административно-
предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых
установленных законодательством условий”.
К административно-предупредительным мерам относят:
— административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы;
— таможенный досмотр;
— спец контроль пассажиров и судов гражданской авиации;
— привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости
антиобщественного поведения;
— изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими
заболеваниями;
— проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у
водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);
— предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;
— закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной
эпидемией (эпизоотией);
— прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;
— ограничение права водопользования и т.п.
Отмечая общность всех администратино-предупредительных мер, нельзя не
заметить различий между отдельными мерами по их непосредственному
назначению и характеру право ограничений. Так среди административно-
предупредительных мер можно выделить четыре группы:
1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления
возможных вредных, опасных и тяжких последствий,
2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не
только административных проступков, но и преступлений,
3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от
исполнения им обязанностей,
4. особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные
меры принуждения, назначение которых не только обеспечение
общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных,
наркоманов и т.д.
Главная особенностью является четко выраженный профилактический
характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения
правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических
условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же
время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии
правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных
правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут
применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть
важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

б) Меры административного пресечения.
Меры административного пресечения используются как средство
принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных
последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение
противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий,
на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к
административной ответственности. По своей цели меры административного
пресечения отличаются от административных взысканий и административно-
предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении
противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении
правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил
общежития.
В отличие от административно-предупредительных мер — меры пресечения
применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их
совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений,
и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией
на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие,
— неправомерная линия поведения, образ действий, в других случаях
основанием для применения меры пресечения служит конкретный
административный поступок (мелкое хулиганство), в-третьих — систематические
нарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество, тунеядство и
т.п.).
Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно
(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного
питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом
они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует
(задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на
него административного штрафа).
Меры административного пресечения многообразны — это свидетельствует о
том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике
правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных
действий. Меры административного пресечения используются не только для
защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни
самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в
нетрезвом состоянии и т.п.).
Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в
несколько видов:
1. меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя
(требование прекратить неправомерное поведение, административное
задержание и т.д.),
2. меры имущественного характера (изъятие холодного оружия),
3. меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного
транспорта),
4. меры финансового характера (прекращение кредитования),
5. меры медико-санитарного характера (отстранение от работы
инфекционных больных),
6. меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы
(отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию
вид деятельности).
7. Меры специального или исключительного назначения (применение
огнестрельного оружия и спецсредств).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан и на
личном досмотре и досмотре вещей и товаров.
Общим основанием административного задержания служит административный
проступок. Помимо общей предпосылки — совершения проступка — для задержания
необходимо одно из следующих дополнительных условий:
. наличие серьезных оснований предполагать, что активные
противоправные действия будут продолжатся,
. что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам,
другим гражданам, себе;
. отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные
документы непосредственно на месте (личность виновного не
установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);
. отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной
книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые
могут сообщить необходимые данные о нарушителе.
Административное задержание является мерой административно-
процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения
и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К
основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от
18.апреля 1991 г. “О милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено
право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную
ответственность.
Административному задержанию не подлежат иностранные граждане,
пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило,
административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам
органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и
прокурорам.
Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на
две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.
Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее,
поэтому оно может, производится только в случае совершения лицом
определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого
хулиганства). К задержанию на общих основаниях обычно относят такое
задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех
часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном
помещении.
Законодательство закрепляет пять специальных видов административного
задержания: задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения; задержание
лиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, занимающихся
бродяжничеством и попрошайничеством; задержание лиц, уклоняющихся от явки в
суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках; задержание
нарушителей пограничного режима.
В целом административно-пресекательные меры направлены на
принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии
правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей и товаров производится в целях
выявления и пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны
другие меры воздействия, установление личности и т.д.
Досмотр производится в случаях:
1. когда лицо застигнуто в момент совершения административного
правонарушения или непосредственно после его совершения,
2. при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде
гражданина или его вещах,
3. когда имеются показания технических средств контроля,
4. когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее
правонарушение,
5. когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ.
Сущность административного досмотра состоит в принудительном
обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия
документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или
непосредственным объектом правонарушения, установления личности
задержанного и др.
Досмотру должно предшествовать предложение предъявить документы,
подтверждающие личность задержанного, вещи, другие предметы, являющиеся
орудием или непосредственным объектом правонарушения.
Личный досмотр производится лицом одного пола и в присутствии двух
понятых того те пола в помещениях исключающих доступ посторонних граждан и
отвечающих санитарии и гигиены.
После производства личного досмотра или досмотра вещей, товаров,
транспортных средств уполномоченным лицом составляется протокол либо
делается запись в протоколе об административном правонарушении или в
протоколе задержания.

в) Меры взыскания.
Меры административного взыскания представляют собой вид
административной ответственности, применяется за совершение определенных
правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим
правонарушителем, так и другими лицами.
Административное взыскание занимает особое место в системе мер
административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
. они носят ярко выраженный санкционый характер,
. воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко,
поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
. взыскания могут применять не только органы государственного
управления, но и другие субъекты право применения;
. все административные взыскания налагаются на основе специального
индивидуального акта управления — постановления или решения;
. наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными
на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при
котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя,
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
. являются эффективным средством реализации института ответственности
(обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении
и понести наказание в виде административного взыскания).
Система административных взысканий это перечень различных по степени
тяжести и правовым последствиям видов наказаний. В настоящее время
применяются следующие административно-наказательные средства:
1. Меры морального воздействия, к ним относятся предупреждение и
общественное порицание (малозначительные проступки).
2. Меры личностного воздействия – предупреждение и штраф. Они состоят
в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя
определенных претерпеваний.
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения.
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или
непосредственным объектом административного правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленному данному гражданину
(права управления транспортными средствами, права охоты).
6. Исправительные работы.
7. Административный арест.
8. Выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
за совершение административных правонарушений.
Правила наложения административных взысканий предусматривают
обязательность правонарушителя возместить причененый ущерб. Вопрос о
возмещении имущественного ущерба, причиненного административным
правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст.39 КоАП состояние административной наказанности
продолжается в течении года со дня окончания исполнения взыскания и
аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения
или санкционирования какого – либо государственного органа или должностного
лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся
административному взысканию.
Итак, административное взыскание — это мера наказания, применяемая
уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), а в
предусмотренных законом случаях — народными судами (народными судьями), а
также общественными организациями и их законными представителями, к лицам,
виновным в совершении административного проступка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, правильное использование метода принуждения органами
государственного управления, в том числе органами внутренних дел,
обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования
административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает
условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.
Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы
обеспечить:
— правомерность поведения участников управленческих отношений;
— функционирование и защиту такого режима, при котором бы
неукоснительно выполнялись правовые предписания;
— существования устойчивой системы управленческих отношений,
базирующихся на основах законности.
Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим
принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации,
нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации,
конкретных мер принудительного воздействия.
Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной
справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых
правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю
физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем
оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят
подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений,
воспитание и исправление лиц, их совершивших.

Список использованной литературы

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

2. Учебник «Административное право». М., Юристъ,1999.

3. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение
общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977

4. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид. лит.,
1975.

Содержание

Введение
2

1. Понятие административного принуждения 3

2. Виды административного принуждения
5

— административно-предупредительные меры 6

— меры административного пресечения 7

— меры взыскания
11

Заключение
13

Список использованной литературы
14

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий