Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его
задачи…………………………………………………………………………………5
2.Принципы производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………11
3.Участники производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………..17
4.Организационная структура производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………..18
4.1 Возбуждения дела об административном правонарушении……………….21
4.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях………………23
4.3 Исполнение постановлений о применении административных взысканий
Заключение……………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………………………………….30
В В Е Д Е Н И Е
Административное право занимает особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования — деятельность государственной
исполнительнойвласти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,
которыескладываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других
государственных органов, связанных с функцией управления, а также
внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и
предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений,
которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе
деятельности органов исполнительной власти.
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным
правом,которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и
занимаетведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом.
Преждевсего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при
этомнеобходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных
отношений в тех случаях, когда стороны равноправны например, (договор
поставкипродукции). А нормы административного права касаются имущественных
отношений,которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой
(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у
административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных
отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего
какучастника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют го
сударственно-служебные отношения.Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и
другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими
отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера
государственногоуправления. Другими словами административное право регулирует общественные
отношения в сфере государственного управления.
Предложенная ниже тема — «Рассмотрение дел об административных
правонарушениях» -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить
принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным
организмом, созданного людьми — ГОСУДАРСТВОМ.
1.Понятие производства по делам об административных
правонарушениях,его задачи
Производство по делам об административных правонарушениях
определяется какправовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности.В
первомслучае это совокупность административно-процессуальных норм,определяющих
порядокдействий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу
разрешенияконкретных дел,возникающих в связи с совершением административных
правонарушений;во втором-урегулированный административно-процессуальными
нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных
правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об
административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь
составнойчастью административно-юрисдикционного процесса,имеет свою
структуру,образуемуюсовокупностью стадий,характеризующихся специфической функциональной
направленностью,относительной самостоятельностью и логической
завершенностью.Административное производство,будучи составной частью
административногопроцесса,отличается от других административных производств главным образом
содержанием решаемых задач.[pic]
В систему понятия административного процесса можно включить
следующиеадминистративные производства:
1.Производство по предложениям,заявлениям и жалобам граждан;
2.Производства по делам о поощерениях;
3.Производство по делам о дисциплинарных проступках,подлежащих разрешению
администрацией предприятия,учреждения,организации;
4.Производства по делам об административных правонарушениях.
[pic]Масленников М.Л.Производство по делам об административных
правонарушениях.-М,1994,с.13-14Все административные производства объединяет то.что они есть различные
проявленияединой по своей сути административно-процессуальной деятельности и
осуществляютсяна принципиально единой организационно-структурной основе.
Законодательством Республики Беларусь в этой связи регламентированы
задачи ицели конкретного вида производства,права и обязанности соответсвующего
органа,порядок обжалования его действий и принимаемых решений.[pic]
Производство по делам об административных правонарушениях является
составнойчастью административного процесса.Вместе с тем оно является самостоятельным
институтом административно-процессуального права,призванным осуществлять
специфические задачи юрисдикционного характера.
Производство по делам об административных правонарушениях-это
деятельность уполномоченных субъектов по применению административных
взысканий,осуществляемая в административно- процессуальной форме.
Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам
обадминистративных нарушениях:
1.Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению
административных взысканий.
2.Каждая стадия этого производства завершается принятием по
делусоответсвующего акта,не сходного с актами,применяемыми в других
производствах.3.Определённые отношения,охраняемые данным
производством,урегулированныеадминистративным правом,обособленность и завершенность которых
обеспечивается смомента возникновения административного спора и до его разрешения.
[pic]Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994,:
«Молодёжное общество» С.124-125Согласно законодательства,задачами производства по делам об
административныхправонарушениях являются:
-своевременное,всесторонее,полное и объективное выяснение обстоятельств
каждогодела;
-разрешение его в точном соответствии с законодательством;
-обеспечение исполнения вынесенного постановления;
-выявление причин и условий,способствующих совершению административных
правонарушений;
-предупреждение правонарушений,воспитание граждан в духе соблюдения
законов,укрепление законности.
Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-
процессуальных нормах,которые содержаться в Кодексе РБ об административных
правонарушениях.[pic]
Производство по делам об административных правонарушениях-вид
административно-юрисдикционного производства,имеющий специфическую процедуру рассмотрения
делпо наложению административных взысканий и нуждающийся в единобразном
применении.
При разработке понятия производства по делам об административных
правонарушениях советские учёные подходили к нему со стремлением обеспечить
законность в деятельности государственного управления путём упорядочения
законом ихвластных действий и процедуры этих действий при взаимоотношениях властей с
гражданами.Поэтому А.Е. Лунев подчеркивал,что под административным
процессомследует понимать порядок деятельности всех органов государственного
управления поосуществлению их компетенции,порядок разрешения дел,возникающих в процессе
[pic]Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 :
«Молодёжное общество» С.124-125Он писал в частности: «Весь этот широкий круг вопросов,имеющих важное
значение вуправления,а также применение норм материального административного права.
дальнейшем улучшении работы органов государственного управления,входит в
понятиеадминистративного процесса».[pic]
Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно
привести мнениеО.Э.Лейста; «Различаются нормы материального права(определяющие содержание
прав,обязанностей и запретов,непосредственно направленных на регулирование
общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие
порядок,процедуру,форму реализации норм материального права)»[pic].Не
всякая реализациянормы-это процесс в правовом смысле.Д.М.Чечот пишет,что в некоторых случаях
и судможет действовать как административный орган,а следовательно,его отношения
не будутв этом случае процессуальными[pic].
Схематически всю последовательность
административных,управленческихотношений можно разбить на,во-первых,совокупность мер по принятию правового
решения(изданиие закона,нормы права,акта управления).во-вторых,комплекс
мер пореализации нормы права в ординарном порядке,в-третьих,комплекс правовых мер
попринудительной реализации правовой нормы.При этом третий этап для правового
методарегулирования общественных отношений представляется основным,ибо без
необходимости принуждения,общественные отношения могут регулироватьяс и
другимиметодами:моралью,внутриорганизационными нормами.
Производство по делам об административных правонарушениях- это
системноеобразование,комплекс взаимосвязанных процссуальных действий,которые:
1.Образуют определенную совокупность процессуальных
[pic]Лунев А.Е. Вопросы административного процесса.//Правоведение.-Л.,1962.-
№2.-С.43
[pic]Теория государства и права.-М.,1987.-С.313
[pic]Чечот Д.М. Административная юстиция. Теоретические проблемы.-Л.,1973.-
С.28правоотношений,отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью
ссоответствующими материальными правоотношениями.
2.Вызывают потребности установления,доказывания,а также обоснования всех
обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридическогог дела.
3.Обуславливают необходимость закрепления,офицального оформления полученных
процессуальных результатов в соответствующих актах,документах.
Производством по делам об административных правонарушениях и
производствопо делам,возникающим из административно-правовых отношений,теснейшим
образоммежду собой взаимосвязаны.Для дел,возникающих из административно-правовых
отношений,присуще наличие административного спора о праве,подведомственного
судам,когда:
-возникает из административных,финансовых или иных
властеотношений и весьматесно связан с взаимообусловленными или правовыми отношениями;
-хотя бы один из его участников должен обладать властными
полномочиями;-заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в
суд ,либо квышестоящему в порядке подчинения административному органу,но иногда
безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным
элементом(предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;
-важнейшей целью,имеющей самостоятельное значение,является
признаниенезаконным акта(действия) административного органа (должностного лица);
-принятое судебное решение может значимо для неопределенного
кругалиц,заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного
права,и,наконец,административный иск расматриваеться должен специальным
административным судом.
Основанием для возбуждения расссмотрения административных споров судом по
правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского
судопроизводства,является жалоба,а для арбитражных судов иск;
-принятие самостоятельного решения по административному делу всегда будет
длясуда ограничено определенными пределами. Так, если суд установит,что
штрафналожен без учёта тяжести совершенного проступка,личности виновного,его
имущественного положения,и сумма его занижена,он имеет право изменить
ситуацию.Черты производства по делам об административных правонарушениях.
1.Данное производство возникает в связи с совершением
административногоделикта(проступка).
2.Круг субъектов,уполномоченных осуществлять данное
административно-юрисдикционное производство,весьма широк,но их перечень чётко определён
законамиРБ.
3.Только посредством данного производства применяються
административныевзыскания.
4.Специфика процедуры производства порождена:оперативностью,
экономичностью,активностью правопринимающих органов,простотой,весьма
краткимисроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной
деятельности.
5.Специфичны акты,сопровождающие каждую стадию данного
производства.6.Предусматриваються широкие права лица,привлекаемого к
административнойответственности,но недостаточно регулируеться право на защиту потерпевшего.
2.Принципы производства по делам об административных
правонарушениях.
1.Принцип законности.
Процедура осуществления административного принципа должна
реализоватьсястрого согласуясь с буквой закона.Необходимо доказать виновность
лица,привлекаемого кадминистративной ответственности.Административное взыскание может быть
наложенотолько компетентными на то органами(должностными лицами).Существует
возможностьобжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая
системанадзорных органов,следящих за соблюдением законности.Необходимо соблюдать
какматериальные,так и процессуальные нормы законодательства.
2.Принцип оперативности.
Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и
процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности,принцип
неотвратимостиадминистративной ответсвенности в сочетании с быстрым реагированием на
совершенныеправонарушения и своевременным применением к виновным мер административного
взыскания.
3.Принцип непосредственности.
Он состоит в требовании присутсвия лица,совершившего
административноеправонарушение,на рассмотрении своего дела,его законных представителей,
устногопроизводства компетентным органом,обявления вынесенного постановления по
оканчанию процесса.
4.Принцип равенства.
Перед законом и органом,рассматривающим дело, все,независимо
отпроисхождения,социального и имущественного положения,расовой национальной
принадлежности,пола,образования,языка,отношения к религии,рода и характера
занятий.места жительства,возраста равны.
5.Принцип гласности.Дела об административных правонарушениях расматриваются
открыто,могутпривлекаться представители общественности,трудовых коллективов.
6.Принцип состязательности.
Состязательность проявляется в разделении функций защиты и
обвинения.И тот идругой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к
административной отвественности лица,так и сторону
потерпевшего.Органы,рассматривающие дело,обязаны учитывать позицию
участниковпроцесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с
учётом мненияучастников процесса.
7.Принцип объективности истины.
При осуществлении производства по административнцм
правонарушениямдоказыванию и оценке подлежат:
-факт совершения правонарушения;
-виновность (или невиновность) лица,привлекаемого к
административнойответсвенности;
-смягчающие и отягчающие отвественность обстоятельства;
-основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;
-основания для прекращения производства по делу.
Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом
(должностнымлицом) по внутреннему убеждению,основанному на всестороннем,полном и
объективномиследовании обстоятельств дела в их совокупности.
8.Принцип двустепенности.
Потерпевший и лицо,привлекаемое к административной
ответсвенности,обладаютправом обжалования постановления по конкретному делу.Данное постановление
можетбыть проверено в органе второй инстанции.
9.Принцип диспозитивности.
Участники административно-юрисдикционного производства по
собственномуусматрению могут распоряжаться своими правами:обращаться или не обращаться
сжалобами в органы административной юстиции,знакомиться или не знакомиться с
материалами дела,заявлять ходатайства,пользоваться услугами
переводчика,обжаловатьпостановления по делам об административных правонарушениях.
10.Принцип устности.
Участники процесса по делам об административных правонарушениях
дают устныеобъяснения ,которые записываються в соответсвующие протоколы.
Таким образом,в производстве по делам об административных
правонарушенияхуплономоченными на то органами административной юрисдикции реализуются
общеюрисдикционные принципыя.имеющие свою специфику,обусловленную
административно-правовой природой возникающих правоотношений,регулируемых
посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы
процессаопределяют средства достижения его целей[pic].
Основными же элементами процессуальной формы являются группы
норм,регулирующих:
-цели производства;
-задачи и принципы производства;
-круг его участников,их права и обязанности;
-систему совершаемых действий,их последовательность,стадии
производства;-сроки совершения действий;
-виды и условия использования доказательств;
-подведомственность дел,властных действий;
-содержание и порядок оформления процессуальных документов;
[pic]Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994:
«Молодёжное общество» С.124-
125
-виды,размеры и порядок применения мер процессуального
принуждения;-порядок возмещение процессуальных расходов.
В КоАП РБ исчерпывающе перечислены обстоятельства,исклющающие производства
по делу. К ним отнесены:
1)отсутствие события и состава административного правонарушения;
2)недостижение лицом на момент совершения административного
правонарушения 16 лет;
3)невменяемость лица ,совершившего противоправное действие либо
бездействие;
4)действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой
обороны;5)издание акта амнистии, если он устраняет применение
административноговзыскания;
6)истечение к моменту рассмотрения дела об административном
правонарушении
сроков, предусмотренных ст. КоАП;
7)отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
8)наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к
административной ответственности, постановления компетентного
органа(должностного лица) о наложении административного взыскания или
неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были
переданы втоварищеский суд органом (должностным лицам), имеющим право налагать
административное взыскание по данному делу, либо не отмененного
постановления о прекращении дела об административном правонарушении,
атакже наличие по данному факту уголовного дела;
9)смерть лица, в отношении которого было начато производство по
делу;10)отсутствие жалобы потерпевшего или примирение потерпевшего с
нарушителем по административным правонарушениям, предусмотренным
ст.156[pic], 156[pic], 156[pic] КоАП.[pic]
Порядок производства по делам об административных правонарушениях
определяетсязаконодательством Республики Беларусь.
Решение задач административного производства осуществляется посредством
доказывания,которое включает в себя выяление,процессуальное
оформление,исследование и оценку доказательств.
Доказательствами являются фактические данные,информация,на основе которой
устанавливаются обстоятельства дела.
От доказательств как фактических данных сведений следует отличать их
источники,представляющие собой средства сохранения и передачи информации,с
помощью которых оно вовлекается в производство.В то же время необходимо
отметить,что в правовой науке и на практике доказательства нередко
понимаются и каксама информация,и как источник сведений.
Порядок сбора доказательств определён законодательством,причём в ряде
случаевдосконально.Поэтому доказательства могут быть использованы вы
административномпроизводстве только в том случае,если они получены в порядке и из
источников,предусмотренных законом.Не могут служить доказательствами
фактическиеданные,сообщаемые свидетелем,если он не может указать источника своей
осведомленности.
Меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях.
В ходе производства по делам об административных правонарушениях в
отношении[pic]Кодекс РБ об административных правонарушениях. Ст.227
граждан,привлекаемых к ответственности,могут применятся процессуальные меры
административного принуждения:привод,доставление,задержание,личный
досмотр,досмотр вещей,изъятие вещей и документов,отстранения от управления
транспортом,запрещение эксплуатации транспортного средства.
3.Участники производства по делам об административных
правонарушениях,их права и обязанности.
Производства по делам об административных правонарушениях складывается из
действийряда органов и лиц.Важную роль в этой деятельности играют государственные и
общественные органы,их должностные лица,которые уполномочены принимать
предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных
проступков,применению и исполнению взысканий.В данном производстве
действуют идругие участники:одни защищают свои интересы,другие привлекаются лишь при
производстве отдельных процессуальных действий,содействуют
производству.всехсубъектов производства по делам об административных правонарушениях можно
разделить на несколько групп.
1)Компетентные органы и должностные лица,наделённые правом принимать
властныеакты,составлять правовые документы,определяющие движение и судьбу
дела(лидирующие субъекты).
2)Субъекты,имеющие личный интерес в деле:лицо,привлекаемое к
административнойответственности;потерпевший и его законные
представители;адвокат;свидетель;эксперт;переводчик.
3)Оргны и должностные лица,которын могут принимать постановления по делу
иотменять их;
4)Органы и должностные лица,которые исполняют
постановления(бухгалтеры,судебные исполнители и т.д.)
Чёткого размеживания процессуальных функций,как в уголовном процессе,в
процессепо делам об административных правонарушениях нет.[pic]
[pic]Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ Мн.1994
«Молодёжное общество» С.124-125
4.Организационная структура производства по делам обадминистративных правонарушениях
Стадии правоприменительной деятельности-обособленная састь,как
юридическогопроцесса,так и соответствующей прцедуры,однако их
содержание,естественно,отличается.Поэтому в юридической литературе предлагается выделение двух разновидностей
стадий:стадию логической последовательности,представляющую собой
относительнозамкнутую самостоятельную систему мыслительных операций,протекающих во
времени инаправленных на правовое разрешение сложившейся ситуации,и стадию
функционального назначения,которая является отдельной частью
производства,характеризующейся наличием круга непосредственных
специфическихзадач.
Что касается стадий правоприменительного ппроцесса к ним
традиционноотносятся:1)установление фактических обстоятельств(фактической основы
дела),2)выбори анализ норм права (установление юридической основы дела),3)решение
дела,выраженное в акте применения.
Упомянутые три стадии характерны для правоприменительной
деятельности вцелом,поэтому они имеют место и в административно-деликтном процессе-
деятельностипо применению мер административного принуждения в случаях совершения
административных правонарушений.
Стадиям производства по делам об административных
правонарушенияхпрнисущи следующие харакиерные черты.Во-первых,это самостоятельная часть
производства,имеющая свои специфические задачи.Во-вторых,ей присущ особый
кругучастников производства.В-третьих,совокупность юридических
дествий,осуществляемыхв определённой логической последовательности и в установленных временных
границах,завершается принятием решения специально предусмотренной формы.
Помимо стадий выделяются и менеее крупные элементы по делу-
этапы.Этапхарактеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных
действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.
Таким образом,несколько этапов образуют стадию.иногда понятия стадия и этап
смешиваются,что приводит к неточностям в анализе правоприменительного
производства.Например,М.Я.Масленников указывает,что стадиями
административногоюрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих
действий,он отмечает также,что стадия не всегда заканчивается составлением
отдельногопроцессуального документа.В частности,это касается установления
лица,совершившегоадминистративный проступок.[pic]
Обратимся сначала к общему обзору стадий производства по
делам обадминистративных правонарушениях.
В юридической литературе первая стадия производства
именуется по разному.Одни авторы называют её «первычными процессуальными действиями».Однако это
нераскрывает содержания данной стадии.Указанного недостатка лишена следующая
формулировка рассматриваемой стадии: «административное раследование»,но при
этомне обращается внимание на принципиальное процессуальное значение стадии,как
делаютдругие учёные,именующие её «возбуждением дела».Сопастовление приведенных
точекзрения позволяет сформулировать более полно название данной
стадии,отражающее еёсодержание «возбуждение дела и его расследование».
Вторая стадия обычно называется «рассмотрением дела об
административномправонарушении»,причём иногда уточняется- «по существу».Однако это не
полностьюхарактеризует данную стадию,и нередко название дополняется следующим
образом: «и[pic]Масленников М.Л.Производства по делам об административных
правонарушениях.-М.,1994,С.14
разрешение дела» или «разрешениие по существу дела».Думается,что наиболеепредпочтительным является формулировка:»рассмотрение дела об
административномправонарушении и вынесение решения».В таком случае подчеркивается то,что в
итогерассмотрения дела принимается решение по нему.
Третья стадия производства по делам об административных
правонарушенияхпредставляет собой пересмотр вынесенного постановления по делу в
предусмотренныхслучаях.Некоторые авторы,видимо исходя из оснований осуществления
производства наданной стадии называют её «обжалованием(опротестованием) постановления по
делу»[pic].Другие акцентируют внимание на сущности правоприменительной
деятельности,давая,например,такую обощённую формулировку,как «пересмотр
постановлениия по делу»[pic].
Четвёртая(заключительная )стадия производства по делу обусловлена
необходимостью исполнения вынесенного постановления.Вместе с тем
встречается иболее узкое понимание исполнительных действий: «исполнительное
постановление оналожении взыскания».Думается ,однако,что это не верно,проскольку
исполняются идругие виды решений по делу(отметим,что исполнительные действия по
некоторым изних достаточно просты и не требуют тщательной регламентации)Поэтому
полагаем,чтопоследнюю стадию производствак по делу об административных правонарушениях
целесообразно именовать «исполнением решения по делу».
Рассмотрим более тщательно отдельные стадии производства по
делам обадминистративных правонарнушениях.
[pic]Тищенко Н.М.Правовой статус субъектов производства по делам об
административных правонарушениях/Автореф.дисс..-Харьков,с.13
[pic]Бахрак Д.Н.,Ренов Э.Н.Производства по делам об административных
правонарушениях.-М.1989
4.1 Возбуждение дела об административном правонарушениии его раследование
Эта стадия будет начальным этапом производства по делу,имеет определяющее
значениедля всего предварительного процесса.Именно на этой стадии закладываются
основы длявполнения задач по делам об административных правонарушениях.На этой стадии
поабсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих
органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-
процессуальных действий,в ходе которых устанавливается факт совершения
проступка,Производится его фиксация в протоколе об административном
правонарушении,определяются круг допустимых доказательств и средств
доказывания,подведомственность дела для рассмотрения по существу,и дело
направляетсяпо подведомственности.От полноты,всесторонности и объективности
предварительнойправовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит
правильностьюридической квалификации проступка,а в конечном итоге-обоснованость и
справедливость постаногвления по делу.В своей совокупности эти факторы
обеспечиваютсоциальную объективность законодательства об административных
правонарушениях ивоспитательное значение правоприменительного процесса.
На стадии возбуждения дела об административном правонарушении
по сути своейпроизводистя так называемое административное расследование.Предварительная
подготовка по делу об административном правонарушении производистя в
упрощенномпорядке.Например,в органах милиции это действия совершается без вынесения
отдельного процессуального документа в форме постановления.При наличии
основанийсоответсвующее должностное лицо составляет протокол об административном
правонарушении,своего рода обвинительный акт;он может иметь определённое
доказательственное значение при рассмотрении дела по существу(например,в
случаеневозможности получить повторноу или дополнительные объяснения от
потерпевших исвидетелей).Но придание такого качества протоколу допустимо только при
условии,еслион составлен правильно,в полном соответствии с требованиями.Один экземпляр
протокола должен приобщаться к материалам дела для рассмотрения его по
существу,авторой экзепляр протокола может потребоваться на случай разрешения в
порядкегражданского судопроизводства вопроса о взыскании с нарушителя
имущественногоущерба,причененного правонарушителем.
При предварительной подготовке по делам об административных
правонарушениях,в том числе и во время составления протокола,решается
вопрос оюридической оценке совершенного деяния,носящего признаки административного
правонарушения.Правильная юридическая оценка
административногоправонарушенияимеет очень важное значение,так как она
предопределяет направления дела по подведомственности для рассмотрения по
существу.Но решение вопроса о юридической квалификации иногда бывает
затруднительно,особенно-в случае отграничения так называемых смежных
проступков иадминистративных проступков от «сходных» преступлений.Меры по
предупреждениюошибок при предварительной подготовке по делам об административных
правонарушениях могут быть различными и зависят от особенностей конкретного
дела.Потрудно доказываемым правонарушениям пользукються помощью
экспертов,принимаютоперативные меры по установлению очевидцев правонарушений.
4.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях
являетясцентральной.Деятельность органов административной юрисдикции на данном
этапепроизводства носит комплексных характер,предопределяемый необходимостью
правильного установления предмета административно-правового деликта,его
подведомственности,а также необходимостью рассмотрения дела по существу и
вынесения решения(постановления).Комплексность названных действий по
осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и
многоплановостью задач производства по делам об административных
правонарушениячх.На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит
реализация как административных материальных,так и административно-
процессуальныхнорм.И в конечном итоге предопределяется эффективность всего
правоприменительногопроцесса.Правильное применение законодательства об административных
правонарушениях оказывает положительное влияние на состояние общественного
порядка,способствует предупреждению правонарушений и особенно преступлений
садминистративной преюдицией.Разумеется,задачи законодательства и задачи
производства по этим делам,а также требования законности и обеспечения
гарантийличности в административно-процессуальными нормами порядка расследования
дел обадминистративных правонарушениях.
Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях
отражает сущностьправонарушения по этим делам.Именно на данной стадии решается вопрос о
виновностиили невиновности лица,привлекаемого к административной
отвественности;именно наданной стадии подтверждается правовая.логическая и психологическая
характеристика нетолько правоприменения,но и обоснованность нормативного установления
административной ответственности за конкретные правонарушения.
Поэтому на данной стадии носят(и должны носить)исключительно правовой
характер какпроцессуальные,так и процедурные действия участников административно-
юрисдикционного процесса.Законодательством об административных
правонарушенияхустановлены единые и притом высокие требование к качеству рассмотрения
дел,независимо от того,являются ли эти функции основными либо выполняются
наряду сдругими.
Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в
зависимостиот характера процедурно-процессуальных действий участников административно-
юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа:подготовка дела к
рассмотрению,непосредственное рассмотрение его,вынесение постановления по
результатом рассмотрения дела.
1.Подготовка дела к рассмотрению состоит в изучении
соответствующимдолжностным лицом материалов поступившего дела,предварительной оценке с
точкизрения достаточности данных для рассмотрения дела и вынесения
постановления.Принеобходимости соответсвующие должностные лица принимают меры к
дополднительнойпроверки представленнывх материалов и для приобщения к материалам дела
необходимых доказательственных данных(объяснений,справок,заключений
экспертов ит.п.)Закон установил четкие нормативные предписание,обеспечивающие
реализациюпринципа оперативности в производстве по делам об административных
правонарушениях.
2.Непосредственное рассмотрение дел об административных
правонарушениях-очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса.Здесь
наиболееполно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения
дел,обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по
деламоб административных правонарушениях.Хотя непосредственным предметом
правонарушения в этом производстве является отдельный,конкретный
случай,здесь вконечном итого проявляется нормативно-правовая урегулированность
соответствующихобщественных отношений и действительность правовых гарантий обеспечения
соблюдения прав и законных интересов граждан.
Главная цель рассмотрения дела по существу-установления фактических
обстоятельств совершения правонарушения,объективная правовая оценка его и
применение к виновному законной,обоснованной и справедливой меры
административного взыскания.Помимо отмеченного,на этой стадии производства
поделам об административных правонарушениях проверяются социальные основы не
толькоправоприменения,но и нормативно-правового установления административной
отвественности за конкретные виды проступков.На данной стадии производства
процессуальные и процедурные действия участников административно-
юрисдикционногопроцесса носят(и должны носить) исключительно правовой характер.Специфика
правоприменения на данной стадии рассмотрения дел об административных
правонарушениях обусловлена тем,что законодательство об административной
отвественности не так детально,как например,уголовно-процессуальное
законодательство,регламентирует процедуру административно-юрисдикционного
процесса.Здесь существенное место занимают морально-нравственные начала.В
числе ихтакие,как правосознание участников процессуальной деятельности,гражданская
добросовестность,правдивость и истинность их.Особенности рассмотрения дел
обадминистративных правонарушениях обуславливаются юридической квалификацией
проступка,требующих иногда выяснения дополнительных обстоятельств по делу и
принятия мер к исполнению постановления.
3.В результате рассмотрения дела выносится постановление о
наложенииадминистративного взыскания либо прекращении производства по делу при
объявленииустного замечания.передачи материалов дела на рассмотрение товарищеского
суда,общественной организации,в комиссии специализированные,органом
предварительного следствия,прокурору и т.п.
4.3.Исполнение постановлений о примененииадминистративных взысканий.
На данной стадии производства по делам об административных
правонарушенияхвозникает много сложных вопросов,связанных не только с «собственно»
исполнениемпостановлений,но и с разрешением иных вопросов,предопределяющих
своевременность,правильность и полноту исполнения постановлений органов
административной юрисдикции.На основе анализа практики и действующих норм
можнопредставить следующий перечень вопросов,которые приходится разрешать
органамадминистративной юрисдикции при исполнении постановлений по дела об
административных правонарушениях:
1.Отсрочка исполнения постановления;
2.сокращение срока лишения специального права,предоставленного
гражданину;3.Замена неотбытых исправительных работ на штраф или
административный арест;4.Прекращение исполнительного производства;
5.Поворот исполнения постановления;
6.Привлечение к ответственности должностных лиц,виновных в
неисправленииили ненадлежащем исполнении постановлений по делам об административных
правонарушениях;
7.Привлечение к ответсвенности должностных лиц,виновных в
утратеисполнительного документа.
Названный перечень вопросов,подлежащих разрешению при
исполненийпостановлений о наложении административных взысканий,является примерным.В
негоможно включить вопросы,связаные с уточнением каких-либо неточностей в
постановлениях,с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и
копийпостановлений,с устранением арифмитических ошибок в определении подлежащего
взысканию имущественногоущерба,причинённого административным
правонарушителем,с определением очередности исполнения постановления в
частиприменения имущественных взысканий,с определением судьбы вещественных
доказательств или предметов конфискации(либо предметов,подлежащих изъятию).
На практике иногда возникают вопросы,связанные с зачётом в срок отбытия
административного ареста времени содержания под стражей(например,при
примененииэтого взыскания в связи с прекращением уголовного дела).Подобный вопрос
возникает ипри применении административного взыскания в виде исправительных
работ.Наконец,неисключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде
административногоареста или исправительных работ при наличии обстоятельств,препятствующих
отбытиювидов взысканий.Кроме того,возможна постановка вопроса о замене строго
административного взыскание на более мягкое.Нелогичные ситуации возникают
иногдадаже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра
постановлений(попротестам прокуроров):из-за того,что легализованный порядок усложнён
излишнимиформальностями,нередко изменяютяс и отменяются вполне законные,обаснованные
исправедливые постановления.А формальности обставляютяс многими
документами:сначала орган исполнения должен внести предстваление
прокурору,содержание этого документа дублируется в протесте
прокурора;протестпоступает в орган ,вынесший постановление;при вынесении нового
постановления взначительной мере повторяется содержание представлениие органа исполнения
постановления(например,в случаях замены административного ареста на более
мягкоевзыскание).Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра
вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по
представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях
несогласованностьв действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению
реальногоисполнения таких постановлений.
Исполнение постановления заняты различные государственные
органы.При этомони осуществляют двоякую по своему характеру деятельность:по обращению
постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в
исполнение.Первую из них,согласно ст.278 КоАП,осуществляют юрисдикционные
органы,тоесть те,которые решают вопрос об ответсвенности виновных и выносят
постановления оналожении административных взысканий.
Вторую в соответсвии со ст.279 КоАП осуществляют специально
уполномоченныена то органы государства в порядке,установленном законодательством РБ.И
та,и другаядеятельность образют единую стадию исполнения постановлений,но являются её
разнымиэтапами.[pic]
Основанием предоставления отсрочки исполнения постановлений
служатобстоятельства,наличие которых делает невозможным его немедленное
исполнение.Законодательство устанавливает давность исполнения
постановления оналожении административных взысканий.Не подлежит исполнению постановление о
наложении административного взыскания,если оно не было обращено к
исполнению втечении трех месяцев со дня вынесения.
Контроль за правильным и своевременным исполнением
постановления оналожении административного взыскания возлакается на орган(должностное
лицо),вынесший постановление.
[pic]Кодекс РБ об административных правонарушениях.Мн.:Амалфея,2001,с.255-
256Заключение
В данной курсовой работе были изложены основные принципы и элементы
производства по делам об административных правонарушениях.Сложно было
провестиглубокий и всесторонний анализ ввиду отсутствия знаний в области
методологииадминистративно-правовых исследований .в результате знакомства с
исследованием вобласти производства по дела об административных правонарушениях можно
сделатьследующие выводы.
В области права понятие процесса неразрывно связано с
разбирательством спора,а припроизводстве по делам об административных правонарушениях спор в правовом
смыслеотсутствует.Самостоятельность производства по делам об административных
правонарушениях обуславливается как минимум двумя причинами:1)спецификой
разбираемой материи:споры из отношений власти и принуждения по своему
существучужды гражданскому разбирательству с его принципами устности,равенства
сторон,состязательности,материального интереса;2)особенностями самого
производства,заклющающимся,по мнению многих его исследователей,в упрощенной
процедуре.
Среди особенностей производства по делам об административных
правонарушенияхможно назвать следующие:1)возложение времени доказательства на властную
сторонуадминистративного процесса,в отличие от традиционного
процесса;2)возможность иустного,и письменного ведения дела,разрешение дела в отсутствии
ответчика,отсутствиемногих жёстких правил гражданского и уголовного процессов;3)в производстве
по деламоб административных правонарушениях участвуют два субъекта,а не как в
гражданскомпроцессе;4)публичный характер правонарушений,вызывающих спор.
Список использованной литературы
1.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях:Текст с
изменениями и дополнениями по состоянию на 20 сентября 2001 г.-
Мн.:Амалфея,2001.2.Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 :
«Молодёжноеобщество».
3.Бахрах Д.Н.,Ренов Э.Н.Производство по делам об административных
правонарушениях.-М.,1994.
4.Масленников М.Л.Производство по делам об административных
правонарушениях.-М.,1994.
5.Тищенко Н.М.Правовой статус субъектов производства по делам об
административныхправонарушениях /Автореф.дис. … канд.юрид.наук.-Харьков,1988 С.13
6.Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-
юрисдикционное производство //Государство и право.-1999.-№3.-С.5-11.
7.Лунев А.Е.Вопросы административного процесса.//Правоведение.-Л.,1962.-№2.-
С.438.Теория государства и права.-М.,1987.-С.313
9.Чечот Д.М.Административная юстиция.Теоритические проблемы.-Л.,1973.-С.28
[pic]
[pic]