Московский Авиационный Институт
(Технический университет)Кафедра 101
РЕФЕРАТ
по курсу
«Основы авиационной техники»«Стратегический бомбардировщик Ту-95»
студент группы 004-409
Острецов Дмитрий ГригорьевичПроверил(а)___________
Оценка___________
Москва 1998 год
Содержание1. Описание Ту-95 ………………………………………………………..2
2. Модификации Ту-95…………………………………………………..3
3. Конструкция Ту-95 ……………………………………………………5
4. Вооружение Ту-95 ……………………………………………………..7
5. Боевое применение Ту-95 …………………………………………….8
5. Летно-технические характеристики ………………………………..8
6. Схемы самолета ………………………………………………………10
7. Источники материалов……………………………………………….12
Стратегический бомбардировщик Ту-95 и его модификации Ту-96, Ту-116,
Ту-119 и Ту-126Описание Ту-95
Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя
ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси.
Стратегический бомбардировщик.
Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый
вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта.
Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в
настоящее время — Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. Объём
выпуска превысил 500 машин.
В начале 50-х годов в ОКБ А Н Туполева начались работы по созданию
стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В
1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-
95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.
Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное,
впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса,
установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в
ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами,
вращающими два соосньк винта в противоположные стороны. Расход топлива
новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД
оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя
применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на
перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52
«Стратофортрсес» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на
вооружение новая модификация бомбардировщика — Ту-95МС. Ту-95МС
предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов
днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличие
от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным
профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в
зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять
угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование.
В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые
средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке
устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми
ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км. Строительство Ту-95МС было
развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на
авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность
стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически
любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз
были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были
созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН Ту-126,
оснащенные радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Ту-126 предназначался для
обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.
Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г. Различные модификации
самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада
СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и
Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации.
Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов
фронтовой авиации и вертолётов.
В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил
России.
Модификации Ту-95Ту-95 — стратегический бомбардировщик; в 1955-57 гг. построен 31 самолёт.
Ту-95А — носитель ЯАБ, развитие предыдущей модификации; отличается наличием
термостабилизированного бомбоотсека, светозащитных шторок в кабине экипажа
и специального покрытия.Ту-95В — серийный Ту-95, переоборудованный в качестве носителя ТЯАБ в 1959.
Специальная разработка для испытания сверхмощной (50-100 Мт) ТЯАБ на Новой
Земле. Выпущен в единственном экземпляре.Ту-95К — самолёт-ракетоносец, вооружённый комплексом К-20, в состав
которого входила КР Х-20; было выпущено 2 прототипа, переделанных из
находящихся в постройке Ту-95, первый из которых поднялся в воздух 1 января
1956 г.; выпуск осуществлялся в 1958-62 гг.Ту-95К-22 — самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР Х-22;
переоборудовался из Ту-95КМ; головная машина поднялась в воздух 30 октября
1975 г.Ту-95КД — Ту-95К, оборудованные системой дозаправки топливом в полёте;
прототип прошёл доработку и совершил первый вылет 5 июля 1961 г.; с 1962 г.
было выпущено более 20 машин; кроме того, было переоборудовано несколько
ранее выпущенных Ту-95К.Ту-95КМ — Ту-95КД, прошедшие в конце 60-х гг. модернизацию путём установки
нового БРЭО и перевооружения УР Х-22М.Ту-95КУ — Ту-95К, переоборудованные в учебные самолёты для подготовки
экипажей для работы с аппаратурой комплекса К-20.Ту-95ЛАЛ (Ту-119) — экспериментальный Ту-95 с атомным реактором. «Летающая
атомная лаборатория».Ту-95М — дальнейшее развитие Ту-95 с ТВД НК-12М; совершил первый вылет в
сентябре 1957 г.; до конца 1958 г. выпущено 19 самолётов.Ту-95М-5 — Ту-95М, переоборудованный в октябре 1976 г. в носитель УР КСР-5;
остался в опытном экземпляре.Ту-95МА — самолёт-носитель ЯАБ; изменения — аналогичные Ту-95А; выпускался
серийно. Ту-95МР — самолёт-разведчик; с конца 60-х гг. переоборудовано 4 Ту-
95М.Ту-95МС — самолёт-носитель КР Х-55/РКВ-500А с экипажем из семи человек;
прототип совершил первый вылет в 1979 г.; выпуск до 1983 г. осуществлялся
на Таганрогском авиазаводе, а затем был переведён в Куйбышев.