Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»

Дата: 12.01.2016

		

Чтобы
понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его
элегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в
вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске
луны поэту вспоминается друзей «священный круг», «песни пламенны и музам и
свободе». В ночи поэт чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, влача
сомнений груз, разочарованный душою…» Поэт растворен в природе и не
противостоит миру, не осознает жизнь в цело и как нечто враждебное его душе.
Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни.
Восклицание о возможности близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит
тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи
солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек
угасает и все же остается жить в воспоминаниях: «Ах! скоро, может быть, с
Минваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера мечтать над тихой юноши
могилой!» Мир не разрушен конфликтами. Солнце, заходящее в первой части элегии,
восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны.
Но отчего же это стихотворение названо элегией? Почему мотивы грусти проступают
в стихотворении Жуковского? Чем прекрасен вечер для Жуковского? Этот миг
согласия в природе, когда «все тихо», когда веянье ветра и «гибкой ивы
трепетанье», плесканье струй существуют в одном ритме, когда «слит с прохладой
растений фимиам». Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «последняя в
реке блестящая струя с потухшим небом угасает». Элегия Жуковского обращена к обществу.
Своими чувствами поэт расшевеливает читателя, укрепляет его представления о
жизни, утончает его философские воззрения. И вполне естественно, что молодой
поэт-лирик откликнулся на общественные страсти. Наполеон захватил Европу. В
России начало формироваться ополчение, так как ожидалось, что Наполеон двинется
против нее. Накал патриотических чувств был велик.

Теперь
обратимся к стихотворению «Море» и подумаем, почему оно тоже названо элегией и
чем отличается от «Вечера». Жуковский, как и прежде, любит гармонию, восхищен
согласием неба и моря. Но это любовь не к покою, а к движению: «Ты живо; ты
дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». «Безмолвное»,
«лазурное» море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а тревогу
вопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба обманчиво. Обманчив
твоей неподвижности вид: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом
любуясь, дрожишь за него». Это уже мир, воспринятый в конфликтах, мир
таинственный и полный движения, каким его воспринимают романтики. Элегией
стихотворение названо потому, что вечное стремление моря к «ясному небу»
оказывается не осуществленным в полной мере: слияние не происходит. Состояния
моря бесконечно разнообразны и противоречивы («ласкаешь» – «воешь», «блещешь» –
«бьешься»). Небо – «ясное», «светозарная лазурь», «сладостный блеск». «Темные
тучи» воспринимаются не как его принадлежность, а как враждебное вторжение:
«Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя…» Итак,
гармония осталась желанной стихией поэта, но романтик Жуковский сознает ее
недостижимость. В стихотворении «Море» выражена суть романтического периода
Жуковского и его романтической философии. Между тем они создавались в период,
когда поэт, по выражению друзей, был «засушен грамматикой» – педагогическими
обязанностями при дворе. Это были стихи-прозрения, указание пути будущим поэтам
– Фету, Майкову, Тютчеву, Полонскому, В. Соловьеву. Сопоставляя элегии «Вечер»
и «Море», мы видим общность настроения и художественных образов стихотворений и
отличие грусти сентиментализма от горечи романтизма. Элегическая лирика
Жуковского как бы сосредоточивается вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и
разрушенной любви. В основе этих тем лежат конкретные биографические факты:
ранняя смерть лучшего друга Жуковского – Андрея Тургенева и любовь поэта к
Марии Протасовой, встретившая непреклонное сопротивление со стороны матери
девушки. Но в этих элегиях зарождается типичный образ романтического героя –
человека «с обманутой душой», который «разлюбил» жизнь. Этот образ получил
развитие в последующей литературе русского романтизма. Сущность романтизма
Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он «первый на
Руси выговорил жалобы человека на жизнь» и стал «певцом сердечных утрат».

Список литературыё

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий