Образ Снежной королевы в сказке Г.-Х. Андерсена

Дата: 12.01.2016

		

Сказки
Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу.
Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы. Из
богатого литературного наследия датского писателя можно насчитать не менее
десятка сказок, о которых не слышал разве что глухой. Но если на Западе
безусловным фаворитом этого хит-парада является «Русалочка», то у нас
явно лидирует «Снежная королева».

Важно
отметить, что в нашей стране предлагается «сокращенный», а точнее, искаженный
текст сказки «Снежная королева», где вырезана вся религиозно-христианская
тематика. Это не просто обедняет сказку, а по существу сводит на нет то
богатейшее идейно-художественное содержание, которое вложил в нее писатель.

В
сказках Андерсена мы попадаем в мир оппозиций — лета и зимы, добра и зла, внутреннего
и внешнего, смерти и любви, щедрости и жадности, забвения и воспоминания… Для
Андерсена «Снежная королева» была сказкой его жизни: когда его отец умирал, его
последними словами были: «вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне», когда же
ребенок стал звать отца, мать удержала его: «не плачь, бесполезно звать его, он
умер, Ледяная Дева унесла его».

Образ
Снежной королевы неоднократно встречается в скандинавском фольклоре. Чаще всего
ее именуют Ледяной Девой. Странный и загадочный образ холодной бесчувственной
владычицы холода, по всей очевидности, заимствован писателем из северных мифов,
которые как раз тогда благодаря изысканиям немецких исследователей, были широко
впущены в культурный оборот. Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма —
классические персонажи северного фольклора.

Это
жутковатая и прекрасная повелительница холода, вьюг и льдов «была так прелестна,
так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая!».

Царство
Снежной королевы возможно представить как образ некоего загробного мира –
известно, что за пример Андерсен не брал ни одной из концепций жизни после
жизни – чертоги Снежной Королевы полностью являются плодом его воображения.
Героиню окружают символы смерти, безжизненные пространства. «Холодно, пустынно,
мертво» в саду Снежной королевы: северное сияние, вечные льды и снега. «Веселье
никогда не заглядывало сюда!». Владения Снежной королевы не доступны солнечным
лучам. Солнце как источник жизни, тепла и света обожествлялось всеми народами
мира. Датчане необычайно шумно и весело отмечали день летнего солнцестояния — йонсок,
в ночь с 23 на 24 июня по всем датским деревням пылали костры, вокруг которых
молодежь водила хороводы, и скрипачи играли всю ночь без перерыва. В
Скандинавии в эту праздничную ночь в пламени костра сжигали человекоподобное
чучело. Исследователи считают, что это языческий символ зимы и смерти, пережиток
языческой церемонии победы света над тьмой.

Когда
Кай попадает в царство Снежной королевы, живые, оставшиеся дома, считают его
умершим, утонувшим: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей
за городом». В мифологических песнях скандинавских народов – смерть названа
«долгой поездкой», «поездкой смертельной». В похоронных обрядах отразилось
представление о долгом пути в мир мертвых. Представление об ином мире, также
связывается с образом реки – ее необходимо переплыть, она является границей
между миром живых и мертвых. В «Снежной королеве» нашла отражение мысль о
дальней стране, как месте обитания умерших. Чтобы попасть в нее, Каю приходится
много дней и ночей лететь по поднебесью: «…они летели над лесами и озерами, над
морями и твердой землей… а над ними сиял большой ясный месяц». Герда идет в
царство Снежной королевы не один год. Путь Герды в царство смерти долог и
труден. Знаменательно, что начинается он путешествием вниз по реке. «Может быть,
река несет меня к Каю?» — думает Герда

Поцелуй
живого в фольклоре осмысливается как приобщение к миру живых. Аналогично и
поцелуй мертвого должен приобщать к миру мертвых. В сказке Андерсена важную
роль играет поцелуй Снежной королевы: «Королева поцеловала Кая еще несколько
раз — и он забыл маленькую Герду, бабушку и все родное», «…Снежная королева
поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних».
Разные переводы «Снежной королевы» дополняют друг друга, помогая понять мысль
Андерсена, идущую из фольклора. Все дорогое и родное, оставшееся дома, в мире
живых забывает душа умершего в стране смерти. По возвращении в мир людей
забывается все, что было во владениях Снежной королевы: «холодное, пустынное
великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон». Здесь
мифологический мотив получает новое осмысление — в любви и счастье забываются
все невзгоды.

В
«Снежной королеве» также отмечено, что, побывав в мертвом царстве, герои
повзрослели: «Но, проходя низенькую дверь, они заметили, что успели за это
время сделаться взрослыми людьми». У Андерсена мотив взросления обретает
нравственный смысл: дети становятся старше, когда на их жизненном пути встают
суровые испытания; преодолевая их, взрослеет Герда — долгие и трудные искания
выпали на ее долю, холод и смерть побеждает она, чтобы спасти любимого человека,
найти любовь и счастье. Но и повзрослев, Герда и Кай сохраняют детскую чистоту
сердец: «…так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и
душою». Кай и Герда отправились в царство смерти добровольно – то, что, вернувшись,
из этого путешествия, они обнаружили себя взрослыми, говорит за то, что это был
некий ритуал – поход за пределы жизни с целью родиться заново для нового, взрослого
существования. Значит, физическая их оболочка смогла совершить такое
путешествие – за порог смерти и обратно только пока физически они оставались
детьми. Теперь же их ждет судьба всех живущих безгрешно – вернуться, вновь
переступить этот порог они смогут лишь после смерти. Мотив — живой возвращает
умершего в мир людей — часто встречается в сказках, мифологических рассказах, обрядовом
фольклоре.

В
творчестве Андерсена часто встречается христианская символика. «Герда начинает
читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось
в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали
выделяться маленькие светлые ангелочки… Когда Герда окончила молитву, вокруг
нее образовался уже целый легион». В дальнейшей истории Герды мы снова и снова
встречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежную
бурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки.

Снежная
королева — воплощение неосердеченного ума, главная ценность в ее королевстве — ледяной
и абсолютно правильный разум. В чертогах Снежной королевы также находится то, что
по ее представлениям, является совершенством, — зеркало разума. «Посреди самого
большого снежного зала, бесконечного и пустого сверкало замерзшее озеро…
Посреди озера восседала Снежная королева, когда была дома, она называла его
зеркалом разума, самым совершенным зеркалом в мире». В сказке Андерсена Снежная
Королева предстает как демоническая, хотя и привлекательная, сила. Но это сила
холодного разума и совершенной замерзшей красоты. Недаром преображенный Кай
лишается всех человеческих чувств, и даже когда от страха хочет прочитать
«Отче наш», в голове его вертится лишь таблица умножения.
Единственное, что может восхищать Кая — это застывшие правильные геометрические
формы. Он топчет розы и при этом увлеченно рассматривает в лупу снежинки
«Посмотри, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее, чем
настоящие цветы. И какая точность! Ни одной кривой линии. Ах, если бы только
они не таяли!» .

В
осмыслении Андерсена страна смерти, подвластная Снежной королеве, — мир
мертвого, чистого разума, абсолютных идей, абсолютного совершенства. Кай, хочет
познать вечность, мечтает приблизиться к воплощению чистого разума и разумной
красоты. Но «что значит знать?» — Фаустовский вопрос, решаемый Андерсеном. Мир
невозможно постичь без любви, самопожертвования, осознания глубокой душевной
связи всего живого. Поэтому, Андерсен прекрасной, но безжизненной Снежной
Королеве противопоставляет Герду — символ жизни и горячей любви. И Герда, которая
не знала арифметики и дробей, внесла высшее, подлинное знание сердца в холодные
чертоги смерти, абсолютного разума – и слово «вечность» само сложилось из
льдинок, вечность сама открылась Герде и Каю. Только бескорыстная, горячая
любовь Герды освобождает, «выручает» его из плена ледяного царства, иначе
говоря – из тисков душевного холода и очерствения. «Зеркало разума»
расколото, оно — как подобие дьявольского кривого зеркала, разбившегося в
начале сказки, как символ ущербности абсолютной логики. Андерсен все же романтик,
и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, в
сказке не может быть плохого конца.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий