Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и причины инфляции
2. Классификационные
признаки инфляции3. Методы измерения инфляции, анализ современной ситуации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Инфляция как экономическая категория представляет собой повышение общего
уровня цен товаров, работ или услуг. Однако данное явление имеет в своем основании
целый ряд самых разнообразных факторов, влияние которых на различных этапах
распределено неравномерно. Кроме того, значение данных факторов в формировании
инфляционных процессов носит фундаментальный характер, как для выбранной
экономической модели, так и для всего государства в целом. Основной проблемой в
данном случае является вопрос управления инфляцией как основной
макроэкономической задачей на уровне центральных правительств.Необходимость исследования проблемы инфляции заключается в выявлении основных
причин её возникновения с целью дальнейшего нивелирования возможных негативных
социально-экономических последствий и эффектов. Также стоит отметить, что
данная проблема находится в плоскости системы государственного регулирования
экономики.инфляция
экономика уровень1. Сущность и причины инфляции
Ранее было отмечено, что факт повышения цен на товары, работы и услуги в
экономической науке называется инфляцией. Однако это далеко не самое полное
определение данной категории, вследствие чего приведем максимально
всеобъемлющее её толкование: инфляция – переполнение сферы обращения избыточной
денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, что
вызывает обесценивание денежной единицы. Инфляция проявляется в форме роста цен
на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества[1].
Также можно сказать, что инфляция выражается в совокупном падении покупательной
способности денег в экономике – показателе обратно пропорциональном количеству
валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из
товаров и услуг. Так как покупательная способность денег в зависимости от различных
рынков обращения зачастую существенно различается между собой, для
сопоставления между собой используется пересчет на паритет покупательной
способности. Однако понятие покупательной способности может применяться не
только к валютам, но и платежеспособности населения. Покупательная способность
населения коррелирует с доходами и может стимулировать уровень потребления.Представленная система показателей необходима для дальнейшего анализа
причин и способов регулирования инфляционных процессов.Далее рассмотрим общепринятые причины инфляции, к которым в экономической
науке относят следующие:— рост государственных расходов, для финансирования которых государство
прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей
товарного обращения (ярким примером можно считать гиперинфляцию в послевоенной
Германии 1923 г., в результате чего произошел переход к натуральному обмену);— сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования
(совокупность кредитно-депозитных операций во всей банковской сфере, общая
сумма депозитов и выданных кредитов может многократно превышать первоначальную
сумму денег в экономике, что равноценно дополнительной денежной эмиссии);— монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек
производства, особенно в сырьевых отраслях;— монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного
механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;— сокращение реального объема национального производства, которое при
стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему
товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.Необходимо учитывать, что все вышеперечисленные причины инфляции тесно
связаны с фундаментальными проблемами макроэкономики – экономическими циклами,
безработицей, денежным обращением, государственным бюджетом, а также торговым
балансом. В результате чего можно сделать вывод о том, что устранение или
сглаживание причин инфляции является комплексной задачей в процессе управления
национальной экономикой.2. Классификационные признаки инфляции
Наиболее часто встречающееся деление инфляции по темпам роста выражено в
следующей схеме:
Рис. 2.1. Инфляция по темпам роста
Для ползучей инфляции характерен рост цен не более 10 % в год, что на
самом деле считается нормальным элементом развития экономики, так как
соответствующий рост денежной массы при прочих благоприятных условиях может
стимулировать развитие производства, вследствие ускорения платежного оборота,
падения реальной стоимости кредитов.Галопирующей инфляции соответствует 10 – 50 % рост уровня цен. Последствиями
подобного вида инфляции являются инфляционные ожидания; стремление
конвертировать деньги в товары и недвижимость с целью сбережения средств от
обесценивания и отказ от предоставления ссуд с фиксированным процентом. Также
характерной особенностью галопирующей инфляции по сравнению с умеренной
является то, что при ней возрастают риски, связанные с заключением контрактов в
номинальных ценах.При гиперинфляции цены растут астрономическими темпами, достигая
нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год. Возникает за счёт того,
что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное
количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней
происходит переход к бартерному обмену.Существует иная классификация видов инфляции, к которой относятся:
— инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению
с реальным объемом производства:PAD2AS
AD1
P2
P1
Y1Y2Y
Рис. 2.2.
Инфляция спроса— инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства
в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на
единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при
существующем уровне цен:PADAS2
P2AS1
P1
Y
Y2Y1
Рис. 2.3.
Инфляция предложения
— сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными
друг относительно друга;
— несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по
отношению друг к другу в различных пропорциях;
— прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях
и поведении экономических субъектов;
— непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью,
так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый;
— адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской
психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей
потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям
поднимать цены на товар.
Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при
активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены
обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны
были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального
повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное
субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает
предложение, но дополнительно стимулирует спрос.
3. Методы измерения инфляции, анализ
современной ситуации
Самым распространенным на сегодняшний день методом количественного
оценивания уровня инфляции является индекс потребительских цен, который можно
выразить в качестве формулы:
, (3.1.)
где: Q0 – выпуск в базовом году, Pt – цена текущего года, P0 – цена базисного года[2].
В России также как и во множестве прочих стран, расчет и публикацию
данных об инфляции осуществляют органы государственной статистики (Федеральная
служба государственной статистики в РФ). Кроме того, данный индекс используется
как поправочный коэффициент, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба
и тому подобное, что в свою очередь создает дополнительную ценность подобной
информации. Однако при использовании такого метода существуют и некоторые
проблемы, которые выражаются в неоднозначности правильности выбора тех или иных
элементов структуры потребительской корзины. Решение подобной задачи возможно
при динамичном подходе к составлению потребительской корзины на основе
достоверных данных о реальном уровне доходов населения.
Однако указанный выше метод не единственный при определении уровня
инфляции, используются и другие способы, такие как: индекс цен производителей,
индекс расходов на проживание, индекс цены активов, дефлятор ВВП, индекс Пааше.
Далее обратимся к данным статистики и проанализируем развитие российской
экономики, используя показатели инфляции за 2008 – 2011 гг.
Рис. 3.1. Динамику уровня цен РФ в 2008 – 2011 гг.[3]
Как видно из представленного графика на протяжении трех летнего периода
наблюдения – с 01.12.2008 г. по 01.12.2010 г. отмечается снижение показателя
инфляции с 13, 2 % до 8, 8 % годовых соответственно. Также стоит отметить, что
в течение всего рассматриваемого периода не наблюдается частичного падения цен
(дефляции). Самый равномерный рост уровня цен, без резких скачков можно
заметить в 2010 г., когда инфляция не превышала 0, 75 % в месяц. В целом,
необходимо указать жесткие меры, проводимые органами денежно-кредитного
регулирования – Банком России и Министерством финансов РФ, прежде всего,
выразившиеся в удержании курса национальной валюты и усилении валютного
контроля. Кроме того, сама инфляция в нашей стране как макроэкономический
показатель является одним из обязательных целевых ориентиров при разработке
проекта федерального бюджета, что также в свою очередь отражается и на
проводимой бюджетной и налоговой политике. Однако достижение низкого уровня
инфляции как некоторой самоцели не должно в конечном итоге ставится во главу
всего государственного регулирования экономики, так как результатом любой
экономической политики должен становится рост реальных доходов значительной
части населения, а значит и благосостояния абсолютного большинства граждан.
Достижение подобных результатов не может базироваться лишь на строгом сдерживании
инфляционных процессов и ожиданий, но также необходимо проведение целого
комплекса мер, направленных на повышение эффективности действующих в народном
хозяйстве экономических агентов по средствам либерализации экономики и
устранения существующих административных барьеров и коррупционной составляющей.
Список использованной литературы
1. Инфляция и
её последствия / под ред. Е.Михайловской. — М.: Центр “Панорама”, 2006. — 146
с.
2. Прончатов,
Е.А. Банк России как кредитор последней инстанции: монография / Е.А.Прончатов:
Изд-во Нижегород. ун-та, 2009. – 60 с.
3. Семёнов,
В.П. Инфляция: метрика причин и следствий / В.П.Семёнов. — М.: Российская
экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2005. — 383 с.
4. Шаповалов,
А. Инфляция движется как по маслу / А.Шаповалов // Коммерсантъ — 2008. — № 91.
– С. 57
5. Юрьева,
Т.В., Макроэкономика, уч.-метод. компл. / Т.В.Юрьев, Е.А.Мартынова. – М.: ЕАОИ,
2008. – 286 с.
6.
Интернет-словарь: [электронный ресурс] // Экономика / abc.informbureau.com
7. Росстат.
Цены: [электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики –
база данных / www.gks.ru
[1] http://abc.informbureau.com/html/eioessoess.html
[2] Юрьева Т.В., Мартынова
Е.А. Макроэкономика, уч.-метод. компл., М.: ЕАОИ, 2008, 286 с., С. 216
[3] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/price/#