Нравственные проблемы в современной русской прозе (по роману Ч.Айтматова «Плаха»)

Дата: 12.01.2016

		

Нравственные проблемы в современной русской прозе (по
роману Ч.Айтматова «Плаха»)

Ч.
Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе
“Плаха” он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые требуют
своего осмысления и выражения в слове.

Этот
роман — крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все,
что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в
романе, писатель стремится постичь, прежде всего, как проблемы состояния души
человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему
гибели Моюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как
хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он
уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда
обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Ак-бары с
человеком. И кончается это единоборство трагически.

Волки
не просто человечнее в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством,
чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Тайшчанаре
олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по
ним, причем, они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы одарены
сознанием. Глубоко человечна и та высокая самоотверженность, верность друг
другу, которая определяет все поведение Акбары и Тайшчанара. Акбара наделена
Айтматовым даром нравственной памяти. Она несет в себе не только образ беды, постигший
ее род, но и осознание ею нарушения нравственного закона, который никогда и
нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла
встретить в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь загнанная в
тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень
важ но при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбаи, заслуживающий кары, но
и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, он
должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его
нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего
Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова
возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что
нравственное возрождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет
не частное значение, а общее. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый
Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести:
решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.

Роман
пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и
кандаловы, в ответе все человеческое общество. И, разумеется, мы с вами.

Много
внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. Бостон попадает в
роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства: сына, Акбары и
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему
сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую
волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя
трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было
в саванне, где одним махом были нарушены законы естественного течения жизни и
равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушение законов природы
как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.

В
романе затронута еще одна социальная тема — проблема наркомании. Автор
показывает гонцов, стремящихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей
конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в
иллюзиях.

Этих
людей пытается понять и спасти Авдий Кал-листратов. Авдий — сын священника, изгнанный
из академии как “еретик-новомысленник”. Авдия мучает мысль о спасении хотя бы
одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам
устремляется навстречу падшим. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть —
таков его способ борьбы со злом.

Надо
признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение
в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Айтматов наделяет
его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить
крест, им же на себя возложенный.

Вид
Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятии Христа. Но
вопросы и проблемы, ведущие за собой человека на плаху, не решаются Айтматовым
однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность
нашего времени в таких молодых людях.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий