«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»

Дата: 12.01.2016

		

«» (по повести В.П. Астафьева
«Людочка»)

Истина
– противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что
есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из
«писателей — деревенщиков» — В.П. Астафьев. Основная тема его произведений –
человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомы
такие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последний
поклон». К этой же теме можно отнести , по – моему мнению, рассказ под
названием «Людочка». Со страниц небольшого по объему произведения встает целая
жизнь обычной деревенской девушки.

«Людочка»…
Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом
писателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены в
эпиграф:

Ты
камнем упала.

Я
умер под ним.

В
этом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквально
переполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуется
переживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речь
пойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастно
звучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшой
угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец –
колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркие
события. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки,
подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни не
происходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела
и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательная
и до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас ту
реальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постоянно
натыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуется
какая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо
любить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим для
нее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серой
обыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, все
изменить. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, но
мне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провела
на вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла не
чувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что она
лишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки стать
как все, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделала
завивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакие
внешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вроде
бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила
подмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…».
Может быть , именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахерша
Гавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но за
незначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, и
читатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее,
ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. Симпатии
Астафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и ясно
и не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людей
свое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, по
которым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужно
много трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться.
Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны:
«…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различали
свое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей.
Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева.
Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кроме
Гавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет
«мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка
– мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик.
«Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего по
деревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усами
терзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке.
Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – гроза
местных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворение
зла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду,
бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой и
мукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином?
Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьев
проводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя.
Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейших
времен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это и
есть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудно
осознать, воспринять.

По-моему,
главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание парка
Вэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может
почувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но в
рассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает описание парка:
«Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязной
канавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегда
тут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлых
поросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя…
телесный срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесь
столкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.


Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через парк
Вэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…».
А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто не
мог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепо
шаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, между
приступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердце
содрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток.
Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно то
было – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к
оскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной
человек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там,
где разорваны кровные узы, недалеко до беды).

Меня
всегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мне
запомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всеми
отвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько раз
вводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Мать
сказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошел
было, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиного
обломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянулась
веревочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которой
держится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надо
вовремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя.
Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладет
веревочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всю
трагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! И
читатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя нам
будет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плаву
жизни удержит», — размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.

По-моему,
рассказ «Людочка» — одно из лучших произведений современной литературы. Именно
в этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, в
двадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянно
сталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Это
приводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе и
отдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том,
что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречь
тех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делает
нас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказ
заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии,
которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимая
реальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий