Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени …»

Дата: 12.01.2016

		

Стихотворение
Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.

Я
считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и
является гимном символизма.

В
стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и
“очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению
человеческого духа от тьмы к свету.

Вся
образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между
верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною…»), небесами и
землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается
исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой
(угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные
контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за
новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»),
остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие
тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает
ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее
обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор»
становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И
какие-то звуки вокруг раздавались…»), что знаменует его полное слияние с
высшим миром.

Величественная
картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические
представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь
лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими,
космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие
тени…»). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в
конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших
символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом»
предназначении поэта).

Однако
стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью,
которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными
переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие
согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом
четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным
наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения
— оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе
и ближе к своей цели.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий