Основные конкуренции рынка

Дата: 21.05.2016

		

Федеральное
агентство по образованию

Федеральное
государственное образовательное учреждение

высшего
профессионального образования «Чувашский

госуниверситет
им. И.Н. Ульянова»

Батыревский
филиал

Кафедра
социально-экономических дисциплин

Контрольная
работа

По
дисциплине: «Ценообразование»

По теме:
Основные конкуренции. Характерные черты совершенной, монополистической
конкуренции, олигополии, чистой монополии

Выполнила:

студентка гр. 7 А – 07

Проверил:

Ст. преподаватель

2009

Содержание

Введение

1. Понятие и виды конкуренции

2. Совершенная конкуренция

3. Несовершенная конкуренция

3.1 Чистая монополия

3.2 Олигополия

3.3 Монополистическая конкуренция

Заключение

Список использованной литературы

Задание

Введение

Ключевым понятием,
выражающим сущность механизма рыночных отношений, является понятие конкуренции.
Конкуренция – это тип взаимоотношений между производителями по  поводу
установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Конкуренция с латинского
языка означает «сталкиваться» и обозначает борьбу между товаропроизводителями
за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция
выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом
производителя внедрять научно-технические достижения, повышать
производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является
определяющим фактором упорядочивания цен, стимулом инновационных процессов
(внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она
способствует выведению из производства неэффективных предприятий, рациональному
использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к
потребителю.

Одной из традиционных
форм конкурентной борьбы являются манипулирование ценами, т.е. «война цен». Она
осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен,
сезонными распродажами, предоставлениями большого объема услуг по действующим
ценам, удлинением сроков потребительского кредита.

1. Понятие и виды
конкуренции

Истории давно известны
два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка – конкуренция и
монополия.

Конкуренция —
соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия
производств, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается
объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта
рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с
другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за
экономическое выживание и процветание – закон рынка.

Чтобы лучше понять
конкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и
другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными.
Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах
(показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальное
состояние рынка.

Конкуренцию можно
классифицировать по нескольким основаниям:

По масштабам развития
конкуренция может быть:

1. 
индивидуальная
(один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” – выбрать
наилучшие условия купли – продажи товаров и услуг);

2. 
местной (введется
среди товаровладельцев, какой – то территории);

3. 
отраслевой (в
одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода);

4. 
межотраслевой
(соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою
сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5. 
национальный
(состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6. 
глобальный
(борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом
рынке.

По характеру развития
конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам введения
рыночное соперничество делится на:

1) ценовое (рыночные
позиции соперников подрываются посредством снижения цен);

2) неценовое (победу одерживают
путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).

2. Совершенная
конкуренция

Совершенная конкуренция
существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких
продавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в
состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется
игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их
функционирования.

Существование огромного
количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет
большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застанет
уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти. Такая ситуация
позволяет новым продавцам на равных условиях с уже существующими продавцами приступить
к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть
рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка.

Основные характеристики
рынка совершенной конкуренции:

— большое количество
мелких продавцов и покупателей;

— продаваемый продукт
однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца для
осуществления покупки;

— невозможность контроля
над ценой и объемом купли- продажи создает условия для постоянного колебания
этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

— полная свобода «входа»
на рынок и «ухода».

В реальной экономической
действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении
практически не встречается.

Свободная конкуренция
соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она
проявилась пожалуй, только в Англии и лишь в ХХ в. Свободное соперничество в
современных условиях – редкое явление. В ХХ в. получили развитие новые формы
рыночного соперничества – регулируемая государством конкуренция и
противоборством монополий.

 Он представляет собой
так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция
существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки
могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в
экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие
под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок
сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей
настолько велико, что за редким исключением ни один человек или группа не в
состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или
сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех продавцов
идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке.

При наличии конкуренции
на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить
издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается
возможность снижения цены, что увеличивает объемы продаж у производителя и его
доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование
научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение
научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что
как раз и ведет к будущему снижению цен.

Конкуренция создает у
производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг
для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции
происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет
дифференциации отдельного продукта.

Производители постоянно
осуществляют борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является
политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает
потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все
это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все
желания и потребности покупателя. В и тоге выигрывает и потребитель, и общество 
в целом.

3. Несовершенная
конкуренция

Если хотя бы один из
признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура
называется несовершенной конкуренцией. Различают три вида несовершенной
конкуренции:

— чистая монополия,
когда  на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и
границы фирмы и отрасли совпадают;

— олигополия, когда в
отрасли существует небольшое количество фирм;

— монополистическая
конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого
числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

3.1 Чистая монополия

Монополия является полным антиподом
совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он
производит товар, не имеющих близких заменителей.

В условиях монополии
производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что
позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса,
рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.  Поэтому выбор цены из
возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи
возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к
максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж
есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке.
«Рыночная власть» означает способность продавца влиять на цену товара.

Признаки монополии:

· 
единственный
продавец;

· 
реализуемый
продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную
монополистом цену;

· 
полный контроль
монополиста над ценой товара и объемом продаж;

· 
для потенциальных
конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает
феномен «естественной монополии». К естественным монополистам относятся
предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие природные
ресурсы. Как правило естественные монополии находятся в собственности
государства или действуют под его контролем. Существование естественных
монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства,-
эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что
крупное производство имеет преимущество перед мелкими при сравнении величин
издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности
и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности
труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более
эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся
желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно
вынуждает регулировать их деятельность.

Монополия в чистом виде
явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой
экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примере чистой монополии
приводят систему телефонной связи. Но не следует забывать, что иные виды связи
создают скрытую конкуренцию, предлагая в качественные заменители телефонной
связи. Кроме того, монополия не может полностью устранить потенциальную
конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей
товаров.

3.2 Олигополия

Олигополия является преобладающей
формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в
экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные
из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом
рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот новых
фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так
и дифференцирована.

Существование  олигополии
связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость
значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с
крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Немногочисленность фирм на
олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую,
но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является наиболее
эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты
сделают то же самое. Что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой
конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции,
олигополисты используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство,
качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и
гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность
олигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и
поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне
немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещают именно сговор
между олигополистическими фирмами в целях поддержки цен и максимизации прибыли.
Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе
рынка – «карательное соглашение»

Каратель представляет
собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников
объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена
патентами, разграничение рынков сбыта и долю каждого участника в общем объеме
производства и сбыта. Его целью является повышение цен, но не ограничение
производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

Невозможность полностью и
постоянно использовать каратель для взаимодействия олигополистических фирм
вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую
политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое
сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику
олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в
ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или
консорциумов).

Жесткость цен – так называемая практика действий
олигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определенная
фирма не склонна к изменению цены. Она предполагает, что если ей придется
поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка.
Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну
цен».

Лидерство в ценах означает практику, когда при
формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены,
установленные лидером – чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном
рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие
не доказано.

Патентные пулы – это соглашение о специализации и
кооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведения
общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных
объектов. Обе эти организации выполняют карательные функции и являются базой
для организации сговора о дележе рынка.

3.3 Монополистическая
конкуренция

Монополистическая
конкуренция
это
относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не
идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличии от совершенной
конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый
товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему
у потребителя складываются «неценовые предпочтения».

На рынке
монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по
условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по
интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в
своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной
дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование
фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти
фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать или понижать
цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием
производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно
неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной
характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на
таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно не велик
и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль
и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка
монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков.
Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы
обслуживания.

Заключение

Конкуренция служит
основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. «Это та
сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату
покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих
продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены».

Это значит, что
индивидуальные производители могут лишь приспосабливаться к желаниям
покупателя, которые рыночная система доводит до сведения продавцов. При
возникновении монополий ситуация резко меняется, когда продавцы могут
воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и
в ущерб обществу в целом. С целью предотвратить такое положение правительство
проводит ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов для защиты и
усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора проведения бизнеса.

Список использованной
литературы

1. 
Чепурин М.Н.,
Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров: «АСА», 2005.

2. 
Мамедов О.Ю.
современная экономика. Ростов на Дону.: издат. «Феникс», 2001.

3. 
Попов А.И.
Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001.

4. 
Андрианов В.Д.
Россия в мировой экономике: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999.

5. 
Лившиц А.Я.
Введение в рыночную экономику. М., 2003.

6. 
Долан Э.Дж.,
Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2004.

7. 
Самуэльсон П.А.,
Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1999.

8. 
Борисов Е.Ф.
Экономическая теория. М., Юрайт, 2000.

рынок отношение
конкуренция соперник

Задание

1. 
Закон спроса
гласит, что объем спроса (прямо, обратно) пропорционален цене товара.

2. 
Условие оптимизма
потребителя характеризуется точкой (касания, пресечения) бюджетной линии и
кривой безразличия.

3. 
(Полезность,
предельная полезность. Относительная цена) измеряет цену одного товара,
выраженную в другом товаре.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий