Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова Маскарад

Дата: 12.01.2016

		

Министерство образования
России.

Тамбовский Государственный
университет им. Г. Р. Державина

Контрольная работа на
тему:

« Конфликт литературного произведения. На
материале драмы М. Ю. Лермонтова « Маскарад » »

Студента
первого курса Лагерева А.Г.

 отделение
журналистики (заочное)

Тамбов 2003

Конфликт
в литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в
художественном произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они
нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое
значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и
открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к
драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной
очевидностью.[1]

Особое
значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной,
движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия
характеров.

В выборе
конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга,
художественная идея пьесы.

В
конфликте Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый
горечью и злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в
пестрый и шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками,
эти люди позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме
отражается позиция Лермонтова.

В
произведениях драматургии нередко наблюдается сочетание «внешнего» конфликта –
борьбы героя с противостоящими ему силами – с «внутренним» психологическим
конфликтом – борьбой героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями.

В драме
М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт
героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в
сознании героя.

Нельзя
отождествлять художественные конфликты, на которых строятся произведения
драматургии с конфликтами, существующими в реальной действительности.

Идейный
замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было
заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее
произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к
добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая
мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого
общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в
жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает
в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без
маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена
между добром и злом» — звучат так торжествующе: это победа теоретической,
общественно – философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё
отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.[2]

«Маскарад»
— это социально – психологическая романтическая драма. Характеризуется
противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки,
символикой. В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих
условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих в современном ему
обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен
эгоистическими помыслами и чувствами.

Лермонтов
презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в
доме  Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской
фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов
нарисовал и в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю
пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у
Энгельгардта. Название пьесы символично:  вся жизнь действующих лиц предстает
перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков
и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный
маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои
тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой.  «Под маской, —
говорит Арбенин, — все чины равны, у маски ни души ни званья нет…  И если
маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Настоящий,
подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.
Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального»
состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.

В образе
Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя,
бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные
слабости.

Гегель
пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу
с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя
возмездие с его стороны.[3]

Так
«гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными
представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и
жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое»
злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин
не знает других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по — Арбенински» и
жестоко поплатился.

Раз в жизни человека мне чужого,

Рискуя честию, от гибели я спас.

А он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,

Он отнял у меня всё, всё – и через час.

  Арбенин
тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам
исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для
жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может
впервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу.

В
результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то
оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в
заурядного убийцу.

«Ошибка»
его зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны
Нине и которые она сохранила вопреки светскому окружению. Детская наивность,
чистота, от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый
условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и
контрастный ему. Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста.
Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах
Арбенина в невинную жертву.

«Коллизия
— ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное затруднение ».[4]

Так
волею обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние
дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они
нуждаются в преобразовании. Гегель пишет, что коллизия нарушает гармонию и
заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности.[5]  Через любовную коллизию
проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он
стороне – добродетели или зла.

Конфликт
поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на
каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком
стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в
душе Арбенина совершился переворот —  после его встречи с Ниной, и теперь в
настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим
этот переворот?

Казарин
в этот переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная
дистанция – духовная, интеллектуальная.

Для
Казарина «Ты наш» — возвращение к карточному столу, для Арбенина – «былого нет
и тени» — прямое отречение от недавнего прошлого и от тех нравственных
ценностей, которые внесла в его жизнь Нина. Жизнь теряет для него смысл.
Прошлое искушает Арбенина: выдержит ли. Арбенин окончательно погружается в
прошлое – в «нестерпимые, но сладостные дни », делает его своей сегодняшней
явью: разрывает краткий свой союз с Ниной.

«Действие
предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».[6]

Реакция
это трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей
жене. Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным.
Можно подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого
человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан»
— закончился поражением:

Беги, красней, презренный человек,

Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

Но Арбенин не бежал, не сдался, и пока силы зла не
потушили в нем разум, никто и ничто не смогло поставить его на колени.

Развязка
внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят
в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни
пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты
безумия.

И этот
гордый ум сегодня изнемог!

Этими
словами Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного,
смелого, но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и
преклоняться» перед жестокими законами века.

Дважды в
пьесе возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с
Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он
Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и
в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, — ты не хотела, ты! »

Какие
мечты хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к
Нине? Что это за намёки и «недоговоренности»?

Эти
арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет
нераскрытым. Важно понять, что за этими  «недоговоренностями» скрыто не только
глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что
трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной
судьбы.

Литература

1.   Гегель.
Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228.

2.  
Коллизия.
Конфликт // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т.

               Т. 3.
М., 1966. С. 656-658, 716.

3.  
Лермонтов
М. Ю. Маскарад.

4.  
Эйхенбаум
Б. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1967.


[1]
Коллизия. Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З. М., 1966.

[2]
Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. Стр. 215.

[3]
Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968.

[4]
Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968

[5]
Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968

[6]
Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий