Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе

Дата: 12.01.2016

		

Всемирная Литература.

КОМЕДИИ АРИСТОФАНА. МЕСТО
КОМЕДИИ В АФИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Драматические
представления в Афинах ведут своё начало то обрядов, посвящённых богу Дионису-
покровителю виноградарства и виноделия. Культ Диониса, постепенно вобравший в
себя космические представления древних греков о смене времён года, о вечной
«борьбе» зимы и лета пользовался особенно широким распространением
среди земледельцев, и, позднее стал государственным культом Афин. Именно в
рамках культа бога Диониса произошло формирование основных жанров греческой
драмы — сначала трагедии,  позже, комедии. При этом включение трагедийных
постановок в состав всенародных празднеств в честь Диониса относится к концу
шестого века до нашей эры.

            В Афинах
существовало несколько праздников, посвящённых Дионису: Великие Дионисии и
Ленеи. Театральные представления, проходившие дважды в год носили общенародный
характер. На них собиралось всё взрослое население Аттики. Представления
проходили в Театре Диониса, расположенного под открытым небом естественным
амфитеатром на склоне Акрополя, вмещавшим порядка семнадцати тысяч человек. На
праздники в Театр Диониса приходило втрое больше человек, чем на самое важное и
многолюдное собрание. Представления были не только развлечением, но также они
были составной частью религиозного праздника и открывались торжественным
жертвоприношением в честь бога Диониса, совершаемым от лица государства. У
афинского театра была ещё одна интересная особенность, дающая наиболее
наглядное представление о его месте в жизни афинского общества: театральные
представления носили характер художественного соревнования, происходившего
перед многотысячной аудиторией. Театральные представления разыгрывались  перед
многотысячной толпой зрителей, а в конце, судейская коллегия из 10 человек,
выносила решение о достоинствах и недостатках трагических и комических поэтов.
Имена победителей, что очень характерно и важно, с точки зрения значимости этих
состязаний, заносились на мраморную доску. Кроме самого автора, который был и
постановщиком своих произведений, на мраморной доске гравировались имя артиста,
исполнившего главную роль, и хорега, человека, обычно богатого афинского
гражданина, который брал на себя расходы по содержанию хора.

МЕСТО ХОРА, СТРУКТУРА
АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ.

Каждая
комедия открывается прологом, в начале которого, обычно, в диалогической форме,
излагается содержание пьесы и действующие лица. Часто, пролог является
достаточно большой сценой, с участием нескольких лиц, и неизменными шуточными
обращениями к зрителям. В прологе выясняются намерения главного героя, и те
силы, которые ему противостоят. Так завязывается сюжетный конфликт, получающий
своё дальнейшее развитие уже при непосредственном участии хора. Так называемый
парод — выход хора на сценическую площадку означает начало новой части комедии.

            В античной
комедии хор занимает одну из главных ролей и оживлённо участвует в действии.
Хор, может состоять из реальных людей: женщин, стариков, всадников, или из
животных, птиц, или чего другого, к примеру, облаков. Аристофан, например,
назвал иногда свои комедии по тем одеждам, в которых выступал хор:
«Лягушки», «Облака». Хор оживлённо участвует в действии:
приходит на помощь герою, попавшему в беду или выступает против его замыслов.
При этом вступительные песни хора, исполняемые поочерёдно двумя полу хореями
строятся симметрично, а непосредственный контакт между действующими лицами и
хором устанавливает корифей — предводитель хора. Именно корифею принадлежат
реплики в диалоге с актёрами. Выход хора придаёт новую остроту намеченной в
прологе борьбе, так как возникает необходимость открытого столкновения мнений,
которое находит выражение в сцене агона- спора, так же имеющего симметричное
построение. Сначала хор исполняет песнь, выражающую его отношение к предстоящей
борьбе — оду -, затем, корифей обращается со словами одобрения к одной из
противоборствующих сторон, после чего начинается развитие аргументов. Обычно,
последним в споре выступает персонаж, которому волей автора суждено одержать
победу в схватке. Следующая часть античной комедии — парабаса, являющаяся
обращением хора к зрителям, обычно не связана с сюжетом комедии. Она является
своеобразным лирическим отступлением, в котором поэт обращается к аудитории,
выдвигая свою точку зрения на актуальные проблемы. Таково обычно содержание
первой части парабасы — анапестов, исполняемых корифеем. Затем следуют
симметричные выступления двух полу хорей. Ода и антода, эпиремма и антэпиремма,
содержащие прославление родины, богов, и здесь же, отметим этот факт, нападки
на граждан полиса, чьё поведение автор считает несовместимым с гражданской
моралью. Предполагают, что парабаса представляет собой древнейшую  хоровую
часть комедии, обличительную по своему основному назначению. В нескольких
комедиях Аристофана в их второй части встречается ещё одна хоровая партия,
построенная на чередовании од и эпирем. Её принято называть малой парабасой.
Поскольку чаще всего конфликт исчерпывается в конце агона, эписодии, следующие
за парабасой, уже не развивают основного действия, а только подчёркивают значение
победы одержанной одним из героев. В этот момент появляются другие претенденты
на победу, помимо главного героя, и тогда, он нередко пускает в ход дубину или
палку, высмеивая их недостатки. Наконец, всё приходит к благополучному финалу,
заключительная песня хора завершает античную комедию.

            АРИСТОФАН.
«ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ»

В
своих комедиях Аристофан затрагивает насущные проблемы афинского полиса —
государства. Иногда, в его комедиях жёстко высмеиваются лица, которые были
хорошо известны современникам, но история сохранила для нас лишь их имена.

Комедия
«Женщины в народном собрании» впервые была поставлена на Ленеях в 392
году до нашей эры. Это время тяжелейшего кризиса афинской демократии,
формального восстановления правления «тридцати тиранов». Сильно упала
политическая активность граждан. За участие в народном собрании пришлось
устанавливать плату: сначала один, а затем и три обола. Комедия «Женщины в
народном собрании» с точки зрения композиции является новаторской. Парод ещё
сохраняется, но парабаса уже отсутствует, хор утрачивает свою ведущую роль.

Комедии
Аристофана поразили меня своей физиологичностью, и отсутствием у Аристофана
внутренней цензуры. Они написаны по принципу » что естественно, то не
позорно.» Так, в самом начале комедии, происходит диалог между Блепиром и
его соседом. Они разговаривают на улице, возле дома соседа, где Блепир
устраивается, чтобы справить нужду. Диалог происходит  между испражняющимся
Блепиром и стоящем не вдалеке  соседом. После достаточно длинного диалога, во
время которого Блепир всё время методично испражняется, сосед, наконец, его
спрашивает: «Да ты решил сходить канатом якорным?»

Может
быть, во времена древних греков не существовало каких- то условностей,
моральные нормы отличались от нынешних. Но всё равно, я как то плохо
представляю ту же сцену в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Вот, как я её
вижу, в стиле комедии Аристофана.

Джульетта,
выглядывая из окна, обращается к Ромео, сидящему внизу, под кустом.

Джульетта:
Ромео, где ты?

Ромео:
Да здесь я, дура, под кустом внизу сижу.

Джульетта:
«Что делаешь, приятель, положить присел?»

Ромео:
«Да, говорят все кошки ночью серы. Никто и не приметит, как присяду
я.»

Джульетта:
«Давай быстрее, или ты сходить решил канатом якорным?»

                                    Бред.

Всё, что стоит в кавычках
взято из первого эписодия комедии «Женщины в народном собрании»
Аристофана. Всё же, цивилизация не стоит на месте.

            Комедия поражает
с самого начала: в прологе, подробно описывается процесс эпиляции в области
бикини, по древне гречески, с помощью зажжённого фонаря. Комедия  «Женщины
в народном собрании» была написана на актуальную тему кризиса полисной
демократии. Женщины решают захватить власть в городе, и, для этого переодевшись
мужчинами, явиться на народное собрание в облике мужчин и проголосовать за передачу
властных полномочий женщинам. Для этого, вечером, они похищают у своих мужей
плащи, башмаки и, нацепив бороды, отправляются на народное собрание. Имея
численное преимущество, женщины «протаскивают» законопроект, по
которому, вся власть в их городе переходит к женщинам, то есть к ним. Своей
предводительницей женщины избирают Праксагору, наиболее умную из всех.

Далее мы встречаем идею о
коммунизме: женщины издают постановление, по которому, все должны сдать всё в
общую казну, не остаётся частной собственности, впрочем, как и частной жизни.
Женщины предлагают жить счастливой коммуной детей цветов. Общие жёны, общие
мужья, общие дети. И всё было бы хорошо, если бы не закон, по которому, молодые
девушки должны уступать места в постели лицам пожилого возраста. И в четвёртом
эписодии, юноша, идущей к своей любимой, оказывается атакованным сексуально
неудовлетворенными старухами. Сразу тремя. А если, всё по тому же закону, он
откажется , то его оставят без обеда. Совсем. По своему построению комедия
заканчивается пиром победивших женщин, но логически, на мой взгляд, комедия
заканчивается терзаниями юноши: зайти «на чашку чаю» к старухе или
остаться без обеда. Я предпочёл бы остаться без обеда.

                                                                                    Куликов
Никита, 21.05.03

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий