Историко-политологические аспекты экспансионистской политики Грузии на Кавказе

Дата: 12.01.2016

		

Проф. Джанаев Х.Г., студ.
Дзгоев Т.В.

Кафедра экономики и
внешнеэкономической деятельности.

Горский государственный
аграрный университет.

Всероссийская
государственная налоговая академия

Проведен
анализ положений Конституции СССР 1924, 1936, 1977, 1990 гг., согласно которым
право совместного суверенитета распространялось исключительно на союзные
республики. Выявлен экспансионистский характер внешнеполитического курса
Республики Грузия по отношению к территории Российской Федерации.

Согласно
Конституции СССР 1924, 1936, 1977, 1990 гг. право совместного суверенитета
распространялось исключительно на союзные республики. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд
Советов принял Декларацию и утвердил союзный Договор об объединении Советских
Социалистических Республик в союзное государство. По справедливому замечанию
С.Н. Бабурина «Автономные республики в рамках СССР никогда суверенитетом не
обладали. Изначально лишь подчеркивалось, что каждая такая республика имеет
свою конституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в
полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР (ст.92 Конституции
РСФСР и ст.20 Конституции РСФСР 1937
г.)» [1]. В соответствии с союзным договором 1922 г. и Конституцией СССР 1977 г. (ст.82), в качестве
субъекта Договора выступали только союзные республики, автономные образования
самостоятельно решали вопросы, находящиеся исключительно вне пределов прав
Союза ССР и союзной республики.

С
наделением Грузинской ССР правом суверенитета в рамках своих полномочий и
включением в ее состав Юго-Осетинской автономной области, разобщенность двух
частей одного народа (аланского) была закреплена уже в конституционной форме.
Географическое деление Алании (Осетии) на северную и южную, зафиксированное в
письменных источниках VII в. – «Армянская география», «Житие св. Нины» и
отражающее реальные исторические процессы, связанные с развитием аланского
этноса, приобрело юридико-правовой характер [2]. На всю территорию Южной Осетии
была распространена юрисдикция Грузинской ССР, что в одночасье привело к
изменению действующих в Южной Осетии правовых норм. Так, с помощью русских
штыков в XIX в., а затем волюнтаристских, дискриминационных по отношению к
аланскому народу, решений советских партийных органов в 20-х годах ХХ в., южная
часть территории Алании (Осетии) окончательно подпала под юрисдикцию Грузии.
Автоматически Грузия приобрела новые, исключительно благоприятные естественные
границы, расположенные в центральной части Главного водораздельного хребта, что
открыло ей доступ к транскавказской магистрали, которую Грузия никогда в своей
истории не контролировала.

«Территориальное
верховенство власти есть способность органов государства, наделенных
соответствующей компетенцией, монопольно устанавливать на всей территории
государства единый правопорядок, издавать высшие в пределах этой территории
общеобязательные правовые акты» [1]. С этого времени официальный Тбилиси стал
обладать необходимыми ему юридико-правовыми рычагами для реализации своих
экспансионистских планов в отношении аланского народа и территории юга России.
Поэтому насильственное включение территории Южной Осетии с ее естественными
границами в состав Грузии неизбежно привело в дальнейшем к крайне негативным
для ее населения последствиям [3].

Вывод
из-под юрисдикции России геостратегических территорий продолжался на протяжении
всего ХХ в. Россия теперь уже в лице РСФСР и РФ последовательно утрачивала на
юге и свои естественные границы. Надо полагать, что время, принятое называть
«застойным», было таковым исключительно для РСФСР, но отнюдь не для Грузинской
ССР и других союзных республик, которые достаточно успешно расширили свои
территории за счет включения в свой состав исконно русских земель и земель
малочисленных этносов, обладающих формальным суверенитетом в рамках своих
национальных автономий.

После
распада СССР, весной 1993 г.
постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации о Государственной границе Российской
Федерации» административным границам РСФСР был придан статус государственной
границы. Вопрос об уточнении линии границ при этом даже не обсуждался.
Неоправданная поспешность, с которой было принято данное решение, привело к
сохраняющейся и сегодня неурегулированности территориальных споров России,
включая споры вокруг морских пространств как с Китаем, Монголией, Японией,
Польшей, Финляндией, США, так и с вышедшими из состава СССР Прибалтийскими
республиками, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном.

Наиболее
успешно последние десятилетия экспансионистская политика по отношению к
территории России проводится лидерами Грузии. Приняв форму «ползучей»
экспансии, они не только де-юре распространили свой государственный суверенитет
на территорию Республик Южная Осетия и Абхазия, но и продолжили захват
территории России, расположенной уже на северных склонах Главного Кавказского
хребта. За годы Советской власти и 90-е годы им удалось сместить (перенести)
административную границу Грузии на 40 км севернее Крестового перевала в сторону г.
Владикавказа. Ключевым вопросом притязаний Грузии является осуществление теперь
уже полного господства над Дарьялом, что приведет к утрате Россией доступа к
Военно-Грузинской дороге. Сегодня уже вся южная часть этого ущелья
территориально относится к Казбекскому району Грузии.

О
полном забвении государственных интересов России на ее южных рубежах и полном
игнорировании национальных интересов аланского народа свидетельствуют события
последних лет, когда пограничный столб, обозначавший границу между Россией и
Грузией, был без согласования с российской стороной установлен неподалеку от
северной окраины селения Чми Северной Осетии (чуть более 20 км. от жилых массивов г.
Владикавказа). В 1997 г.
грузинская сторона устроила очередную провокацию на грузинско-российской
границе возле с. Верхний Ларс Северной Осетии – сметя прежние пограничные
кордоны, перенесла пограничный пост на 1300 м севернее. Выступивший резко против этих
противоправных, агрессивных действий грузинской стороны тогдашний руководитель
Федеральной пограничной службы России генерал А. Николаев на следующий день был
отправлен в отставку Историко-политологические аспекты экспансионистской политики Грузии на Кавказе .

Таким
образом, если, согласно исторической хронике и данным археологии, южные границы
территории, населенной аланами, некогда проходили возле древней столицы Грузии
– Мцхета, расположенной у слияния рек Арагвы и Куры, т.е. в 26 км севернее ее современной
столицы г. Тбилиси (по нынешней Военно-Грузинской дороге), то сегодня, миновав
Главный Кавказский хребет, граница переместилась на Северный Кавказ в
предместья г. Владикавказа – столицы Республики Северная Осетия-Алания. Отсюда
напрашивается вывод, что Россия, в ходе политической игры с Грузией,
пренебрегая национальными интересами целого народа (аланского), последовательно
утрачивает свои позиции в Кавказском регионе.

Список литературы

Бабурин
С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые
проблемы. М.: Изд-во МГУ, 2001.

Гаглойти
Ю.С. Южная Осетия. Цхинвал, 1993.

Сиукаев
Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ. 1994.

Иванов
В. Ползучая агрессия //Народная трибуна. Владикавказ, № 2 (5), ноябрь 2002.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий