Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Дата: 12.01.2016

		

Сочинение.

«Нравственный
идеал в романе
Л.Н. Толстого
«Война и мир».

И чем более
я размышляю,
тем более две
вещи наполняют
душу мою все
новым удивлением
и нарастающим
благоговением:
звездное небо
надо мной и
нравственный
закон во мне.

И. Кант

План.

    Мое
    понимание
    нравственного
    идеала.

    Нравственный
    идеал в романе
    Л.Н. Толстого
    «Война и мир».

    Центральная
    идея романа.

    Духовные
    искания Пьера
    Безухова.

    Духовные
    искания князя
    Андрея.

    Любовь
    – неотъемлемая
    часть характера
    Наташи Ростовой.

    Мысль
    народная в
    романе.

Каждый из
нас, наверное,
не раз задумывался
о том, что заставляет
нас поступать
так или иначе.
Как мы различаем
добро и зло? И,
скорее всего,
никто не пришел
к окончательному
ответу. Большинство
из нас воспринимает
как данное, что
убийство – это
плохо, а помощь
ближнему –
хорошо. Добро,
по-моему, нельзя
определить.
Это субъективное
понятие и каждый
воспринимает
его по-своему.
Но я надеюсь,
есть что-то
идеальное,
заключающее
в себе представления
каждого человека
– так называемый
нравственный
идеал, достичь
который невозможно.
То есть каждое
понятие о добре,
о нравственном
совершенстве
– его часть, и,
следовательно,
любой человек,
поступающий
соответственно
своему собственному,
субъективному
понятию о добре,
будет приближаться
к нравственному
идеалу.

Вопросы о
добре и зле –
вечные вопросы
философии –
не могли не
найти отражения
в романе-эпопее
Л.Н. Толстого
«Война и мир»,
раскрывающем
нашему взору
целую эпоху,
целое поколение
людей начала
девятнадцатого
века. Однако
Л.Н.Толстой,
как и любой
другой человек,
имел свои
представления
о нравственном
идеале. И нам
придется считать
его представления
правильными,
так как весь
мир романа
действует по
его законам.
Л.Н.Толстой,
как противник
любых схем,
представил
нравственный
идеал в наиболее
простом и понятном
виде. Человек
должен найти
Бога внутри
себя, найти ту
«другую, лучшую»
любовь к ближнему,
должен научиться
любить жизнь:

«Жизнь есть
все. Жизнь есть
Бог. Все перемещается
и движется, и
это движение
есть Бог. И пока
есть жизнь,
есть наслаждение
самосознания
божества. Любить
жизнь, любить
Бога. Труднее
и блаженнее
всего любить
эту жизнь в
своих страданиях,
в безвинности
страданий».

К таким выводам
приходит Пьер
Безухов – один
из любимых
героев Л.Н. Толстого,
– точнее не
приходит, а
«кто-то говорит
ему эти мысли».
Откровение
приходит Пьеру
во время плена.
Потеряв физическую
свободу, Пьер
обретает иную,
духовную:

«Поймали
меня, заперли
меня. В плену
держат меня.
Кого меня? Меня?
Меня – мою
бессмертную
душу!»

«Он долго
в своей жизни
искал с разных
сторон этого
успокоения,
согласия с
самим собою
… он искал этого
в филантропии,
в масонстве,
в рассеянии
светской жизни,
в вине, в геройском
подвиге самопожертвования,
в романтической
любви к Наташе;
он искал этого
путем мысли,
и все эти искания
обманули его».
Но писатель
не считает эти
искания бесполезными,
наоборот, каждая
веха в жизни
Пьера привносит
свою лепту в
тот стройный,
гармоничный
внутренний
мир, каким тот
стал после
плена. Пьер как
бы поднимается
по ступеням,
и, приподнявшись
на одну ступень,
он переосмысливает
свои предыдущие
поступки, то
есть он способен
к постоянному
самоулучшению
и самоочищению.
В плену Пьер
испытывает
сильнейшие
физические
и духовные
потрясения:
сцена казни
пленных, голод,
постоянный
страх смерти.
Они только
подтолкнули
Пьера к кардинальному
изменению
мироощущения.
Но самым важным
событием в
плену и во всей
жизни Пьера
оказалась
встреча с Платоном
Каратаевым
– таким же пленным,
солдатом Апшеронского
полка. Платон
Каратаев –
«олицетворение
всего русского,
доброго и круглого».
«Он любил и
любовно жил
со всем, с чем
его сводила
жизнь, и в особенности
с человеком
– не с известным
каким-нибудь
человеком, а
с теми людьми,
которые были
перед его глазами».
Любовь к людям,
к жизни, восприятие
ее такой, какая
она есть, – вот
что перенял
Пьер у Платона
Каратаева.

Другой любимый
герой Л.Н. Толстого
– Андрей Болконский
– так же как и
Пьер приходит
к подобному
мироощущению
после долгих
поисков. Основа
его характера
– гордость –
одновременно
и достоинство,
и слабость. Вся
жизнь его –
постоянный
поиск. Он пытается
найти свой
Тулон, чтобы
обрести славу.
Но желание
славы для князя
Андрея – желание
любви людской.
Князь Андрей
так же, как и
Пьер, поднимается
по ступеням.
Основные вехи
его жизни: светская
жизнь, участие
в кампании
1805-1807 года, Аустерлицкое
сражение, помолвка
с Наташей,
Отечественная
война – все они
имели свое
влияние на
князя Андрея.
Но прежде чем
прийти к «правильному»
мироощущению
ему приходится
пережить ужас
смерти, увидеть
страдания
других людей.
Он получает
ранение в Бородинском
сражении и
попадает на
перевязочный
пункт, что становится
переломным
моментом в его
судьбе. Он встречает
Анатоля Курагина
– своего врага,
– которому
только что
отняли ногу,
и не испытывает
к нему чувства
ненависти.
Впоследствии
он осознает,
что, умирая, он
«увидал врага
своего и все-таки
полюбил его».
Он «испытал
то чувство
любви, которая
есть самая
сущность души
и для которой
не нужно предмета».

«Любить
ближних, любить
врагов своих.
Все любить –
любить бога
во всех его
проявлениях»,
– вот тот истинно
христианский
тезис, к которому
автор приводит
всех своих
любимых героев.
Наташа Ростова
– самый яркий
женский образ
романа – всю
жизнь следует
этому утверждению.
Любовь к людям,
к окружающему
миру – ее неотъемлемая
часть. Поэтому
Л.Н.Толстой,
скорее, не ее
приводит этому
тезису, а с ее
помощью ведет
к нему остальных.

В соответствии
с основами
своего мировоззрения,
Л.Н.Толстой
сближает любимых
героев с народом.
Высшая похвала
Андрею Болконскому
– прозвище «наш
князь», данное
ему солдатами
полка. Наташа
«умела понять
все то, что было
… во всяком
русском человеке».
А Пьер, попав
в плен, отказался
переходить
в офицерский
балаган и остался
в солдатском,
где все те качества,
так мешавшие
ему в свете:
«сила, пренебрежение
к неудобствам,
рассеянность
и простота»
– «давали ему
положение почти
героя». В эпилоге
Пьер говорит:
«Мы только для
того беремся
рука с рукой,
с одной целью
общего блага
и общей безопасности».
Здесь мысль
народная выходит
на высшую ступень
– общечеловеческую.
Пьер чувствует
себя ответственным
за устройство
мира, за благополучие
каждого человека.
Он считает, что
защитники добра
должны объединиться,
чтобы противостоять
силам зла.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий