Необыкновенная история И.А.Гончаров

Дата: 12.01.2016

		

РЕФЕРАТ

“Необыкновенная
история”

И.А.Гончарова

ученика
10 класса 577 школы

Коренивского
Сергея

СОДЕРЖАНИЕ:

1)
О И.А.Гончарове
2

2)
“Обыкновенная
история”
3

3)
Список используемой
литературы
8

О И.А.Гончарове

“Обыкновенная
история”,
опубликованная
в 1847 году в “Современнике”,

была
первым художественным
произведением
И.А.Гончарова
, появив-

шимся
в печати.

Над
“Обыкновенной
историей”
писатель работал
в течении трех
лет.

В
статье автобиографического
характера
“Необыкновенная
история”(1875-

1878)
он писал : “ Роман
задуман был
в 1844 году, писался
в 1845, и в 1846

мне
оставалось
дописать несколько
глав “. Гончаров
несколько
вечеров

сряду
читал Белинскому
свою “Нобыкновенную
историю”.Белинский
был

в
восторге от
нового таланта,
выступавшего
так блистательно.
До того,

как
отдать свое
произведение
“на суд” Белинскому,
Гончаров несколько

раз
читал его в
дружеском
литературном
кружке Майковых.
Прежде чем

появиться
в печати, роман
претерпел много
исправлений
и переделок.

Вспоминая
позднее 40-е годы,
мрачную пору
николаевского
царствова

ния
когда огромную
роль в борьбе
с феодально-крепостнической
реак-

цией
играла передовая
русская литература,
Гончаров писал
: ”Крепостное

право,телесное
наказание,гнет
начальства,
ложь предрассудков
обществен-

ной
и семейной
жизни, грубость,
дикость нравов
в массе — вот
что стояло

на
очереди в борьбе
и на что были
устремлены
главные силы
русской ин-

теллигенции
тридцатых и
сороковых
годов”.

“Обыкновенная
история” показала,
что Гончаров
был чутким к
интере-

сам
своего времени
писателем. В
произведении
нашли отражение
измене

ния
и сдвиги,которые
происходили
в жизни крепостнической
России 1830-

1840
гг.Призывая
к борьбе с
“всероссийским
застоем”, к
труду на благо
от-

чизны
, Гончаров страстно
искал вокруг
себя те силы,
тех людей которые

могли
бы осуществить
стоящие перед
русской жизнью
задачи.

Обыкновенная
история”

Сущность
псевдоромантического
миросозерцания,
присущего
значитель-

ной
части идеалистически
настроенной
, оторванной
от действительности

дворянской
интеллигенции
30-х годов, вскрыта
Гончаровым
в образе ос-

новного
героя романа
— Александра
Адуева. Почву,
на которой
вырас-

тало
это явление,
художник видел
в дворянско
— поместном ,
крепостни

ческом
строе жизни
, в барском
помещичьем
воспитании
.

Романтическое
восприятие
жизни, возвышенные
отвлеченные
мечты

о
славе и подвигах
, о необыкновенном,
поэтические
порывы — кто не
про

ходил
в какой — то мере
через все это
в молодости
, в “эпоху юношеских

волнений”.
Но заслуга
Гончарова как
художника в
том, что он показал,
как

извращают
и уродуют эти
юношеские мечты
и иллюзии барски
— крепост

ническое
воспитание
.

Молодой Адуев
о горе и о бедах
знает только
“по слуху” —
“жизнь от пе-

лен
улыбается ему”.
Праздность
, незнание жизни
“преждевременно”
разви

ли
в Адуеве “сердечные
склонности”
и чрезмерную
мечтательность.
Перед

нами
один из тех
“романтических
ленивцев”,
барчуков ,которые
привыкли

беспечно
жить за счет
труда других.
Цель и счастье
жизни молодой
Адуев

видит
не в труде и
творчестве
(трудиться
казалось ему
странным), а в
“воз-

вышенном
существовании”.
В имении Адуевых
царят “тишина..
неподвиж-

ность…
благодатный
застой”. Но в
имении он не
находит поприща
для се

бя.
И Адуев уезжает
“искать счастья”
,”делать карьеру
и фортуну — в
Петер-

бург”.
Вся фальшь
житейских
понятий Адуева
начинает раскрываться
в ро-

мане
уже в первых
столкновениях
избалованного
ленью и барством
пле-

мянника
— мечтателя с
практическим
и умным дядюшкой,
Петром Иваны-

чем
Адуевым.В борьбе
дяди с племянником
отразилась
и тогдашняя,толь-

ко
что начинавшаяся
ломка старых
понятий и нравов
— сентиментальнос-

ти
, карикатурного
преувеличения
чувства дружбы
и любви, поэзия
празд

ности
, семейная и
домашняя ложь
напускных, в
сущности небывалых

чувств
, пустая трата
времени на
визиты, на ненужное
гостеприимство
и

т.д.
Словом, вся
праздная
мечтательная
и аффектационная
сторона ста-

рых
правов с обычными
погрывами
иности — к
высокому,великому,изящ-

ному,
к эффектам, с
жаждой высказать
это в трескучей
прозе, всего
более

в
стихах.

Адуев-старший
на каждом шагу
безжалостно
высмеивает
напускную,

беспочвенную
мечтательность
Адуева-младшего.“Твоя
глупая восторжен-

ность
никуда не годиться
“, ”с твоими
идеалами хорошо
сидеть в деревне”,

“забудь
эти священные
да небесные
чувства, а
приглядывайся
к делу”. Но

молодой
герой не поддается
нравоучениям.
“А разве любовь
не дело? “ —

отвечает
он дядюшке.
Характерно
, что после первой
неудачи в любви

Адуев-младший
жалуется “на
скуку жизни,
пустоту души”.
Страница ро-

мана,
посвященные,
описанию любовных
похождений
героя, — разоблаче-

ние
эгоистического,собственнического
отношения к
женщине,несмотря
на

все
романтические
позы, которые
принимает
герой перед
избранницами

своего
сердца.

Восемь
лет возился
с Александром
дядюшка. В конце
концов племянник

его
становится
деловым человеком,
его ждет блестящая
карьера и выгод-

ный
брак по расчету.
От былых “небесных”
и “вогзвышенных”
чувств и

мечтаний
не осталось
и следа. Эволюция
характера
Александра
Адуева,

показанная
в “Обыкновенной
истории”, являлась
“обыкновенной”
для час-

ти
дворянской
молодежи того
времени. Осудив
романтика
Александра

Адуева,
Гончаров
противопоставил
ему в романе
другое, бесспорно
по

ряду
черт более
положительное,
но отнюдь не
идеальное лицо
— Петра Ива-

новича
Адуева. Писатель,
не бывший сторонником
революционного
преоб-

разования
феодально-крепостнической
России, верил
в прогресс,
основан-

ный
на деятельности
просвещенных,
энергичных
и гуманных
людей. Одна-

ко
в произведении
нашли отражение
не столько эти
взгляды писателя,
коль-

косуществовавшие
в реальной
действительности
противоречия,которые
нес

ли
с собой шедшие
на смену “всероссийскому
застою” буржуазно
— капита-

листические
отношения.
Отвергая романтизм
адуевского
толка, писатель

вместе
с тем чувствовал
неполноценность
философии и
практики буржуаз-

ного
“здравого
смысла”, эгоизм
и бесчеловечность
буржуазной
морали аду-

евых-старших.
Петр Иваныч
умен, деловит
и по-своему
“порядочный
чело-

век”.
Но он в высшей
степени “безразличен
к человеку, к
его нуждам,
инте-

ресам”.”Смотрят,
что у человека
в кармане да
в петлице фрака,
а до осталь-

ного
и дела нет”,-говорит
о Петре Иваныче
и ему подобных
его жена Лиза-

вета
Александровна
о своем супруге
:”….что было
главной целью
его тру-

дов?
Трудился ли
он для общей
человеческой
цели, исполняя
заданный ему

судьбою
урок, или только
для мелочных
причин, чтобы
приобресть
между

людьми
чиновное и
денежное значение,
для того ли,
наконец, чтобы
его не

гнули
в дугу нужда,
обстоятельства?
Бог его знает.
О высоких целях
он раз-

говаривать
не любил, называл
это бредом , а
говорил сухо
и просто, что
на-

до
дело делать”.

Александр
и Петр Иваныч
Адуевы противопоставлены
не только как
про-

винциальный
дворянин- романтик.
и делец-буржуа,
но и как два
психоло-

гически
противоположные
типа. “Один
восторжен до
сумабродства,
дру-

гой
— ледян до ожесточения”,
— говорит Лизавета
Александровна
о племян-

нике
и муже.

Гончаров
стремился найти
идеал, то есть
нормальный
тип человека
не в

Адуеве-старшем
и не в Адуеве-младшем,
а чем-то ином,
третьем, в гармо-

нии
“ума” и “сердца”.
Ясный намек
на это содержится
уже в образе
Лизаве-

ты
Александровны
Адуевой, несмотря
на то, что “век”
ее “заел” , по
спра-

ведливому
замечанию
Белинского,
Петр Иваныч.

К
числу этих
замечательных
образов следует
отнести не
только Лизавету

Александровну,
но и Наденьку.

Дочь
несколькими
шагами — впереди
матери. Она
без спросу
полюбила

Адуева
и почти не скрывает
этого от матери
или молчит
только для
прили-

чия,
считая за собою
право распоряжаться
по-своему своим
внутренним
ми

ром
и самим Адуевым
, которым, изучив
его хорошо,овладела
и командует.

Это
ее послушный
раб, нежный,
бесхарактерно-добрый,что-то
обещающий,

но
мелко самолюбивый
, простой, обыкновенный
юноша,каких
везде — куча.

И
она приняла
бы его, вышла
бы замуж — и все
пошло бы обычным
ходом.

Но
явиласчь фигура
графа, сознательно-умная,
ловкая, с блеском.
Наденька

увидала
, что Адуев не
выдерживает
сравнения с
ним ни в уме,
ни в характе-

ре,
ни в воспитании.
Наденька в
своем быту не
приобрела
сознания ни
о ка-

ких
идеалах мужского
достоинства,
силы и какой
силы? Ее достало
разгля-

деть
только, что она
видела тысячу
раз во всез
других юношах.,
с которыми

танцевала
, немного кокетничала.
Она на минуту
прислушалась
к его стихам.

Она
ждала , что сила,
талант кроются
там. Но оказалось,
что он только
пи-

шет
сносные стихи,
но о них ни кто
не знает , да
еще дуется про
себя на

графа
за то,что этот
прост, умен и
держит себя
с достоинством.
Она переш-

ла
на сторону
последнего:
в этом пока и
состоял сознательный
шаг русской

девушки
— безмолвная
эмансипация,
протест против
беспомощного
для нее

авторитета
матери.

Но
тут и кончилась
эта эмансипация
. Она сознала,
но в действие
своего

сознания
не обратила,
остановилась
в неведении,
так как и самый
момент

эпохи
был моментом
неведения.

“Обыкновенная
история” сразу
же поставила
Гончарова в
первый ряд

прогрессивных
писателей-реалистов.
В “Обыкновенной
истории” в
полной

мере
сказался сильный
и оригинальный
талант Гончарова,
призванного
ма-

стера
русского
реалистического
романа.

Список
используемой
литературы:

1)
Собрание сочинений
И.А.Гончарова

2)
Собрание сочинений
В.Г.Белинского

3)
“Творчество
И.А.Гончарова”
А.Рыбасов

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий