Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе

Дата: 12.01.2016

		

Реферат

Тема: Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном
этапе

Оглавление

Введение

Глава 1
История конфликта

1.1 Истоки этнополитического
конфликта в Северной Ирландии

1.2 Деятельность «фений»

Глава 2
Исторические противоречия Ирландского вопроса на
современном этапе

2.1 Территориальные,
политические и другие факторы конфликта

2.2 Ирландская республиканская
армия

Заключение

Список
использованной литературы

Введение

Актуальность. Конфликт в Северной Ирландии — этно-политический
конфликт в Северной Ирландии (Великобритания), вызванный спором между
центральными британскими властями и местными праворадикальными католическими и
национальными организациями касательно статуса региона. Главной силой,
противодействовавшей Великобритании, была ИРА. В свою очередь главным
противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его
протестантские организации.

В ходе противостояния в Северной Ирландии с обеих сторон погибло
3524 человека, из них 1857 — гражданские лица. В настоящее время конфликт не
разрешён, формальным его окончанием считается 10 апреля 1998 года — день, когда
было подписано Белфастское соглашение.

Современная фаза конфликта в Северной Ирландии, безусловно, –
продолжение давнего территориального спора между Соединенным Королевством и
Республикой Ирландия. Однако за почти столетнюю историю разделения острова
(особенно же за сорокалетнюю историю так называемых «проблем») в него оказались
включенными ряд других акторов, принимающих то или иное участие в
урегулировании конфликта. Недавний визит в Брюссель высших представителей
исполнительной власти Северной Ирландии и их прямые переговоры (минуя Лондон) с
главой КЕС (Комиссии Европейского Союза) – лишнее тому свидетельство.

Североирландский конфликт имеет длительную историю. Его истоки
лежат в XII в., когда самостоятельное ирландское королевство Ольстер было
формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках
вождей кланов. В XVI в. с установлением английского господства на всей
территории Ирландии территория современной Северной Ирландии вошла в состав
провинции Ольстер. В период Реформации на территории Ольстера укоренился
протестантизм, чему способствовали повсеместные вытеснения коренного
католического населения со стороны переселенцев из Шотландии и Англии, в
остальной же части Ирландии господствующие позиции сохранил католицизм. С тех
пор протестанты сохранили контроль над территорией Северной Ирландии, которая
стала наиболее процветающей и богатой частью острова.

Цель исследования – рассмотреть ирландский вопрос в современной
Великобритании.

Задачи исследования:

1.  
Изучить
истоки этно-политического конфликта в Северной Ирландии.

2.  
Проанализировать
факторы конфликта на современном этапе.

3.  
Определить
деятельность ирландской армии в конфликте Северной Ирландии и Великобритании.

Объект исследования – основополагающие характеристики истории
Великобритании. Предмет исследования – ирландский конфликт.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких
авторов, как: Язьков Я.Ф., Плахотная Ю.И., Султыгов А.Х. и других.

Глава 1 История конфликта

1.1
Истоки этнополитического конфликта в Северной Ирландии

Специфика колонизации англичанами Ирландии была такова, что в
южной части острова заселение не носило массового характера, в то время как
северо-восток захлестнула мощная волна эмиграции. Ольстер становился центром
развития капиталистических отношений, в то время как остальная Ирландия
оставалась аграрной. Великобритания принимала все более и более жесткие законы,
направленные на дискриминацию как католического населения Ирландии, так и
шотландских пресвитериан. Так что этнополитический конфликт в Северной Ирландии
оказался тесно связан с конфликтом религиозным[1].

Первоначально английское правительство вместо процесса
урегулирования этнополитического конфликта предпочло его устранение,
выразившееся в подавлении восстаний и протестных выступлений ирландцев, дискриминации
коренного населения страны.

Так, наиболее известное восстание произошло в 1641-1652 гг. в
ответ на земельные конфискации и сервитуты.

В 1760 – начале 1770-х гг. возникли тайные крестьянские
организации («Белые ребята», «Дубовые ребята», позднее Риббониты и др.).

В 1791 г. в Белфасте было образовано общество «Объединенные
ирландцы». Его основу составляла протестантская буржуазия, хотя в нем
участвовали и католики, а также представители городских низов и крестьянство
обоих вероисповеданий. борьбы с сепаратизмом. С 1 января 1801 г., согласно так
называемому «Акту об унии», была ликвидирована парламентская автономия
Ирландии; ирландский парламент упразднен, а ирландские представители получили
некоторое число мест в британском парламенте. Уния принесла Ольстеру
экономический подъем и закрепила господство протестантов, которые
консолидировались в борьбе с католиками и диссентерами-пресвитерианами[2].

В то же время в остальной Ирландии, остававшейся преимущественно
аграрной страной, то и дело вспыхивали восстания, катализатором которых стало
тяжелое экономическое положение. Так в середине ХIХ в. «Великий голод» унес
более 4 млн. жизней. 3 млн. ирландцев эмигрировали в США. Их потомки в ХХ в.
станут финансовой опорой террористов Ирландской республиканской армии (ИРА).

В результате подавления конфликта Англия получила лишь временный
перерыв активной борьбы ирландцев за независимость, последние перешли к иным
формам противоборства. В 1829 г. английское правительство было вынуждено пойти
на некоторые уступки и предоставить ирландским католикам пассивное
избирательное право (одновременно имущественный избирательный ценз был повышен
в 5 раз). Несмотря на этот шаг, в стране развернулось движение за разрыв
(«рипил») англо-ирландской унии. В 1840 г. была создана Ассоциация рипилеров,
внутри которой в 1842 г. образовалась более радикальная группа «Молодая
Ирландия».

1.2
Деятельность «фений»

Со второй половины XIX в. в политической жизни страны заметную
роль стали играть «фении», которые путем заговорщической тактики пытались
достичь независимости Ирландии. Восстание фениев было подавлено в 1867 г., и
следующие 49 лет стали периодом мирной конституционной парламентской борьбы,
что особенно ярко выразилось в борьбе за гомруль (Home Rule) – самоуправление в
рамках Британской империи.

Однако сопротивление ольстерских протестантов и консерваторов в
английском парламенте не позволяло биллю о гомруле стать законом вплоть до 1914
г. Введение закона откладывалось до окончания боевых действий Первой мировой
войны, и Ольстер изымался из его действия. В 1916 г. сторонники гомруля подняли
восстание, которое было подавлено с чрезвычайной жестокостью. Вера
националистов в парламентские методы борьбы была подорвана. Образовавшаяся в
1905 г. партия Шинн Фейн (Sinn Fein – «Мы сами») возглавила борьбу. В 1919 г. в
Дублине был создан ирландский парламент, провозгласивший независимость страны,
сформированы независимые государственные учреждения. В ответ английское
правительство применило насилие. Тогда ирландцы начали партизанскую войну, в
результате которой правительство Великобритании вынуждено было предоставить 26
южным графствам статус доминиона. Англо-ирландский договор в 1921 г. закрепил
разделение страны на Ирландское свободное государство и Северную Ирландию. В
1949 г. Ирландия была провозглашена независимой республикой. Ольстер состоял в
Британской империи на правах автономии, имея федеративные отношения с Британией
вплоть до 1972 г., когда были отменены собственный парламент и собственное
правительство, что свидетельствовало о сохранении приверженности английского
государственного центра подавлению столкновения или, в лучшем случае, элементам
традиционного подхода к урегулированию этнополитических конфликтов[3].

Таким образом, в начале ХХ в. закончился длительный этап борьбы
ирландцев за независимость. На территории большей части страны установился мир,
однако в Северной Ирландии борьба продолжается и в настоящее время[4].
Существование двух разделенных Ирландий, межконфессиональные противоречия
(50,6% жителей Северной Ирландии – приверженцы англиканской церкви, 38,4% –
католической) не способствуют установлению мира в регионе. Однако только
религиозным вопросом список причин и факторов многовекового конфликта в
Северной Ирландии не ограничивается. Во второй главе выделим основные из них.

Глава 2 Исторические противоречия Ирландского вопроса на
современном этапе

2.1
Территориальные, политические и другие факторы конфликта

История борьбы за независимость, противостояния ирландцев, в
религиозном плане идентифицирующих себя с католической церковью, и англичан,
принадлежащих к протестантской общине, оказывает огромное влияние на характер
этнополитического конфликта сегодня по механизму исторической памяти народов.

Территориальные противоречия заключаются в стремлении ирландского
населения Ольстера объединиться с остальной Ирландией, поскольку североирландская
территория является ее исторической частью.

Политические факторы представляют собой стремление ирландцев к
самоопределению, созданию собственных государственных институтов, желание
определенных кругов ольстерской элиты, некоторых членов ИРА и Шинн Фейн
повысить свой статус с помощью создания собственной государственности и
получения доступа к властным ресурсам[5].

Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев
из Британии в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации
католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве, что вызывает
возмущение ирландских националистов. Важную роль в сохранении этнополитического
конфликта играют и интересы боевиков ИРА в преступном бизнесе, приносящем
большие доходы. Продолжающаяся вражда на национальной почве оказывается
выгодной преступным организациям, поддерживающим данный вооруженный конфликт.

Религиозные противоречия состоят в длительном противостоянии
протестантского меньшинства католическому большинству.

Психологические факторы связаны с различием в этнокультурных
психотипах ирландцев-католиков и протестантов, их взаимным непониманием,
стремлением обеих общин к консолидации, зачастую эскалации насилия, основанного
на мести. С ними тесно переплетены собственно этнические проблемы, которые
являются базовой составляющей конфликта и представляют собой стремление
подвергавшихся дискриминации в языковой, социальной, трудовой, политической
сферах ирландцев к получению независимости от этнически чуждых им англичан и
объединиться с остальной Ирландией.

Как мы видим, североирландский конфликт имеет множество причин, он
с полным правом может считаться этнополитическим по своему характеру, поскольку
в основе его лежат межэтнические противоречия и проблема сепаратизма.

С получением большей частью Ирландии независимости произошел выход
ее населения из числа открытых участников конфликта. Однако борьба на
оставшейся под британским контролем территории продолжается и поныне. Надо
отметить, что ситуация в Ольстере намного сложнее и проблематичнее, чем в
остальной Ирландии в период английского господства. Это связано со многими
факторами, выделим некоторые из них.

Во-первых, в отличие от остальной Ирландии, количество
протестантов в Ольстере превышает количество католиков, поэтому националистам
не приходится рассчитывать на поддержку большинства населения.

Во-вторых, Северная Ирландия экономически более развитая, чем
Ирландская Республика, и экономически тесно связана с Англией.

В-третьих, в североирландском этнополитическом конфликте участвует
множество субъектов – как государственных институтов, так и легальных и
нелегальных политических движений и партий, а также связанных с преступным
миром террористических организаций, ведение переговорного процесса с которыми
крайне затруднено. Протестантские организации, выступающие за сохранение
Ольстера в составе Соединенного Королевства, зачастую используют против
ирландских националистов террористические методы борьбы, как это делает и ИРА.
Поэтому в данном конфликте нет традиционного для этнического конфликта,
связанного с сепаратизмом, разделения субъектов: с одной стороны,
правительственные институты, армия, полиция, выступающие за сохранение status
quo, а с другой – общественные организации, политические партии,
террористические группы, отстаивающие интересы сепаратистов. В Северной
Ирландии и сепаратисты, и юнионисты обладают своими партиями, организациями и
террористическими группами, а правительство вынуждено сдерживать как тех, так и
других от проявлений открытой агрессии.

Вследствие воздействия указанных факторов конфликт принимает
сложную, запутанную форму. Война между террористами и правительственными
войсками идет постоянно, то затухая, то вновь вспыхивая. Дальнейшие этапы
североирландского кризиса напрямую связаны со вспышками насилия и попытками их
остановить мирными средствами или путем подавления. Необходимо отметить, что
особую, едва ли не самую важную роль в конфликте взяла на себя Ирландская
республиканская армия, выражавшая стремления наиболее радикально настроенных
католиков-сепаратистов. Поэтому выделение этапов развития конфликта во многом
связано с ее деятельностью.

2.2
Ирландская республиканская армия

На начальном этапе, в 1920-х годах, ИРА переживает серию расколов
и реорганизаций, вследствие чего ее акции не принимают широкого размаха. Но уже
в 1930-е гг. ИРА активизирует свою деятельность. В 1939 г. руководство ИРА
обнародовало своеобразный ультиматум британскому правительству с требованием
вывода войск с территории Ольстера. Естественно, правительство не отреагировало
на ультиматум, и тогда ИРА начала приводить угрозы в исполнение. Англичанам
удалось подавить всплеск терроризма и уничтожить верхушку ИРА, что предотвратило
возможные осложнения внутренней обстановки в период Второй мировой войны.

Продолжавшийся до середины 1950-х гг. период относительного
спокойствия был прерван очередными диверсиями и террористическими акциями ИРА.
Усиливались противоречия и напряженность в отношениях между
лоялистами-протестантами и республиканцами-католиками. В 1968-1969 гг. была
развернута кампания за гражданские права. Католическая община требовала
устранить дискриминацию католического населения в предоставлении работы и
жилья, что является одним из индикаторов отношения к нелояльным
государственному центру подданным в рамках традиционной модели урегулирования
этнополитических конфликтов. Кампания вылилась в прямые столкновения
протестантов с католиками, в результате чего правительство направило в Ольстер
армейские части.

Третий этап характеризует мощная волна насилия и поиск Лондоном
современных путей урегулирования проблемы через создание надежных политических
институтов, которые бы заведовали делами Северной Ирландии и представляли интересы
как католиков, так и протестантов. Политический кризис, всплеск насилия привели
к тому, что британское правительство пошло на роспуск североирландского
парламента и введение прямого правления из Лондона в 1972 г. В ответ на это ИРА
ужесточила свои действия. День 21 июля 1972 г. стал известен как Кровавая
пятница. В этот день 22 взрывных устройства в центре Белфаста были приведены в
действие. Правительство задействовало войска. Наряду с военными операциями,
продолжались попытки урегулировать конфликт мирным путем. В 1973 г. Лондон
предложил проект Ассамблеи, состоящей из 80 членов, как республиканцев, так и
юнионистов. Однако в силу непримиримости сторон Ассамблея просуществовала
недолго и была распущена в 1974 г. Попытки возобновить работу ассамблеи предпринимались
в 1982-1983 гг., однако и они оказались тщетными.

Наконец, четвертый этап отмечен более последовательными мерами в
русле традиционной и модернистской моделей урегулирования этнополитического
конфликта, переходом к оказавшемуся более эффективным переговорному процессу. И
хотя террор продолжается, появляется надежда на постепенное урегулирование
конфликта. В 1985 г. вырабатывается англо-ирландское Соглашение в Хилсборо, в
котором подтверждается принадлежность Ольстера Соединенному Королевству до тех
пор, пока за это выступает большинство жителей провинции. В результате
дальнейших переговоров между Дублином и Лондоном была принята Декларация на
Даунинг Стрит в 1993 г., в которой был заявлен принцип «открытых дверей» –
приглашение за стол переговоров всех вовлеченных сторон с условием их отказа от
насилия, что исключало из них радикально настроенные силы как элемент
традиционной модели урегулирования. В ответ на эту декларацию руководство ИРА
озвучило программное заявление о прекращении огня, к которому присоединились и
юнионистские военизированные формирования. Однако ИРА отказалась разоружиться,
что резко осложнило переговорный процесс. Новый теракт, организованный членами
ИРА в Лондоне 9 февраля 1996 г., прервал перемирие. После победы лейбористов на
выборах в Великобритании ИРА объявила о новом перемирии. Шинн Фейн была
допущена к многопартийным переговорам в замке Стормонт, в результате которого
было подписано Соглашение Страстной пятницы 10 апреля 1998 г. Соглашение было
одобрено народами Северной Ирландии и Республики Ирландия на референдумах. Оно
явилось продуктом сбалансированного сочетания традиционного и модернистсткого
подходов к урегулированию и предусматривало сохранение Ольстера в составе
Соединенного Королевства с параллельным укреплением связей с Ирландией.
Документ подтверждал приверженность всех сторон переговорному процессу и
принципу разоружения. Кроме того, было решено воссоздать Североирландскую
ассамблею (законодательно-исполнительный орган) с определенными правами
самоуправления, на выборах в которую 25 июня того же года участвовали все
основные политические силы[6].

Кроме того, Соглашение предполагало:

1) проведение выборов по пропорциональной системе в 108-местную
Ассамблею Северной Ирландии;

2) учреждение Ассамблеей Министерского комитета из 12 членов,
решения которого будут приниматься квалифицированным большинством;

3) образование Министерского совета Север-Юг, в который войдут
представители двух частей острова. Его компетенция ограничена такими областями,
как туризм, сельское хозяйство, транспорт. Решения принимаются консенсусом;

4) создание Совета Британских островов, который будет состоять из
британских и ирландских депутатов, а также из представителей будущих
парламентов Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии;

5) отмену 2-й и 3-й статей ирландской Конституции, требующих
восстановления суверенитета Республики над всем островом;

6) разоружение военизированных группировок в течение двух лет. В
конце 1999 г. власть в Северной Ирландии была передана Стормонту, сформированы
предусмотренные в соглашении новые органы управления. С этого момента начинается
новый этап урегулирования конфликта, который, похоже, еще далек от завершения.

Что касается субъектов конфликта, то о них довольно много было
сказано выше при рассмотрении предыстории и динамики конфликта. Осталось лишь
выделить и классифицировать их.

Во-первых, это государственные институты, такие как правительство
Великобритании и министерство по делам Северной Ирландии, Стормонт (парламент
Ольстера), Ассамблея Северной Ирландии.

Во-вторых, такие политические организации, как политические партии
и движения. Это Демократическая Юнионистская Партия (Ольстера), Ольстерская
юнионистская партия, Социал-демократическая лейбористская партия, Шинн Фейн.

В-третьих, это религиозные организации, среди которых важнейшее
место занимает Оранжистский орден.

В-четвертых, это террористические и военизированные организации,
такие как Ирландская республиканская армия, Силы освобождения Северной
Ирландии, Лоялистские добровольческие силы, Добровольческие силы Ольстера,
Ассоциация обороны Ольстера.

В-пятых, бизнес, преступные организации, которые финансируют и
лоббируют свои интересы через те или иные вышеуказанные субъекты.

В ХХ в. основная вина за насилие лежит на террористических
организациях католиков и протестантов, а не на действиях правительственных
войск. Это положение правительства в расстановке сил конфликта давало
преимущество в балансировании между непримиримыми участниками столкновения,
предоставляло ему статус медиатора. Воссоздание Ассамблеи и Стормонта,
возможно, знаменует начало тенденции предоставления Ольстеру все большей
самостоятельности как средство урегулирования конфликта. Вполне вероятна и
перспектива превращения Соединенного Королевства в федерацию в составе четырех
субъектов. А в ходе дальнейшего развития европейского сотрудничества Северная
Ирландия, а возможно, еще Уэльс и Шотландия будут представлены в объединенной
Европе как равноправные субъекты[7].

После Соглашения Страстной пятницы можно с определенностью
сказать, что правительство Великобритании взяло курс на урегулирование
конфликта на институциональном уровне. В 1999 г. были приняты еще 4
британо-ирландских документа о создании органов сотрудничества в урегулировании
ольстерского кризиса. Кроме того, было предложено несколько планов по мирному
урегулированию в провинции, последний из которых был обнародован в августе 2001
г.[8]

Заключение

В настоящее время установлен срок окончательного разоружения
экстремистских группировок Северной Ирландии – это 2007 г. Несмотря на
ведущийся процесс разоружения, в провинции продолжаются террористические акты.
С 1998 г. здесь погибли около 60 человек. 3 февраля 2004 г. в Северной Ирландии
начались переговоры по пересмотру Белфастского соглашения. Вопрос о внесении
изменений в данное Соглашение возник в ноябре 2003 г. после состоявшихся
парламентских выборов в Ольстере. Победу на них одержала протестантская
Демократическая юнионистская партия во главе с Я. Пэйсли, которая выступает
против Белфастского соглашения и какого-либо сотрудничества с католиками.
Договоренность о пересмотре документа по Северной Ирландии была достигнута в
январе 2004 г. на встрече премьер-министров Великобритании и Ирландии Т. Блэра
и Б. Ахерна. Тогда же была определена дата начала переговорного процесса. На
переговорах лидеров ведущих политических партий по урегулированию политической
ситуации в Северной Ирландии, проходивших на юге Англии в замке Лидс в сентябре
2004 г., не удалось достичь компромисса. Как сказал в своем интервью
премьер-министр Великобритании Т. Блэр, председательствовавший на этом
политическом саммите вместе со своим ирландским коллегой, премьер-министром Б.
Ахерном: «Мы полагаем, что то, что сейчас предложено, разумно по содержанию и
имеет историческое значение». Блэр в то же время отметил, что участники
переговоров «еще не достигли всеобъемлющего соглашения», но работа в этом
направлении будет продолжена на предстоящих обсуждениях на более низком
представительском уровне. «У того, что здесь (в Лидсе) произошло, есть большой
потенциал», – сказал британский премьер. Блэр и Ахерн выразили сожаление по
поводу не оправдавшихся надежд на достижение договоренности между двумя
основными политическими партиями Северной Ирландии – протестантской
Демократической юнионистской партии (ДЮП) и католической Шинн Фейн.

Политика урегулирования этнополитического конфликта в Северной
Ирландии в целом характерна для большинства унитарных государств мира – это
постепенный переход от стратегии подавления одной из сторон конфликта (в данном
случае ирландской католической) к стратегиям достижения компромисса между
участниками конфликта, уступкам ирландцам в сфере автономизации и
самоуправления Ольстера.

Прямое силовое подавление также оказалось безрезультатным в
контексте перехода непримиримых участников к террористическим формам борьбы за
свои интересы. Существенно затрудняет силовое подавление и пребывание
руководства террористических организаций за рубежом, вне досягаемости
британских властей. Все это, как представляется, и заставило британское
правительство воспользоваться стратегией компромисса и уступок в завершении
конфликта. Благодаря этим обстоятельствам политика урегулирования конфликта в
Северной Ирландии, управления им в настоящее время демонстрирует довольно
высокий уровень результативности по показателям интенсивности конфликта.

Список использованной литературы

1.  Браницкий А.Г., Чуприков
П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе
// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2008. — № 4. —
С. 178-183.

2.  Буйновский М.С. Эволюция
политики британского правительства в Североирландском конфликте (1968-1998
гг.). Переговорный процесс. – Шахты: Ростовская обл. Изд-во ЮРГУЭС, 2008.

3.  Орлова М.Е. Модернизация
и мирный процесс в Северной Ирландии // Журн. «Полис» / Точка доступа:

http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15.htm.

4.  Плахотная Ю.И. История,
культура и география Великобритании и Северной Ирландии. – Челябинск: Изд-во
Челябинского гос. ун-та, 2009.

5.  Пономарев М.В. История
стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби,
Проспект, 2009.

6.  Султыгов А.Х.
Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и
новейшая история. — 2006. — № 2. — С. 168-173.

7.  Язьков Я.Ф. История стран
Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945. – М.: Издательство МГУ, 2006.


[1] Плахотная Ю.И. История,
культура и география Великобритании и Северной Ирландии. – Челябинск: Изд-во
Челябинского гос. ун-та, 2009. – с. 32.

[2] Язьков Я.Ф. История стран
Европы и Америки в новейшее время. 1918-1945. – М.: Издательство МГУ, 2006. –
с. 151.

[3] Султыгов А.Х.
Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая
история. — 2006. — № 2. — с. 168.

[4] Браницкий А.Г., Чуприков
П.Б. Основные факторы мирного процесса в Северной Ирландии на современном этапе
// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2008. — № 4. –
с. 179.

[5] Султыгов А.Х.
Этнополитический конфликт в Северной Ирлан-дии: прошлое и настоящее // Новая и
новейшая история. — 2006. — № 2. — с. 172.

[6] Буйновский М.С. Эволюция
политики британского правительства в Североирландском конфликте (1968-1998
гг.). Переговорный процесс. – Шахты: Ростовская обл. Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – с.
72-73.

[7] Пономарев М.В. История
стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби,
Проспект, 2009. – с. 162.

[8] Орлова М.Е. Модернизация
и мирный процесс в Северной Ир-ландии // Журн. «Полис» / Точка доступа:
http://www.politstudies.ru/fulltext/1998/2/15.htm

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий