Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли связи в Беларуси

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

1. Роль,
место и значение отраслей связи и информационно-вычислительного обслуживания в
национальной экономике

2. Методы
планирования и прогнозирования развития отраслей связи и ИВО

3. Анализ и
оценка динамики развития отмеченных отраслей в Республике Беларусь. Перспективы
развития

Список использованных источников

1. Роль, место и значение отраслей связи и
информационно-вычислительного обслуживания в национальной экономике

Связь – отрасль экономики страны,
обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков.
Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества,
управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также
для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной
осведомленности населения.

Развитие систем связи и
информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и
экономической политики Республики Беларусь. В условиях формирования рыночной
экономики возросла потребность в высококачественных, на уровне мировых
стандартов, услугах связи.

Связь в Республике Беларусь
подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь,
телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью
осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации
(телевидение и радиовещание).

Почтовая связь (почта) представляет
собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную
пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных
переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств.
Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям
предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений
связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская
почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба
ускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта» (1991 г.). На
перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около
1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.

Перестройка и развитие экономических
взаимоотношений между Республикой Беларусь и другими странами СНГ,
преобразование внутренней социально-экономической среды привели к существенным
изменениям в сфере почтовой связи. Падение производства, снижение
платежеспособности населения сказались на результатах работы почтовой связи:
объемы почтовых отправлений за 1991-2000 гг. снизились: письменной
корреспонденции – в 2,3 раза, посылок – в 11,7, телеграмм – в 7 раз.
Значительно уменьшились тарифные доходы, сократилась чистая прибыль почтовой
службы.

В сложившихся условиях благодаря
принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий,
осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально
значимых услуг почтовой связи. В 2001-2003 гг. наметилась тенденция к повышению
эффективности почтовой связи. Вместе с тем почтовая служба стремилась развивать
новые почтовые услуги, в том числе с использованием телекоммуникационных
связей, внедрять широкий спектр нетрадиционных услуг, новейших технических
средств и технологий. Получила широкое развитие Служба ускоренной почты
(международная и внутренняя); объемы ее отправлений за последние 5 лет
увеличились в десятки раз.

Электросвязь. Ее развитие в
Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут
плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в
последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь. Общепризнанным
показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100
жителей или на 100 семей. В Беларуси достигнута наибольшая среди стран СНГ
телефонная плотность – 32,2 аппарата на 100 жителей; по данному показателю она
значительно опережает Россию и Украину.

Число междугородных переговоров на
одного жителя нашей страны значительно превышает аналогичный показатель по
странам СНГ. Все это положительно сказывается на общих доходах телефонной связи
(в структуре доходов от услуг связи в Республике Беларусь более половины
приходится на телефонную связь. В пересчете на одного жителя наиболее высокого
уровня этот показатель среди стран СНГ достиг в Армении, Беларуси, России и
Украине.

Видеотелефонную связь осуществляет самое
крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает
телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает
Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по
электронной почте.

Телеграфная связь осуществляет
передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений – телеграмм или
фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи – документальность,
так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила
значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи,
используется также при передаче данных.

Наиболее крупные телеграфы
функционируют в Минске, Гродно, Могилеве, Витебске, Гомеле, Бресте. В Минске
работает центр коммутации извещений емкостью 480 каналов с пропускной
способностью три и более телеграмм за секунду. Создана разветвленная сеть
абонентского телеграфа (телетайпов), прямых соединений и передачи данных. Из
других средств документальной связи используются телекс– и телефаксные
аппараты, сеть передачи данных с пакетной коммутацией БелПак и электронный
почтамт. Вместе с тем телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими
видами электронной связи.

Значительное развитие за последние
годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между
перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая
телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь
осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая
из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую
сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному
стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь
обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с
1993 г. интенсивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003 г.
освоило новый стандарт сотовой связи Cdma — 2000.

С 1999 г. в Беларуси запущена
сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международному
стандарту GSM (Global for Mobile Communications).

На телекоммуникационном рынке
Беларуси операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная
цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные телесистемы»
(МТС).

Количество активных пользователей
сотовой связи, соответствующей международному стандарту GSM, стремительно
возрастает и на начало 2004 г. составило около 1,3 млн. абонентов.
Наибольшее число активных абонентов у компании МЦС – более 700 тыс. человек,
причем она предоставляет услуги связи на территории, где проживает 94 %
городского населения Беларуси. Сегмент МТС включает территорию Минска и
областных центров, несколько десятков районных центров и других населенных
пунктов; всего сетью этой компании покрыта территория, где проживает 82 %
городского населения. О значительном развитии в Беларуси систем сотовой связи
свидетельствует соотношение числа абонентов традиционной телефонной связи и
сотовой связи, которое равно 2,5:1 и приближается к уровню развитых стран
(например, в Финляндии оно равно 1:1). Прогнозируется функционирование на
телекоммуникационном рынке страны третьего оператора сотовой связи в стандарте
GSM («Белтелеком» или один из мировых мобильных операторов). Тогда каждая из
трех мобильных сетей будет насчитывать миллион абонентов.

В Беларуси распространен еще один вид
мобильной связи – пейджинг. Сеть пейджинговой связи увеличивается также
высокими темпами. В отличие от сотовой эта связь осуществляется через
посредника – оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента
и передающего ее на пейджер другому абоненту. Пейджинговую связь обеспечивают
около 10 пейджинговых компаний.

Приоритетными направлениями
дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших
технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и
повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.

Расширение и реконструкция местной
телефонной связи в перспективном периоде позволит полнее удовлетворить
потребности населения в установке телефонов. Намечается увеличение количества
абонентских точек проводного вещания, расширение сети эфирного теле– и
радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам мобильной
связи третьего поколения).

Особое внимание будет уделено
организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг
связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS,
внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию
нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для развития и модернизации
материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение
магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение
программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети
электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети
электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

В современных условиях новые научные
открытия, технологические инновации, рост качества интеллектуального капитала,
динамичное развитие информационно-компьютерных технологий, электронной
коммерции, средств мобильной связи, расширение бизнес-пространства становятся
важнейшими факторами экономического роста. Современную экономику, базирующуюся
на передовых ИКТ, на новых научных знаниях, называют «новой»,
«информационно-сетевой» экономикой или экономикой знаний («knowledge
industries»). Основу информационной экономики составляют наукоемкие отрасли,
производящие продукцию с высокой интеллектуальной емкостью. Поэтому многие
государства мира в настоящий момент приступили к созданию информационного
общества.

Основой построения такого общества
является всемерное развитие ИКТ путем выработки соответствующей Стратегии. При
этом эксперты определяют 11 направлений действий или основные движения по
построению информационного общества с помощью ИКТ:

– решающая роль органов
государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии
применению ИКТ в целях развития общества;

– информационная и коммуникационная
инфраструктура как необходимый фундамент построения информационного общества;

– всемерный доступ населения к
информации и знаниям;

– наращивание научного и
технологического потенциала;

– укрепление доверия и безопасности
при использовании ИКТ;

– благоприятная окружающая среда;

– разработка приложений на базе ИКТ
как преимущество во всех аспектах жизни;

– культурное разнообразие и
культурная самобытность, языковое разнообразие, местный контент;

– средства массовой информации;

– этические аспекты информационного
общества;

– международное и региональное
сотрудничество.

В основу разработки такой Стратегии
положены руководящие принципы и методологические основы построения
информационного общества, которые были заложены в основу и приняты к действию в
документах Всемирных встреч на высшем уровне по вопросам информационного
общества. В своем подавляющем большинстве все развитые страны если и
приступают к разработке национальной стратегии информационного общества, то
обязательно сверяют свои шаги в ее реализации, основываясь на документах
указанных выше и других всемирных саммитов и встреч. К слову, лишь совсем
недавно Министерство связи и информатизации РБ совместно с Национальной
академией наук (НАН) приступили к так называемой Стратегии развития информационного
общества в Республике Беларусь на период до 2015 года.

Сравнительная характеристика
последствий и возможного влияния индустриальных технологий и ИКТ на экономику
страны в общем виде представлена в приведенной ниже таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные
характеристики последствий воздействия индустриальных и
информационно-коммуникативных технологий на экономику страны

Индустриальные технологии

ИКТ

1

2

Способствуют росту
количественных и качественных показателей производимых материальных благ.
Ведут к массовой
кастомизации производства, т.е. адаптации компаний к требованиям конкретного
клиента.
Производство
материальных благ преобладает над производством услуг.
Снижают зависимость от
материальных благ и увеличивают диверсификацию и масштабы информационных
услуг.
Сильная зависимость от
ресурсных ограничений материального характера.
Информация – основное
ресурсное ограничение.
Рост основного капитала
в процессе воспроизводства и замедление его кругооборота.
Ускоряют движение всех
видов капитала.
Усложняется
взаимодействие производителей и потребителей. Возрастают трансакционные
издержки.
Сеть упрощает
взаимодействие производителей и потребителей. Снижаются трансакционные
издержки.
Снижение издержек
производства фирмы и повышение качества продукции.

Снижают издержки
производства фирмы и значительно повышают
качество.

Способствуют росту
общественного разделения труда как внутри отдельной страны, так и между
странами.

Значительно
ускоряют
разделение труда внутри страны и особенно
– между странами , что ведет к росту глобализации.

Появление новых
профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального
производства.
Появление новых
профессий, связанных со сбором, переработкой и использованием информации;
радикальная модификация традиционных профессий и специальностей.
Расширяется рынок труда
в сфере материального производства.
Появляется новый тип
занятости – растет занятость в сфере услуг.
Предприятия, фирмы в
своей деятельности ограничены территориальными рамками.
Предприятия, фирмы
гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками ввиду наличия
корпоративной Сети.
Появление новых
отраслей, в основном материального производства.
Появление новых
отраслей, преимущественно сферы услуг, возникает новый сектор ИКТ-услуг.
Следствием внедрения
технологий является
Следствием внедрения
технологий является
1 2
рост основных
макроэкономических показателей: ВВП, ЧНП, производительности труда. Рост
может быть экстенсивным и интенсивным (инновационным).
не столько
количественный рост макроэкономических показателей, сколько новое качество
роста – рост качества жизни в стране. Рост – инновационно-информационный.
Основные инвестиции
делаются в промышленные технологии, в наращивание промышленного капитала.
Основные инвестиции
делаются в НИОКР, образование, в человеческий капитал.
Изменяется структура
экономики и методы ведения конкуренции.
Изменяется структура
экономики и кардинально меняются методы конкуренции.

Согласно
описанию данных характеристик влияние индустриальных технологий и ИКТ, которые
приведены в таблице 1, можно оценить лишь как положительное. Следовательно,
указанные технологии следует претворять в экономическую жизнь, чтобы
способствовать увеличению ВВП.

2. Методы планирования и прогнозирования развития
отраслей связи и ИВО

Связь и информатика обеспечивают
деловое, коллективное и личное общение людей. Их основная задача состоит в
передаче и получении в кратчайшие сроки, качественно и в полном объеме
необходимой потребителю информации. Кроме того, эти услуги должны быть
доступными по стоимости и в ряде случаев носить конфиденциальный характер. В
современных условиях роль связи и информатики как важного звена в обеспечении
успешного функционирования народного хозяйства и необходимого условия
социально-экономического процесса постоянно возрастает.

Основной задачей прогнозирования и
планирования функционирования и развития указанного звена производственной
инфраструктуры является максимально полное удовлетворение потребностей
народного хозяйства и населения в его услугах при минимальных финансовых,
экологических и других издержках на осуществление. При решении указанной задачи
учитываются специфика и уровень развития каждого вида услуг связи и
информатики.

Основные показатели прогноза развития
связи и информатики – объем продукции в стоимостном измерении, протяженность
телефонных каналов на междугородних и международных линиях, емкость городских и
сельских телефонных станций, узлов коммутации каналов передачи данных и
телеграфной сети, количество телевизионных станций мощностью 1 кВт и выше,
комплексно-механизированных предприятий связи, телефонных аппаратов у
абонентов. Объем продукции связи и информатики включает сумму услуг народному
хозяйству и населению по передаче сообщений (телефонных, телеграфных, почтовых,
радиотелефонных), программ телевидения и радиовещания, а также по
предоставлению в пользование потребителей действующих технологических средств.
Он определяется на основе расчетных объемов услуг в натуральном выражении и
соответствующих им внутриотраслевых цен. В процессе прогнозных расчетов
учитывается изменение численности, реальных доходов населения и влияние других
факторов. Рассчитанные объемы услуг связи и информатики сопоставляются с
возможностями развития отрасли и, прежде всего, с состоянием производственных
мощностей по линиям связи всех видов, радиовещательным и телевизионным
станциям, городским и сельским АТС, узловым предприятиям почтовой связи.

3. Анализ и оценка динамики развития отмеченных отраслей
в Республике Беларусь. Перспективы развития

связь отрасль экономика
планирование

Республика Беларусь обладает значительными потенциальными
преимуществами для построения инновационной экономики и достижения лидерства в
сфере информационных и наукоемких технологий:

– высокий общеобразовательный уровень населения и
сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

– значительный научно-технический потенциал;

– многоотраслевой
промышленный комплекс;

– выгодное экономико-географическое и геополитическое
положение;

– развитая система транспортных коммуникаций и
производственная инфраструктура в целом;

– комплексность развития внутриреспубликанских регионов;

– многовекторные
внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Информационный
и инновационный потенциал Республики Беларусь в настоящее время оценивается
следующими данными.

1.
Значительный научный потенциал:

– исследования
и разработки (ИР) осуществляют свыше 300 научных организаций, вузов, крупных
производственных предприятий. Наибольшая доля ИР приходится на естественные
(математика, физика, химия, биология) и технические науки; значителен потенциал
медицинских и сельскохозяйственных наук. При этом, приоритетными направлениями
в науке являются лазерные и нанотехнологии, робототехника в производстве,
телекоммуникации, цифровые системы передач, науки о жизни;

– при
НАН РБ функционируют 42 НИИ, а также существует БФФИ, Белинфонд.

2.
Значительный интеллектуальный потенциал:

– по
количеству студентов на 10 тыс. населения (324 чел.) Беларусь превосходит
некоторые экономически развитые европейские страны;

– каждый
год вузы Беларуси выпускают более 2,5 тысяч программистов;

– Беларусь
удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ по индексу уровня образования как
одного из составных элементов индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) –
0,95 (Россия – 0,93, Украина – 0,93, Казахстан – 0,92, Узбекистан – 0,91).

3. Динамично
развивающееся число пользователей Интернет и компьютеров:

– в
Беларуси насчитывается 3 млн. ПК, ежемесячно более 1 млн. человек выходят в
Интернет;

– на
предприятиях 88% руководителей используют Интернет в повседневной деятельности.
Бухгалтерский учет автоматизирован на 70% предприятий, документооборот – на
40%, системами автоматизации работы с клиентами располагают свыше 30%
предприятий (данные Института приватизации и менеджмента);

– в
республике имеется более 2000 сайтов, из которых 1200 информируют о товарах и
услугах, при этом отмечается постоянный и устойчивый рост количества
Интернет-сайтов предприятий.

4.
Динамично развивающийся рынок ИКТ:

– сегодня
на белорусском рынке ИКТ работают около 600 компаний, предприятий и учреждений.

5. Приоритетные
направления в науке: приоритетными направлениями
научно-исследовательской деятельности в республике до 2010 года определены
ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, производство
конкурентоспособной продукции – новых материалов, источников энергии,
информационных и телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание
будет уделено вопросам экологии и рационального природопользования, а также
созданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.

6. Функционирующий
Парк высоких технологий: парк был создан в соответствии с Декретом Президента
Республики Беларусь от 22.09.2005. В настоящее время количество резидентов Парка
насчитывает около 20 зарубежных и частных компаний, которые занимаются
разработкой программного обеспечения, информационно-коммуникационных и других
высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности
национальной экономики.

Согласно
программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 у Парка в регионах страны будет
создано около 10 научно-технологических парков. Количество
научно-производственных центров в различных отраслях экономики планируется
увеличить с 56 до 70. В Беларуси будут созданы три венчурные организаций.
Отделения республиканского инновационного фонда откроются в каждой области
Беларуси.

7. Потенциал
коммуникационной отрасли: Отрасль «Связь» обладает современной
цифровой инфраструктурой международной и междугородной электросвязи (на телефонных
сетях эксплуатируется свыше 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, из
более чем 3 млн. номеров, 44% – электронные и квазиэлектронные, лидирующее
положение среди стран СНГ по среднему количеству телефонов на 100 жителей –
31,3).

8. Формируется
система трансфера технологий для реализации следующих целей: содействие окупаемости
и продвижению научно-технических разработок на отечественный и зарубежный рынки
и привлечение инвестиций в сферу наукоемких технологий.

Ведущее
место в ней занимает Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ),
входящий в ассоциацию «Академтехнопарк». Отделения и филиалы РЦТТ
созданы на базе ведущих научных организаций и вузов во всех областях Беларуси.
РЦТТ заключены более 90 клиентских договоров, подписаны 22 соглашения с
организациями из России, США, Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи и
других стран. На портале РЦТТ размещены более 900 инновационных проектов
белорусских разработчиков и более 80 запросов белорусских и зарубежных фирм. При поддержке РЦТТ на ряде
белорусских предприятий освоен выпуск новых видов наукоемкой продукции. Кроме
того, реализуются проекты по созданию ряда совместных белорусско-российских и
белорусско-китайских предприятий в высокотехнологичных областях, а также по
подготовке лицензионных соглашений на поставки китайской стороне наукоемких
технологий белорусских разработчиков.

В
Беларуси существуют значительные потенциальные возможности для построения
информационного общества и развития ИТ-индустрии, которые одновременно являются
необходимым условием дальнейшего устойчивого развития страны. Однако в стране
реализуется стратегия выборочного участия государства при построении
информационного общества.

Стратегией развития большинства стран
мира становиться переход к информационному обществу, характерными чертами
которого являются:

– формирование инновационной,
основанной на знаниях, экономики;

– информатизация органов
государственного и местного управления с целью повышения качества принимаемых
управленческих решений и эффективности оказания услуг населению и бизнесу;

– развитие человеческого капитала,
повышение образовательного уровня населения;

– информатизация
социально-культурной сферы с целью обеспечения возможностей дистанционного
медицинского обслуживания и образования, работы на дому, удовлетворения
потребностей населения в общении, культурной, развлекательной и справочной
информации.

Технологической основой
информационного общества является современная информационно-коммуникационная
инфраструктура. Развивающиеся информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) фундаментально изменили природу глобальных взаимоотношений и возможностей
для экономического и социального развития. Переход к устойчивому развитию во
многом зависит от расширяющейся интеграции ИКТ в общество и широкомасштабного
использования информационных ресурсов. В этой связи стратегически важно для
Республики Беларусь быть готовой к информационно связанному миру.

Реализация первоочередных
стратегических задач в сфере информатизации и развития ИКТ предусматрено
Государственной программой информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг.
и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь».

Реализация Программы создаст
необходимые условия для приведения стандартов страны в сфере информатизации в
соответствие с мировой системой стандартов и ускорит формирование
информационного общества.

Основной целью дальнейшего развития
процессов информатизации и сектора ИКТ является формирование в стране единого
информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному
обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности
функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения
прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии
экономического и социального развития общества.

Для достижения этой цели необходимо
решение следующих задач:

– создание общегосударственной
автоматизированной информационной системы, формирование единого национального
информационного ресурса и инфраструктуры, обеспечивающих автоматизированное
информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные
международные информационные сети, а также реализацию прав граждан и
юридических лиц на свободное получение открытой информации из этой системы;

– развитие телекоммуникационной инфраструктуры
и создание пунктов доступа к открытым информационным системам;

– развитие ИКТ и формирование
экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИТ-индустрии).
Разработка передовых информационных технологий в рамках соответствующих государственных
научно-технических программ, создание по единым принципам автоматизированных
информационных систем в различных секторах экономики и государственном
управлении, а также разработка механизмов по стимулированию выхода этих
разработок на мировые рынки;

– совершенствование
законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере
информатизации, создание правовых основ для широкого использования
информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни
страны;

– создание условий для
совершенствования деятельности государственных органов и органов местного
управления и повышения эффективности их работы по управлению
социально-экономическими процессами за счет создания автоматизированных
информационно-аналитических систем, обеспечивающих формирование информационных
ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов, имеющих государственное
значение, необходимых для оперативного принятия решений на соответствующих
уровнях;

– развитие процессов
информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы
электронной торговли и логистики. Активизация внедрения и распространения
информационно-телекоммуникационных технологий для обеспечения ускоренного
развития конкурентоспособного производства товаров и услуг, оптимизации
товаротранспортных потоков, ориентированных на внутренние и внешние рынки.
Информационная поддержка технического перевооружения объектов промышленного
производства, создания высокотехнологичного конкурентоспособного оборудования;

– развитие системы подготовки и
переподготовки специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям и
квалифицированных пользователей. Формирование профессиональных образовательных
программ, создание для их реализации аппаратных и программных средств, в том числе
и системы дистанционного обучения;

– содействие развитию культуры и
средств массовой информации посредством внедрения
информационно-телекоммуникационных технологий. Создание условий для пропаганды
достижений культуры как в стране, так и за рубежом путем формирования
информационных ресурсов Национальной библиотеки, других ведущих библиотек,
ресурсов культурологического профиля и представления их в национальном секторе
Интернет, создание электронной энциклопедии белорусской культуры, а также
машинного фонда белорусского языка. Разработка типовых решений по созданию
электронных газет, национального сервера новостей в Интернет для оперативного
доведения до СМИ информации о жизни страны, создание предпосылок для
формирования национальной аудио– и видеопродукции для распространения
посредством электронных СМИ и Интернет;

– совершенствование системы
информационной безопасности страны. Создание новых средств защиты информации, а
также разработка нормативно-методических материалов и типовых комплексных
решений, направленных на обеспечение информационной безопасности в соответствии
с Концепцией национальной безопасности.

Согласно Национальной стратегии
устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до
2020 г. (НСУР — 2020) на первом этапе (до 2010 г.) должны быть сформированы
системы мониторинга действующих в Беларуси государственных программ в различных
отраслях экономики и сферах деятельности, государственных научно-технических
программ по решению наиболее значимых народнохозяйственных, экологических и
социальных проблем. Наряду с этим будут подготовлены нормативно-методические
материалы по совершенствованию организации работ в области информатизации.
Продолжится реализация проектов по созданию автоматизированных
информационно-вычислительных систем и совершенствованию информационной
инфраструктуры. Начнут реализовываться проекты по электронному документообороту
и созданию информационно-аналитических центров в государственных органах и
подключению их к глобальным вычислительным сетям и Интернет.

Должны быть реализованы проекты,
обеспечивающие взаимодействие между автоматизированными информационными сетями
государственных органов, создана основа единой информационной инфраструктуры
для государственных органов, формирования единого национального информационного
ресурса. Продолжатся разработки по созданию комплексной системы электронной
торговли. Предусматривается создать современную материально-техническую базу
для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов и
пользователей в сфере ИКТ.

На втором этапе (2011-2020 гг.)
необходимо завершить создание общегосударственной информационной системы, в
рамках которой должен быть сформирован единый порядок сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации (информационный
процесс) на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной
инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это, с одной
стороны, обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в
экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и
местного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга
процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по
регулированию этих процессов, а с другой – обеспечит реализацию прав граждан и
юридических лиц Беларуси на свободное получение открытой информации из этой
системы.


Список использованных источников

1. 
Владимирова Л.П.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков
и К., 2000. – 308 с.

2. 
Информационные
ресурсы Беларуси: каталог. Вып. 8 / сост. В.Н. Агафонов; под общ. ред. О.И.
Галиновского, С.А. Шаврова. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2009. – 454 с.

3. 
Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на
период до 2020 г. (НСУР — 2020). – Минск: Юнипак, 2004.

4. 
Прогнозирование и
планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова и др.; под общей ред. Г.А.
Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2005. – 476 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий