Характеристика химического производства как налаженной системы

Дата: 21.05.2016

		

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет

Кафедра экономики
и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе

Контрольная работа

Характеристика химического
производства как налаженной системы

Вариант № 6

Санкт-Петербург 2010

Задание
№1. Производство продуктов основной химии

производство основной химия труд

В условиях динамичности современного производства
и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое
сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора
альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия
управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном
и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования
систем управления.

Проведение исследований осуществляется в соответствии
с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной
частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик
процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования
является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками
и подчиняется ряду требований.

Рассмотрение управления как системы является одним
из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое
требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся
в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления,
так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. Системный
подход обеспечивает такую интеграцию знаний, посредством которой специальные науки
сохраняют свою самостоятельность и в то же время интегрируются вокруг системных
методов исследования.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается
как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные
свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей
и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях
с внешним окружением, средой. Существенное значение в системном подходе придается
выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов.

Быстрый рост современных организаций и уровня их
сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление
функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более
важным для успешной работы предприятия. Чтобы справится с неизбежным ростом числа
операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность
на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно
интегрировать свои действия по управлению организацией.

Для более глубокого понимания взаимосвязи внешней
и внутренней среды фирмы целесообразно ввести понятие “полисистемность”. Смысл его
заключается в том, что любой предмет окружающего нас мира принадлежит одновременно
многим системам. Например, работник фирмы принадлежит одному из ее подразделений,
фирме в целом, профсоюзной организации, может быть, политической партии, семье,
спортивному клубу, городу, стране и т.д. Важно подчеркнуть, что между всеми системами,
которым принадлежит общий элемент, существуют противоречия: каждая из этих систем
стремится к своей, особой цели, используя любой свой элемент в качестве средства.

Современное промышленное производство организуется
и функционирует, подчиняясь главной цели – удовлетворение потребности общества в
продукции заданного объема и качества и повышение эффективности производства.

Характеристика
производства как системы

Химические отрасли производства имеют ряд отличительных
признаков, обусловленных особенностями применяемой технологии, предмета и продукта
труда.

Технология химических отраслей производства базируется
на применении процессов химических превращений предметов труда в продукт труда.
Наряду с этим при производстве химической продукции широко используются физические
и механические процессы. Ряд производств целиком базируются на таких процессах (например,
производства изделий из пластмасс). Вместе с тем в основе химических производств
лежат процессы химических и физико-химических преобразований предметов труда в его
продукт.

Особенности технологии химических производств предопределяют
необходимость использования зданий и сооружений, специфических орудий труда (в форме
закрытой аппаратуры), трубопроводного транспорта, контролирующего и регулирующего
оборудования. В структуре основных средств химических предприятий здания не превышают
35%, в то время как передаточные устройства и сооружения составляют около 37% ,
рабочее оборудование и аппараты — 23%.

Предметами труда в химических производствах являются
полезные ископаемые, растительное и животное сырье, воздух и вода, продукты промышленного
производства. Неограниченные возможности химической технологии позволяют рационально
использовать сырьевые и энергетические богатства страны.

Продукты труда химических отраслей производства
используются в различных сферах потребления. Основное количество продукции химических
производств используется в отраслях материального производства.

Ведущей подотраслью российской химии и нефтехимии
является основная химия, в которой в денежном выражении производится почти 60% продукции
химической промышленности и более 40% продукции всей химии и нефтехимии. Основная
химия – производство продуктов основной химии (серная кислота, кальцинированная
и каустическая сода, синтетический аммиак, карбид кальция, сернокислый натрий; широкий
спектр других продуктов неорганической химии, к которым, в частности, относятся
промышленные газы (кислород, азот, водород, аргон, ацетилен и др.), кислоты, соли,
окиси различных химических элементов; минеральные удобрения, химические средства
защиты растений).

Производство продуктов основной химии является системой,
как и любое предприятие, данная система имеет упорядоченную совокупность взаимосвязанных
подсистем (более простых частей системы), находящихся в определенных отношениях
между собой и системой в целом.

Важнейшим признаком системы является:

· 
структурноорганизованная совокупность подсистем
(стадии, блоки и т.п. — в технической системе; цехи, службы, участки, бригады —
в социально-экономической системе),

· 
взаимосвязь подсистем, их взаимное влияние
как на собственные свойства, так и на свойства системы в целом, их взаимодействие
в процессах целенаправленного функционирования системы, появление качественно новых
свойств у системы по отношению к ее составляющим элементам («эмерджентность»), в общем случае
подсистемы связаны между собой материальными, энергетическими и информационными
потоками, которые именуют внутренними связями,

· 
Иерархичность – всякая система представляет
подсистему, зависимую часть более крупной системы.

· 
Процессы функционирования систем протекают
во времени, то есть эти системы являются динамическими.

По этим признакам можно определить, что предприятие
производства продуктов основной химии есть система. Применительно к нашему предприятию
процессы основной текущей деятельности означают переработку ресурсов (капитала,
сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п.), поступающих на вход системы
и которые становятся элементами её внутренней среды, в конечные результаты — продукцию
и услуги – на выходе, т.е. которые передаются во внешнюю среду. Кроме целевых (позитивных)
конечных результатов, выходами системы могут быть и негативные результаты ее деятельности
(вредные выбросы, нерациональные действия, нарушение сроков и т.п.). Соответственно
и на входе системы наряду с ресурсами, необходимыми для ее функционирования, различают
также негативные, нежелательные воздействия, нарушающие ее нормальную жизнедеятельность.
Их именуют возмущающими воздействиями или внешними возмущениями (нарушение сроков
поставок сырья и материалов, сбои в энергоснабжении и т.п.). Любая организация является
открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она функционирует внутри
более крупной системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической
среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия.

Организационная система в динамике представляется
в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система
имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик
организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» («преобразования»)
и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований
сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно
что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в
какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими
и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция
либо услуги. Потребителей продукции основной химии огромное множество – от небольших
лабораторий до целых отраслей хозяйства, например, сельское хозяйство.

Затем определяют параметры «входа»,
т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных),
которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня
рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства,
труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической,
социальной, экологической и др.). По сути дела успех предприятия решающим образом
зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует хозяйствующий субъект
на быстро изменяющуюся внешнюю среду и ее воздействие на параметры внутреннего состояния
организации. И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров
«процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости
от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология
управления, а также факторы и пути ее совершенствования.

Определение реальной цели, послужившей причиной
создания той или иной системы, является непростой задачей, поскольку цель — всегда,
в любой сфере деятельности — представляет собой сложное сочетание различных противоречивых
интересов. Например, максимизация прибыли не является целью современного предприятия,
это лишь один из интересов. Другой не менее важный интерес — стабильность получения
прибыли. Третий существенный интерес — устойчивая репутация предприятия. И подобных
интересов много, и лишь в их пересечении, в своеобразной комбинации заключается
истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет судить о степени устойчивости
системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего
развития.

Подсистемами предприятия являются:

· 
Административная и коммуникационная подсистемы включают в себя людей и подразделения, опирающиеся в
своей деятельности на механизмы координации, иными словами – осуществляющие управление
и обеспечивающие связи между другими подсистемами, а также связь организации с внешней
средой (начальник цеха, генеральный директор).

· 
В производственную подсистему входят люди и подразделения, непосредственно занятые выпуском продукции
(аппаратчики).

· 
Маркетинговая подсистема включает тех, кто занимается исследованиями
рынка, рекламой и продвижением товаров и услуг.

· 
Инновационная подсистема «отвечает» за исследования в сфере деятельности
организации, внедрение новых технологий, методов и приемов работы, разработку новых
товаров и услуг.

· 
Социальная подсистема охватывает так называемую социальную
инфраструктуру организации — те элементы, которые обеспечивают выполнение социальных
обязательств организации, например, столовую, службу организации отдыха, детский
сад и подобное.

· 
Финансовая подсистема занимается управлением финансовыми потоками
организации. Это и финансовое планирование, и контроль, и учет, и внутренний аудит.
Главная функция этой подсистемы — обеспечение финансовой стабильности и прибыльности
организации.

Современный менеджер все больше осознает тот факт,
что руководимая им компания не является изолированной, независимой организацией.
Она представляет собой лишь часть большой системы, оказывающей на предприятие многоплановое
влияние. При этом приходится учитывать воздействие не только экономических факторов.
Внешняя среда, окружающая любую фирму, многообразна и представляет собой действительно
сложную систему, в которой огромную роль играют и политические факторы, и действующее
законодательство, и правительство, и факторы научно-технического прогресса, и поставщики,
и конкуренты, и потребители, и социокультурная среда, и экономические факторы. В
нынешних условиях с полным основанием можно говорить о том, что современное предприятие
стало так называемой открытой системой, которая тысячами нитей связана с внешней
средой; она обменивается с ней и информацией, и энергией, и материалами, и товарами,
и людьми, и идеями.

Выявление
проблем

Основной задачей предприятий является повышение
эффективности их функционирования. Цели предприятия должны представлять собой гармоническое
сочетание — систему четырех категорий целей: целей его работников, целей его собственников,
целей потребителей его продукции и целей общества в целом.

Среди всех целей фирмы необходимо выделить стержневую,
базовую цель, которая будет ведущим стимулом деятельности фирмы; она должна играть
не только организующую и интегрирующую роль, но выполнять и вдохновляющую, пропагандистскую
функцию. Такая цель представляет собой миссию фирмы, ее предназначение для потребителей.
Она, естественно, публично объявляется, рекламируется, а, главное, доводится до
сознания каждого работника предприятия, побуждая его к активному служению на благо
потребителя.

Источником появления проблем, как правило, является
некоторая ситуация, внешний или внутренний сигнал о ненормальностях в работе предприятия.
Первый вопрос, который должен возникать у руководства предприятия имеет двойственный
характер:

а) есть ли проблема;

б) кто должен ее решать.

При формулировании проблемы важно отдавать себе
отчет в том, как можно ее решить. Решения проблемы могут находиться в области изменения
функций, структуры или параметров функционирования системы.

Функциональная проблема (проблема носит функциональный
характер) решается посредством выпуска новых товаров; изменением рыночного сектора;
изменением положения и характера взаимоотношений с поставщиками, с конкурентами;
изменением системы распределения. В целом это наиболее сложный тип проблемы, самый
ресурсоемкий, требующий перестройки всей системы в целом. При изменении функций
должны изменяться и структура, и значения параметров.

Структурная проблема может быть решена при изменении
структуры системы или не требует изменения функций, но уже не может быть решена
при изменении числовых значений параметров. Как правило структурные проблемы возникают
при изменении маркетинговой стратегии, например, формировании продуктовой структуры.

Параметрическая проблема (проблема носит параметрический
характер) решается изменением только количественных значений параметров системы.

На моем предприятии выявлена основная проблема –
снижение объемов продаж, т.е. главная цель моего
предприятия – увеличение объема продаж.

Цель описывает желаемый конечный результат функционирования
системы, она выделяет ядро, главные характеристики проблемной ситуации и описывает
новое, устойчивое состояние системы. Основным элементом структуризации проблемы
является построение «дерева целей». При этом в понятие целей на разных уровнях вкладываются
различное содержание: от объективных макроэкономических потребностей и желаемых
направлений развития — на верхнем уровне дерева, до решения задач и осуществления
отдельных мероприятий — на нижних уровнях. При построении «дерева целей» должны
быть выполнены два формальных требования — полнота и непротиворечивость. Непротиворечивость
«дерева целей» означает, что достижение одной из пары целей предполагает достижение
другой цели. Выполнение этого требования означает отсутствие циклов на «дереве целей».

Существуют два принципиально различных способа построения
«дерева целей» отраслей и эквивалентных экономических систем, связанные с двумя
различными стилями мышления и методами планово-экономической работы:

с ориентацией на продукт;

с ориентацией на функцию.

Каждый из этих подходов используется для решения
определенных задач и на основе различной исходной информации. Так, например, если
рассматриваются проблемы химической промышленности страны, то «дерево целей» развития
химического производства, ориентированное на продукт, будет отражать всевозможные
способы диверсификации исходя из сведений о наличных производственных мощностях,
научно-технической информации о возможностях производства различного вида химической
продукции и предполагаемого объема инвестиций в развитие химической промышленности.
При этом можно получить (определить) объемы выпуска различных конкретных видов химической
продукции для других отраслей экономики, а также программу развития химической промышленности
исходя из интересов самой химической промышленности как отрасли народного хозяйства
в соответствии с определенными заданными ей экономическими и иными критериями.

«Дерево целей» развития химической промышленности,
ориентированное на функцию используется исходя из перспективной потребности страны,
предприятий других отраслей в продукции химической промышленности. Исследуются и
структурируются функции, осуществляемые химической продукцией в экономике страны
в целом и в разных отраслях: создание принципиально новых конструкционных материалов
для промышленности и строительства; замещение дефицитных видов сырья; создание принципиально
новых видов потребительских товаров; создание средств, повышающих эффективность
земледелия. Оценивается первоочередность и настоятельность этих требований. Программа
химического производства и развития отрасли на перспективу составляется на основе
сравнения потребностей в конкретных видах химической продукции и возможностей их
удовлетворения, обеспечиваемых развитием химического производства и состоянием химической
науки. В целом продуктовый способ анализа и планирования проявляет свое преимущество,
основанное на более точной информации, при его использовании на предприятиях.

Как бы ни было построено «дерево целей» — по функциональному
или продуктовому принципу — оно имеет вполне определенное назначение: выбрать направление
развития (предприятия, отрасли и т.п.), систематизировать и привести в сравнительную
форму различные варианты подбора средств и мероприятий по их использованию, оценить
эти средства и мероприятия, и отобрать такие их комплексы, которые в рамках ограничений
по ресурсам приводят к максимальному результату.

Для увеличения объема продаж можно предположить
следующие подцели:

1. 
Выпустить новый вид товара

2. 
Улучшить качество выпускаемых товаров

3. 
Увеличить объем выпускаемой продукции

Для данных подцелей необходимо:

1.1. 
Провести маркетинговые исследования

1.2. 
Провести НИОКР

1.3. 
Не допустить снижения объема ранее выпускаемых
товаров

2.1. 
Провести маркетинговые исследования

2.2. 
Провести НИОКР

2.3. 
Оценка пределов повышения цены на сырьё
с требуемыми характеристиками качества

2.4. 
Определить стратегию выпуска товара

3.1. 
Улучшение использования труда

3.2. 
Улучшение использования средств труда (оборудования)

3.3. 
Улучшение использования предметов труда
(сырья)

1.1.1. Исследование
продукта

1.1.2. Исследование
рынка

1.1.3. Исследования
рекламы

1.2.1. Проведение
исследований, связанных с разработкой новых материалов, продуктовых и системных
технологий

1.2.2. Источники
финансирования исследований

1.2.3. Поиск
ответов на проблемные вопросы

1.3.1. Продолжение
производственной политики предприятия

1.3.2. Снижение
себестоимости

2.1.1. Исследование
продукта

2.1.2. Исследование
рынка

2.1.3. Исследования
рекламы

2.2.1. Проведение
исследований, связанных с разработкой новых материалов, продуктовых и системных
технологий

2.2.2. Финансирование
исследований

2.2.3. Поиск
ответов на проблемные вопросы

2.3.1. Изучить
конкурентные цены

2.3.2. Повышение
себестоимости за счет увеличения качественных характеристик

2.4.1. Проведение
стратегических совещаний

2.4.2. Исследование
тенденций на рынке

3.1.1. Создание
дополнительных рабочих мест

3.1.2. Ликвидация
потерь рабочего времени

3.1.3. Повышение
производительности труда

3.1.4. Улучшение
структуры кадров рост квалификации

3.2.1. Укомплектование
новых рабочих мест оборудованием

3.2.2. Ликвидация
потерь рабочего времени оборудования

3.2.3. Повышение
производительности оборудования

3.2.4. Улучшение
структуры основных фондов

3.3.1. Снижение
расхода материалов

3.3.2. Внедрение
прогрессивных видов сырья и материалов

Достижение
цели

Противоречие между целями означает, что с помощью
имеющихся средств может быть достигнута или одна или другая цель, но не обе вместе.
Так, предприятие, располагающее некоторым капиталом, может иметь противоречивые
цели: или выпустить наукоемкий товар, проведя дорогостоящие исследования и разработки,
или же сделать товар изысканно привлекательным, потратив средства на улучшение его
дизайна, внешнего вида. Ограниченность средств не позволяет предприятию в полной
мере реализовывать обе цели и заставляет его выбирать одну из целей, или компромиссный
вариант, т.е. когда удовлетворяются обе цели, но не полностью. Все искусство менеджмента
будет в данном случае заключаться в поиске оптимального компромисса.

Каждый менеджер постоянно сталкивается с проблемой
согласования целей, принадлежащим разным субъектам — коллективным и индивидуальным.
Так, еще сравнительно недавно, находились в явном и остром противоречии цели хозяев
и цели наемных работников. Разработки современной политической и экономической науки,
в частности менеджмента, а также прогресс производительных сил общества позволили
в значительной мере разрешить это противоречие, создав тип современного предприятия,
с помощью которого достигнут разумный и взаимоприемлемый компромисс. На многих западных
предприятиях реализована модель так называемого “участия работников в управлении”,
которая позволяет выразить в значительном объеме их интересы, реализовать их потребности,
как в материальной, так и в морально-психологической сфере.

Для достижения желаемого результата к определенному
моменту времени и при наличии ограниченного количества ресурсов должны быть задействованы
все три подсистемы операционной системы предприятия.

Перерабатывающая подсистема выполняет работу, непосредственно
связанную с превращением входных величин в выходные результаты. В производстве основной
химии — это система, в которой производятся товары, начиная с получения сырья и
материалов, включая производство продуктов и заканчивая отгрузкой в торговую сеть.

Подсистема обеспечения не связана прямо с производством
выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы.
И на нашем предприятии подсистема обеспечения может включать библиотеку, ремонтно-эксплуатационную
и другие обеспечивающие службы.

Подсистема планирования и контроля получает информацию
из внутренней и внешней среды организации, обрабатывает эту информацию и выдаёт
решение, как именно работать перерабатывающей подсистеме. Решения включают планирование
производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными
запасами, контроль качества и многое другое. Подсистема планирования и контроля
должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и
выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема. Конкретные
вопросы, подлежащие решению, как правило, включают планирование производственных
мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль
качества.

Обязанности операционных менеджеров можно разбить
на три основные группы:

1) разработка и реализация общей стратегии и направлений
операционной деятельности организации;

2) разработка и внедрение операционной системы,
включая разработку продукта, производственного процесса, стандартов и норм, проектирование
предприятия ,решение о размещении производственных мощностей;

3) планирование и контроль текущего функционирования
системы.

Эффективность операций — это рыночная стоимость
произведённых выходов, делённая на общую величину затрат организации на израсходованные
входы. Рыночная стоимость выходов определяется как количеством, так и качеством
выходов, например: соответствием ассортимента выпускаемой продукции или предоставляемых
услуг существующему на них спросу; своевременностью производства выхода, учётом
характера спроса и обязательств по доставке потребителям; гибкостью производственной
системы при удовлетворении индивидуальных требований потребителей.

Затраты потреблённых входов определяются не только
их количеством, но и рядом других факторов. Например, при анализе материальных затрат
следует учитывать: по каким ценам приобретались материалы; каковы затраты на хранение
материалов в запасах до момента их использования их использования; во что обошлись
заказ и приёмка материалов; каков размер издержек ,возникших в результате недостатка
материалов; какие затраты появились в результате проблем с качеством материалов.

При анализе затрат труда, к примеру, следует выяснить
следующее: какая часть работы выполнялась в сверхурочное время и какова стоимость
сверхурочных работ; использовался ли персонал в соответствии с уровнем квалификации
или пришлось платить по тарифам более высокой квалификации, чем та, которая им требовалась
для работы; какими оказались затраты, связанные с текучестью кадров, вызванной изменением
нагрузки в системе; какими оказались затраты, связанные с ошибками персонала из-за
недостаточного уровня подготовки или плохого руководства.

Таким образом, развитие и совершенствование предприятия
базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует
проведения исследования систем управления. Необходимость системного подхода к анализу
деятельности предприятий обусловлена учёта влияния всех факторов на экономику предприятия.

Системный подход заставляет иными глазами посмотреть
и на эффективность функционирования систем: взаимодействие между частями системы
оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей. Например,
точная, эффективная работа отдела маркетинга фирмы не даст положительного результата,
если не налажено его взаимодействие с производственными подразделениями, финансовым
отделом, руководством фирмы и т.д.

При правильном и внимательном использовании предприятием
теорий системного подхода – заданная цель будет достигнута.

Задание
№2

Предприятие «РОП» разработало новый
товар. Существует определённая вероятность того, что для него существует рынок сбыта
на ближайший год. Наличие в производственном процессе высокотемпературных реакций
повышает его стоимость до 2,5 млн. рублей. Для организации производственного процесса
требуется один год, однако существует лишь 55-процентная вероятность того, что будет
обеспечена должная технологическая безопасность процесса. Таким образом возникает
вопрос о разработке автоматической контролирующей системы (АКС), которая и будет
обеспечивать безопасность высокотемпературных реакций. Исследования по АКС продолжатся
1 год и стоят 1 млн. рублей, но вероятность получения требуемой АКС — 0,75.

Разработку АКС можно начать немедленно, либо
подождать год до выявления технологической безопасности процесса. Если разработку
АКС начать немедленно, а производственный процесс окажется безопасным, то АКС окажется
бесполезной и предприятие понесет убытки в размере 1 млн. рублей. Если процесс раз
работки АКС отложить на один год, а производственный процесс не будет соответствовать
установленным стандартам технологи ческой безопасности, то выпуск товара отодвигается
на 1 год, до окончания исследований.

Если работа над АКС окажется безуспешной, то
работы по проекту следует прекратить, так как альтернативные варианты выпуска товара
отсутствуют.

Если же продажа нового товара начинается в течение
года, то прибыль составит 10 млн. рублей (без амортизации, в т.ч. на АКС). Если
выпуск отложить на 1 год, то прибыль составит 8,5 млн. рублей, т.к. могут появиться
конкуренты.

Для выбора решения построить дерево решения.

Дерево решений

Характеристика химического производства как налаженной системы

Рис.1

Наиболее распространенный способ использования вероятностей
при принятии решений – это вычисление математического ожидания. Оно рассчитывается
для каждого решения (варианта) либо для доходов, либо для возможных потерь. Выбирается
решение либо с наибольшим ожидаемым доходом, либо с наименьшими возможными потерями.

Характеристика химического производства как налаженной системы

Разработка АКС сегодня:

М1 = 0,75 * 10 = 7,5

Разработка АКС через год:

М1 = 0,55 * 8,5 = 4,675

Итак, максимальное значение ожидаемого выигрыша
7,5 соответствует варианту разработка АКС сегодня.

Заключение

В условиях динамичности современного производства
и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое
сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора
альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия
управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном
и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования
систем управления.

Осознание зависимости предприятия от внешней среды,
от общества, которое развивается по собственным законам, привело к появлению за
ряд последних десятилетий новых видов деятельности менеджера — прогнозирование,
стратегическое планирование и управление. Суть их заключается в научном познании
закономерностей функционирования и развития предприятия и общества, поиске оптимальных
средств и целей предприятия, гармонизирующих интересы.

Возрастающая динамичность среды и все большее воздействие
ее на предприятие, снижают значимость стратегического планирования из-за необходимости
постоянной корректировки целей, особенно долгосрочных. Все более эффективным признается
так называемое стратегическое управление, которое заключается в определении нескольких
возможных целей, адекватных им стратегий и систем средств. В зависимости от изменений
внешней среды, которые фирма тщательно анализирует и прогнозирует, постоянно вносятся
изменения в цели фирмы, выбираются соответствующие стратегии и системы средств.
Таким образом, любые изменения среды не являются неожиданными для предприятия, оно
встречает их “вооруженное” адекватной стратегией.

Процессы, идущие в цивилизованном обществе делают
предприятие все более сложной системой, поскольку усложняются интересы персонала
и потребителей продукции, экономическая, политическая и экологическая среда, усиливается
взаимовлияние научно-технического прогресса и социально-духовной сферы. По этой
причине усложняются и процессы управления предприятием. Возрастает значимость системно-аналитической
деятельности, обеспечивающей целостность в развитии предприятия как системы. Не
только в деятельности менеджера распорядительные функции заменяются на интеллектуальную
роль, но тенденция интеллектуализации характерна в целом для коллектива современного
предприятия.

Все эти тенденции все острее проявляются и в социально-экономической
жизни России. Поэтому велением времени становится необходимость целенаправленного
освоения всего арсенала приемов и методов исследования и управления предприятиями
в рыночных условиях, овладения системным и ситуационным подходом.

Литература

1. 
Камионский С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления./
Общая ред. и предисловие Д.М. Гвишиани. М.: Деловая библиотека «Омскпромстройбанка»,
1998.

2. 
Орчаков О.А. Теория
организации, Учебный курс (учебно-методический комплекс).

3. 
Портал о системном подходе http://victor-safronov.narod.ru/

4. 
САДЧИКОВ И.А., АМЕЛЬЧЕНКО А.В. Системный
анализ в управлении предприятием: Учеб. пособие по спец. 060800 – Экономика и управление
на предприятии химической промышленности/ СПбГИЭУ. – СПб., 2003.

5. 
Титов В.В. Системно-морфологический подход
в технике, науке, социальной сфере. http://www.metodolog.ru/.

6. 
Портал http://ru.wikipedia.org.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий