Китай в период правления династии Сун (960-1279)

Дата: 12.01.2016

		

Реферат на тему

КИТАЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СУН (960-1279)

ПЛАН

1. ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ СУНСКИХ
ИМПЕРАТОРОВ.. 3

2. ПОЛОЖЕНИЕ В ДЕРЕВНЕ. 7

3. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В
30-80-х гг. XI в. 11

Литература.. 19


1. ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ СУНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Возвратить земли, захваченные киданями, сунским властям не
удалось, и по размеру новое государство уступало империи Тан. Зато политика
основателя дома Сун и его потомков была направлена на упрочение всекитайской
власти и на искоренение ярко проявленных в предшествующую танскую эпоху
центробежных тенденций на местах. Эта ориентированность на внутренние проблемы
жизни государства, образно называемая «укреплением ствола и ослаблением
ветвей», способствовала тому, что империя Сун была процветающей.

Правда, она не смогла достичь блеска и славы танской
династии. Но, помня о плачевном конце своих предшественников, правители
династии Сун с самого начала приняли меры по централизации страны. С этой целью
они в первую очередь упразднили прежние административные единицы,
возглавлявшиеся всевластными военными наместниками, и ввели новое
административное деление: теперь все районы подчинялись непосредственно
императору. Высшими административными единицами, включая крупные города, стали
провинции, делившиеся на области, округа и уезды. Кроме того, выделялись
военные округа (местонахождение военных властей) и инспекции — в местах
разработок соли и плавки металлов.

Чтобы урезать полномочия провинциальных чиновников, были
созданы параллельные организации, чьи обязанности и права не были строго очерчены.
Деятельность местных властей контролировалась также столичными служащими,
наделенными с ними равными правами. Каждые три года провинциальным чиновникам
предписывалось менять место службы. Местные органы лишились права
самостоятельно принимать решения по гражданским делам.

Перераспределение прав и обязанностей внутри центральных
органов, особенно за счет уменьшения полномочий ближайших советников императора
— цзайсянов, — также способствовало усилению единодержавной власти. Для лучшего
надзора за всеми чиновниками повысили значение контрольных органов
инспекционной палаты и цензората.

Государственный строй империи Сун зиждился на политических
устоях, унаследованных от прежней династии, и новая власть, стремившаяся
упрочить свое положение, по традиции обращалась к истокам конфуцианства,
придавая свою трактовку его первозданной мудрости. Указом императора Конфуций
был канонизирован, в его честь сооружались храмы, а его потомки как самые
уважаемые подданные пользовались почетом и разнообразными льготами.

Приоритет монаршей власти поддерживала и система
образования, призванная насаждать официально санкционированную идеологию и
основанная на изучении надлежаще отобранных и интерпретированных еще в танское
время древних канонов.

Право выдвижения и аттестации чиновников принадлежало
исключительно центру. Во время очередных дворцовых экзаменов, проводившихся раз
в три года, преуспевали всего несколько десятков из 700 претендентов.
Получившие высшую ученую степень «продвинутый м у ж » (цзиньши) становились
кандидатами на занятие важных чиновничьих должностей.

Дублирование звеньев государственного аппарата привело к
разрастанию штата служащих. Сунский двор безуспешно пытался сократить непомерно
разбухший бюрократический аппарат.

Борьба за централизацию наряду с ослаблением власти на
местах сочеталась с попыткой двора опереться на широкие круги чиновничества.
Положение в обществе определялось в большей степени должностью и чином, нежели
богатством. Наиболее резко выделялась своим привилегированным положением высшая
чиновная знать. Императорская власть предоставляла крупным сановникам
многочисленные льготы. Так, их сыновья раз в три года (по случаю больших
празднеств и торжественных церемоний, в дни рождения императора и
жертвоприношений) получали назначение или продвигались по службе без экзаменов,
лишь за заслуги отцов. При продвижении влиятельного сановника по службе
повышали в должности и его многочисленных потомков.

Сложным было положение и в армии, состоявшей в основном из
наемников. Она была рассредоточена по всей стране, но подчинялась
непосредственно императору. В столице квартировало «войско запретного
города», собранное там для охраны сына Неба. Кайфын переполняли
бездельничающие воины императорской гвардии.

В провинции и в округах формировались гарнизоны, командиры
которых подчинялись местным властям. Войска отличались низкой дисциплиной и
слабой подготовкой, вооружения нередко не хватало. Границы империи охраняли
незначительные войсковые части.

Снижению боеспособности армии способствовали и ущемление прав
командной прослойки, и презрительное отношение гражданских лиц к военным. И
хотя численность сунской армии все время увеличивалась (за первые 80 лет
существования династии в 6 раз, и на ее содержание пошло 5/6 государственных
поступлений), само военное дело было поставлено слабо. Принцип «укрепления
ствола и ослабления ветвей» привел к тому, что традиционное для Китая
возвышение гражданского начала в ущерб военному достигло в сунское время своего
апогея. Для этого были свои объективные причины.

К северу от Срединной империи крепли новые молодые
государства, основанные кочевниками, и сдерживать их натиск сунский двор
оказался не в состоянии. Противостояние китайского государства превосходящим
его по военной силе государственным образованиям северян трагически сказалось
на судьбах страны. В итоге усилившееся чжурчжэньское государство Цзинь одержало
верх над сунским правителем, и под напором армии чужеземцев он вынужден был
вместе со своими придворными бежать из Кайфына, к югу от Янцзы, где в 1127 г. и
была воссоздана власть императорского дома со столицей в Ханчжоу. Поэтому в
традиционной историографии время правления Сунской династии разделяется на два
периода: северный (960-1127) и южный (1127-1279).

Что касается положения Китая в XI в., то нестабильность
внутри страны, при императорском дворе и на местах развивалась на фоне общего
недовольства политикой властей в отношении северных соседей.

Сунское правительство, всецело занятое внутренними
проблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнюю
политику. Первый сунский император считал главным установление мирных отношений
с таким опасным противником, как кидане. Той, же политике следовали и его
преемники, постоянно посылая своих представителей к государям Ляо. По договору
1004 г. сунская империя обязалась ежегодно выплачивать киданям огромную дань
шелковыми тканями и серебром. Для этого потребовалось резко увеличить налоги.
По некоторым данным, общая их сумма возросла за первые полвека существования
династии в 3,6 раза.

В первой четверти XI в. киданям удалось овладеть севером
Хэбэя и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая с
Кореей В 1024 г. был заключен новый договор, согласно которому империя Сун
обязалась ежегодно выплачивать 300 тыс. штук шелковых тканей и 200 тыс. лянов
серебра.

В то же время на северо-западе появился новый опасный
противник — тангутское государство Западное Ся. Сначала китайские правители
считали его своим вассалом. Но когда тангу-ты заняли провинцию Ганьсу и
северную часть Шэнси (нa северо-западе нынешней Внутренней Монголии), ситуация
изменилась.

Тангутская культура, во многом воспринявшая влияние
китайской, тибетской и уйгурской культур, была самобытна Уже в начале XI в.
Западное Ся превратилось в сильную державу, а его правитель Юань Хао в 1038 г.
принял титул императора. Ударной силой молодого государства была конница.
Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI в. После
редких мирных перерывов вновь вспыхивали пограничные конфликты. Вторжения
тангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли и нанесли серьезный ущерб
сельскому хозяйству Китая. Кроме того, активная внешняя политика тангутов
мешала торговле по Великому шелковому пути с Индией и Средней Азией.
Неоднократные попытки китайцев открыть новый караванный путь через
северо-восточный Тибет и Наньшань закончились неудачей.

Сунский двор добивался заключения мирных договоров. В 1043
г. по условиям мира с Западным Ся китайская сторона согласилась ежегодно
уплачивать тангутам 100 тыс. штук шелковых тканей и 30 тыс. цзиней чая. Однако
и эта попытка не принесла желанного покоя. Взаимоотношения Западного Ся и
империи Сун осложнялись также тем, что тангуты часто действовали заодно с
другим, не менее опасным противником Китая — киданьским государством Ляо.

2. ПОЛОЖЕНИЕ В ДЕРЕВНЕ

Тенденцией к ослаблению государственности была отмечена и
аграрная политика сунского правительства. Упорядочить взимание налоговых
поступлений, чтобы пополнить государственную казну, становилось все затруднительней.
В социальной жизни Китая X-XI
вв. произошли значительные изменения. Официально в сунское время аграрные
отношения по-прежнему регулировались указом Ян Яня (780 г). Иными словами,
земельный налог выплачивался казне дважды в год, чаще всего натурой (рисом,
просом, пшеницей, пеньковыми и шелковыми тканями), а норма обложения зависела
от местности и исчислялась пропорционально размеру земельного владения. Каждый
податный был обязан выплачивать в среднем доу (10 литров) зерна с му, при этом
традиционно основу благосостояния государства составлял земельный фонд из так
называемых «народных земель» (минь-тянь), а главными
налогоплательщиками выступали самостоятельные хозяева, держатели участков
земель размером от 30 до 40 му.

Однако эта важнейшая для казны часть крестьянства —
самостоятельные хозяева-земледельцы — все уменьшалась, а вместе с тем, как то
было характерно для династийного цикла, нарастала тенденция усиления крупного
землевладения. Его расширение происходило за счет освоения целины и пустошей,
вспашки участков в труднодоступных горных районах, но главным образом за счет
захвата и купли участков мелких владельцев. Владельцы крупных владений чаще
всего свободно распоряжались своей землей — передавали ее по наследству,
закладывали, продавали. Частных лиц, насильно захватывающих земли, называли
«поглотителями».

В перераспределении владений участвовали чиновники всех
рангов и званий, купцы, богатые горожане и зажиточные крестьяне, военные и
ростовщики. Большими земельными массивами владели сильные дома — из числа
влиятельных сановников и крупных чиновников. Источником расширения их владений
были пожалования императора, а также захваты казенных земель {гуань-тянь). Шло
сильное сокращение площади казенных земель, владений родственников императора,
военных поселений, «должностных» земель, отдаваемых в кормление
чиновникам, а также земель храмов, общественных амбаров и учебных заведений. Их
обрабатывали сидевшие на них крестьяне, платившие налоги владельцу земли
(частично эти земли могли, видимо, сдаваться в аренду на договорных началах).

Посягая на земли казенного фонда и мелких землевладельцев,
новые хозяева разными способами уклонялись от налогов, а нередко и добивались
официального от них освобождения. Перераспределение земли не находило отражения
в налоговых списках, и поступления в казну резко падали. По данным некоторых
источников, в XI в. казна недополучила налогов с 60-70% пахотной площади Власти
тщетно пытались ограничить рост крупных владений, и к 1022 г. те занимали уже
половину всей обрабатываемой в стране площади.

Деревенские богачи, не обладавшие титулами, зажиточные
землевладельцы без ученых званий, не обладавшие политическими и экономическими
привилегиями, тоже захватывали земли, оказывая нажим на местные власти.
Присвоение шло особенно интенсивно, если землевладелец к тому же был
ростовщиком: нередко за невозвращение ссуды по большей части рассчитывались
имуществом и землей.

Провинциальные чиновники изощренно увеличивали норму
налогообложения. Например, на местах при перевозке налоговых поступлений
дополнительно взыскивали за «утруску». Самыми разорительными были
игра на колебании цен, а также перерасчет натуральной формы налога в денежную и
произвольная замена продуктов. Так, однажды «законный» налог возрос
вчетверо: сначала вдвое — при переводе налога тканями на деньги, а затем — при
перерасчете их на пшеницу.

Особенно губительными были чрезвычайные поборы на военные
нужды и на случай стихийных бедствий. По каждому поводу, например при покупке
сельскохозяйственных орудий, земли, при ремонте жилищ, следовало пла