Конфуцианская цивилизация

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

Введение

Конфуцианская
цивилизация Китая

Заключение

Список литературы

Введение

Мир Китайской Конфуцианской цивилизации. Китай – одно из древнейших
государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и
динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических,
социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление
государственной идеологии.

Китайская цивилизация, называемая часто конфуцианской,
является автохтонной, т.е. возникла автономно и независимо от внешних заимствований,
в пятом — втором тысячелетии до н.э. Сложившаяся традиция никогда не
прерывалась, несмотря на многие столетия чужеземных владычеств, когда на троне
сидели завоеватели. Китай как страна-доминант создал целый очаг культуры в
регионе Дальнего Востока: в Японии, Корее, странах Южных морей (ЮВА). Здесь
распространилась иероглифическая письменность, конфуцианство, даосизм. Из Китая
вышел специфический буддизм чань. Имперский режим — политическая культура Китая
— был воспринят здесь и просуществовал в течение многих столетий. Китайская
этика, эстетика, многие виды искусства стали предметом подражания и
заимствования.

Целью настоящей работы является получение представления о
многообразном феномене под названием «китайская конфуцианская цивилизация».
Объект исследования, таким образом, китайская цивилизация в ее развитии,
предмет исследования – конфуцианство, как идеология развития государственности.

Конфуцианская цивилизация Китая

В китайской цивилизации переход от древности к
средневековью произошел почти незаметно, без тех потрясений, которые
сопровождали этот процесс на Западе.

Переломным моментом в истории Китая стало появление
конфуцианства. Его сбздателем был философ и педагог Конфуций (Кун-цзы, 551-479
гг. до н. э.), стремившийся к созданию идеального государства, основанного на
твердых нравственных принципах и гармоничных социальных отношениях. Учение
Конфуция, спустя несколько веков ставшее государственной религией, на
протяжении двух тысячелетий было основой духовной жизни китайского общества и в
значительной степени определяло его социально-экономическое развитие.

Идеология конфуцианства пронизана рациональностью и
практицизмом. Конфуций и его последователи разработали методы управления государством,
систему отношений в обществе и в семье, этические нормы. Средоточием высшего
блага и гармонии, образцом для подражания в конфуцианстве .считается Небо —
древнее божество. Подражание небесной гармонии нацеливает человека на создание
своего рода Царства Божьего на земле.

Государство в конфуцианстве определяется как большая семья,
где у каждого есть строго отведенное место, соответственно которому следует себя
вести. Стержнем, на котором держится все государство, по Конфуцию, являются
преданность и покорность. Они должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу:
дети почитают родителей, младшие братья и сестры — старших, а подданные — своих
правителей. Но принцип большой семьи подразумевал и предельную ответственность
власти (“родителей”) перед народом. Только тогда в государстве (“семье”) будет
царить взаимное доверие, без которого немыслимо стабильное существование.

Особое значение Конфуций придавал нравственному облику
чиновников — опоре власти и ее представителям. В Китае существовали специальные
школы, где тщательно готовили новую бюрократическую элиту. А когда
конфуцианство превратилось в официальную религию, оно стало основным предметом
в системе государственных экзаменов.

Чиновником мог стать только тот, кто блестяще знал труды
Конфуция.

Конечно, реальность нередко расходилась с благородными
идеями великого философа: иные чиновники могли наизусть знать его “моральный кодекс”,
но на практике быть нечестными и корыстолюбивыми. Однако, судя по всему, тех,
кто искренне и ревностно исполнял свои обязанности, было значительно больше.
Известно, что в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бедственным
положением населения, периодически предлагали императору широкую программу
реформ. Вначале власть отвечала на это репрессиями: смелых чиновников казнили,
ссылали, в лучшем случае — лишали должности. Многие, не дожидаясь расправы,
кончали с собой. Но, в конце концов правительство вынуждено было пойти на
некоторые преобразования. Таким образом, конфуцианство, с его идеей гуманности
власти, укрепляло бюрократический аппарат и в итоге — саму государственность .

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его
от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь
всегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистические
поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами
бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон
высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и
общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в
соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том
свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего
ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Все это сказалось на характере эволюции представлений об
образе мира. Так, например, заслуживает внимания то обстоятельство, что
религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль
духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба
— высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно
они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае. Однако они были не
столько жрецами, сколько чиновниками .

Пожалуй, нигде в истории культура не была столь доверчива к
миру природы, как в Китае. «Никогда человек не достигал таких небесных
вершин нежности сердца и чистоты души, чистоты и совершенства восприятия мира…
Нигде восприятие мира природы и души не было так пронизано светом, сочувствием
и любовью, детски чистой доверчивостью и наивностью, беспредельной мудростью
бытия в этом мире! Какая же внутренняя природная сила и гармония должны были
наполнять тайным светом и души, и сердца этих людей, не сробевших, не
постеснявшихся в те далекие и жестокие времена — открыться и земле, и небу, и
людям…».

Интуитивная доверчивость людей к мудрости природы позволила
китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности,
ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью и
гармоничностью. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного тождества
противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия
относительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад,
просвечивается богатство всей природы. Каждое воплощает в себе ее мудрость.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему,
поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться
природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи
пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность
(ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).

Китайская культура не ориентирует на деятельное начало, а
призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит
Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: «Я излагаю, а не говорю». С
точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от
природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант — следствие могучего
творческого процесса в природе.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала
идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта
идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Не
испортил эту идею и буддизм, составивший вместе с даосизмом и конфуцианством
философско-религиозную триаду (сань цзяо), духовный стержень китайской
культуры.

В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы
определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от
занимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее
наглядное отражение в том, что обычно именуется «китайскими
церемониями».

В любой момент жизни, на любой случай — всегда и во всем
существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В
эпоху Хань был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и
церемониала — трактат Ли-цзы, сжатое, суммарное изложение конфуцианских норм,
имевших обязательную силу на протяжении двух с лишним тысяч лет. Все записанные
в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем с тем
большей тщательностью, чем более высокое положение в обществе человек занимал.

Отталкиваясь от, сконструированного им социального идеала,
Конфуций сформулировал основные принципы того социального порядка, который
хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын — сыном, государь
— государем, чиновник — чиновником», т.е. в этом мире все станет на свои
места, все будут знать свои права и делать то, что им положено.

Такой социальный порядок Конфуций и все его последователи
считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности. Речь
шла, таким образом, о том, чтобы привести все вещи в соответствие с их былым
значением. При всех отклонениях от нормы к ней следует возвращаться.

Упорядоченное таким образом общество должно иметь дуальную
структуру, состоящую из верхов и низов: тех, кто думает и управляет, и тех, кто
трудится и повинуется.

Критерием разделения общества на верхи и низы должны были
служить не знатность происхождения и, тем более, не богатство, а знание и добродетель,
точнее — степень близости к идеалу цзюнь-цзы.

Формально это открывало путь наверх для любого, и сам
Конфуций гордился тем, что давал свои знания всякому, кто приносил «связку
сушеного мяса», т.е. платил плату за обучение. Но фактически дело обстояло
намного сложнее. Сословие чиновников было отделено от народа труднопреодолимой
преградой — «стеной иероглифов», то есть грамотностью, которая
определяла социальное положение и имущественный ценз человека на протяжении
всей истории Китая.

Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец,
учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальной
идеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и
политической культуры Китая (до 1949 г. — официальная идеология), составной
частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это
единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека .

Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся
веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев “ли”, пример же в их исполнении
должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он
достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания
новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть
нравственного обновления.

Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению,
избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал
внимание на важность использования принципа “исправления имен”: приведения обозначения
различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Многие
афоризмы Конфуция широко распространены:

“Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями,
то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлять
добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что
такое стыд и будут вести себя пристойно”.

“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост.
Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойся
о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя
знали”.

“Секрет доброго правления: правитель да будет правителем,
подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном”.

“Благородный муж берет своей основой чувство долга, претворяет
его в жизнь посредством ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит к
завершению правдивостью своих слов”.

“Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет
быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет
быть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет
быть нечестным”.

“Когда богатства распределяются равномерно, то не будет
бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когда
царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения
правителя”.

“В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай
старших. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила,
ты еще будешь иметь досуг, используй его для учения”.

“Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. Благородный
муж помогает людям увидеть то, что в них есть доброго, и не учит людей видеть
то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот” 

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо еще раз
отметить, что, несмотря на то, что китайская конфуцианская цивилизация
зародилась в глубокой древности, ее социально-философская составляющая не
потеряла актуальности и на сегодняшний день. Многие положения конфуцианства до
сих пор используются в официальной государственной доктрине Китая.

Необходимо отметить, что одной из особенностей китайской
культуры, включая и конфуцианство, заключалось в том, что новое в Китае никогда
не стремилось к ниспровержению старого, предпочитая сосуществование с ним. Это
характерно и для учения Конфуция. Ни одна из его новаций не привела к
уничтожению предшествовавшего. Государство оставалось сакральным, однако
усиливались светские элементы государственности .

Необходимо отметить, что конфуцианский гуманизм,
безусловно, составляет эпоху в духовном развитии всего человечества. Конфуцию
принадлежит громадная заслуга привнесения в общественной сознание главной идеи
– абстрактного гуманизма к другому, вне зависимости от того, какое место он
занимает в обществе. К другому надо подходить как к самому себе с позиций
равенства и помнить при этом, что этот другой достоин любви. Впервые идея
человеколюбия, гуманности и ответственности за других разрабатывалась в
политических учениях об управлении государством. Нравственность и политика, по
мнению Конфуция должны быть нераздельны, этические и политические категории
рассматриваются в политическом учении не только как равноценные, но именно
нравственные ценности должны стать основой политики.

Целью настоящей работы является получение представления о
многообразном феномене под названием «китайская конфуцианская цивилизация».
Объект исследования, таким образом, китайская цивилизация в ее развитии,
предмет исследования – конфуцианство, как идеология развития государственности.

Мир китайской конфуцианской цивилизации рассматривается в
реферате с точки зрения ценностного подхода, а именно исследуются практические
изменения внесенные Конфуцием в социально-политическую жизнь китайского
общества. В дальнейшем имперский режим — политическая культура Китая — был
воспринят многими обществами и просуществовал в течение многих столетий. Китайская
этика, эстетика, многие виды искусства стали предметом подражания и
заимствования

Заключение

Китайский этнос, подчеркивается в реферате, создал особый
тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная
практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и
индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не
задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда
видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему
подражать.

Тем не менее, мир китайской конфуцианской цивилизации всегда
был очень тесно связан с природой. Мир изначально совершенен, гармония внутренне
присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно
самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии.
Изначально природе присущи, пять совершенств: человечность (жень), чувство
долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).

Необходимо отметить, что одной из особенностей китайской
культуры, включая и конфуцианство, заключалось в том, что новое в Китае никогда
не стремилось к ниспровержению старого, предпочитая сосуществование с ним. Это
характерно и для учения Конфуция. Ни одна из его новаций не привела к
уничтожению предшествовавшего. Государство оставалось сакральным, однако усиливались
светские элементы государственности

Список литературы

1.      Афоризмы старого Китая.
–М., 1991

2.      Бычкова Т. А.  Культура
традиционных обществ Китая и Японии. Учебное пособие. –М., 2003

3.      Введение в культурологию:
учебное пособие для вузов». М.: Владос, 1995

4.      Ирхин Ю.В. Политическая
мудрость древнего Востока: взгляд из XXI века на политические идеи Древнего
Египта, Вавилона, Индии и Китая. // Вестник Российского университета дружбы народов.
— Сер.: Политология. — 2000. — № 2

5.      История: Большой справочник
для школьников и поступающих в вузы /В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненко
и др. –М., 2000

6.      Карадже Т.В., Савин И.Л.
Конфуцианство как основа формирования общественно-политических идеалов
современного Китая // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.:
Политология. – 2004. – № 1 (5).

7.      Симкин Г. Н. Бирюзовая
книга Китая // Человек. 1992. №2

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий