Крестовые походы и рыцарство. Великие князья. Семь чудес света

Дата: 12.01.2016

		

Федеральное государственное
образовательное учреждение

Среднего
профессионального образования

Черногорский
механико-технологический техникум

Самостоятельная
работа

по
дисциплине: История

выполнил:

студент 1
курса

специальности

«Теплоснабжения
и

теплотехнического

оборудования»

Канзычаков Сергей

проверила:
Пашкова Т.А

Черногорск
2009

ДРЕВНИЕ ГРЕКИ

Культура
Египта, распавшегося на сферы политического влияния жреческой власти в Фивах и
фараонов XXI династии на севере — в Танисе, представляет собой весьма пеструю
картину, не утратившую, однако, своей целостности. Пережив Саисское возрождение
и несколько иноземных династий, страна вступила в принципиально новый этап с
включением ее в греко-римский мир. В 332 до н. э. Александр Македонский
победоносно вступил в бывшее персидское владение — Египет. Египетское жречество
с восторгом встретило освободителя от персидского ига, в соответствии с древней
традицией провозгласив Александра сыном Аммона. Во время своего пребывания в
Египте царь сам выбрал место для основания (близ Канопского рукава Нила) одного
из величайших городов древнего мира — Александрии. Македонское владычество при
Александре после его смерти перешло в господство греков при Птолемеях.

Монархическая
форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая
Александром, короновавшегося фараоном, была продолжена Птолемеями. В течение
всего 3 в. трон переходил по наследству от отца к сыну, причем для египтян в
изобразительном искусстве Птолемеи представали в привычных образах фараонов со
всеми атрибутами этого положения. Обеспечив господство греческой прослойки,
Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ
синкретического бога Сераписа. В Александрии было построено пышное святилище
нового божества — Серапейон, соперничавшее, по свидетельству римского историка
Аммиана Марцеллина, с Капитолием в Риме.

Однако
культ этого бога, распространившийся впоследствии на весь греко-римский мир,
оказался ближе самим грекам и эллинизированному населению, чем коренным
египтянам. Из египетских богов наибольшей любовью обладала богиня Исида, чей
культ распространился еще шире, чем культ Сераписа. Небольшой храмик и коллегия
жрецов Исиды в эпоху Веспасиана (втор. пол. 1 в н. э.) имелся и в таком
провинциальном италийском городе, как Помпеи. Задумав превратить Египет в центр
культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с
библиотекой. Космополитичный дух нового города, населенного греками,
египтянами, сирийцами, евреями и позже римлянами, способствовал расцвету и
взаимопроникновению культур.

При
Птолемее Филадельфе — покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская
библиотека достигли наивысшего расцвета. Греческий путешественник Страбон (64
до н. э. — 24 н. э.) в своем сочинении «География» описал Александрию с ее
хорошо продуманной планировкой, прекрасными общественными зданиями, дворцами,
храмами, театром и гимнасием. Кроме Мусея с библиотекой город славился одним из
семи чудес света античного мира — Фаросским маяком.

Однако
глубокого проникновения греческой культуры среди египетского населения не
произошло, так как греки всегда оставались правящим меньшинством в стране. Рост
и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший
торговый и культурный город Востока. Тем не менее, в Египте при Птолемеях и
римлянах никогда не было большого количества эллинистических городов. В городах
Птолемаиде, Навкратисе, Арсиное в Файюмском оазисе проживали большей частью
греки и эллинизированные египтяне. О городе Птолемаиде, самом большом из
городов Фиваиды, Страбон говорит, что он «имеет государственное устройство по
греческому образцу». Сохраняли свое значение и некоторые старые города —
Мемфис, Оксиринх, Гермонт, Фивы (Диасполис Магна), Эдфу.

В
трехъязычной надписи на Розеттском камне содержатся восхваления жрецами
Птолемея V Эпифана (205-180 до н. э.) за благодеяния и льготы, оказанные царем
храмам. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского
жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура
которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства. Имена
греческих владык записывались иероглификой и заключались в царские картуши, на
стены святилищ помещались их изображения в облике и со знаками власти
египетских фараонов, подносящих жертвы египетским божествам. От эпохи Птолемеев
сохранились хорошо сохранившиеся храмы в Хора в Эдфу, Хатхор в Дендера, Исиды
на острове Филе, Себека и Хароериса (локального варианта бога Хора) в Ком-Омбо.
Синтез античной и древнеегипетской традиций в изобразительном искусстве породил
новый своеобразный тип греко-египетского искусства.

СЕМЬ
ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего
мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского
статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс
Родосский.

Составление
списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и
памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой
эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа
освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и
совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против
Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых
мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах
света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых
грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных
построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время
как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и
искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос,
прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Упоминания
о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи
эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В
тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное
пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых
законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее —
самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес
происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Полное их перечисление
приводит в своей эпиграмме Антипатр Сидонский (3 в. до н. э.):

Вероятно,
после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в
списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в
«Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись
стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой;
дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе,
«поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике,
статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в
римское время — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях
дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в
Константинополе и т. д.

Первое
упоминание о всех Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого,
знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового
времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха
(1656-1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые
известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

КРЕСТОВЫЕ
ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на
Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса
Христа — Иерусалима и Гроба Господня.

Предпосылки
и начало походов

Предпосылками
крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение
взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если
велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками
Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение
Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26
ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в
г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот
обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами».
Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и
райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них
запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи
оказывались под защитой церкви.

Первый
крестовый поход

В
марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101) — т. н.
поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под
руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток,
отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то
любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах
евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного
войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в
битве с турками под Никеей 25 октября 1096.

Осенью
1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его
были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 — началу 1097 они
собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где
совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и
передали византийцам. Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6
февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня — Антиохия, год спустя, 7 июня
1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую
резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское
королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и
(с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский,
получивший титул «защитник Гроба Господня» (его преемники носили титул
королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки
называют это «арьергардным походом»); границы Иерусалимского королевства
установились лишь к 1124.

Выходцев
из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в
Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые
привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из
приморских торговых городов Италии.

РЫЦАРСТВО,
привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр. Европы в средние
века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком — только мелкие светские
феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета.
Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение за свой счет военной службы в
войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое
тяжелое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание,
участвовал в турнирах.

Средневековое
рыцарство сформировалось в Европе в 9-10 вв. на основе военных отрядов
раннефеодальной эпохи. К кон. 11 в. сложился рыцарский этический кодекс,
основывавшийся на обязательном служении Церкви, защите сирот и неимущих,
воинской доблести. Покровителем рыцарства считался св. архангел Михаил —
предводитель ангельского воинства, окружающего Престол Господа.

Первоначально
рыцарство, будучи военной повинностью вассалов, не давало никаких прав на
сословное преимущество, но уже в 13 в. превратилось в замкнутую наследственную
группу, а с 14 в. принадлежность к рыцарству означала принадлежность к знати. В
13 в. выделился особый род рыцарства, основанный на добровольном поступлении на
службу к феодалу за материальное вознаграждение, а иногда и с бескорыстным
стремлением приобрести славу и почести. В эпоху Крестовых походов слой рыцарей,
служивших за жалование, но на самых почетных условиях, стал в Европе довольно
многочисленным.

Каждый
рыцарь имел право посвятить любого человека в рыцарство ударом меча плашмя по
плечу, но обряд посвящения — аколаду — старались проводить с большой
торжественностью и по установленному ритуалу. Накануне готовящийся к посвящению
должен был выкупаться, надеть белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс,
золотые шпоры, один из старейших рыцарей опоясывал его мечом, что и составляло
главную часть церемонии. После этого посвящающий наносил юноше удар ладонью по
затылку, или шее, щеке с наставлением: «Будь храбр» — единственный удар в
жизни, который рыцарь мог не возвращать. Затем следовала демонстрация силы и
ловкости рыцаря.

Впоследствии
обряд происходил в праздничные дни — на Пасху, Рождество, Троицын день — и ему
предшествовали строгий пост, всенародная исповедь и ночное бдение в церкви при
полном вооружении. На следующее утро происходило омовение и облачение в новые
одежды, поверх которых надевалась епанча с гербом. В церкви у алтаря
посвящаемый произносил молитвы и давал обет, а священник благословлял меч
будущего рыцаря. После ответов на установленные вопросы о целях вступления в
рыцарство, посвященный получал из рук дам или старших рыцарей свое вооружение.

Возвышению
рыцарского звания способствовало образование духовных рыцарских орденов в эпоху
Крестовых походов. Первые ордена были основаны в Палестине и в Испании в 11-12
вв. В число наиболее известных и влиятельных орденов входили иоанниты,
тамплиеры, Тевтонский орден и орден Алькантары в Испании. Кроме религиозных
орденов в 14-15 вв. возникло немало других, имевших светский характер. Среди
наиболее известных — орден Подвязки, орден Золотого Руна, Ависский орден, орден
св. Стефана (1561 г., Тоскана).

Вступление
в орден предусматривало принятие четырех обетов: бедности, послушания,
безбрачия, личного совершенства. Рыцарь не мог сражаться с более слабым
противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря
несмываемым позором. В эпоху позднего Средневековья обеты утратили прежний
серьезный характер, превратившись в красивую форму игры и даже насмешки:
например, обеты принимать пищу стоя или не давать корм коню по субботам. В
14-15 вв. начался закат рыцарской идеологии и самого рыцарства, связанный с
изменениями в методах ведения войны, снижением роли конницы и изобретением
пороха. Однако в течение многих столетий рыцарство оставалось высоким жизненным
идеалом средневекового общества и служило моральным эталоном средневековой
аристократии.

НЕВСКАЯ БИТВА 15 июля
1240 года, сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве. Целью
вторжения шведов был захват устья реки Невы, что давало возможность овладеть
важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Великого
Новгорода. Получив известие о появлении шведов под командованием зятя короля
Эрика XI ярла Биргера, новгородский князь Александр Ярославич, не ожидая
подхода всех своих сил, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к
Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с
союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья реки Ижора. Воспользовавшись
туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага;
только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам
войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. В Невской битве
особенно отличились Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин. Князь
Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество
был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в
предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении
безопасности границ России со стороны Швеции в условиях Батыева нашествия.

ВЕЛИКИЙ
КНЯЗЬ, титул главы русских князей в Древнерусском государстве (киевский великий
князь) с 10 века. С 12 века великими князьями называют себя владетели
крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные княжества (великие
князья владимирские, московские, тверские, ярославские, рязанские, смоленские,
нижегородские). В 13 веке на Северо-Востоке Руси доминировали владимирские
великие князья, в 14 веке первенство начинает переходить к московским великим
князьям.

Великий
князь. — Этот древнейший
титул русских государей, как кажется, установился не вдруг. У различных
славянских племен глава племени носил разные названия: жупана, князя и пр. У
племен русских славян также существовало для главы, начальника племени или
рода, название князя. Новгородские славяне приглашают к себе Рюрика с братьями
княжить и володеть ими; при Игоре и Ольге у древлян видим туземных князей,
которые были там, конечно, еще до призвания Рюрика. Но когда князья стали
называться великими, для обозначения особенного их положения, для отличия от
других князей, — положительно сказать нельзя. Первые князья в летописях
называются большею частью просто князьями. Рюрик нигде не называется великим и
только однажды назван «старейшим», но и то, кажется, по отношению к братьям, по
летам (Лавр. по 2-му изд., 20). Олег, как и следующие за ним князья до
Ярослава, также большею частью называются просто князьями, и только иногда
великими: так, в 912 году русские послы заключили мир и ряд с греками «от
Олега, великого князя русского». Но в тоже время великими князьями называются и
наместники князя по городам: в 907 г. Олег брал с греков уклады, между прочим,
и на разные города: «по тем по городам седяху велиции князи» (ibid. 30).
летописное название первых князей великими следует, кажется, признать
произвольным: летописцы могли назвать, напр., Олега великим, так сказать,
задним числом, по примеру современных им старейших князей. Только впоследствии,
когда род Рюрика размножился и когда каждый из членов этого рода должен был
принять участие в пользовании и управлении Русской землей с родовым титулом князя,
по прямому происхождению от Рюрика, необходимость заставила чем-нибудь отличить
старшего князя от других. К титулу «князь», с образованием уделов, начинают
прибавлять отличительные эпитеты «старейший» и «великий» (ibid. 41). Титул
«великого» не давал князю никаких действительных прав над прочими удельными
князьями. Великий князь пользовался некоторыми преимуществами, но исключительно
почетными: для других князей он был «в отца место», но без отцовской власти; по
общим делам, касающимся всей земли, он мог созывать князей на съезды, на
которых ему предоставлялось почетное первенство; в походах против общего
неприятеля он также первенствовал. Но в управление уделами других князей он не
вмешивался, ведая только свое Киевское княжество, носившее, по князю, также
титул великого. В дела уделов великий князь, и по личному праву старейшего, и
по требованию других удельных князей, мог вмешиваться только в случаях общего
правонарушения, когда заинтересованы были все князья. Между последними
соблюдались степени старшинства, с которым соединялось право на обладание тем
или другим уделом, а потом и самым великим княжеством, которое не было
наследственным в одной семье, а переходило от одного князя к другому, по
родовому старшинству, нарушение которого, обыкновенно, сопровождалось кровавыми
распрями. Преимущества соединенные с титулом великого князя, были
действительными только в руках лиц сильных волей, энергичных, каковы Владимир
Мономах, сын его Мстислав и друг. Великий князь имел право суда, как отец или
третейский судья, над младшими; это видно из слов Ростислава Юрьевича,
обращенных к великому князю Изяславу Мстиславичу: «а ты мене старей, ты меня с
ним и суди» (Пол. собр. р. лет. I, 41). Мало того: Мономах и сын его Мстислав
изгоняли нелюбимых ими князей. Единолично великий князь не мог постановлять
приговоров относительно других князей; а если такие случаи бывали, то другие
князья могли требовать от него отчета и даже уничтожения состоявшегося
приговора: «… аще ти вина, коя была нан, обличил бы и перед нами, и упрев бы
и створил ему; а ноне яви вину его оже ему створил еси» (ibid. 111), говорили
Мономах и Олег и Давид Святославичи вел. кн. Святополку-Михаилу и Давиду,
ослепившим Василька теребовльского.

Список литературы

1.  www.km.ru

2.  www.bestreferat.ru

3.  http://www.statya.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий