Малые предприятия. Новые варианты бухгалтерского учета

Дата: 21.05.2016

		

Юманова М. А., аудитор

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 2, февраль 2011 г.

В
нормативные документы по бухгалтерскому учету были внесены изменения, упростившие
работу малым предприятиям. Причем поправки вступили в силу с годовой отчетности
за 2010 год. Новации нужно учесть и при формировании учетной политики на 2011
год.

Какие предприятия относятся к малым

Поправки
внесены приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н и касаются только малых предприятий (за исключением эмитентов публично размещаемых
ценных бумаг). Поэтому для начала определимся, при каких условиях предприятие
может считаться субъектом малого предпринимательства. Такие критерии приведены
в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в РФ».

Сельхозорганизация
считается малым предприятием, если:

1)
суммарная доля государственной собственности, иностранных юрлиц и граждан, общественных
и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в ее уставном
капитале не более 25 процентов;

2)
доля участия юридических лиц в ее уставном капитале не более 25 процентов, если
они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства;

3)
средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет:


для малых предприятий – до 100 человек включительно;


для микропредприятий – до 15 человек;

4)
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая
стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает:


для малых предприятий – 400 млн руб.;


для микропредприятий – 60 млн руб.

Для
субъектов малого предпринимательства предусмотрено несколько вариантов ведения
учета (не только методом начисления, но и кассовым). Выбранный метод нужно
закрепить в учетной политике.

Учет
доходов и расходов

Теперь
возможность для малых предприятий учитывать доходы кассовым методом прямо
предусмотрена в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Иными словами, субъекты малого
предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных
средств от покупателей (заказчиков). Однако для этого должны соблюдаться
следующие условия:

1)
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного
договора или подтвержденное иным образом;

2)
сумма выручки может быть определена;

3)
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет
увеличение экономических выгод предприятия. Такая уверенность возможна в случае,
когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в
отношении получения актива;

4)
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут
быть определены.

Это
следует из новой редакции пункта 12 ПБУ 9/99.

Однако
если организация учитывает доходы в бухгалтерском учете кассовым методом, то и
расходы должны учитываться аналогично. То есть если в соответствии с принятым
порядком выручка от продажи признается после поступления денежных средств (иной
формы оплаты), то и расходы признаются после погашения задолженности. Об этом
сказано в пункте 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (в редакции приказа Минфина
России от 8 декабря 2010 г. № 144н).

Возможность
применять кассовый метод признания выручки в бухгалтерском учете также
предусмотрена и пунктом 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского
учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина
России от 21 декабря 1998 г. № 64н).

Обратите
внимание: эти рекомендации даны на основе действовавшего ранее Плана счетов
(например, вместо применяемого ныне счета 90 «Продажи» раньше использовался
счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»). Поэтому организация может их
использовать, но с поправками на действующий План счетов.

Отметим,
что кассовый метод учета доходов и расходов целесообразно применять тем
предприятиям, у которых небольшое количество хозяйственных операций, поскольку
он снижает достоверность учета.

Расходы
по кредитам и займам

По
общему правилу расходы по долговым обязательствам в зависимости от их назначения
учитываются в составе прочих расходов или формируют стоимость инвестиционного
актива (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).

Проценты,
причитающиеся к оплате кредитору, увеличивают стоимость инвестиционного актива,
если они непосредственно связаны с его приобретением, сооружением и (или)
изготовлением. Однако малым предприятиям предоставлено право относить все
расходы по кредитам и займам к прочим (п. 6 приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н).

Исправление
ошибок в бухучете и отчетности

Существенную
ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения
бухгалтерской отчетности за этот год, исправляют:

1)
записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном
периоде;

2)
путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные
периоды, отраженные в отчетности за текущий год, за исключением случаев, когда
невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно
определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех
предшествующих отчетных периодов.

Это
установлено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и
отчетности», которое действует с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.
Но малые предприятия вправе исправлять такую существенную ошибку в порядке, установленном
пунктом 14 ПБУ 22/2010, то есть как несущественную. Ретроспективный пересчет
при этом не делают.

Учет
финансовых вложений

Финансовые
вложения делятся на две группы:


вложения, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость;


вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Порядок
определения текущей рыночной стоимости прописан в разделе III ПБУ 19/02 «Учет
финансовых вложений». Однако малые предприятия могут проводить последующую
оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых
вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. То есть
учитывать вложения по первоначальной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02).

Учетная
политика

По
общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные
оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые
результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в
бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключением являются случаи, когда
оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших
отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Это установлено
пунктом 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

А
вот малые предприятия теперь вправе отражать в бухгалтерской отчетности такие
последствия изменения учетной политики перспективно. Но за исключением случаев,
когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым
актом по бухгалтерскому учету. Это следует из нового пункта 15.1 ПБУ 1/2008.

Другие
варианты для малых предприятий

Теперь
малые предприятия вправе не применять ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой
деятельности» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 3.1 ПБУ
16/02, п. 2.1 ПБУ 2/2008).

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.audit-it.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий