Актуальные вопросы экономического анализа

Дата: 21.05.2016

		

Экономический анализ в
управлении предприятием

Анализ-метод исследования
состоящий в расчленении,разложение целого на составные части и выделение отдельных
сторон, свойств,связей. КЭАХД представляет собой научно практическое направление
изучающее различные аспекты деятельности предприятия.Его цель-оценить эф-ть производственных
процессов на основе изучения эффективности использования всех видов ресурсов.Анализ
является составной частью эконом-го упр-я.Основное содержание эконом-го упр-я пред-м
можно представить в виде схемы: решение-составление бюджета-осуществл-е хоз-й деятельности-составление
отчетов-бюджетный контроль-.Решение-является результатом целенаправленных процессов
ХДП. Составление бюджетов-предлагает планированиеЖДП на опред-е время. При осуществлении
хоз-й деятельности-регистрируются фактические результаты и соситавляется отчетность.Отчетность-подвергается
бюджетному контролю,который заключается в сравнении фактических данных с плановыми.

На основании проведенного
анализа принимаются новые условия. Процесс принятия решений: Решение:анализ,постановка
задач,описание ожидаемых задач. На стадии анализа рассматривают эконом-е условия
существующие на предприятии и вне его,на основе анализа определяются задачи в соответствии
с которыми формируются конкретные предложения.Экономические результаты каждого предложения
описываются на основании конкретных расчетов и затем на основании этого принимаются
конкретные решения.

Цели и содержание КЭА

экономический
анализ сметный планирование

Цель анализа-подготовка информации
для руководства пред-я,для принятия оптимальных управленческих решений. Содержанием
анализа является глубокое и всестороннее изучение специальным образом подготовленной
информации о функционированииисследуемой организации с целью принятия оптимальных
управленческих решений. Под предметом ЭА понимаются хоз-е процессы пред-й,социально
экономическая эф-ть и конечный финн-й результат их деятельности,складывающейся под
воздействием объективных и субъективных факторов и получающих отражение через систему
эконом-й информации.

Объектом изучения в эк.анализе
явл-ся хоз-е субъекты в экономике,их хозяйственные системы во взаимодействии со
средой.Анализу подвергаются процедуры,методы,результаты хоз-й деятельности.Предмет
анализа определяется его целями,которые зависят от пользователей информации.2гр
пользователей:1)внешние(акционеры,кредиторы,поставщики,покупатели)2)внутренние пользователи(руководители
пред-я)

Характеристика финансового
и упр-го анализа

Упр-й анализ-это анализ соответствия технико организационных
параметров пред-я проектируемым параметрам.Упр анализ делится на 3этапа:1)Анализ
системы управления,2)А.системы производства,3)А.системы учета.Информационной базой
для управленческого анализа является вся официальная и не официальная информация
о деятельности предприятия.В содержание упр-го анализа входят:1)анализ обоснованности
бизнес планов,2)анализ в системе маркетинга,3)анализ технико-организационного производства,4)анализ
производства и реализации прод-и.5)анализ трудовых ресурсов и эф-ти использования.6)анализ
О.С.7)анализ состояния и эф-ти использования мат-х ресурсов.8)А.себ-ти продукции.9)А.взаимосвязи
затрат,объема производства и прибыли.Управ-й анализ имеет особенности:1.ориентация
результатов анализа на цели своего руководства,2.использование всех источников информации
для анализа.3.всестороннее изучение деятельностиорг-и.4.отсутствие внешней регламентированности
анализа.5.закрытость результатов анализа явл-ся коммер-й тайной.

В финн.анализ входит:1)а.абсолютных показателей прибыли,
2)относительныепоказатели рентабельности,3)а.ликвидности,платежеспособности финн-й
устойчивости пред-я,4)а.использования собственного кап-ла,5)анализ использования
заёмных ср-в,6)инвестиционный анализ,7)а.оборотных ср-в,8)а.рейтенговая оценка бизнеса.

Особенности фин анализа:1.множественность
субъекта анализа использующих информацию о деятельности предприятия.2.разнообразие
интересов и целей субъектов анализа.3.проведение анализа на основе типовых методик.4.использование
при анализе публичной внешней отчетности орг-и.5.открытость результатов анализа
для пользователей инфор-и.6.ограниченность задач анализа данными публичной внешней
отчетности.

Этапы и процедуры экономического
анализа

Проведение эконом-го анализа
включает след-е этапы и процедуры:1)определение проблем и целей анализа:-опред-е
потребностей в проведении анализа,-определение проблемы,-формирование целей анализа.2)разработка
плана проведения анализа:-выбор методов анализа,-определение типа требуемой информации
и источников её получения.-определение методов сбора информации,-разработка или
выбор форм для сбора и предоставления данных:-разработка плана наблюдения и определение
объема выборки.3)реализация плана выполнения анализа:-сбор необходимых данных,-анализ
данных.4)интерпритация результатов анализа и предоставление пользователю.

Структура бизнес-плана
и роль анализа в разработке основных плановых показателей

Бизнес план-это план создания
и развития нового предприятия,вложение ср-в в какой-либо хоз-й проект пред-я.Б.П.позволяет:1)оценивать
жизнеспособность и устойчивость пред-я,2)оценить и снизить риск пред-й деятельности,3)оценить
привлекательность проекта для инвесторов,4)конкретизировать перспективы деятельности
пред-я,5)получать первоначальный опыт планирования нового вида деятельности.Задачи
анализа при разработке и мониторинге БП:1.обосновать и заложить в план контрольные
показатели с разбивкой по месяцам,кварталам,годам.2.Определить отклонения полученых
фактических показателей,от показателей предусмотренных в бизнес плане.3.определить
причины откл.4.разработать мероприятия для исправления положения и ликвидация несоответствия
м\у поставленными целями и достигнутыми результатами.Содержание БП и задачи анализа:1)Резюме-анализ-ся
объем продаж,выручка,расходы,прибыль,оценивается риск.2)товар-оценив-ся потребит-е
свой-во товара,их отличие от конкурентов.3)рынок сбыта-оценивается состояние дел
в отрасли,изучается динамика выпуска и реализац-я прод-и в отрасли,4)конкуренция-проводят
сравнительный анализ отдельных показателей и деятельности конкурентов(выпуск,выручка)5)план
маркетинга-анализ-ся состояние рынка,цены,каналы сбыта,эф-ть рекламы.6)план производства-анализ-ся
оеспеченность сырьем,мат-ми,ОС,трудов-ми ресурсами.7)организационный план-анализируется
эф-ть управления,существующие формы и системы оплаты труда,а-ся кадровый потенциал
пред-я.8)оценка рисков и страх-я-анализ-т по источникам и причинам,разрабатывают
меры профилактики рисков и анализируют программы страхования от рисков.9)финн план-анализ-ся
поступление и расходование денеж-х ср-в,доходы и расходы,финн-е состояние пред-я.

Сметное планирование и
анализ исполнения смет

Бюджет или смета-представляет
собой план в натуральном и в стоимостном выражении,принятых до наступления определенного
периода.Общий бюджет пред-я состоит из оперативного и финн-го бюджета.Оператив-й
бюджет включ-т
след-е эл-ты:1.бюджет продаж-планир-ся объем продажна основе
произ-й мощности и с учетом маркет-х исследований.2.бюджет расходов-отраж-ся коммер-е
расходы,которые связаны с комплексом маркетинга,обеспечивающего сбыт товара.3.бюджет
закупок-опред-ся источники поступления матер-х ресурсов,их объем,ассортимент,сроки
закупок.4.Б.трудовых затрат-опред-ся время необходимое для запланированного объема
произ-ва,планируются расходы на з\п.5.Б.общих производственных расходов-прогнозир-ся
затраты непосредственно связанные с производством прод-и.6.Б.общих и административных
расходов.-планир-ся расходы не связанные с произ-м,но необходимы для функционир-я
пред-я.

Финансовый бюджет вкл-т:1)Б.капитальных затрат-отражает направления
капит-х вложений и источники финн-я.2)Ю.прибыли и убытков-представляет прогнозный
отчет о прибыли и убытках.3)Б. денежных ср-в-включает план поступления и расходования
денежных ср-в по месяцам,декадам.Последним этапом подготовки общего бюджета является
составление планового бух-го баланса,для получения баланса используются данные всех
бюджетов,проводится анализ финн-го состояния и финн-х результатов.руководство принимает
решения принять бюджет к утверждению или пересмотреть его.

Понятие,задачи и содержание
маркетингово анализа

Маркет-й анализ-это систематич-й
сбор,регистрация,обработка и анализ данных по вопросам относящимся к рынку товаров,работ,услуг,для
принятия эф-х маркет-х решений.Концепция маркет-го анализа каждого пред-я включает
систему след-х сведений:1.Объем и сегментация рынка.2.Кол-во и состав клиентов и
их покупательная способность.3.коммер-я мощь конкурентов и степень организованности.4.возмож-ть
рынков товарозаменителей,а также принципиально новых спосбов удовл-я спроса.5.Степень
закрытости или прозрачности рынка. Основными задачами маркет-го анализа явл-ся:1)изучение
спроса на товары пред-я и рынков сбыта.2)анализ основных факторов влияющих на спрос
и выявление продукции не пользующейся спросом.3)обоснование производственной программы
пред-я.4)анализ ценообразования на пред-и и оценка основных стратегий и ценообраз-я.5)А.методов
стимулир-я сбыта и выбор наиболее эф-х.6)выявление реальных и потенциальных конкурентов
пред-я,оценка их сильных и слабых сторон,приемуществ и недостатков.7)оценка конкурентоспособности
пред-я в целом.8)разработка маркет-х программ и контроль за их выполнением.В кач-ве
источ-в информ-и используются:БП пред-я,план маркет-га,бух статистич-я отчетность,рез-ты
опросов.

Объекты маркет-го анализа.-оценка
и анализ конъюктуры рынка,-а.рыночной среды

1.А.конъюктуры рынка .- это конкретная экономич-я ситуация,сложившаяся
на рынке,на данный момент или отрезок времени.К.включает в себя:-степень сбалансированности
рынка,-сформир-ся или изменив-ся тенденции развития,-уровень устойчивости,-масштабы
рыночных операций и степень деловой активности,-уровень коммер-го риска,-сила и
размах конкурентной борьбы,-положение рынка в опред-й точке экономич-го или сезонного
цикла.

2.А. спроса на услуги.Спрос-хар-т объем товаров и услуг,которые
потребитель желает и в состоянии приобрести,по опред-й цене и в теч-и опред-го периода
времени и на опред-м рынке.Степень чувствительности спроса к изменению цены или
дохода измеряются с помощью эластичности.Для оценки эластичности спроса расчит-т
коэф-т эл:1)%изменения кол-ва спроса на услуги:%изменения цен,на услуги,товары.2)%изменения
спроса на товары,услуги:%изменения доходов покупателей.Если коэф-т>1,то спрос
считается эластичныи и наоборот..

3.А.ценовой политики.Ценовая политика пред-я состоит в том,что
пред-е устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации
на рынке,чтоб достичь своих долгосрочных и краткосроч-х целей.К основным факторам
ценообр-я относят:1)спрос и предлож-е товаров.2)уровень затрат,3)состояние конкуренции
на рынке.

4.А.конкурентной позиции
орг-и
. Под конкурент-ю
орг-и понимается её способность приносить прибыль в наложенный капитал в краткосрочном
периоде,по сравнению со средней прибылью в соответ-й сфере бизнеса. Конкурентный
анализ включает определение и оценку главных конкурентных сил, которые учитываются
при разработке стратегии пред-я.К ним относят:1)проникающие в отрасль новые конкуренты,реализующие
подобные товары.2)компании-конкуренты закрепившиеся на отраслевом рынке,3)угроза
со стороны товаров заменителей.4)воздействие продавцов,5) воздействие покупателей.

5.А.внешней среды-проводится проводится в след-х отраслях:экономика,политика,рынки,технология,междунар-е
эконом-е отнош,конкуренция.

Методы маркетингового анализа

1.Линейное программирование-используется
для выбора наиболее оптимального решения с мin расходами и мах прибылью.

2.Теория массового обслуживания-дает
возможность изучить складывающиеся закономерности,связанные с наличием заказов и
необходимой очередностью их выполнения.

3.Теория вероятности-помогает
принимать решения,которые сводятся к определению вероятности наступления каких-либо
событий и выбору наиболее оптимальных вариантов решения сложившихся ситуаций.

4.Метод сетевого планир-я-
позволяет регулировать последовательность отдельных видов работ.

5.М.деловых игор-применяется
для разрешения реальных маркет-х ситуаций путем их проигрывания и поиска оптимальных
вар-в управленческих решений.

6.М.функционально стоимостного
анализа-используется для комплексного решения задач,связанных с повышением качества
продукции и одновременной экономией матер-х и трудовых ресурсов.

7.Экономико матем-е моделирование-используется
для описания известных или предполагаемых связей м\у событиями.

8.М.экспертных оценок-позволяет
достаточно быстро получить ответ на проблему,оценить эф-ть тех или иных мероприятий.Суть
метода заключ-ся в выдвижении идей различными экспертами,их оценка и выбор наиболее
оптимального вар-та.

Стратегический анализ в
маркетинге

1)анализ внешней среды пред-я-производится
в след-х областях:1экономика-анализ-ся текущее и перспективное состояние экономики.2.политика-анализ-ся
норматив-е док-ты,законы.3.рынки-изучается конъюктура рынка.4.технология-изучается
новая технология и возможность применения её на предприятии.5.междунар-е эконом-е
отнош-я.6.конкуренция-оценка текущей стратегии конкурентов,анализ будущих целей.7.соц
поведение и соц ожидание-анализируются преобладающие в обществе отнош-я к предпринимательству
и в защиту интересов потребителей.

2)управленческое обследование
пред-я-включает оценку 5ти факторов:1.маркетинг-анализ-ся доля рынка и конкурентоспособность,демографич-я
ситуация,разработка новых товаров.2.финансы и бух учет-анализ-ся финн сост-е пред-я,выявляются
недостатки.3.производство-анализ-ся сост-е и эф-ть использования матер-х ресурсов,ОС.4.Чел-е
ресурсы-изучается квалификация работников,организация труда.5.культура и образ организации-изучается
психологич-й климат в коллективе,обычаи,нравы.

3)анализ стратегич-х альтернатив-используется
более 2х тыс стратегий,но в основном используется только 4:рост,ограниченный рост,сокращения,сочетание
3х предыдущих стратегий. Используютс\ различные меры роста:рост выручки,прибыли,активов.По
каждой стратегии разрабат-ся бюджет и выбирается наиболее оптимальное решение.

Анализ пр-ва пр-ции

Задачи: 1.опред степень выполнения
плана, выпуска пр-ции, выпуска пр-ции по общему V и в ассортименте. 2.изучить динамику выпуска пр-ции по общему
V и в ассортименте. 3.проанализировать изменения
в стр-ре выпуска пр-ции. 4.рассчитать влияние факторов на выпуск пр-ции. 5.проанализировать
качество пр-ции. 6.изыскать резервы роста, выпуска пр-ции и разрботать мероприятия.
Источники инф *план пр-ва, *статистич отчетность форма П1 «сведения о пр-ве, отгрузке
т.р.у.», *сменный производ отчет, *оперативные данные б/у. при анализе рассчитывают:
1)% выполнения плана выпуска пр-ции: факт выпуск пр-ции отчет года / план выпуска
отчет года *100%; 2)динамика выпуска пр-ции: — действующих ценах: факт выпуск
пр-ции отчет года / факт выпуск пр-ции прошлого года *100%; ›100% рост 108%, прирост
8%, ‹100% — снижение 5%. В сопоставимых ценах факт выпуск пр-ции отчет года
в сопоставимых ценах / факт выпуск пр-ции прошлого года *100%; фактич выпуск
пр-ции отчет года в сопоставимых ценах
факт выпуск отчет года / индекс цен *100%;
цены снизились 5%, индекс цен 0,95; цены растут на 15%, индекс цен 1,15. 3)стр-ра
выпуска пр-ции: выпуск отдельных видов пр-ции / товарную пр-цию *100%; 4)абсолют
отклонения выпуска пр-ции от плана и прошлого года: факт выпуск отчет-план выпуск
отчет; фпкт выпуск отчет-факт выпуск прошлого года; +увеличение; -уменьшение. 5)влияние
факторов на выпуск: 1\обеспеченность пред-тия труд р-сами и эф-т их использования.
Выпуск=числен*производит; расчет осущ с помощью цепных подстановок, разниц интегр
способом; 2\обеспеченность основными произ-ными фондами и эф-т их использования.
Выпуск=ССОПФ*Фо; 3\способы расчетов теже (цепные подстановки, интегр м/д); 4\обеспеченность
пред-тия мат р-сами и эф-ть их использования выпуск=мат затраты * материало- отдача

Анализ ассортимента и стр-ры
пр-ва

 Большое влияние на результаты
хоз-ной деят-ти оказывают ассортимент и стр-ра выпуска пр-ции. При формировании
ассортимента и стр-ры выпуска пр-ции учитывается спрос на пр-цию, обеспеченность
пред-тия мат-ными трудовыми, фин-ми р-сами и ОФ. Систему формирования ассортимента
составляют: — опред текущих и перспектив потреб пок-лями; — оценка конкурентоспособности
выпускаемой или планируемой к выпуску пр-ции; — изучение жизненного цикла изделия
и принятия мер по внедрению новых видов пр-ции или снятия с пр-ва не пользующихся
спросом. – оценка эф-ти и степени риска изменений в ассортименте. При а-зе рассчитывают
% выполнения плана, динамику абсолют отклонения, стр-ра по отдельным видам пр-ции.
В процессе а-за опред % вып плана по ассортименту: факт ВП зачтенный выполнения
плана по ассортименту / план выпуск *100%; причины не выполнения плана по ассортименту:
— внешние (конъюктура рынка, спрос и предложение на т-ры, состояние мат-но технич
обеспечения) – внутренние (недостатки в орг пр-ва, низкая квалификация раб-ков,
недостатки в системе упр-ния пред-тием, использование устар оборудования и технологий
и т.д.) Стр-ра пр-ции оказывает влияние на: V выпуск пр-ции, мат-лоемкость, с/с, прибыль, рентабильность. В
процессе а-за рассчитывают влияние стр-рных сдвигов на выпуск пр-ции используя следующие
м/ды: 1)м/д прямого счета:2) Метод средних цен DВП=[S( yi1-yi0)*pi0]*Qобщ, Qобщ-общий
вып пр-ии в нат выраж за отч год.

Анализ ритмичности пр-ва

Ритмичность – это равномерный
выпуск и отгрузка пр-ции в соответствии с графиком в V и ассортименте предусмотр планом. Нарушение в ритмичности работы
пред-тия м.б. вызвана причинами: — перебоями в снабжении сырьем, мат-лами, энергор-сами;
— нарушением труд дисциплины; — неисправленность оборудования; — нарушением технологии
пр-ва; — низкий Ур-нь орг труда и др. не ритмичная работа пред-тия приводит к снижению
качества пр-ции, не выполение д-ров и выплата штрафов, не своевременное поступление
выручки из-за снижения выпуска пр-ции; увеличение р-дов на з/п в связи с оплатой
простоев и переработки. Приводит к увеличению р-дов и снижению выручки. При оценки
ритмичности использует: *прямые пок-ли: 1.коэф-т вариации – это отн-ние среднеквадратического
отклонения от план задания за сутки (декада, месяц, квартал к среднесуточ план выпуску).
2.коэф-т ритмичности опред путем суммы фактич уд. Веса, выпуска пр-ции за каждый
период в общем выпуске, но не более базисного ур-ня. Чем ближе коэф-т к 100% тем
ритмичнее осущ ВП. 3.коэф-т аритмичности =1-коэф-т ритмичности. Уд.вес ВП за каждый
месяц в квартальном обороте, за каждый квартал, в годовом обороте, за декаду в месячном
обороте. *косвенные пок-ли это наличие доплат за сверх урочные работы, оплата простоев
по вине пред-тия, потери от брака, штрафы за не допоставку или не своевремен отгрузку
пр-ции.

Анализ реализации пр-ци

Задачи: — % выполнения плана
реализации пр-ции по общему V и ассортименту. –
изучить динамику реализ пр-ции по общему V и ассортименту. – проанализировать изменения в стр-ре реализ пр-ции.
– оценить выполнения дог обязательств. – проанализировать долю пред-тия на рынке.
– рассчитать влияния факторов на реализ. – изыскать резервы роста реализ пр-ции
и разработать рекомендации. При анализе рассчитывают: 1. % выполнения плана реализ
пр-ции: факт реализ отчет года / план реализ отчет года *100%; 2. динамика реализ
пр-ции: в действующих ценах это отн-ние факт реализ отчет года на факт реализ прошлого
года *100%; в сопоставимых ценах это отн-ние факт реализ отчет года в сопоставимых
ценах к факт реализ прошлого года *100%; 3. стр-ра реализ (уд вес в %) реализ отдельных
видов пр-ции / реализ пр-ции в целом по пред-тию *100%; 4. доля пред-тия на рынке:
реализ пр-ции пред-тия / V реализ пр-ции в целом
в регионе *100%. 5. влияние факторов на реализ пр-ции: — влияние цены на реализ
— влияние кол-ва произ-ной пр-ции на реализ. — влияние выпуска пр-ции ост на нач
и кон периода (формула Балан — Он+П-Р+Ок) Р=Он+Поступ-Ок; Он – ост на нач; П – выпуск
пр-ции; Ок – отс на кон; Расчет осущ способом цепной подстановки. 6. % выполнения
плана дог-ных обязательств: план поставки по д-ру – недопоставка пр-ции / план поставки
по д-ру *100%; анализируется выполнение дог обязательств по общему V, ассортименту качества, сроком поставки
в ценовом факторе. Невыполнение плана по поставки пр-ции уменьшает выручку пред-тия,
приводит к выплате штрафов и снижение прибыли.

Анализ качества пр-ции

Под качеством пр-ции понимают
совокупность ср-в пр-ции обуславливающие ее пригодность удовлетворенность ее опред
потребности в соответствии с ее назначением. Для оценки качества пр-ции используют
обобщающие, косвенные и индивид пок-ли качества. 1)обобщающие пок-ли качества используются
для оценки качества всех видов пр-ции независимо от их назначения. Обобщающие пок-ли
качества: — уд вес пр-ции высшей категории качества (новой пр-ции, экспортируемой,
сертифицируемой пр-ции, соответствующие мировым стандартам) в общем выпуске пр-ции.
Уд вес – это выпуск пр-ци высшей категории качества / на общий выпуск пр-ции *100%;
— коэф сортности – кол-во пр-ции 1-го сорта / общее кол-во выпущенной пр-ции; —
это факт выпуск пр-ции за отчет год / факт выпуск пр-ции в натур выражении пересчитанный
по цене 1-го сорта; 2)косвенные пок-ли – это штрафы за не качественную пр-цию, потери
от брака, уд вес забракованной пр-ции, уд вес зарекламирован пр-ции; 3)индивид пок-ли:
— жирность молока; — содержание белка в продуктах; — содержание железа в руде и
др. В процессе анализа рассчитывают влияние качества пр-ции на пок-ли работ пред-тия.
1. выпуск товарной пр-ции ∆Вт= (р1-р0)*Qк; ∆Вт – прирост выпуска товарной пр-ции; р1 – цена изд
после повышения качества; р0 – цена изд до повышения качества; Qк – кол-во произ-ной пр-ции повышенного
качества. 2.на выручку от реализ ∆Вр=(р1-р0)*Nр.кач; ∆Вр – прирост выручки от реализ; Nр.кач – V реализ пр-ции повышенного качества. 3.на прибыль ∆П=[(р1-р0)Nр.кач] — [(С1-С0)*Nр.кач]; ∆П – прирост прибыли; С1
– с/с ед изд после повышения качества; С2 – с/с ед изд до повышения качества.

Задачи и информационное
обеспечение анализа ОС

Задачи анализа:1)проанализировать
состав,структуру,динамику ОФ в целом предприятию и отдельным видам.2)Проанализ-ть
движение ОФ.3)Оценить техническое состояние ОС пред-я.4)Проанализировать обеспеченность
работников пред-яОФ.5)Оценить эф-ть использования ОФ пред-я.6)Проанализировать производственную
мощ-ть предприятия.7)Оценить эф-ть использования технич-го оборудования.8)Изыскать
резервы повышения эф-ти использования ОФ.

Источники инфор-и:Ф№1-баланс
пред-я.,Ф№5-приложение к бух балансу,Ф№БМ-баланс произв-й мощности,инвентарные карточки
учета ОС,данные о переоценке ОС,план технического развития пред-я.

Анализ состояния и движения
ОС

Первоначальную оценку ОС можно
дать на основании I раздела баланса пред-тия. При анализе
сравнивают ст-ть ОС на кон периода с данными на нач периода опред абсолют отклонения
и динамику пок-лей. На основании формы 5 прилож к балансу изучают изменения в составе
и стр-ре ОС: — опред абсолют отклонения, динамику по отдельным видам ОС, — рассчитывают
уд вес ст-ти отдельных видов ОС в общей их сумме на кон и нач года и опред изменения
в стр-ре. Обеспеченность пред-тия отдельными видами машин и оборудования, помещениями.
Опред сравнением факт наличия с план потребностью необходимой для выполнения плана
по выпуску пр-ции. Для оценки движения ОС рассчитывают: 1)коэф-т поступления ОС
– это отн-ние ст-ти поступивших ОС к ст-ти ОС на кон периода. 2)коэф-т обновления
ОС: отн-ние ст-ти поступивших новых ОС к ст-ти ОС на кон периода. 3)коэф-т выбытия
ОС – это отн-ние выбывших ОС к ст-ти ОС на нач периода; 4)коэф ликвидации ОС – это
отн-ние ст-ти ликвидированных ОС к ст-ти ОС на нач периода. 5)коэф-т замены отн-ние
ст-ти выбывших ОС к вновь поступивших ОС; 6)коэф-т расширения парка машин и оборудования
– это 1- Коэф-т замены. При анализе рассчитан коэф-ты за отчет год сравнивают с
прошлым годом опред отклон и выявляются причины измен пок-ля. Для оценки технич
состояния ОС опред: 1.коэф-т износа отн-ние суммы износа к первонач ст-ти ОС. 2.коэф-т
годности это 1 — коэф-т износа; или отн-ние остаточ ст-ти к первонач ст-ти. Для
оценки обеспеченности раб-ков пред-тия ОС поред: — Фондовооруж труда отн-ние среднегод
ст-ти ОС к среднесписоч числен раб-ков; — технич вооруж труда отн-ние среднегод
ст-ть производ оборудования к среднесписоч числен рабочих.

Анализ эф-ти использования
ОС

Оценка эф-ти использования
ОФ основана на ан-зе пок-лей отдачи и емкости. Пок-ли отдачи хар-ют выпуск пр-ции
ГП на 1руб р-сов. Пок-ли емкости хар-ют затраты р-сов на 1руб выпуска пр-ции. Основными
пок-лями характеризующие эффект использования ОС яв-ся: *фондоотдача=В/ССОПФ, В-выпуск;
характеризует выпуск пр-ции на 1руб ст-ти ОФ. Фо отражает технологич эф-ть пр-ва.
Рост Фо один из интенсив факторов роста V выпуска пр-ции. *Фем=ССОПФ / В; характеризует ст-ть ОФ на 1руб
приводится на 1руб выпущенной пр-ции. В процессе ан-за рассчитывают сумму относит
экономии или перерасхода ОФ = (Фе факт – Фе план)*Вф; Вф – выпуск факт. *фондорентабельность
(рентабельность ОФ) = ЧП / ССОПФ *100%; ЧП – чистая прибыль. Хар-ет прибыль полученную
на 1руб ст-ти ОФ. Хар-ет эк-кую эф-ть пр-ва. ОС испольуются эф-ть если увелич Фо
и Фр и снижается Фе. В процессе ан-за рассчитывают влияние факторов на Фо используют
способ цепной подстановки и формулу: Фо=Д1*Д2*Ксм*Кз*Т*t*В / S; Д1 –
уд вес действующего оборудования в актив части ОС; Д2 – уд вес актив части ОС в
общей их ст-ти; t – сред продолит одной смены; Ксм – Коэф-т
сменности; В – часовая выработка; Кз – коэф-т загрузки оборудования; S – сред ст-ть ед оборудования; Т – кол-во отработан дней в периоде.
1)повышение Фо способствует механизации и автоматизации пр-ва. 2)использование прогрессив
техники и технологии. 3)увеличение уд веса актив части ОФ; 4)увеличение доли действующего
оборудования; 5)повышение квалификации раб-ков; 6)применение современ м/дов орг
и упр-ния пр-вом и др.

Анализ использования технологического
оборудования

При анализе работы оборудования
применяется система показателей хар-х использование его численности,времени работы
и мощности. Различают:1)наличное оборудование(установленное,не установленное); 2)установленное
обор-е; 3)фактическое используемое в пр-ве; 4) находящееся в ремонте и модернизации;
5)резервное.

Направления:1.Степень привлечения
наличного оборудования в пр-во. Хар-ся след-ми показателями: 1)коэф-т использования
парка налич-го оборуд-я=кол-во действующего обор-я:кол-во наличного обор-я; 2)коэф-т
использов-я парка установ-го обор-я= кол-во действующего обор-я:кол-во установ-го.

2.для хар-ки использования
работы времени обор-я рассчитывают: 1) коэф-т использования календ-го времени=фактич-й
фонд времени:календарный фонд времени; 2)коэф-т использования режимного фонда времени=
фактич фонд времени:режимный фонд времени; 3)коэф-т использования планового фонда
времени= фактич фонд времени:плановый фонд времени.

3.Для оценки использования
мощности обор-я используют: 1)Коэф-т интенсивной загрузки обор-я=фактич-я выработка
обор-я за 1машина час:плановая выработка обор-я за 1машина час. 2) коэф-т экстенсивной
загрузки обор-я=фактич-й фонд отработанного времени:плановый фонд отработанного
времени.

К резервам экстенсивного хар-ра
относятся:- увеличение кол-ва оборудования,-повышение времени работы предприятия,-создание
доп-х рабочих мест,-увеличение кол-ва сырья и мат-в. К резервам интенсивного хар-ра
относят:-снижение норм расходов сырья,мат-в,-повышение производительности труда,-сокращение
потерь и непроизводственных затрат рабочего времени,-более эф-е использование обор-я.

Анализ использования производственной
мощности

Производственная мощность-это
мах возможный выпуск продукции при достигнутом уровне техники,технологии и организации
производства. Степень использования произв-й мощности опред-ся с помощью коэф-та
использования производ-й мощности.

К=фактицеский выпуск прод-и:среднегодовая
произв-я мощность.

В процессе анализа на основе
отчетного баланса произв-й мощности определяют факторы её изменения: Мк=Мн+Мс+Мр+Мотм+∆Мас-Мв.
Мк-мощ-ть на конец периода,Мн-мощ-ть на нач пер-да,Мс-увеличение мощ-ти за счет
строительства или расширения действующего пред-я.Мр-увеличение мощности за счет
реконструкций.Мотм-увелич-е мощ-ти за счет внедрения огр тех мероприятий.∆Мас-изменение
мощ-ти в связи изменением ассортимента прод-и с разным уровнем трудоемкости.Мв-уменьшение
мощности в связи с выбытием.

При анализе рассчитывают:

1)К.обновления произв-й мощности=новые
мощ-ти введенные в отчет году:произв-я мощ-ть на конец года.

2)К.выбытия произв-й мощности=выбывшая
в отчет-м году мощность:произв-я мощ-ть на начало года.

3)К.интенсивности обновления=выбывшая
произв-я мощность:введенная пр-я мощность.

4)К.масштабности обновления=вновь
введенная пр-я мощность:произв-я мощ-ть на нач. года. Для оценки степени использования
пассивной части ОФ определяют выпуск продукции 1квадратный метр производственной
площади.

Задачи,цели и источники
информации анализа трудовых ресурсов

Цель состоит в том,чтобы оценивать
эф-ть их использования,изыскать резервыроста производительности труда,пути снижения
расходов на з\п для увеличения прибыли пред-я. Задачи:в обл-ти использования раб-силы:1)оценкаобеспеченности
пред-я необходимыми кадрами по численности,составу,структуре.2)изучение динамики
чис-ти работника в целом по пред-ю,отдельным подразделениям и категориям работ-в.3)оценка
движения раб.силы и выявление причины4)проанализир-ть использов-е раб.времени.5)рассчитать
влияние числ-ти на выпуск прод-и.

В обл-ти производит-ти труда:1)опред-ть
степень выпол-я плана производит-ти труда в целом по пред-ю и отдель-м подразд-м.2)изучить
динамику производит-ти труда.3)рассчитать долю прироста выпуска прод-и за счет роста
производит-ти труда.

В обл-ти расходов на оплату
труда:1)опред-ть абсолютное и относит-е откл-е на з\п.2)изучить динамику расходов
на з\п.3)оценить эф-ть использов-я ср-в на з\п.4)изыскать резервы снижения расходов
на з\п.

Источники инфор-и:таель учета
раб.времени,расчетно-платеж ведомость,ф№5 прилож-е к бух балнсу.статистич отчетность.Ф№1Т-отчет
по труду.

Анализ обеспеченности п-п
трудовыми ресурсами

Эффективность их использования
зависят объем и своевременное выполнение всех работ, степени использования о.с.
,себ-ти продукции и прибыль. При анализе фактическая численность работников в целом
по пред-тию ,отдельным подразделениям и категориям работников сравнивается с численностью
предусмотренном в штатном расписании, числ-тью прошлого года и определяется отклонение.
Положительным считается такое изменение числен-ти, которое способствует росту выпуска
продукции, производительности труда, снижению расходов и повышению прибыли.Рассчитывается
динамика численности работников в целом по пред-тию ,отдельным подразделениям и
категориям работников. При анализе структуры штатов рассчитывают удел вес отдельных
категорий работников в общей численности, сравнивают с плано-ым показателями и прошлым
годом определяют отклонение ,выявляют причины изменения показателя. Оценка качества
состава раб0-ов проводится по полу ,возрасту, квалификации путем проведения структурного
анализа. При анализе расчит:1)Коэф оборота по приему =число принятых работников/средспис
–ую чис-ть работников.2)Коэф оборота по выбытию =Число выбыв раб-ов\сред спис –ую
числ работников.3) Коэф текуч кадров =Чило раб-ов уволив по собствен желанию и уволен
за нарушение трудовой дисцип \средспис числ раб-ов.4)КОЭФ постоян состава персонала
=число работ проработав-ых весь год\средспис числ раб-ов. При анализе рассчитанные
коэф сравниваются с показ-ми прош года и опред отклонение.Для оценки эффективности
использования персонала п-п исполь-ется показ ретмичности персонала Ретмич персонала=прибыль
от продаж \средспис числ раб-ов*100% Напряженность обеспечении п-п трудовыми ресурсами
может быть решена за счет роста произ –ти труда механизации автоматизации проз-ва,
внеш современной техники ,улучшение организации произ-ва и др.

Анализ использования рабочего
времени

Выпуск продукции зависит от
использования рабочего времени,при анализе изучают:1) Полноту использования раб
времени.2) Факторы влияющие на использование рабочего времени.3)Причины потерь рабочего
времени4)Влияние потерь рабочего временина изменение выпуска продукции.Источники
информации: Фактический и плановый баланс рабочего времени. При анализе фактич-й
фонд рабочего времени в целом по п-п,отдельным подразделениям ,категориям работников
сравнивается с плпновыми фондами,с прошлым годом,определяется отклонение ,% выполнения
и динамику показателей.На фонд рабочего времениоказывают влияния :численность работников(Ч),кол-во
отработ дней1м работником за год(Д) ,продожит раб дня(Прд).В процессе анализаиспользуя
способ цепной подстановки рассчитывают влияние факторов на фонд раб-го времени исполь
формулу: ФРВ=Ч*Д*Прд. В ходе анализа изучают потери раб-го временикоторые могут
возникнуть в результате: болезни арботников,прогулов,простоев,из-за отсутствия сырья
,эл Энергии,неисправ оборудования и тд.Каждый вид потерь анали-ться и принемают
меры к их снижению Не производит затраты раб-го времени являются резервом повышения
выручки продукции, которая определяется:потери рабоч времени*средчасовую выработку.

Анализ производительности
труда

Для оценки эфет-ти использования
трудовых ресурсов применяется обощие частные и вспомогательные показатели.К обобщающим
показателям относиться: Среднегодовая,среднедневная и среднечасовая выроботка продукции
1м рабочим в натурал-ых или стоимостных показателях.1)произ-ть труда рассчитывается:
а) в натуральном выражении= выпуск продукции в натур-ом паказ-ях\средспис числ работников.б)в
стоимостных показателях =товарная продукция \средспис числ работников.2)Частные
показатели- это затраты времени на производво продук-ции определенного вида продукции.
Выпуск продукции определенного вида в натур-ом выражении за 1 человеко день (час)3)
Вспомагательные показатели:а) затраты времени на выполнение единицы опреде-го вида
работ б) Объем выполненных работ за единицу времени. При анализе рассчитывают: 1)%
выполнения плана по произ-ти труда= Фактич-ая произ=ть труда отч.года \плановая
произ-ть труда отчет года*100%2)Динамика = Фактич произ-ть труда отчет года \фак
произ прош года*100% 3)Отклонение =фактич произ=ти отч года-план прош года.4)Доля
прироста выпуска продукции за счет роста произ-ти труда.Д=100-(Кz — 100\Кв — 100*100%) Кz- рост числ-ти в % ,Кв –рост выпуска продукции.5)Условное
высвобождение численности работников. Усолвная числ-ть работ = факт выпуск прод-и
отч года\произ-ть труда прош года. Численность фак –числ услов =(+)дополнит привлеч
числ раб ,(-)условноь высвоб числ раб 6)Влияние удельного веса рабочих в общемй
числен рабочих (удел вес)кол-во отработ дней 1м раб за год (Д)продол-ти рабоч дня
(Прд)и средчасовая выработка (ЧВ)на произ –ть труда способом цепной постановки по
формуле П=Уд*Д*Прд*ЧВ 7)Влияние числ и произ-ти на выпуск продукции способом цеп
подстанов по форм :Выпуск =Числ* Произв.Резервы повышения произ-ти труда: 1)Увеличие
удельного веса раб-чих в общей чис-ти раб-ков 2)Сокращение потерь рабоч времени
3) Механизация и автомат-ция производ-ых процессов .4)Повышение квалиф –ии работков
.5) стимулирование труда раб-ов 6) улучшение орг-ции произ-ва.7) совершенствование
техники и технологии.

Анализ расходов на з\п

 На п-п применяющих провременную
форму оплаты труда при анализе расходов на з\п определяется обсолютное отклонение
Факт Фзп отч года- план Фзп отч года =откл в сумме (+)перерасход ср-в на з\п (-)экономия
средств на з\п .Факт Фзп отч года – Факт Фзп прош года =откл сумма (+)повыш расходов,(-)сниж
расходов.Если на п-п опред-ся пременная и сдельная оплпта труда ,то рассчитывается
относительное отклонение по фонду з\п.Относит ОТК-ие = факт Фзп отч года – план-ый
Фзп отч года скор-ый на индекс объема произ-ва (+) перерасход (-)экономия. Плановый
Фзп скорректир =план фзп повременников +( план фзп сдел-ов *индекс объема прои-ва).
Индекс объема произ-ва это %выполнения плана взятый в коэф –ой форме.По сравнению
с прош годам Факт фзп отч года –факт фонд зп прош года скорретй на индекс объема
произ-ва. Факт фзп пр года скоррект =факт фзп пр года повремменну+(факт фзп сдел-ов
прош года *индекс объема прои=ва) Индекс объема произ-ва это динамика взятая в коэф
–й форме.1)Расчитывают динамику фонда оплат труда =Факт фонд отч года * 100%\факт
фонд зп прош года.2)Структура расходов на зп по формулам оплаты труда категориям
раб-в и видам выплат.а) выпуск на 1руб зп =выпуск \фонд зп,б) выручка 1руб =выручка
от продаж \ Фзп.в) прибыль на 1руб =прибыль \Фзп 4)Средняя зп З= ФЗП\Ч . Расчитывается
% выполнения плана,динамика,откл0ие от плана и прош года. Пр анализе сопоставляют
темпы роста средней зп и темпы роста произ-ти труда. Для расширенного аоспроиз-ва
получение необходимой прибыли ,необходимо ,чтобы темпы роста произ-ти труда опережали
темпы роста средней зп. Влияние факторов на фзп :а) Влияние числ (Ч)и сред зп(З)на
фонд зп.Фзп=Ч*З .б) влияние выпуска (В) произ-ти труда (П) и сред зп на фзп. Фзп
= в\п*з.в)влияние числ(Ч) кол-во отработ дней 1м раб-ом (Д)и дневной зп(Дзп). Фзп
= Ч*Д*Дзп.г) Влияние числ (Ч) кол-во отработ дней выше раб за год ,продол-ти раб-го
дня (Д) и среднечас –ой зп(ЧЗП). ФЗП=Ч*Д*ПРД*ЧЗП.

Анализ обеспеченности п-п
материальными ресурсами

 Цели анализа м.р –это изыскание
ресурсов их снижения для уменьшения с\с продукции и увелич прибыли. Задачи анализа
1. Проанализировать состав и структуру м.р 2.Оценить обеспеченность п-п м.р. 3.
Изучить динамику м.р. 4. Оценить эффект исполь=ия м.р.5.Проанализировать выполнение
договорных обязательств на поставку м.р.6. Изучить сос-ие запасов м.р.на п-п.7.Изыскать
резервы повышения эф-ти использования м.р.Источники информации для анализа:1 Форма
№1 Бух баланс ,Ф№5 прило к бух бал. Статистич отчет Ф№53 Плановая отчет калькуляция
,план матер тех снабжения. Данные бух уч о поступлении расходе и остатков м.р.Для
оценки м.р расчит :1.Коэф обеспеч –ти потреб-ти мат-х р. По плану= Сумма по заключ
договора\ план-ую потребность2. Коэф обеспеч птр-ти м.р.фак-ки = Фак-ая поставка
м.р.\ план-ую потреб –ть.Для оценки ритмичности поставок рассчитывают коэф ритмичности
поставок= Фактич поставка в пределах плана \ план поставки.В процессе анализа изучают
выполнение договорных обяз-в по общему объему ,асс-ту,срокам поставки,кач-ву,ценам
и др. и рассчитывают % выполнения договорных обязательств =План поставки по договору
–недопаставка ресурсов\ план поставки ресурсов*100%При анализе фак-е запасы м.р.
в днях сравниваються с нормативом запасов м.р. в днях и определяют отклонение в
днях . Факт запасы м.р. в днях –норматив запасов натур.р. в днях=Откл в днях (+)сверх
норматив запасы(-) ниже норматива.Для определения факт запасов рес-ов в днях необходимо=Запасы
конкрет вида р. В натур или стоим-ых показателях\ однодневный расход конкретного
вида м.р. в тех же показателях.В процессе анализа рассчитывают влияние на объем
пр-ва(объем ВП)кол-во закупленного сырья (Кз)переходящих остатков (остатки), сверх
норматив отходов (ОТХ)и удел расхода сырья по ед продкции используя способ ц.п VВП=Кз+Ост-Отх\Ур. Уменьшить расход сыртя
на пр-во ед-цы продукции можно путем упращения конструкции изделия, совершенствование
техники закупки сырьяпо более низким ценам,уменьшение потерь при перевозки и хранении,не
допущения брака, повышение квалификации работников.

Анализ эф-ти использования
материальных р-сов

 Пок-ли эф-ти использования
мат р-сов делятся на обобщающие и частные. К обобщающим пок-лям относят: 1)мат-ло
отдача (сниж). М0=выпуск пр-ции / мат затраты (В/Мз). Показывает выпуск пр-ции на
1руб мат затраты. 2)материалоемкость (увелич), Ме=Мз/В; показывает мат затраты на
1руб выпущен пр-ции. 3)прибыль 1руб Мз (увелич) прибыль/Мз; показывает сколько прибыли
приходится на 1руб Мз. 4)уд вес Мз в с/с пр-ции (сниж) = Мз/полную с/с пр-ции *100%.
Мат-ные затраты используется эффективно если увелич материало отдача, прибыль на
1руб Мз, снижается материалоемкость и уд вес Мз в с/с пр-ции. Коэф-т мат затрат
отн-ние факт суммы мат затрат к плановой сумме Мз пересчитан на факт V ВП, если К Мз›1 – перер-д мат р-сов, К Мз‹1 – экономия. Частные
пок-ли используются для оценки эф-ти использования отдельных видов мат-ных р-сов:
— сырьеемкость, — энергоемкость, — металлоемкость и т.д. В процессе ан-за изучают
материалоемкость отдельных видов пр-ции и причины ее изменения за счет изменения
уд веса р-да мат-лов (УР) их ст-ти (ЦМ) и отпускных цен (ЦП) используя способ цепной
подстановки Ме= сумма (УР*ЦМ)/ЦП

Понятия и задачи анализа
технико-организационного уровня

Технико организ уровень п-п
характеризуется степенью совершенства использования оборудования уровнем технического
процесса состояния орг-ции труда и произ-ва эф-ти применения методов управления
использования в произ-ве достижение научно технич –ого процесса. Задачи анализа
: 1 Определение оценка науч технич уровня произ-ва выявление его влияния на резул-ты
работы п-п.2. Оценка эффективности орга-ции произ-ва и труда на п-п.3. Оценка эф-ти
управления п-п использование произ-ой мощности п-п. 4. Изыскание резервов улучшения
т.о.у. п-п.Источники информации: 1 Годовая бух и статистическая отчетность 2.Баланс
производственной мощности ,Свединия об внедрении науч технич процесса мех-ции оборудования
и внедрение новой техники.

Анализ технического ур-ня
пр-ва. (ТУП)

Ан-з ТУП вкл: 1)ан-з Ур-ня
механизации и автоматизации пр-ва и прогрессив применяемой технологии. 2)ан-з ур-ня
технич и энергитич пр-ва. 3)ан-з качества и новизны пр-ции. Для оценки технич оснащенности
труда рассчитывают: — фондовооруж труда отн-ние ССОФ к среднесписоч числен раб-ков.
Хар-ет обеспеченность раб-ков ОФ – технич вооруженность труда отн-ние ст-ти машин
оборудования к среднесписоч числен раб-ков. – энерговооруж труда отн-ние ст-ти электроэнергии
к среднесписоч числен раб-ков. – коэф-т механизации (автоматизации) отн-ние числен
раб-ков выполняющих работы с помощью механизации (автоматизации) к среднесписоч
числен раб-ков. или V пр-ции выполнен механизир (автоматизир)
способом к общей V выпущенной пр-ции. – Ур-нь технологии
пр-ва отн-ние уд вес пр-ции изготовлен по прогрессив технологиям к отн-нию (выпуск
по прогрессив технологиям к общему выпуску )*100%. – для оценки соответствия оборудования
современ научно-технич прогрессу изучают коэф-ты износа, годности осущ группировку
оборуд по возраст составу и рассчитывают уд вес прогрессив оборудования в общем
его кол-ве. Наличие на пред-тии большого кол-ва сравнительно нового оборуд свидетельствует
о прогрессив его стр-ры. В процессе ан-за рассчитывают уд вес активной части ОФ
в общес их ст-ти. Основными результатами инавацион деят-ти пред-тия яв-ся рост ВП,
повышения качества пр-ции, рост произ-ти труда, снижение материалоемкости, трудоемкости,
фондоемкости, увеличение прибыли.

Анализ ур-ня орг пр-ва

Ан-з проводят по след направлениям:
— Ур-ню концентрации, специализации и кооперирования пр-ва. – продолжит произ-ного
цикла и ритмичности пр-ва. – использование раб времени, — прогрессив форм орг труда
и з/п пред-тия. – гибкость пр-ва. При ан-зе рассчитывают пок-ли: 1)коэф специализации
отн-ние ст-ти пр-ции соответствующей профилю пр-ва к общему V ВП. 2)коэф-т кооперирования отн-ние ст-ти полуфабрикатов и услуг
покупных к общей ст-ти пр-ции.3)коэф поточности отн-ние трудоемкости пр-ции изготовлен
на поточных к общей трудоемкости пр-ции. 4)коэф серийности отн-ние ст-ти пр-ции
к кол-ву наименований пр-ции. 5)коэф ритмичности ВП отн-ние факт ВП в пределах плана
к план ВП. 6)коэф загрузки оборудования во времени отн-ние факт загрузка оборудования
к план загрузки оборудования. В процессе ан-за изучают продолжит произ-го цикла
к-ая опред временем пребывания пр-ции в пр-ве и изыскиваются возможности сокращения
произ-ного цикла за счет внедрения прогрессив технологий, сокращения потерь рабочего
времени, применение эф-ти форм оплаты труда.

Анализ уровня управления

В процессе анализа управления
пред-м рассматривается:1)особенности организационной структуры,её приемущества и
недостатки.2)возможность перехода к более прогрессивной системе.3)эф-ть управления
пред-м,которая основывается на сопоставлении затрат на управление с полученными
результатами.

К числу показателей оценивающих
качество структуры управления пред-м относят:1.удельный вес з\п работников в общем
фонде з\п и в полной себ-ти, 2.удельный вес затрат на управление в объме продаж,
3.уровень механизации и автоматизации труда работ-в управ-я,4. удельный вес рабочих
в общей численности работников,5.производительность труда,6.средняя з\п работников
пред-я и аппарата управления,7.анализируется соотношение темпов роста производительности
труда и средней з\п,8.объем прибыли на 1го работника управ-я,9.коэф-т эф-ти управления=выручка
от реализации:затраты пред-я.

Об эффект-ти управ-я предприятием
свидетельствует:

-увеличение выпуска и реализации
продукции,

-рост производительности труда,

-снижение расходов и увеличение
прибыли и рентабельности пред-я,

-повышение фондоотдачи,

-ускорение рборачиваемости
оборот-х средств.

Анализ уровня социального
развития предприятия

Проводятся по направлениям:
1)условия труда-изучается режим работы,наличие перерыврв и их продолжительность,освещенность
рабочих мест,наличие кондиционеров,и прочего оборуд-я,столовой,буфета,мед кабинета,мест
отдыха. К показателям условий труда относят:

-уровень травматизма= число
травм:среднесписочная численность работ-в.

-уровень профес-х заболеваний=число
профес-х заболеваний: среднесписочная численность работ-в.

-уровень временной нетрудоспособности=дни
нетрудоспособности: среднесписочная численность работ-в.

2) Система соц.льгот и выплат-анализируется
з/п ,действующая сис-ма стимулирования труда,оплата больничных листов,проездов к
месту работы,обедов,моб.телефонов,выплаты матер-й помощи,предоставление путевок.
При анализе рассчитывают:1.уровень обеспеченности жильем=число обеспеченных жильем:
среднесписочная численность работ-в.

2.уровень обеспеченности детскими
садами=число мест в детских садах:число детей сотрудников нуждающихся в дет.садах

3.уровень обеспеченности домами
отдыха=число путевок на 12дневный срок:число сотрудников нуждающихся в путевках,

3)Соц стабильность образования
и квалификация кадров:

1.уровень стабильности кадров=чисто
раб-в состоящих в списке пред-я более1года:среднеспис-я численность работников.

2.Уровень образования=число
раб-в имеющих образование:среднесписочная числ-ть работников.

3.Уровень профес-й подготовки=число
раб-в повышающих квалиф-ю: среднесписочная числ-ть работников.

4. Уровень квалификации=число
работников выполняющих работу соответствующ-й их квалиф-и:среднеспис-я численность
работ-в.

Взаимосвязь жизненогоцикла
изделий ,техник,тех-гии и организ –го технич уровня

Выделяют 3 уровня влияния
жизнного цикал товара на деят –ть произ-ых систем. 1 уровень – Уровень стратегии
развития п-п .В данном случае стадия жиз цикла товара влияет на прогнозирование
дея-ти п-п во внеш среде:Возьмет ли оно курс на диверсификациюили же на расширение
рынка либо же,наоборот ,выберит стратегию сокращения. 2 уровень связан с самимтоваром
и касается проблем его произ-ва,содерж т.е проблем,направленных на поваышение конкурентоспособности.3
уровень решений,связанных с прохождением товаром отдельных стадий жиз цикла ,направлен
на разработку маркетинговых стратегий.

Цели,задачи и содержание
эконом-го анализа себ-ти продукции

Себ-ть продукции-это важнейший
показатель эконом-й эффек-ти произ-ва отражающий все стороны хоз-й деятельности
и результаты использования всех видов ресурсов.

Цель анализа себ-ти-это управление
расходами для последовательного снижения себ-ти.

Себ-ть оказывает влияние на
финн-е показатели деятельности пред-я,являются основой для определения цены на продукцию.
Задачи: 1)определить отклонения фактич-й себ-ти от плана и прош.года,в целом по
пред-ю,отдельным подразделениям,эл-м и статьям затрат.

2)Изучить динамику себ-ти
от плана и прош.года,в целом по пред-ю,отдельным подразделениям,эл-м и статьям затрат.

3)Проанализировать изменения
структуры по эл-м и статьям затрат.

4)Рассчитать влияние факторов
на себ-ть продукции.

5) Проанализировать изменения
затрат на 1руб товарной прод-и,уровня затрат по статьям и себ-ти ед.прод-и.

6)Изыскать резервы снижения
себ-ти продукции.

Источники информации:1)Ф№5-приложение
к бух балансу;2)Ф№2-отчет о прибылях и убытках;3)плановые и отчетные калькуляции;4)Статистич
отчетность;5)Ф№5 З-сведенья о затратах на пр-во и реализацию работ,услуг.

Все расходы пред-я делятся
на 1)переменные- изменяются от объема пр-ва,2)постоянные-не зависят от изменения
объема пр-ва.

Анализ себест-ти по эл-м
и статьям затрат

При анализе себестоимости
определяют:

1.Отклонение
фактической себестоимости от плана и прошлого года.=Факт себестоим. Отчетного года-
плановая себ-ть отчет года пересчит-я нафактич выпуск продукции в натуральном выражение
= отклонение в сумме (+) – перерасход средств, (-) – экономия.

=Факт
себестоимость отчетного – факт себест прошлого года = (+) – увеличение затрат (-)
– снижение затрат.

2.Динамика
себестоимости =Факт себест отч года: Факт себест прошл года*100%

3.Структура
себестоимости =Затраты по статьям:Полную себестоимость*100%

4.Затраты
на 1р. Товарной продукции=Полная себестоимость: Товарную продукцию

Если
показатель 1< то производство является рентабельным, если >1 убыточное.

5.Уровень
затрат по статьям = Затраты по каждой статье: Товарную продукцию

6.Влияние
факторов на себестоимость продукции

А)
Влияние изменения себестоимости единицы продукции

∑a1q1-∑z0q1

z0-себестоимость
единицы продукции базисного года

z1-себестоимость
единицы продукции отчетного года

q0-кол-во
выпущенной продукции

q1-кол-во
выпущенной продукции отчетного года.

Б)
Влияние количества выпущенной продукции на себестоимость

∑z0q1
– z0q0

Фокт
себест отч года в ценах и тарифах базисного – факт себест базисного года

Анализ себестоимости отдельных
видов прод-и

При анализе себестоимости
по отдельным видам продукции рассчитывается отклонение от плана и прошлого года,
динамика показателей и структура, дополнительно рассчитывается себестоимость еденицы
продукции. Полная себестоимость:Выпуск продукции в натуральном выражении

В процессе анализа рассчитывают
влияние на себестоимость еденицы продукции (Сi) суммы постоянных завтрат отнесенных на этот вид продукции (Ai) , объема выпуска определенного вида
продукции в мат выражении (ВПi) и суммы
переменных затрат отнесенных на единицу определенного видал продукции (bi).

Ci=Ai/ВПi+bi

Пути снижения себестоимости
продукции:1.Закупка сырья по более низким ценам.2 Внедрение технически обоснованных
норм расходов.3.Механизм и автоматизация вспомогательных работ.4.Внедрение ресурсосберегающих
технологий.5.Сокращение затрат на обсуживание производства.6.Экономия на управленческих
расходах.7.Сокращение потерь от брака и др. непроизводственных расходов.

Анализ накладных расходов

Накладные расходы связанны
с обслуживанием производства, сбыта и управления.

Задачи:1.Проанализировать
состав и структуру накладных расходов.2.Изучить динамику накладных расходов.3.Проанализировать
систему распределения накладных расходов.4.Оценить исполнение смет накладных расходов.5.Изыскать
резервы снижения накладных расходов и разработать мероприятия. При анализе рассчитывают:1.Отклонение
накладных расходов в целом по предприятию и отдельным видам по сравнению с планом
и прошлым годом.2.Динамика накладных расходов.3.Структура накладных расходов= Накл.
Расх. По отдельным статьям: Общ. Сумму накл расходов*100%

4.Доля
накладных расходов в себестоимости= Накл. Расх: Полную себест.

*100%

5.Общ.
Уровень накладных расходов=Накл. Расх.:Выручку от продаж

6.Уровень
накл. Расходов на ед. чистой прибыли=Накл. расх.:Чист. приб.

Размещено на
http://www.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий